 |
Дхарма Буддийское сообщество
|
Страницы Пред. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 ... 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25 След.
|
Предыдущая :: Следующая тема |
Автор |
Сообщение |
СлаваА
Зарегистрирован: 31.10.2017 Суждений: 18149 Откуда: Москва
|
№650101 Добавлено: Пт 21 Мар 25, 09:24 (17 дней назад) |
|
|
|
Теория-практика - да, именно ложная дихотомия. Вполне из жизни дихотомия. Можно быть теоретиком.
Аджан Чаа:
"Если вы слушаете учения Дхаммы, но не практикуете, вы похожи на черпак в кастрюле с супом. Черпак в супе бывает каждый день, но он не знает вкус супа. Вы должны размышлять и медитировать. ”
"Теория" и "только слушаете" - якобы, одно и то же. Очередной софизм. Высказывание Славы показывает со всей ясностью, что в его понимании "теория = просто слушать/читать". В этом высказывании нет софизма, есть разница в понимании слов. Слава и КИ говорят на разных языках, хотя и пользуются одинаковыми словами.
Суть в том, что сам предмет тут идеальный (умственный). А не эмпирический. Поэтому, тут нельзя рассуждать о поверке идеального эмпирическим - о соответствии теории практике. Верно понятая верная теория - это уже и есть "практика".
Был контекст "любое воззрение - теория, идеальное". Нельзя противопоставить в этом контексте - следовании верному воззрению - теорию и практику. "Слушать" - это не теория и не воззрение ни в каком из смыслов. Нельзя понимать верное воззрение, но не следовать ему. Слушать о том, что дом горит, выучить слова "дом горит" - это не знание, что дом горит. Нельзя знать, что дом горит, но не предпринимать действия. Если не следуешь - значит не понимаешь. "Попробовать суп" - это понимание теории, которое отлично от выученных слов, которыми она излагается. "Дхарма (дао) вне слов" - об этом, а не о "теории и практике". Как же тогда быть с миллионом примеров, когда человек понимает, что условно говоря грех это плохо. Он это понимает в теории, но на практике не может остановиться и грешит? У Вас же какое то такое знание которое меняет поступки уже. В обычной жизни такого знания, такой теории которая автоматически меняет поступки - нет, так как должно еще возникнуть желание воплотить это знание в поступках и нужно прилагать усилия. И в суттах тоже такая последовательность.
Этот ваш условный человек слышал некие слова. Он не знает причин, не знает возможных последствий -"не верит", если на вашем языке. Возьмем механика. Он может прекрасно знать причины поломки некоторого оборудования. В теории он знает, что надо заменить какую-то деталь, но может ничего для этого не делать, потому что тут зовут кофе попить, в другом месте интересная для него беседа отвлекает, потом у него температура или ему лень прилагать усилия и т.д.
Не возьмем механика. Вместо этого перестанем игнорировать слова "сам предмет тут идеальный (умственный). А не эмпирический. ". У механика знание тоже умственное, идеальное. Но есть ответственный механик, который применит теорию, а есть лентяй. _________________ Практикую интегральную йогу Шри Ауробиндо, интересуюсь буддизмом. Очень нравится как учит буддизму Далай Лама и его общественная деятельность.
Ответы на этот пост: КИ, Горсть листьев |
|
Наверх |
|
 |
КИ 3Д

Зарегистрирован: 17.02.2005 Суждений: 49820
|
№650102 Добавлено: Пт 21 Мар 25, 09:45 (17 дней назад) |
|
|
|
Не возьмем механика. Вместо этого перестанем игнорировать слова "сам предмет тут идеальный (умственный). А не эмпирический. ". У механика знание тоже умственное, идеальное. Но есть ответственный механик, который применит теорию, а есть лентяй.
Передергиваете с "предмет" на "знание" - это преднамеренно или симптом слабоумия? _________________ Буддизм чистой воды
Ответы на этот пост: СлаваА |
|
Наверх |
|
 |
Горсть листьев Фикус, Историк

Зарегистрирован: 10.09.2010 Суждений: 30887
|
№650103 Добавлено: Пт 21 Мар 25, 10:37 (17 дней назад) |
|
|
|
Не понимаю, что ложного в дихотомии "теория / практика". Человек вполне может знать в теории как починить машину, но не чинить ее.
Дихотомия "знание / вера" из другой области. Вера это когда человек точно не знает как починить машину, но верит и начинает тут откручивать, там подкручивать в вере, что сейчас, сейчас она починится. Вот вы и описали существенную разницу, делающую дихотомию истинной.
Дихотомия "знает, как делать / но не делает" ложная по той простой причине, что второе не исключает первого. Дихотомия же - это диалектика противоположностей.
Вот словарное определение:
Дихотомия (от греч. διχοτομία: δῐχῆ, «надвое» + τομή, «деление») — раздвоенность, последовательное деление на две части, более связанные внутри, чем между собой.
Более конкретно дихотомия понимается как способ логического деления класса на подклассы, при котором делимое понятие полностью делится на два взаимоисключающих понятия.
Теперь рассмотрим ваши примеры.
Предложенная вами дихотомия ложна, так как вы противопоставляете знание и нежелание его применять. Это не дихотомия, а последовательность, равнозначная "у меня есть деньги, но я их не трачу". Если же в качестве валюты выступает время, то: я знаю, как починить машину, но нанимаю человека, который это сделает за меня.
Вторая дихотомия, предложенная вами под лейблом "из другой области", в действительности является истинной дихотомией. Потому, что одно исключает другое. Как вы пишете, "человек не знает как починить машину, но верит и начинает тут откручивать, там подкручивать, (потому что обращается к) вере, что сейчас, сейчас она починится.
То есть ваш человек совершает какие-то "магические" пассы руками и манипуляции предметами, надеясь, что это каким-то непонятным ему, то есть чудесным образом заставит машину "починиться" (починить себя). Вы очень верно объяснили постулат веры - "не знаю, но надеюсь".
Какова вероятность того, что Незнайка всё же сможет починить сломавшийся трактор Шпунтика? Полагаю, что вероятность близка к той, где мартышка, стуча по клавишам пишущей машинки, напишет энциклопедию.
Знание же в этой дихотомии ровно противоположно - Знайка знает, как починить машину; зная, как это надо делать, он совершенно не думает и даже не допускает мысли, что машина может каким-то образом "починить сама себя".
Какова вероятность того, что Знайка починит трактор Шпунтика? Думаю, она не меньше 50/50. но у той половины, где результат негативный, есть ряд вполне определимых причин - это может быть недостаток какого-то специального знания или навыка, или неверная организация процесса, или что-то ещё, не менее определённое, поддающееся анализу и исправлению.
Замечаете, в чём разница?
И почему ваши "разные области" разные потому, что первая область ложных высказываний, а вторая - истинной дихотомии.
Усердствуя в первой, вы неизбежно оказываетесь среди тех, кого КИ называет "лжецами". _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Последний раз редактировалось: Горсть листьев (Пт 21 Мар 25, 10:48), всего редактировалось 2 раз(а)
|
|
Наверх |
|
 |
Горсть листьев Фикус, Историк

Зарегистрирован: 10.09.2010 Суждений: 30887
|
№650104 Добавлено: Пт 21 Мар 25, 10:41 (17 дней назад) |
|
|
|
Возьмем механика. Он может прекрасно знать причины поломки некоторого оборудования. В теории он знает, что надо заменить какую-то деталь, но может ничего для этого не делать, потому что тут зовут кофе попить, в другом месте интересная для него беседа отвлекает, потом у него температура или ему лень прилагать усилия и т.д.
В итоге теоретическое знание есть, на практике оборудование или не работает или работает неправильно и производит брак. И вновь в этом примере вместо дихотомии последовательность: знаю, что делать, но не хочу этого делать. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся. |
|
Наверх |
|
 |
Горсть листьев Фикус, Историк

Зарегистрирован: 10.09.2010 Суждений: 30887
|
№650105 Добавлено: Пт 21 Мар 25, 10:44 (17 дней назад) |
|
|
|
У механика знание тоже умственное, идеальное. Но есть ответственный механик, который применит теорию, а есть лентяй. Выводя диалог на обсуждения лентяя, вы подменяете тему рассуждения. Это типичный софизм, позволяющий уйти от неудобной темы, где софист ощущает или даже осознаёт свою слабость.
Если только ощущает, то меняет тему бессознательно. Таких КИ называет "дураки". Если же осознаёт, то меняет тему намеренно, что и делает ловкого софиста тем, кого КИ называет "лжец". _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Ответы на этот пост: СлаваА |
|
Наверх |
|
 |
ТМ

Зарегистрирован: 05.04.2005 Суждений: 13871
|
№650106 Добавлено: Пт 21 Мар 25, 14:47 (17 дней назад) |
|
|
|
Теория-практика - да, именно ложная дихотомия. Вполне из жизни дихотомия. Можно быть теоретиком.
Аджан Чаа:
"Если вы слушаете учения Дхаммы, но не практикуете, вы похожи на черпак в кастрюле с супом. Черпак в супе бывает каждый день, но он не знает вкус супа. Вы должны размышлять и медитировать. ”
"Теория" и "только слушаете" - якобы, одно и то же. Очередной софизм. Высказывание Славы показывает со всей ясностью, что в его понимании "теория = просто слушать/читать". В этом высказывании нет софизма, есть разница в понимании слов. Слава и КИ говорят на разных языках, хотя и пользуются одинаковыми словами.
Суть в том, что сам предмет тут идеальный (умственный). А не эмпирический. Поэтому, тут нельзя рассуждать о поверке идеального эмпирическим - о соответствии теории практике. Верно понятая верная теория - это уже и есть "практика".
Был контекст "любое воззрение - теория, идеальное". Нельзя противопоставить в этом контексте - следовании верному воззрению - теорию и практику. "Слушать" - это не теория и не воззрение ни в каком из смыслов. Нельзя понимать верное воззрение, но не следовать ему. Слушать о том, что дом горит, выучить слова "дом горит" - это не знание, что дом горит. Нельзя знать, что дом горит, но не предпринимать действия. Если не следуешь - значит не понимаешь. "Попробовать суп" - это понимание теории, которое отлично от выученных слов, которыми она излагается. "Дхарма (дао) вне слов" - об этом, а не о "теории и практике". Как же тогда быть с миллионом примеров, когда человек понимает, что условно говоря грех это плохо. Он это понимает в теории, но на практике не может остановиться и грешит? У Вас же какое то такое знание которое меняет поступки уже. В обычной жизни такого знания, такой теории которая автоматически меняет поступки - нет, так как должно еще возникнуть желание воплотить это знание в поступках и нужно прилагать усилия. И в суттах тоже такая последовательность.
«Грех» - выдуманное понятие с неясным определением. Сравните со знанием о том, что вам, в случае совершения неких действий, грозит опасность. Много вы там напредпринимали намерений не переходить на красный или знания достаточно? «Практика», что вы описываете, появляется в случае незнания. Алкоголик не уверен хочет он жить или - нет. Его мотает между да/нет. Все эти «о я не могу как хочется» от биполярочки или вообще речевой оборот для других людей с целью возобновления интереса к своей персоне или продолжения употребления. Хотите сказать, что человек никогда не предпринимает опасных действий? Это же не так. И на красный переходят (понимая опасность) и в горящую избу входят, например, чтобы спасти кого-то или извлечь ценные для человека вещи.
Практика на духовном пути не от незнания, а для выработки определенных умелых качеств ума и отбрасывания неумелых.
Действия могут быть опасны вне зависимости от человека. А могут быть опасны вследствие его поведения. Пример 1: с крыши упал лед. Пример 2: побежал на красный. Для второго типа действий не нужна никакая «практика». Знаний достаточно. Это не какие то специальные навыки типа альпинизма или танцев, которые нужно повторять и повторять телом. Вход в горящее здание осуществляется при осознании, что это опасно, если там не совсем глупец. Вы зачем так все перевираете то? Сколько времени нужно затратить на тренировку знания 2+2 чтобы потом правильно думать? 2 мгновения? А если вы правильно думаете, как поведение будет иным? Вы такой: «О да я тут 1 стеклопакет купил у меня как раз 2 комнаты в каждой по 2 окна…». Разговор про адекватных людей, которые услышали что то и поняли. Им не нужно для этого понимания дополнительно «практиковать».
Цитата: выработки определенных умелых качеств ума
Вот как раз для глупых, которые не понимают, на уровне рефлексов и предписано «вырабатывать [подобие] качеств ума» зубрежкой. Это первое значение бхаваны. Второе - это пребывание. Помимо этого все «практики» буддизма опциональны и заточены под социум. Это больше общественная активность.
Более того, ящитаю, что то же «сострадание» «взращивать» вообще вредно, пока вы с концептом «каруна» не разобрались. Превратитесь в зоошизу и любительницу туземцев типа одной небезызвестной участницы. То же самое про все остальные инфоцыганские «осознавания». Все эти человеко-годы потраченного времени не стоят и одного обдуманного предложения. _________________ namaḥ samantabhadrāya samantaspharaṇatviṣe
Ответы на этот пост: СлаваА, СлаваА |
|
Наверх |
|
 |
Горсть листьев Фикус, Историк

Зарегистрирован: 10.09.2010 Суждений: 30887
|
№650113 Добавлено: Пт 21 Мар 25, 21:59 (17 дней назад) |
|
|
|
Каруна - в буддийской доктрине понимается как деятельное сострадание. Здесь корень тот же, что и в слове "карма".
Однако в индийской хореографии этот же термин означает изображение печали о ком-то или жалости к кому-то. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся. |
|
Наверх |
|
 |
СлаваА
Зарегистрирован: 31.10.2017 Суждений: 18149 Откуда: Москва
|
№650126 Добавлено: Вс 23 Мар 25, 09:46 (15 дней назад) |
|
|
|
У механика знание тоже умственное, идеальное. Но есть ответственный механик, который применит теорию, а есть лентяй. Выводя диалог на обсуждения лентяя, вы подменяете тему рассуждения. Это типичный софизм, позволяющий уйти от неудобной темы, где софист ощущает или даже осознаёт свою слабость.
Если только ощущает, то меняет тему бессознательно. Таких КИ называет "дураки". Если же осознаёт, то меняет тему намеренно, что и делает ловкого софиста тем, кого КИ называет "лжец". Лень или ее противоположность - усердие как раз связующее между теорией и практикой. Обсуждение же началось что с того, что ТМ был назван "теоретиком". А потом КИ написал, что это ложная дихотомия теория/практика. Но мысль ведь банальная и всем известная, что можно что-то знать теоретически (идеально), но усилий не прикладывать.
Или Вы согласны с КИ, что если что-то познано, то сразу и "реализовано" так как познано? На мой взгляд (пока мы не Будды) всегда есть процесс требующий приложения усилий даже в отношении примеров где речь идет о качествах ума. Там где разрыв с физическим миром типа знаю как починить машину и физической починкой - это просто очевидно. _________________ Практикую интегральную йогу Шри Ауробиндо, интересуюсь буддизмом. Очень нравится как учит буддизму Далай Лама и его общественная деятельность.
Ответы на этот пост: Горсть листьев |
|
Наверх |
|
 |
СлаваА
Зарегистрирован: 31.10.2017 Суждений: 18149 Откуда: Москва
|
№650127 Добавлено: Вс 23 Мар 25, 09:49 (15 дней назад) |
|
|
|
Не возьмем механика. Вместо этого перестанем игнорировать слова "сам предмет тут идеальный (умственный). А не эмпирический. ". У механика знание тоже умственное, идеальное. Но есть ответственный механик, который применит теорию, а есть лентяй.
Передергиваете с "предмет" на "знание" - это преднамеренно или симптом слабоумия? Не понимаете для чего приводятся аналогии? С механиком это аналогия, наглядный пример. Представьте, что машина, которую должен починить механик - это умственное - качества ума. _________________ Практикую интегральную йогу Шри Ауробиндо, интересуюсь буддизмом. Очень нравится как учит буддизму Далай Лама и его общественная деятельность.
Ответы на этот пост: КИ |
|
Наверх |
|
 |
СлаваА
Зарегистрирован: 31.10.2017 Суждений: 18149 Откуда: Москва
|
№650128 Добавлено: Вс 23 Мар 25, 09:55 (15 дней назад) |
|
|
|
Все эти человеко-годы потраченного времени не стоят и одного обдуманного предложения. Обдумывайте.
АН 8.80
"Бывает так, что монаху нужно сделать некую работу. Мысль приходит к нему: «Мне нужно сделать некую работу. Во время работы мне будет непросто взяться за учение будд. Почему бы мне заранее не зародить усердие для достижения ещё-не-достигнутого, для обретения ещё-не-обретённого, для осуществления ещё-не-осуществлённого?» Он зарождает усердие для достижения ещё-не-достигнутого, для обретения ещё-не-обретённого, для осуществления ещё-не-осуществлённого. Такова первая основа для зарождения усердия." _________________ Практикую интегральную йогу Шри Ауробиндо, интересуюсь буддизмом. Очень нравится как учит буддизму Далай Лама и его общественная деятельность.
Ответы на этот пост: ТМ |
|
Наверх |
|
 |
СлаваА
Зарегистрирован: 31.10.2017 Суждений: 18149 Откуда: Москва
|
№650129 Добавлено: Вс 23 Мар 25, 10:03 (15 дней назад) |
|
|
|
Цитата: выработки определенных умелых качеств ума
Вот как раз для глупых, которые не понимают, на уровне рефлексов и предписано «вырабатывать [подобие] качеств ума» зубрежкой. Это первое значение бхаваны. Даже арьям нужно продолжать усердие - это и есть практика, а вовсе не "зубрежка" или фантазия про свое "понимание".
СН 48.9 "благородный ученик поддерживает усердие к оставлению неблагих состояний [ума] и взращиванию благих состояний. Он упорен, устойчив в своих стараниях, не оставляет своих обязанностей по отношению к [развитию] благих состояний. Это называется качеством усердия." _________________ Практикую интегральную йогу Шри Ауробиндо, интересуюсь буддизмом. Очень нравится как учит буддизму Далай Лама и его общественная деятельность.
Ответы на этот пост: ТМ |
|
Наверх |
|
 |
КИ 3Д

Зарегистрирован: 17.02.2005 Суждений: 49820
|
№650130 Добавлено: Вс 23 Мар 25, 10:07 (15 дней назад) |
|
|
|
Не возьмем механика. Вместо этого перестанем игнорировать слова "сам предмет тут идеальный (умственный). А не эмпирический. ". У механика знание тоже умственное, идеальное. Но есть ответственный механик, который применит теорию, а есть лентяй.
Передергиваете с "предмет" на "знание" - это преднамеренно или симптом слабоумия? Не понимаете для чего приводятся аналогии? С механиком это аналогия, наглядный пример. Представьте, что машина, которую должен починить механик - это умственное - качества ума.
Если предмет сугубо умственный, то его знание и есть "практика". Все достижения святых - это познания, джняна.
https://suttacentral.net/sn22.109/en/sujato?lang=en&layout=sidebyside&reference=none¬es=asterisk&highlight=false&script=latin
yathābhūtaṁ pajānāti _________________ Буддизм чистой воды
Ответы на этот пост: СлаваА |
|
Наверх |
|
 |
СлаваА
Зарегистрирован: 31.10.2017 Суждений: 18149 Откуда: Москва
|
№650131 Добавлено: Вс 23 Мар 25, 10:22 (15 дней назад) |
|
|
|
Не возьмем механика. Вместо этого перестанем игнорировать слова "сам предмет тут идеальный (умственный). А не эмпирический. ". У механика знание тоже умственное, идеальное. Но есть ответственный механик, который применит теорию, а есть лентяй.
Передергиваете с "предмет" на "знание" - это преднамеренно или симптом слабоумия? Не понимаете для чего приводятся аналогии? С механиком это аналогия, наглядный пример. Представьте, что машина, которую должен починить механик - это умственное - качества ума.
Если предмет сугубо умственный, то его знание и есть "практика". Все достижения святых - это познания, джняна. Да, согласен - достижения святых можно рассматривать как "практику". Но на уровне до арьев тоже много чего сугубо умственного, что требует приложения усердия:
"Точно так же, друг, очищение нравственности [необходимо] ради очищения ума. Очищение ума – ради очищения воззрения. Очищение воззрения – ради очищения преодолением сомнения. Очищение преодолением сомнения – ради очищения знанием и видением того, что является путём, и того, что им не является. Очищение знанием и видением того, что является путём, и того, что им не является – ради очищения знанием и видением пути. Очищение знанием и видением пути – ради очищения знанием и видением. Очищение знанием и видением – ради достижения окончательной ниббаны без цепляния. Именно ради окончательной ниббаны без цепляния ведётся святая жизнь [под учительством] Благословенного" _________________ Практикую интегральную йогу Шри Ауробиндо, интересуюсь буддизмом. Очень нравится как учит буддизму Далай Лама и его общественная деятельность.
Ответы на этот пост: КИ |
|
Наверх |
|
 |
ТМ

Зарегистрирован: 05.04.2005 Суждений: 13871
|
№650132 Добавлено: Вс 23 Мар 25, 18:02 (15 дней назад) |
|
|
|
Все эти человеко-годы потраченного времени не стоят и одного обдуманного предложения. Обдумывайте.
АН 8.80
"Бывает так, что монаху нужно сделать некую работу. Мысль приходит к нему: «Мне нужно сделать некую работу. Во время работы мне будет непросто взяться за учение будд. Почему бы мне заранее не зародить усердие для достижения ещё-не-достигнутого, для обретения ещё-не-обретённого, для осуществления ещё-не-осуществлённого?» Он зарождает усердие для достижения ещё-не-достигнутого, для обретения ещё-не-обретённого, для осуществления ещё-не-осуществлённого. Такова первая основа для зарождения усердия."
Связь то какая? Я говорю о том, что без знания теории глупо выдумывать “практику” и бесполезно ей заниматься. Вы мне отрывок про монаха, который всю неделю будет подметать, но вот на следующей неделе точно решил для себя, что будет усерден во время учебы. Что здесь «обдумывать»? _________________ namaḥ samantabhadrāya samantaspharaṇatviṣe
Ответы на этот пост: СлаваА |
|
Наверх |
|
 |
ТМ

Зарегистрирован: 05.04.2005 Суждений: 13871
|
№650133 Добавлено: Вс 23 Мар 25, 18:07 (15 дней назад) |
|
|
|
Цитата: выработки определенных умелых качеств ума
Вот как раз для глупых, которые не понимают, на уровне рефлексов и предписано «вырабатывать [подобие] качеств ума» зубрежкой. Это первое значение бхаваны. Даже арьям нужно продолжать усердие - это и есть практика, а вовсе не "зубрежка" или фантазия про свое "понимание".
СН 48.9 "благородный ученик поддерживает усердие к оставлению неблагих состояний [ума] и взращиванию благих состояний. Он упорен, устойчив в своих стараниях, не оставляет своих обязанностей по отношению к [развитию] благих состояний. Это называется качеством усердия."
Он поддерживает в уме уже то, что есть, а не «вырабатывает качества ума» с пустого места. _________________ namaḥ samantabhadrāya samantaspharaṇatviṣe |
|
Наверх |
|
 |
Тред сейчас никто не читает.
|
|
 |
Буддийские форумы -> Дискуссии |
Часовой пояс: GMT + 4 Страницы Пред. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 ... 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25 След.
|
Страница 14 из 25 |
|
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы
|
За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
|