 |
Дхарма Буддийское сообщество
|
Страницы Пред. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 ... 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20 ... 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33 След.
|
| Предыдущая :: Следующая тема |
| Автор |
Сообщение |
КИ 3Д

Зарегистрирован: 17.02.2005 Суждений: 51599
|
№657986 Добавлено: Ср 05 Ноя 25, 08:04 (1 мес. назад) |
|
|
|
"Метафизика" - это ложное мышление глупых людей, ищущих реализм в любом виде. Отказ от метафизики - основание для любой разумной философии. При чем тут "упрощение"? Нам повезло, что Эйнштейн не был философом.
Квантовая физика - анти-метафизична. Невозможно представить, что такое квантовый мир, то есть, метафизика невозможна. Можно только делать отдельные вычисления. Это позиция современной физики, и это философская позиция. _________________ Буддизм чистой воды
Ответы на этот пост: Кукай |
|
| Наверх |
|
 |
Ami

Зарегистрирован: 29.03.2021 Суждений: 662
|
№657987 Добавлено: Ср 05 Ноя 25, 08:12 (1 мес. назад) |
|
|
|
Нет единого мнения в буддизме относительно Атмана; некоторые сутры и тантры Махаяны настаивают на высшей реальности Атмана, где он приравнивается к врожденному потенциалу каждого существа стать буддой (доктрина Татхагатагарбхи). Того атмана/Я, который обычные люди себе представляют, в буддизме нет.
Учение о татхагатагарбхе имеет вполне конкретную, описанную в сутрах, цель.
Надо понимать контекст и то что санскритские слова имеют множество значений, или я не четко излагаю мысли. Татхагатагарбха – врожденный потенциал каждого существа стать буддой, т.е. неомраченный аспект ума (так по крайней мере в йогачаре, где считается что всё есть ум); Слово же Атман на санскрите имеет множество значений; это Дух и душа и я и высшее Я… и живое существо, в том числе и человек; "дух" в буддийском контексте лучше понимать, как ум (нама).
Ответы на этот пост: Алексей А |
|
| Наверх |
|
 |
Ami

Зарегистрирован: 29.03.2021 Суждений: 662
|
№657988 Добавлено: Ср 05 Ноя 25, 08:17 (1 мес. назад) |
|
|
|
[quote=Хочу сказать#657966]
На такой "весомый" и агрессивный аргумент... Я не знаю буддийскую философию, у меня только общее знакомство с основами. Поэтому могу ошибаться в целом, и наверняка ошибаюсь в деталях. Но тема меня интересует, и я представляю себе затронутые связи так.
Индивидуальное сознание рождается из Дхармакаи в результате взаимодействия факторов и существует в её пространстве, сохраняя свою уникальность и динамизм (что, соответственно, препятствует полному растворению индивидуального сознания в Дхармакайе).
Татхагатагарбху можно понимать как структуру, на которой строится рост сознания, своего рода зародышевую матрицу, позволяющую сознанию расти и развиваться вплоть до состояния Будды.
В общем то так и есть. |
|
| Наверх |
|
 |
Кукай
Зарегистрирован: 02.12.2016 Суждений: 1913
|
№657989 Добавлено: Ср 05 Ноя 25, 10:56 (1 мес. назад) |
|
|
|
Квантовая физика - анти-метафизична. Невозможно представить, что такое квантовый мир, то есть, метафизика невозможна. Можно только делать отдельные вычисления. Это позиция современной физики, и это философская позиция.
Такое мнение очень далеко от достижений современной науки.
Да и не Вам определять, возможна ли метафизика или невозможна.
Ответы на этот пост: КИ, Хочу сказать |
|
| Наверх |
|
 |
Алексей А

Зарегистрирован: 04.07.2017 Суждений: 137
|
№657990 Добавлено: Ср 05 Ноя 25, 11:08 (1 мес. назад) |
|
|
|
Нет единого мнения в буддизме относительно Атмана; некоторые сутры и тантры Махаяны настаивают на высшей реальности Атмана, где он приравнивается к врожденному потенциалу каждого существа стать буддой (доктрина Татхагатагарбхи). Того атмана/Я, который обычные люди себе представляют, в буддизме нет.
Учение о татхагатагарбхе имеет вполне конкретную, описанную в сутрах, цель.
Надо понимать контекст и то что санскритские слова имеют множество значений, или я не четко излагаю мысли. Татхагатагарбха – врожденный потенциал каждого существа стать буддой, т.е. неомраченный аспект ума (так по крайней мере в йогачаре, где считается что всё есть ум); Слово же Атман на санскрите имеет множество значений; это Дух и душа и я и высшее Я… и живое существо, в том числе и человек; "дух" в буддийском контексте лучше понимать, как ум (нама). Атман как дух/ум это что-то новенькое. Откуда такое значение?
В йогачаре всё есть ум, но и ум в свою очередь пуст (шуньята).
Ответы на этот пост: Ami |
|
| Наверх |
|
 |
КИ 3Д

Зарегистрирован: 17.02.2005 Суждений: 51599
|
№657991 Добавлено: Ср 05 Ноя 25, 11:43 (1 мес. назад) |
|
|
|
Квантовая физика - анти-метафизична. Невозможно представить, что такое квантовый мир, то есть, метафизика невозможна. Можно только делать отдельные вычисления. Это позиция современной физики, и это философская позиция.
Такое мнение очень далеко от достижений современной науки.
Да и не Вам определять, возможна ли метафизика или невозможна.
Заслушали выступление с кафедры метафизики и достижений современной науки. Аплодисменты, товарищи! _________________ Буддизм чистой воды
Ответы на этот пост: Кукай |
|
| Наверх |
|
 |
Ami

Зарегистрирован: 29.03.2021 Суждений: 662
|
№657992 Добавлено: Ср 05 Ноя 25, 12:19 (1 мес. назад) |
|
|
|
Атман как дух/ум это что-то новенькое. Откуда такое значение?
Атман - исконное санскритское слово, в значениях Дух, Энергия, Ум, тело и т.д., более 50 значений, понимается в контексте того, что было сказано.
В йогачаре всё есть ум, но и ум в свою очередь пуст (шуньята).
Если быть точным Шуньята (Пустота) доктрина Мадхъямаки. Но не суть, как и в Йогачаре отождествляется с Умом или Дхармакайей; это Праматерия в которой причинно-следственные процессы, а также тонкие и грубые материальные элементы пребывают в неразделенном состоянии – в состоянии равновесия.
Ответы на этот пост: Алексей А |
|
| Наверх |
|
 |
Хочу сказать
Зарегистрирован: 23.10.2025 Суждений: 142
|
№657993 Добавлено: Ср 05 Ноя 25, 12:47 (1 мес. назад) |
|
|
|
Мы живем сейчас в эпоху Кали-Юга (согласно Ведам), в эпоху упадка дхармы, раздоров и тьмы. Выглядит так, что упадок вшит у истоков. Моя активность на форуме объясняется тем, что сейчас я читаю книгу «Исцеление от гнева» Далай-ламы.
Меня улыбнул один пассаж: «Что касается вопроса о том, как у нас появляются умственные омрачения, то, с буддийской точки зрения, нужно принять объяснения Будды о безначальности сознания. Я лично не считаю, что в вопросе о безначальности ума существует какое-то стопроцентное логическое обоснование. Хотя эту тему можно объяснить, занявшись поиском начала сущностного потока сознания, я не думаю, что мы способны это полностью доказать, опираясь на логический принцип дедукции. Однако сильнейшим аргументом является то, что, когда мы занимаем противоположную позицию, то есть утверждаем некое «начало», нам приходится признать некий внешний фактор, творца, что также приводит к проблемам, либо то, что не имеет причин и ничем не обусловлено. Это, опять же, логически неверно и несостоятельно.
Итак, если нам дан выбор в этом вопросе, постулат о безначальности потока сознания кажется менее логически несостоятельным и противоречивым».
Думаю, в компетентности Дала-ламы в вопросах буддизма можно не сомневаться. И вот, специалист высшей категории признается: концепция выбрана, потому что с ней меньше проблем, чем с альтернативой.
Последний раз редактировалось: Хочу сказать (Ср 05 Ноя 25, 13:07), всего редактировалось 1 раз Ответы на этот пост: Ami |
|
| Наверх |
|
 |
Алексей А

Зарегистрирован: 04.07.2017 Суждений: 137
|
№657994 Добавлено: Ср 05 Ноя 25, 12:57 (1 мес. назад) |
|
|
|
Атман как дух/ум это что-то новенькое. Откуда такое значение?
Атман - исконное санскритское слово, в значениях Дух, Энергия, Ум, тело и т.д., более 50 значений, понимается в контексте того, что было сказано. Имею ввиду, откуда эти значения в буддийской литературе? В словарях много значений, но не все они использовались в буддийской литературе.
Ответы на этот пост: Ami |
|
| Наверх |
|
 |
Хочу сказать
Зарегистрирован: 23.10.2025 Суждений: 142
|
№657995 Добавлено: Ср 05 Ноя 25, 12:57 (1 мес. назад) |
|
|
|
Такое мнение очень далеко от достижений современной науки. Особенно современной физики. Она, видимо, ушла в такой отрыв, что остальные науки не успевают адаптироваться к новой картине мира, в котором возможно... всё! )
Прямо Дхармакая какая-то! )
Ответы на этот пост: КИ |
|
| Наверх |
|
 |
КИ 3Д

Зарегистрирован: 17.02.2005 Суждений: 51599
|
№657996 Добавлено: Ср 05 Ноя 25, 14:39 (1 мес. назад) |
|
|
|
Такое мнение очень далеко от достижений современной науки. Особенно современной физики. Она, видимо, ушла в такой отрыв, что остальные науки не успевают адаптироваться к новой картине мира, в котором возможно... всё! )
Прямо Дхармакая какая-то! )
Не знаю, как это объяснить человеку без образования. Это примерно как считать, что в современной биологии важнейшей является гуморальная теория. _________________ Буддизм чистой воды
Ответы на этот пост: Хочу сказать |
|
| Наверх |
|
 |
Хочу сказать
Зарегистрирован: 23.10.2025 Суждений: 142
|
№657997 Добавлено: Ср 05 Ноя 25, 15:03 (1 мес. назад) |
|
|
|
Не знаю, как это объяснить человеку без образования. Знакомо, и моя рекомендация: попробуйте новую дидактику. |
|
| Наверх |
|
 |
Твик
Зарегистрирован: 06.01.2013 Суждений: 1029 Откуда: New Moscow, Old Russia
|
№657998 Добавлено: Ср 05 Ноя 25, 15:24 (1 мес. назад) |
|
|
|
Индивидуальное сознание рождается из Дхармакаи в результате взаимодействия факторов и существует в её пространстве, сохраняя свою уникальность и динамизм (что, соответственно, препятствует полному растворению индивидуального сознания в Дхармакайе).
Это кстати очень интересный момент - природа Дхармакайи и ее соотношение с индивидуальным сознанием. А точнее - с индивидуальными сознаниями. Если загуглить это понятие - то спектр выдачи поражает своим разнообразием - разнообразием метафизики. В Вики вообще прямо написано - это сфера за пределами ума
Ок. Попробуем оставить метафизику в стороне. Тогда остается, что дхармакайя - это особое состояние ума. Возникает вопрос - у каждого живого существа своя дхармакайя? И если это так, то о каком устранении "Я - мое" может идти речь, если это "индивидуальное состояние ума", т.е. отличное от других "дхармакай" других живых существ. "Индивидуальное Я" - как раз и возникает как отделение от "не Я", в том числе и "других Я".
Значит выходит, что "дхармакая" - это состояние ума одинаковое для всех живых существ, из которого индивидуальное (отличающееся разнообразием содержания) сознание возникает. Но если нечто одинаковое для всех, то общее для всех. Каша останется кашей, даже если ее разложить по разным горшкам. И вода будет водой и в форме льда и в форме пара. Что и радостно подтверждает ИИ от Гугла:
"В отличие от индивидуальных тел Будды (например, Нирманакая — тело проявления), Дхармакая является всеобъемлющей и не поддаётся индивидуальному разделению".
Ответы на этот пост: Хочу сказать |
|
| Наверх |
|
 |
КИ 3Д

Зарегистрирован: 17.02.2005 Суждений: 51599
|
№657999 Добавлено: Ср 05 Ноя 25, 15:38 (1 мес. назад) |
|
|
|
"Дхармакая" - это не метафизическая сущность. Она - абстракция, такой способ говорить, донести идею. Буддисты в этом случае говорят о причинных отношениях - как соотносятся ум, клеши и пробуждение. Буддисты не говорят при этом о метафизике мира, о том, что есть некое первичное облачко, которое нечто рождает. _________________ Буддизм чистой воды
Ответы на этот пост: Кукай |
|
| Наверх |
|
 |
миг37
Зарегистрирован: 17.11.2018 Суждений: 1833
|
№658000 Добавлено: Ср 05 Ноя 25, 15:49 (1 мес. назад) |
|
|
|
Возможно, дхармакая в махаянском буддизме - это то, что направляет практикующих на высшую истину, отдалённо напоминает святой дух в христианстве, который наставляет верующих на всякую истину.
Ответы на этот пост: Кукай |
|
| Наверх |
|
 |
| Тред сейчас никто не читает.
|
|
 |
Буддийские форумы -> Дальневосточный буддизм |
Часовой пояс: GMT + 4 Страницы Пред. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 ... 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20 ... 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33 След.
|
| Страница 17 из 33 |
|
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы
|
За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
|