Буддийские форумы Дхарма
Буддийское сообщество
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи  ГруппыГруппы   КалендарьКалендарь   PeгиcтрaцияPeгиcтрaция 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВхoдВхoд 
 Новые постыНовые посты   За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю 
В этом разделе: За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю   За месяцЗа месяц 

Почему нет Атмана?

Страницы Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 ... 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23 ... 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36  След.
 
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Буддистская философия
Предыдущая :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Наташа П.
Гость


Откуда: Moscow


459366СообщениеДобавлено: Пт 30 Ноя 18, 06:43 (6 лет тому назад)    Что изменится, если заменить здесь слово "Атман" на "Нирвана Ответ с цитатой

Спасибо, Алексей, за вопрос. Я рада, что мы с вами на одной планете в одно время изучаем такие важные вопросы. Пусть в силу этого и вы и я, и все живые существа смогут освободиться от страданий, причин страданий и достичь вечного счастья.
==========
[quote=Алексей_Михайлов#456292]Что изменится, если заменить здесь слово "Атман" на "Нирвана"?
Почему нельзя без потери смысла заменить "Атман" на "Нирвана":
Нирвана не является представителем личности. Нирвана (полное освобождение от омрачений=пустота ума=состояние Будды) - безличностна.
Личность  же - взаимозависима, зависит от условий и она не постоянна. Если бы личность была чем-то постоянным, вечным, то  у одного существа, например, был бы "плохой" атман, а у другого "хороший", и это нельзя было бы изменить. Но буддизм говорит о том, что нет постоянной неизменной личности, поэтому любое живое существо при полном устранении омрачений из потока ума -  достигает нирваны. В этом отличие, так как нирвана - это не качество отдельной личности, не представитель этой личности, а природа ума любого живого существа. Но для того, чтобы ее достичь - нужно потрудиться и очистить омрачения.
Однако, в некоторых религиозно-философских течениях понятие Атмана действительно очень близко к понятию Нирваны. Поэтому, чтобы избежать разной трактовки, прежде чем сравнивать, нужно понять, какое определение Атмана используется. Обычно, когда говорится, что буддизм отрицает Атман - имеется в виду отрицание именно "единого, независимого, постоянного" представителя личности.  Именно его я опровергала в тексте выше. Однако, мне встречалось определение Атмана, как "чистое сознание" (если не ошибаюсь, в Адвайте)  - при таком определении это действительно близко к понятию Нирваны.[/b]
Наверх
Росс
Гость





459374СообщениеДобавлено: Пт 30 Ноя 18, 08:54 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Скорее всего только потому, что буддийская(махаянская) нирвана, татхата, дхармадхату - есть неразрывное единство сущности и метода.То есть остановка на атмановости нирваны, как единосущей и субстанциональной, глубинной  всереальности - это остановка практики, увязанность в самсаре и пустое абстрагирование действительности. То есть страдание. Это может быть основное отличие буддийской и философии и практики от остальных. Потому здесь только и возможно пробудиться прямо сейчас, не разматывая, не расплетая клубок полной истины и реализации на долгие годы и жизни . Smile
Наверх
Rupor
Гость


Откуда: Tampa


517900СообщениеДобавлено: Пт 06 Дек 19, 05:09 (5 лет тому назад)    Re: Почему нет Атмана? Ответ с цитатой

Так почему буддисты отрицают Атман?[/quote]

Атман - это дух, абсолют, или Брахман, но находящийся в отдельном не реализованном существе. Поэтому атман - это та же шуньята, ригпа, махамудра,, нирвана.Индивидуальную душу называют дживой или дживатманом
Наверх
Rupor
Гость


Откуда: Tampa


517901СообщениеДобавлено: Пт 06 Дек 19, 05:24 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Адвайта-веданта понимает Атман как чистое сознание (чайтанья), лишённое атрибутов и частей


Так вот я и про тоже,Атман=природа Будды=нирвана. Важно что обозначается терминами
Наверх
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30623

517915СообщениеДобавлено: Пт 06 Дек 19, 09:09 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

С точки зрения буддиста атман - это условное обозначение некого ощущения собственной отдельности, самости, то есть некой "своей души", которая как бы где-то есть в человеке и в которую верят люди, что эта душа переходит из тела в тело (её можно украсть, заколдовать, потерять, потом найти, или ещё что-то с ней сделать) однако это ощущение - иллюзия. В действительности никакого атмана не существует. Все феномены непостоянны, отягощены дуккхой и лишены самости - анитья, дуккха, анатман.
_________________
Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.


Ответы на этот пост: Ёжик, muscardin
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Ёжик
заблокирован


Зарегистрирован: 08.03.2014
Суждений: 16142

517916СообщениеДобавлено: Пт 06 Дек 19, 09:21 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Горсть листьев пишет:
С точки зрения буддиста атман - это условное обозначение некого ощущения собственной отдельности, самости, то есть некой "своей души", которая как бы где-то есть в человеке и в которую верят люди, что эта душа переходит из тела в тело (её можно украсть, заколдовать, потерять, потом найти, или ещё что-то с ней сделать) однако это ощущение - иллюзия. В действительности никакого атмана не существует. Все феномены непостоянны, отягощены дуккхой и лишены самости - анитья, дуккха, анатман.
И как я думаю, это совпадает с современными научными представлениями о сознании. Удивительно, что в буддизме это было уже 2500 лет назад.
Да именно иллюзорное ощущение себя как постоянной личности, и восприятие других людей как неизменных (при обычных обстоятельствах) личностей - это есть.


Ответы на этот пост: Горсть листьев
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30623

517918СообщениеДобавлено: Пт 06 Дек 19, 09:41 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Ёжик пишет:
Горсть листьев пишет:
С точки зрения буддиста атман - это условное обозначение некого ощущения собственной отдельности, самости, то есть некой "своей души", которая как бы где-то есть в человеке и в которую верят люди, что эта душа переходит из тела в тело (её можно украсть, заколдовать, потерять, потом найти, или ещё что-то с ней сделать) однако это ощущение - иллюзия. В действительности никакого атмана не существует. Все феномены непостоянны, отягощены дуккхой и лишены самости - анитья, дуккха, анатман.
И как я думаю, это совпадает с современными научными представлениями о сознании. Удивительно, что в буддизме это было уже 2500 лет назад.
Да именно иллюзорное ощущение себя как постоянной личности, и восприятие других людей как неизменных (при обычных обстоятельствах) личностей - это есть.
Да. К тому же анатман - противоядие против анимизма, принимающего самые разные формы, от примитивных вроде наделения предметов душой (меч, находящий себе хозяина; иконы, самостоятельно решающие, где им быть или не быть; машины, едущие сами по себе, искусственные интеллект, покушающийся на жизнь человека и т.п.) до весьма продвинутых, в частности - всех форм атманизма.
Хотя идее "соединения своего атмана со вселенским" нельзя отказать в изобретательности - познающий свою неотдельность от Всеобъемлющего тем самым познаёт отсутствие своего атмана, ведь отдельное не может в то же время быть слитным с другим Wink

_________________
Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30623

517919СообщениеДобавлено: Пт 06 Дек 19, 09:56 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Отдельное не может быть одновременно слитным с другим.
Это можно понять так: вот у меня есть червонец, и я даю тебе из него рубль. Тебе может казаться, что теперь у тебя есть рубль, но в действительности этот рубль - мой, этот рубль - часть моего червонца. Я даю тебе попользоваться частью моего червонца, и в конце периода пользования ты возвращаешь мне мой рубль с причитающимся мне алтыном (3 копейки) в виде выхода, мзды (маржи) от твоего дохода, полученного от пользования моим рублём. То есть, у тебя как не было рубля, так и нет, но пользуясь моим рублём, ты можешь обзавестись своими копейками, из которых три отдашь мне в оплату займа. Так ты из ничего сделал что-то, но за это надо заплатить.
Кстати, именно такие ростовщические отношения между богом и человеком на полном серьёзе объясняют христианские попы - мол, бог те дал душу взаймы, и если ты за жисть свою скорбную всё потратил, ничего не приобретя, не скопив никакого душевного богатства, то зачем ты тогда богу-то нужен такой? Пойдешь на страшном суде к козлищам, которых отпустят в пустыню на погибель, а радивые душезаёмщики станут овцами в божьем городе и будут жить припеваючи.

_________________
Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.


Ответы на этот пост: Ёжик
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Ёжик
заблокирован


Зарегистрирован: 08.03.2014
Суждений: 16142

517940СообщениеДобавлено: Пт 06 Дек 19, 10:56 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Горсть листьев пишет:
Отдельное не может быть одновременно слитным с другим.
Это можно понять так: вот у меня есть червонец, и я даю тебе из него рубль. Тебе может казаться, что теперь у тебя есть рубль, но в действительности этот рубль - мой, этот рубль - часть моего червонца. Я даю тебе попользоваться частью моего червонца, и в конце периода пользования ты возвращаешь мне мой рубль с причитающимся мне алтыном (3 копейки) в виде выхода, мзды (маржи) от твоего дохода, полученного от пользования моим рублём. То есть, у тебя как не было рубля, так и нет, но пользуясь моим рублём, ты можешь обзавестись своими копейками, из которых три отдашь мне в оплату займа. Так ты из ничего сделал что-то, но за это надо заплатить.
Кстати, именно такие ростовщические отношения между богом и человеком на полном серьёзе объясняют христианские попы - мол, бог те дал душу взаймы, и если ты за жисть свою скорбную всё потратил, ничего не приобретя, не скопив никакого душевного богатства, то зачем ты тогда богу-то нужен такой? Пойдешь на страшном суде к козлищам, которых отпустят в пустыню на погибель, а радивые душезаёмщики станут овцами в божьем городе и будут жить припеваючи.

Ага. У Кастанеды про тольтеков есть феномен Орла. Который создает людей, чтобы питаться их впечатлениями. Которые они отдают ему в момент смерти.
И можно как то обмануть Орла - сделать перепросмотр впечатлений до момента смерти, и таким образом будешь не нужен Орлу.


Ответы на этот пост: 4eJIOBEK
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
4eJIOBEK



Зарегистрирован: 15.01.2019
Суждений: 2820

517946СообщениеДобавлено: Пт 06 Дек 19, 11:03 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Ёжик пишет:
Горсть листьев пишет:
Отдельное не может быть одновременно слитным с другим.
Это можно понять так: вот у меня есть червонец, и я даю тебе из него рубль. Тебе может казаться, что теперь у тебя есть рубль, но в действительности этот рубль - мой, этот рубль - часть моего червонца. Я даю тебе попользоваться частью моего червонца, и в конце периода пользования ты возвращаешь мне мой рубль с причитающимся мне алтыном (3 копейки) в виде выхода, мзды (маржи) от твоего дохода, полученного от пользования моим рублём. То есть, у тебя как не было рубля, так и нет, но пользуясь моим рублём, ты можешь обзавестись своими копейками, из которых три отдашь мне в оплату займа. Так ты из ничего сделал что-то, но за это надо заплатить.
Кстати, именно такие ростовщические отношения между богом и человеком на полном серьёзе объясняют христианские попы - мол, бог те дал душу взаймы, и если ты за жисть свою скорбную всё потратил, ничего не приобретя, не скопив никакого душевного богатства, то зачем ты тогда богу-то нужен такой? Пойдешь на страшном суде к козлищам, которых отпустят в пустыню на погибель, а радивые душезаёмщики станут овцами в божьем городе и будут жить припеваючи.

Ага. У Кастанеды про тольтеков есть феномен Орла. Который создает людей, чтобы питаться их впечатлениями. Которые они отдают ему в момент смерти.
И можно как то обмануть Орла - сделать перепросмотр впечатлений до момента смерти, и таким образом будешь не нужен Орлу.
Так это же один в один буддизм.По крайней мере в книге мертвых именно так и рекомендуют делать.
_________________
Свобода или смерть Бессмыслие или смысл.


Ответы на этот пост: Горсть листьев
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Won Soeng
заблокирован(а)


Зарегистрирован: 14.07.2006
Суждений: 14466
Откуда: Королев

517960СообщениеДобавлено: Пт 06 Дек 19, 12:20 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Буддисты, кстати, вовсе не занимаются отрицаниями Атмана. Просто Буддисты не используют Атман в объяснении всех явлений, а относят Атман к концепциям и объясняют его условность.
_________________
Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30623

517984СообщениеДобавлено: Пт 06 Дек 19, 12:59 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

4eJIOBEK пишет:
Ёжик пишет:
Горсть листьев пишет:
Отдельное не может быть одновременно слитным с другим.
Это можно понять так: вот у меня есть червонец, и я даю тебе из него рубль. Тебе может казаться, что теперь у тебя есть рубль, но в действительности этот рубль - мой, этот рубль - часть моего червонца. Я даю тебе попользоваться частью моего червонца, и в конце периода пользования ты возвращаешь мне мой рубль с причитающимся мне алтыном (3 копейки) в виде выхода, мзды (маржи) от твоего дохода, полученного от пользования моим рублём. То есть, у тебя как не было рубля, так и нет, но пользуясь моим рублём, ты можешь обзавестись своими копейками, из которых три отдашь мне в оплату займа. Так ты из ничего сделал что-то, но за это надо заплатить.
Кстати, именно такие ростовщические отношения между богом и человеком на полном серьёзе объясняют христианские попы - мол, бог те дал душу взаймы, и если ты за жисть свою скорбную всё потратил, ничего не приобретя, не скопив никакого душевного богатства, то зачем ты тогда богу-то нужен такой? Пойдешь на страшном суде к козлищам, которых отпустят в пустыню на погибель, а радивые душезаёмщики станут овцами в божьем городе и будут жить припеваючи.

Ага. У Кастанеды про тольтеков есть феномен Орла. Который создает людей, чтобы питаться их впечатлениями. Которые они отдают ему в момент смерти.
И можно как то обмануть Орла - сделать перепросмотр впечатлений до момента смерти, и таким образом будешь не нужен Орлу.
Так это же один в один буддизм.По крайней мере в книге мертвых именно так и рекомендуют делать.
Кастанеда и сочинил своих толтеков, основываясь на впечатлении от чтения тибетской книги. Наш удалой грибник просидел полгода в библиотеке университета, хотя потом утверждал, что в это время проводил "полевые исследования" в Мексике.
_________________
Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
the guest
Гость


Откуда: Kansas City


518053СообщениеДобавлено: Пт 06 Дек 19, 19:53 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

хожеными тропами лучше не возвращаться)
Наверх
muscardin
удаленный аккаунт


Зарегистрирован: 09.04.2019
Суждений: 489

539398СообщениеДобавлено: Пн 18 Май 20, 20:30 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Историк пишет:
С точки зрения буддиста атман - это условное обозначение некого ощущения собственной отдельности, самости, то есть некой "своей души", которая как бы где-то есть в человеке и в которую верят люди, что эта душа переходит из тела в тело (её можно украсть, заколдовать, потерять, потом найти, или ещё что-то с ней сделать) однако это ощущение - иллюзия. В действительности никакого атмана не существует. Все феномены непостоянны, отягощены дуккхой и лишены самости - анитья, дуккха, анатман.

Насколько это ощущение иллюзия? Если что-то непостоянно и отягощено, это не значит что этого не существует.  Вот ваши познания о буддизме например как-то относятся к вам и к вашей личной карме, или не относятся?
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Won Soeng
заблокирован(а)


Зарегистрирован: 14.07.2006
Суждений: 14466
Откуда: Королев

539402СообщениеДобавлено: Пн 18 Май 20, 20:59 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Существование себя возникает с условием цепляния за идеи себя. И реальность этого себя такая же, как реальность всех этих миров и она даже более выражена. Но я не является чем-то определенным, конкретным и однозначным и то же самое с любым другим существующим - это всегда лишь желаемый и захвативший образ.

Пока ученик не прозрел в природу существования, он полностью захвачен идеей этернализма и максимум - способен лишь отрицать эту идею, впадая в нигилизм.
Срединный путь полностью практичен: тот кто видит звено обусловленности существования жаждой и цеплянием уже не попадает в ловушки заблуждений.

_________________
Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.


Ответы на этот пост: Ёжик, muscardin
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail
Тред сейчас никто не читает.
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Буддистская философия Часовой пояс: GMT + 4
Страницы Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 ... 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23 ... 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36  След.
Страница 20 из 36

 
Перейти:  
Вам нельзя начинать темы
Вам нельзя отвечать на сообщения
Вам нельзя редактировать свои сообщения
Вам нельзя удалять свои сообщения
Вам нельзя голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы



За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
0.052 (0.516) u0.013 s0.003, 18 0.037 [264/0]