|
Дхарма Буддийское сообщество
|
Страницы Пред. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 ... 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23 ... 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36 След.
|
Предыдущая :: Следующая тема |
Автор |
Сообщение |
Наташа П. Гость
Откуда: Moscow
|
№459366Добавлено: Пт 30 Ноя 18, 06:43 (6 лет тому назад) Что изменится, если заменить здесь слово "Атман" на "Нирвана |
|
|
|
Спасибо, Алексей, за вопрос. Я рада, что мы с вами на одной планете в одно время изучаем такие важные вопросы. Пусть в силу этого и вы и я, и все живые существа смогут освободиться от страданий, причин страданий и достичь вечного счастья.
==========
[quote=Алексей_Михайлов#456292]Что изменится, если заменить здесь слово "Атман" на "Нирвана"?
Почему нельзя без потери смысла заменить "Атман" на "Нирвана":
Нирвана не является представителем личности. Нирвана (полное освобождение от омрачений=пустота ума=состояние Будды) - безличностна.
Личность же - взаимозависима, зависит от условий и она не постоянна. Если бы личность была чем-то постоянным, вечным, то у одного существа, например, был бы "плохой" атман, а у другого "хороший", и это нельзя было бы изменить. Но буддизм говорит о том, что нет постоянной неизменной личности, поэтому любое живое существо при полном устранении омрачений из потока ума - достигает нирваны. В этом отличие, так как нирвана - это не качество отдельной личности, не представитель этой личности, а природа ума любого живого существа. Но для того, чтобы ее достичь - нужно потрудиться и очистить омрачения.
Однако, в некоторых религиозно-философских течениях понятие Атмана действительно очень близко к понятию Нирваны. Поэтому, чтобы избежать разной трактовки, прежде чем сравнивать, нужно понять, какое определение Атмана используется. Обычно, когда говорится, что буддизм отрицает Атман - имеется в виду отрицание именно "единого, независимого, постоянного" представителя личности. Именно его я опровергала в тексте выше. Однако, мне встречалось определение Атмана, как "чистое сознание" (если не ошибаюсь, в Адвайте) - при таком определении это действительно близко к понятию Нирваны.[/b] |
|
Наверх |
|
|
Росс Гость
|
№459374Добавлено: Пт 30 Ноя 18, 08:54 (6 лет тому назад) |
|
|
|
Скорее всего только потому, что буддийская(махаянская) нирвана, татхата, дхармадхату - есть неразрывное единство сущности и метода.То есть остановка на атмановости нирваны, как единосущей и субстанциональной, глубинной всереальности - это остановка практики, увязанность в самсаре и пустое абстрагирование действительности. То есть страдание. Это может быть основное отличие буддийской и философии и практики от остальных. Потому здесь только и возможно пробудиться прямо сейчас, не разматывая, не расплетая клубок полной истины и реализации на долгие годы и жизни . |
|
Наверх |
|
|
Rupor Гость
Откуда: Tampa
|
№517900Добавлено: Пт 06 Дек 19, 05:09 (5 лет тому назад) Re: Почему нет Атмана? |
|
|
|
Так почему буддисты отрицают Атман?[/quote]
Атман - это дух, абсолют, или Брахман, но находящийся в отдельном не реализованном существе. Поэтому атман - это та же шуньята, ригпа, махамудра,, нирвана.Индивидуальную душу называют дживой или дживатманом |
|
Наверх |
|
|
Rupor Гость
Откуда: Tampa
|
№517901Добавлено: Пт 06 Дек 19, 05:24 (5 лет тому назад) |
|
|
|
Адвайта-веданта понимает Атман как чистое сознание (чайтанья), лишённое атрибутов и частей
Так вот я и про тоже,Атман=природа Будды=нирвана. Важно что обозначается терминами |
|
Наверх |
|
|
Горсть листьев Фикус, Историк
Зарегистрирован: 10.09.2010 Суждений: 30623
|
№517915Добавлено: Пт 06 Дек 19, 09:09 (5 лет тому назад) |
|
|
|
С точки зрения буддиста атман - это условное обозначение некого ощущения собственной отдельности, самости, то есть некой "своей души", которая как бы где-то есть в человеке и в которую верят люди, что эта душа переходит из тела в тело (её можно украсть, заколдовать, потерять, потом найти, или ещё что-то с ней сделать) однако это ощущение - иллюзия. В действительности никакого атмана не существует. Все феномены непостоянны, отягощены дуккхой и лишены самости - анитья, дуккха, анатман. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Ответы на этот пост: Ёжик, muscardin |
|
Наверх |
|
|
Ёжик заблокирован
Зарегистрирован: 08.03.2014 Суждений: 16142
|
№517916Добавлено: Пт 06 Дек 19, 09:21 (5 лет тому назад) |
|
|
|
С точки зрения буддиста атман - это условное обозначение некого ощущения собственной отдельности, самости, то есть некой "своей души", которая как бы где-то есть в человеке и в которую верят люди, что эта душа переходит из тела в тело (её можно украсть, заколдовать, потерять, потом найти, или ещё что-то с ней сделать) однако это ощущение - иллюзия. В действительности никакого атмана не существует. Все феномены непостоянны, отягощены дуккхой и лишены самости - анитья, дуккха, анатман. И как я думаю, это совпадает с современными научными представлениями о сознании. Удивительно, что в буддизме это было уже 2500 лет назад.
Да именно иллюзорное ощущение себя как постоянной личности, и восприятие других людей как неизменных (при обычных обстоятельствах) личностей - это есть.
Ответы на этот пост: Горсть листьев |
|
Наверх |
|
|
Горсть листьев Фикус, Историк
Зарегистрирован: 10.09.2010 Суждений: 30623
|
№517918Добавлено: Пт 06 Дек 19, 09:41 (5 лет тому назад) |
|
|
|
С точки зрения буддиста атман - это условное обозначение некого ощущения собственной отдельности, самости, то есть некой "своей души", которая как бы где-то есть в человеке и в которую верят люди, что эта душа переходит из тела в тело (её можно украсть, заколдовать, потерять, потом найти, или ещё что-то с ней сделать) однако это ощущение - иллюзия. В действительности никакого атмана не существует. Все феномены непостоянны, отягощены дуккхой и лишены самости - анитья, дуккха, анатман. И как я думаю, это совпадает с современными научными представлениями о сознании. Удивительно, что в буддизме это было уже 2500 лет назад.
Да именно иллюзорное ощущение себя как постоянной личности, и восприятие других людей как неизменных (при обычных обстоятельствах) личностей - это есть. Да. К тому же анатман - противоядие против анимизма, принимающего самые разные формы, от примитивных вроде наделения предметов душой (меч, находящий себе хозяина; иконы, самостоятельно решающие, где им быть или не быть; машины, едущие сами по себе, искусственные интеллект, покушающийся на жизнь человека и т.п.) до весьма продвинутых, в частности - всех форм атманизма.
Хотя идее "соединения своего атмана со вселенским" нельзя отказать в изобретательности - познающий свою неотдельность от Всеобъемлющего тем самым познаёт отсутствие своего атмана, ведь отдельное не может в то же время быть слитным с другим _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся. |
|
Наверх |
|
|
Горсть листьев Фикус, Историк
Зарегистрирован: 10.09.2010 Суждений: 30623
|
№517919Добавлено: Пт 06 Дек 19, 09:56 (5 лет тому назад) |
|
|
|
Отдельное не может быть одновременно слитным с другим.
Это можно понять так: вот у меня есть червонец, и я даю тебе из него рубль. Тебе может казаться, что теперь у тебя есть рубль, но в действительности этот рубль - мой, этот рубль - часть моего червонца. Я даю тебе попользоваться частью моего червонца, и в конце периода пользования ты возвращаешь мне мой рубль с причитающимся мне алтыном (3 копейки) в виде выхода, мзды (маржи) от твоего дохода, полученного от пользования моим рублём. То есть, у тебя как не было рубля, так и нет, но пользуясь моим рублём, ты можешь обзавестись своими копейками, из которых три отдашь мне в оплату займа. Так ты из ничего сделал что-то, но за это надо заплатить.
Кстати, именно такие ростовщические отношения между богом и человеком на полном серьёзе объясняют христианские попы - мол, бог те дал душу взаймы, и если ты за жисть свою скорбную всё потратил, ничего не приобретя, не скопив никакого душевного богатства, то зачем ты тогда богу-то нужен такой? Пойдешь на страшном суде к козлищам, которых отпустят в пустыню на погибель, а радивые душезаёмщики станут овцами в божьем городе и будут жить припеваючи. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Ответы на этот пост: Ёжик |
|
Наверх |
|
|
Ёжик заблокирован
Зарегистрирован: 08.03.2014 Суждений: 16142
|
№517940Добавлено: Пт 06 Дек 19, 10:56 (5 лет тому назад) |
|
|
|
Отдельное не может быть одновременно слитным с другим.
Это можно понять так: вот у меня есть червонец, и я даю тебе из него рубль. Тебе может казаться, что теперь у тебя есть рубль, но в действительности этот рубль - мой, этот рубль - часть моего червонца. Я даю тебе попользоваться частью моего червонца, и в конце периода пользования ты возвращаешь мне мой рубль с причитающимся мне алтыном (3 копейки) в виде выхода, мзды (маржи) от твоего дохода, полученного от пользования моим рублём. То есть, у тебя как не было рубля, так и нет, но пользуясь моим рублём, ты можешь обзавестись своими копейками, из которых три отдашь мне в оплату займа. Так ты из ничего сделал что-то, но за это надо заплатить.
Кстати, именно такие ростовщические отношения между богом и человеком на полном серьёзе объясняют христианские попы - мол, бог те дал душу взаймы, и если ты за жисть свою скорбную всё потратил, ничего не приобретя, не скопив никакого душевного богатства, то зачем ты тогда богу-то нужен такой? Пойдешь на страшном суде к козлищам, которых отпустят в пустыню на погибель, а радивые душезаёмщики станут овцами в божьем городе и будут жить припеваючи.
Ага. У Кастанеды про тольтеков есть феномен Орла. Который создает людей, чтобы питаться их впечатлениями. Которые они отдают ему в момент смерти.
И можно как то обмануть Орла - сделать перепросмотр впечатлений до момента смерти, и таким образом будешь не нужен Орлу.
Ответы на этот пост: 4eJIOBEK |
|
Наверх |
|
|
4eJIOBEK
Зарегистрирован: 15.01.2019 Суждений: 2820
|
№517946Добавлено: Пт 06 Дек 19, 11:03 (5 лет тому назад) |
|
|
|
Отдельное не может быть одновременно слитным с другим.
Это можно понять так: вот у меня есть червонец, и я даю тебе из него рубль. Тебе может казаться, что теперь у тебя есть рубль, но в действительности этот рубль - мой, этот рубль - часть моего червонца. Я даю тебе попользоваться частью моего червонца, и в конце периода пользования ты возвращаешь мне мой рубль с причитающимся мне алтыном (3 копейки) в виде выхода, мзды (маржи) от твоего дохода, полученного от пользования моим рублём. То есть, у тебя как не было рубля, так и нет, но пользуясь моим рублём, ты можешь обзавестись своими копейками, из которых три отдашь мне в оплату займа. Так ты из ничего сделал что-то, но за это надо заплатить.
Кстати, именно такие ростовщические отношения между богом и человеком на полном серьёзе объясняют христианские попы - мол, бог те дал душу взаймы, и если ты за жисть свою скорбную всё потратил, ничего не приобретя, не скопив никакого душевного богатства, то зачем ты тогда богу-то нужен такой? Пойдешь на страшном суде к козлищам, которых отпустят в пустыню на погибель, а радивые душезаёмщики станут овцами в божьем городе и будут жить припеваючи.
Ага. У Кастанеды про тольтеков есть феномен Орла. Который создает людей, чтобы питаться их впечатлениями. Которые они отдают ему в момент смерти.
И можно как то обмануть Орла - сделать перепросмотр впечатлений до момента смерти, и таким образом будешь не нужен Орлу. Так это же один в один буддизм.По крайней мере в книге мертвых именно так и рекомендуют делать. _________________
Свобода или смерть Бессмыслие или смысл.
Ответы на этот пост: Горсть листьев |
|
Наверх |
|
|
Won Soeng заблокирован(а)
Зарегистрирован: 14.07.2006 Суждений: 14466 Откуда: Королев
|
№517960Добавлено: Пт 06 Дек 19, 12:20 (5 лет тому назад) |
|
|
|
Буддисты, кстати, вовсе не занимаются отрицаниями Атмана. Просто Буддисты не используют Атман в объяснении всех явлений, а относят Атман к концепциям и объясняют его условность. _________________ Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума. |
|
Наверх |
|
|
Горсть листьев Фикус, Историк
Зарегистрирован: 10.09.2010 Суждений: 30623
|
№517984Добавлено: Пт 06 Дек 19, 12:59 (5 лет тому назад) |
|
|
|
Отдельное не может быть одновременно слитным с другим.
Это можно понять так: вот у меня есть червонец, и я даю тебе из него рубль. Тебе может казаться, что теперь у тебя есть рубль, но в действительности этот рубль - мой, этот рубль - часть моего червонца. Я даю тебе попользоваться частью моего червонца, и в конце периода пользования ты возвращаешь мне мой рубль с причитающимся мне алтыном (3 копейки) в виде выхода, мзды (маржи) от твоего дохода, полученного от пользования моим рублём. То есть, у тебя как не было рубля, так и нет, но пользуясь моим рублём, ты можешь обзавестись своими копейками, из которых три отдашь мне в оплату займа. Так ты из ничего сделал что-то, но за это надо заплатить.
Кстати, именно такие ростовщические отношения между богом и человеком на полном серьёзе объясняют христианские попы - мол, бог те дал душу взаймы, и если ты за жисть свою скорбную всё потратил, ничего не приобретя, не скопив никакого душевного богатства, то зачем ты тогда богу-то нужен такой? Пойдешь на страшном суде к козлищам, которых отпустят в пустыню на погибель, а радивые душезаёмщики станут овцами в божьем городе и будут жить припеваючи.
Ага. У Кастанеды про тольтеков есть феномен Орла. Который создает людей, чтобы питаться их впечатлениями. Которые они отдают ему в момент смерти.
И можно как то обмануть Орла - сделать перепросмотр впечатлений до момента смерти, и таким образом будешь не нужен Орлу. Так это же один в один буддизм.По крайней мере в книге мертвых именно так и рекомендуют делать. Кастанеда и сочинил своих толтеков, основываясь на впечатлении от чтения тибетской книги. Наш удалой грибник просидел полгода в библиотеке университета, хотя потом утверждал, что в это время проводил "полевые исследования" в Мексике. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся. |
|
Наверх |
|
|
the guest Гость
Откуда: Kansas City
|
№518053Добавлено: Пт 06 Дек 19, 19:53 (5 лет тому назад) |
|
|
|
хожеными тропами лучше не возвращаться) |
|
Наверх |
|
|
muscardin удаленный аккаунт
Зарегистрирован: 09.04.2019 Суждений: 489
|
№539398Добавлено: Пн 18 Май 20, 20:30 (5 лет тому назад) |
|
|
|
С точки зрения буддиста атман - это условное обозначение некого ощущения собственной отдельности, самости, то есть некой "своей души", которая как бы где-то есть в человеке и в которую верят люди, что эта душа переходит из тела в тело (её можно украсть, заколдовать, потерять, потом найти, или ещё что-то с ней сделать) однако это ощущение - иллюзия. В действительности никакого атмана не существует. Все феномены непостоянны, отягощены дуккхой и лишены самости - анитья, дуккха, анатман.
Насколько это ощущение иллюзия? Если что-то непостоянно и отягощено, это не значит что этого не существует. Вот ваши познания о буддизме например как-то относятся к вам и к вашей личной карме, или не относятся? |
|
Наверх |
|
|
Won Soeng заблокирован(а)
Зарегистрирован: 14.07.2006 Суждений: 14466 Откуда: Королев
|
№539402Добавлено: Пн 18 Май 20, 20:59 (5 лет тому назад) |
|
|
|
Существование себя возникает с условием цепляния за идеи себя. И реальность этого себя такая же, как реальность всех этих миров и она даже более выражена. Но я не является чем-то определенным, конкретным и однозначным и то же самое с любым другим существующим - это всегда лишь желаемый и захвативший образ.
Пока ученик не прозрел в природу существования, он полностью захвачен идеей этернализма и максимум - способен лишь отрицать эту идею, впадая в нигилизм.
Срединный путь полностью практичен: тот кто видит звено обусловленности существования жаждой и цеплянием уже не попадает в ловушки заблуждений. _________________ Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
Ответы на этот пост: Ёжик, muscardin |
|
Наверх |
|
|
Тред сейчас никто не читает.
|
|
|
Буддийские форумы -> Буддистская философия |
Часовой пояс: GMT + 4 Страницы Пред. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 ... 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23 ... 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36 След.
|
Страница 20 из 36 |
|
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы
|
За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
|