Буддийские форумы Дхарма
Буддийское сообщество
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи  ГруппыГруппы   КалендарьКалендарь   PeгиcтрaцияPeгиcтрaция 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВхoдВхoд 
 Новые постыНовые посты   За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю 
В этом разделе: За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю   За месяцЗа месяц 

Понимание 4 БИ (и смыслообразование)

Страницы Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 ... 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25  След.
 
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Буддистская философия
Предыдущая :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Гвоздь
Гость


Откуда: Vйry


485648СообщениеДобавлено: Сб 01 Июн 19, 17:21 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Antaradhana пишет:
"Достоверная основа" для местоимения "я" и есть атман. Суть в том, что такой "основы" нет, а в ее роли все время выступает разное. А при попытке глубокого анализа, действительно ли нечто названное словом "я" является этим "я", данный факт всякий раз опровергается.
Удивительно, что люди читают многочисленные объяснения анатты от самого Будды и учителей, и при этом продолжают постулировать "основу для местоимения я", и считать что-либо собой, хотя любой может заметить изменения в теле, а уж ум, который большинство людей считают собой, каждое мгновение возникает как одно, и прекращается как иное, это просто круги на воде.
Ничего удивительного нет, ведь - они читают, они постулируют, они считают

Удивительно, то что Вы - пишите. Даже сам факт этого невозможен исходя и перевода атман\атта-я.
Наверх
Гвоздь
Гость


Откуда: Vйry


485649СообщениеДобавлено: Сб 01 Июн 19, 17:21 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

исходя из перевода атман\атта-я.
Наверх
Гвоздь
Гость


Откуда: Vйry


485654СообщениеДобавлено: Сб 01 Июн 19, 17:28 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Интересно, а что Будда или Архаты обозначают говоря - я.
?


Ответы на этот пост: КИ, ТМ
Наверх
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 49290

485657СообщениеДобавлено: Сб 01 Июн 19, 17:30 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Гвоздь пишет:
Интересно, а что Будда или Архаты обозначают говоря - я.
?

Ничего не обозначают. Это уже вы, осознавая речь, нечто обозначаете - соотносите что-то воспринятое или воображаемое со словом.

_________________
Буддизм чистой воды
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 49290

485659СообщениеДобавлено: Сб 01 Июн 19, 17:32 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Горсть листьев пишет:
Antaradhana пишет:
"Достоверная основа" для местоимения "я" и есть атман. Суть в том, что такой "основы" нет, а в ее роли все время выступает разное. А при попытке глубокого анализа, действительно ли нечто названное словом "я" является этим "я", данный факт всякий раз опровергается.
Удивительно, что люди читают многочисленные объяснения анатты от самого Будды и учителей, и при этом продолжают постулировать "основу для местоимения я", и считать что-либо собой, хотя любой может заметить изменения в теле, а уж ум, который большинство людей считают собой, каждое мгновение возникает как одно, и прекращается как иное, это просто круги на воде.
Как насчёт "я - поток сознания" или "я - это круги на воде"?
По-моему, первое означает нечто вроде "что-то постоянное в потоке изменений"
Это и был-бы Атман ака Брахман.

Горсть листьев пишет:
а второе типа " последняя буква в алфавите".
Вы - буква?
_________________
Буддизм чистой воды


Ответы на этот пост: Горсть листьев
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
Гвоздь
Гость


Откуда: Vйry


485664СообщениеДобавлено: Сб 01 Июн 19, 17:43 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Есть традиционное значение атман\атта выражающееся в определении всего из трёх слов.

Одно из которых будет его ещё и прямым его этимологическим значением.
Наверх
Гвоздь
Гость


Откуда: Vйry


485670СообщениеДобавлено: Сб 01 Июн 19, 17:53 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Ага, штормит немного )

Когда вместо атмана отрицают местоимение, которым даже Архаты обозначают вполне достоверную основу для обозначения.
Наверх
Ящерок



Зарегистрирован: 17.09.2013
Суждений: 1542

485673СообщениеДобавлено: Сб 01 Июн 19, 18:02 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Ну и, вообще-то, кажется, что здесь уместнее было бы анализировать не собственно местоимение "я", а грамматическую категорию "лицо". Речевые акты во всех трех лицах часто могут быть образованы и без личного местоимения (с помощью только личных окончаний глаголов). Напр. "Будешь чай? Буду!" = "Ты будешь чай? Я буду!"
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Ёжик
заблокирован


Зарегистрирован: 08.03.2014
Суждений: 16142

485678СообщениеДобавлено: Сб 01 Июн 19, 18:14 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Самосознание появляется у детей к 2-3 годам.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Самосознание

Цитата:
Самосознание не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития. Однако зачаток сознания тождественности появляется уже у младенца, когда он начинает различать ощущения, вызванные внешними предметами, и ощущения, вызванные собственным телом, сознание «Я» — примерно с трех лет, когда ребёнок начинает правильно употреблять личные местоимения.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Гвоздь
Гость


Откуда: Vйry


485681СообщениеДобавлено: Сб 01 Июн 19, 18:19 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

И категорию "лица", точнее "пуруша\пуриса"
И наиболее распространённые в индийской речи конструкции с употреблением форм глагола близких к тому, что можно назвать "пасивный или страдательный залог".
И много чего, но только в категориях систем той нативной грамматики.

Но Уважаемый Ящерок у меня был простой вопрос:

"горшок анатман"


(кстати Спасибо! за отстаиваемую Вами позицию по вариантам значений Бодхи и Будда. Каюсь - повёлся на однозначность, скорее всего был не прав, хотя до конца ещё в этом не уверен)
Наверх
Гвоздь
Гость


Откуда: Vйry


485682СообщениеДобавлено: Сб 01 Июн 19, 18:21 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

"горшок анатман"

это что ?

горшок не я
у горшка нет я
у горшка нет души
горшок безличен
и т.п. "мудрости", которые и так всем даже детям известны и для возвещения которых не нужен не только Будда, но их и озвучивать глупо.


Ответы на этот пост: Ящерок
Наверх
Ящерок



Зарегистрирован: 17.09.2013
Суждений: 1542

485685СообщениеДобавлено: Сб 01 Июн 19, 18:31 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Гвоздь пишет:
"горшок анатман"

это что ?

горшок не я
у горшка нет я
у горшка нет души
горшок безличен
и т.п. "мудрости", которые и так всем даже детям известны и для возвещения которых не нужен не только Будда, но их и озвучивать глупо.

В высказывании "горшок анатман" - анатман - это либо прилагательное, либо существительное. Не личное местоимение. И не возвратное. Соответственно, конструкция может быть построена как "горшок безатманен" и как "горшок - не атман". Если атман здесь переводить как "я", то это "я" здесь -существительное, НЕ личное местоимение.

Понятие атман в русском часто переводят с помощью существительного "Я", которое по форме совпадает с местоимением первого лица ед. ч. "я". В индийском же оно совпадает по форме с возвратным местоимением "атман" (которое, собственно, и образовалось из этого существительного).


Последний раз редактировалось: Ящерок (Сб 01 Июн 19, 18:39), всего редактировалось 3 раз(а)
Ответы на этот пост: Гвоздь
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30623

485686СообщениеДобавлено: Сб 01 Июн 19, 18:35 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Горсть листьев пишет:
Antaradhana пишет:
"Достоверная основа" для местоимения "я" и есть атман. Суть в том, что такой "основы" нет, а в ее роли все время выступает разное. А при попытке глубокого анализа, действительно ли нечто названное словом "я" является этим "я", данный факт всякий раз опровергается.
Удивительно, что люди читают многочисленные объяснения анатты от самого Будды и учителей, и при этом продолжают постулировать "основу для местоимения я", и считать что-либо собой, хотя любой может заметить изменения в теле, а уж ум, который большинство людей считают собой, каждое мгновение возникает как одно, и прекращается как иное, это просто круги на воде.
Как насчёт "я - поток сознания" или "я - это круги на воде"?
По-моему, первое означает нечто вроде "что-то постоянное в потоке изменений"
Это и был-бы Атман ака Брахман.

Горсть листьев пишет:
а второе типа " последняя буква в алфавите".
Вы - буква?
Я - это буква. Так и есть ведь. Последняя в русском алфавите. А вот буквы "Вы" нет, есть буква "Вэ", которая по-старому называлась "Веди". Я понимаю, что вы спрашиваете о другом, но... каков вопрос - таков и ответ.
А в первом случае - наши оппоненты говорят: сам поток непостоянного - постоянен. То есть, эдакий постоянный Анатман получается. Понятно, что учение Будды не об этом, но... что тут скажешь? Да, метод когнитивной психотерапии Рождерса помогает осознать себя именно таким образом, по сути: я - это поток событий-явлений-состояний-волиций-реакций.

_________________
Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.


Ответы на этот пост: Гвоздь
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Гвоздь
Гость


Откуда: Vйry


485687СообщениеДобавлено: Сб 01 Июн 19, 18:38 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Ящерок пишет:
Гвоздь пишет:
"горшок анатман"

это что ?

горшок не я
у горшка нет я
у горшка нет души
горшок безличен
и т.п. "мудрости", которые и так всем даже детям известны и для возвещения которых не нужен не только Будда, но их и озвучивать глупо.

В высказывании "горшок анатман" - анатман - это либо прилагательное, либо существительное. Не личное местоимение. И не возвратное. Соответственно, конструкция может быть построена как "горшок безатманен" и как "горшок - не атман". Если атман здесь переводить как "я", то это "я" здесь -существительное, НЕ личное местоимение.
Не ну если рассматривать  грамматически, то это скорее:

"анатман горшка"


Но что это значит ?
Что именно отрицается ?
(понятно, что отрицается атман, но что это значит. Неужели отрицается существование "я" у горшка. )


Ответы на этот пост: Ящерок
Наверх
Гвоздь
Гость


Откуда: Vйry


485688СообщениеДобавлено: Сб 01 Июн 19, 18:39 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

"горшок безатманен"

что отрицается ?


Ответы на этот пост: Горсть листьев, Ящерок
Наверх
Тред сейчас никто не читает.
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Буддистская философия Часовой пояс: GMT + 4
Страницы Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 ... 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25  След.
Страница 16 из 25

 
Перейти:  
Вам нельзя начинать темы
Вам нельзя отвечать на сообщения
Вам нельзя редактировать свои сообщения
Вам нельзя удалять свои сообщения
Вам нельзя голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы



За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
0.037 (0.447) u0.012 s0.003, 18 0.023 [265/0]