Буддийские форумы Дхарма
Буддийское сообщество
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи  ГруппыГруппы   КалендарьКалендарь   PeгиcтрaцияPeгиcтрaция 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВхoдВхoд 
 Новые постыНовые посты   За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю 
В этом разделе: За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю   За месяцЗа месяц 

Возникновение иллюзии Атмана (СН 22.47, 22.55, 22.7)

Страницы Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 ... 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28  След.
 
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Буддистская философия
Предыдущая :: Следующая тема  
Автор Сообщение
empiriocritic_1900



Зарегистрирован: 26.06.2017
Суждений: 8733

421331СообщениеДобавлено: Ср 06 Июн 18, 18:46 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

empiriocritic_1900 пишет:



И кто же из европейских монахов это привнёс?

Я только знаю фрагмент из интервью бхиккху Бодхи

Ну вот в том и дело. А Бхиккху Бодхи, кстати говоря, в том же интервью признаёт, что нигде в ПК не нашёл (хотя, очевидно, искал) ясного указания на наличие "необусловленного сознания". Есть полтора места (один фрагмент, и цитата этого же фрагмента в другой сутте), где указание на что-то подобное может быть - а может и не быть - там возможны разные интерпретации. Вот это интервью целиком, посмотрите:

https://www.sbinstitute.com/sites/default/files/What%20Happens%20to%20an%20Arahant%20at%20Death_BB-BAW_BB-Revised.pdf

_________________
Границы мира - это границы языка


Ответы на этот пост: Crimson
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Nima



Зарегистрирован: 25.11.2014
Суждений: 2905

421333СообщениеДобавлено: Ср 06 Июн 18, 18:47 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

empiriocritic_1900 пишет:
Таким образом, Атман-Брахман хотя и является по своей природе Сознанием, но это особое, безобъектное и беспредметное Сознание, Сознание как абсолютная форма всякого возможного знания.

Если оно безобъектное и беспредметное, то на каком основании оно называется "сознанием"? И как оно может быть абсолютной формой любого знания, если любое знание предполагает наличие объекта (другими словами, объект - это неотъемлемая структурная предпосылка любого знания)?

Возможно потому что Вы мыслите в рамках европейского мышления, а в традициях может говорится о знании (джняне) совсем в другом ключе, как например говорится о блаженстве, например в европейском ключе, оно может пониматься как переживание, а в традиционном подходе, как прекращение дуккхи.


Ответы на этот пост: empiriocritic_1900
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Nima



Зарегистрирован: 25.11.2014
Суждений: 2905

421335СообщениеДобавлено: Ср 06 Июн 18, 18:55 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Горсть листьев пишет:

Думаю, что не стоит забывать о том, что так называемое "безобъектное сознание" (ārammaṇa-) в упанишадах - это описание определённого трансового опыта. Полагаю, что это опыт третьей джханы, но без опоры на буддийское воззрение, а с опорой на брахманское, субстанционалистское понимание природы вещей (дхамма).

Турья — в индийской философии особое состояние сознания, в котором отсутствует субъектно-объектное разделение, область чистого сознания, лежащая в основе трёх остальных (джаграта, свапна, сушупти), но являющееся наивысшим.

Две первые области сознания (джаграта и свапна) не являются истинной реальностью из-за дуалистической природы субъекта и объекта (я — не-я). В лишённом сновидений сне (сушупти) внешние и внутренние объекты не воспринимаются; однако это не означает, что сознание не присутствует там. Описание сушупти походит на высказывание «я не вижу ничего», но при этом зрение сохраняется; также в лишённом сновидений сне не ощутимо ничего, но сам факт признания неощутимости является верным доказательством существование сознания в течение глубокого сна.

Сознание является постоянным фактором во всех трёх областях, независимо от присутствия или отсутствия объектов. Само сознание не требует демонстрации перед другими, поскольку оно самодостаточно. В то время как всё представлено сознанию, само сознание не представлено ничему, оно не объект относительно другого, это то, что лежит в основе субъекта и объекта — четвёртое состояние сознания (турья) — Брахман.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Frithegar
заблокирован


Зарегистрирован: 27.04.2015
Суждений: 5882

421339СообщениеДобавлено: Ср 06 Июн 18, 18:57 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Горсть листьев пишет:

Вы делаете выводы обо "мне" на основе ваших воззрений о "себе". Но я не таков, хотя ваши рассуждения мне вполне понятны - когда-то я пользовался, да и сейчас могу при случае воспользоваться и такими воззрениями.
Конечно же, не ухо слышит звук, но при соединении объекта, от которого исходит звук, возможности/способности воспринять этот звук и органа обработки восприятия (т.н. сознания слуха) возникает звуковой контакт - звуковой феномен воспринимается именно как звук, а не тактильное или зрительное или же чисто умственное восприятие.
Знать это, уметь это различать и уметь правильно пользоваться этим знанием - очень полезный навык, особенно если вы практикуете медитацию.

.... да, да, ну и где конечный пункт, или тот кто осознает, осмысляет, то что вы видите и слышите? Его нет в объективности и во времени. Но это не значит, что этого нет вообще. Что Субъекта не существует, как вы это пытаетесь каким-то способом доказать. Не существует во всех смыслах этого слова

_________________
живите больше


Ответы на этот пост: Горсть листьев
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
empiriocritic_1900



Зарегистрирован: 26.06.2017
Суждений: 8733

421341СообщениеДобавлено: Ср 06 Июн 18, 18:59 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

empiriocritic_1900 пишет:
Таким образом, Атман-Брахман хотя и является по своей природе Сознанием, но это особое, безобъектное и беспредметное Сознание, Сознание как абсолютная форма всякого возможного знания.

Если оно безобъектное и беспредметное, то на каком основании оно называется "сознанием"? И как оно может быть абсолютной формой любого знания, если любое знание предполагает наличие объекта (другими словами, объект - это неотъемлемая структурная предпосылка любого знания)?

Возможно потому что Вы мыслите в рамках европейского мышления, а в традициях может говорится о знании (джняне) совсем в другом ключе, как например говорится о блаженстве, например в европейском ключе, оно может пониматься как переживание, а в традиционном подходе, как прекращение дуккхи.

Нет, я говорю о знании именно в том смысле, который в Абхидхамме.

_________________
Границы мира - это границы языка


Ответы на этот пост: Nima
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Frithegar
заблокирован


Зарегистрирован: 27.04.2015
Суждений: 5882

421345СообщениеДобавлено: Ср 06 Июн 18, 19:05 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

empiriocritic_1900 пишет:
Frithegar пишет:


Дхамма - это объект. Смотрите вашу любимую сутту "шесть шестерок": https://dhamma.ru/canon//mn/mn148.htm

Вы там найдете, что дхамма стоит в одном ряду с видимыми формами, звуками, запахами - то есть с объективно воспринимаемыми впечатлениями. И называется это там "внешними аятана". Тогда как глаз, ухо ... и наконец, мано - это всё относится к "внутренним аятана".


Ну да, дхаммы воспринимаются. Все, в том числе и четасики, и даже сами читты. Но как воспринимаются читты? Читта не является восприятием, представлением самой себя. Но читта может оказаться объектом следующей читты, следующего момента сознания. Познание предыдущих моментов сознания последующими - это и есть рефлексия, ретроспекция.

Говоря короче: читта является актом восприятия (субъективной стороной опыта) по отношению к своему объекту, но сама может стать объектом следующей читты, в следующий момент времени.

И ни в один момент времени никакой атман в этом не участвует.

Если дхамма воспринимается или является тем, что имеет ту же природу что и форма, звук, запах то каким это интересно образом можно отрицать другую сторону этого процесса? Другую сторону контакта - или того кто воспринимает или что воспринимает? ... Но, снова-таки если вы будете задумываться а кто именно воспринимает, любой ответ будет выражением временного субъекта восприятия. Так? ... про читту потом. Зафиксируем сначала это каким-то выводом

_________________
живите больше


Ответы на этот пост: empiriocritic_1900
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Crimson



Зарегистрирован: 10.11.2017
Суждений: 3102

421347СообщениеДобавлено: Ср 06 Июн 18, 19:05 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

empiriocritic_1900 пишет:
empiriocritic_1900 пишет:



И кто же из европейских монахов это привнёс?

Я только знаю фрагмент из интервью бхиккху Бодхи

Ну вот в том и дело. А Бхиккху Бодхи, кстати говоря, в том же интервью признаёт, что нигде в ПК не нашёл (хотя, очевидно, искал) ясного указания на наличие "необусловленного сознания". Есть полтора места (один фрагмент, и цитата этого же фрагмента в другой сутте), где указание на что-то подобное может быть - а может и не быть - там возможны разные интерпретации. Вот это интервью целиком, посмотрите:

https://www.sbinstitute.com/sites/default/files/What%20Happens%20to%20an%20Arahant%20at%20Death_BB-BAW_BB-Revised.pdf

Есть кстати мнение неких буддологов, и я с ним согласен, что если мы ставим вопрос о аутентичности и древности какой-либо сутты, то уникальность и неповторяемость фрагмента в остальном Каноне, необычность его являются гарантированным признаком древности и аутентичности фрагмента.
И наоборот многократно повторенный в разных суттах в одних и тех же формулировках фрагмент является наверняка продуктом поздних правок и подчисток (привели все к одному виду и причесали)

_________________
Так я слышал


Ответы на этот пост: empiriocritic_1900
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
empiriocritic_1900



Зарегистрирован: 26.06.2017
Суждений: 8733

421352СообщениеДобавлено: Ср 06 Июн 18, 19:10 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Frithegar пишет:

Если дхамма воспринимается или является тем, что имеет ту же природу что и форма, звук, запах  

Не понял, откуда Вы взяли это положение (и, соответственно, все выводы из него).

_________________
Границы мира - это границы языка


Ответы на этот пост: Frithegar
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Nima



Зарегистрирован: 25.11.2014
Суждений: 2905

421357СообщениеДобавлено: Ср 06 Июн 18, 19:17 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

empiriocritic_1900 пишет:

Нет, я говорю о знании именно в том смысле, который в Абхидхамме.

Ну вот например люди, читавшие Абхидхамматха-сангаху, заявляют, что в ниродха-самапатти наличествуют тонкие читты. Если это так, то это виды сознаний, или вид сознания, не подразумеваемые в нашем европейском понимании, это наверное бескачественные, беззнаковые виды сознаний, не подразумевающие под собой какое-либо рассудочное знание, хотя анализ может делаться по выходу из ниродха-самапатти, или анализ в отношении того, что ей предшествовало, по крайней мере так говорится в одном из комментариев Анупада сутты.


Ответы на этот пост: empiriocritic_1900
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
empiriocritic_1900



Зарегистрирован: 26.06.2017
Суждений: 8733

421359СообщениеДобавлено: Ср 06 Июн 18, 19:22 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

VladStulikov пишет:
empiriocritic_1900 пишет:
empiriocritic_1900 пишет:



И кто же из европейских монахов это привнёс?

Я только знаю фрагмент из интервью бхиккху Бодхи

Ну вот в том и дело. А Бхиккху Бодхи, кстати говоря, в том же интервью признаёт, что нигде в ПК не нашёл (хотя, очевидно, искал) ясного указания на наличие "необусловленного сознания". Есть полтора места (один фрагмент, и цитата этого же фрагмента в другой сутте), где указание на что-то подобное может быть - а может и не быть - там возможны разные интерпретации. Вот это интервью целиком, посмотрите:

https://www.sbinstitute.com/sites/default/files/What%20Happens%20to%20an%20Arahant%20at%20Death_BB-BAW_BB-Revised.pdf

Есть кстати мнение неких буддологов, и я с ним согласен, что если мы ставим вопрос о аутентичности и древности какой-либо сутты, то уникальность и неповторяемость фрагмента в остальном Каноне, необычность его являются гарантированным признаком древности и аутентичности фрагмента.
И наоборот многократно повторенный в разных суттах в одних и тех же формулировках фрагмент является наверняка продуктом поздних правок и подчисток (привели все к одному виду и причесали)

Речь о том, что в таком изолированном виде он непонятно что означает.

P.S. Ну и добавлю (хотя это здесь оффтоп), что поиск "древности и аутентичности" в контексте буддизма - это некорректный перенос сюда установки на поиск "исторического Иисуса".

В рамках христианства такая установка имеет смысл, потому что Иисус считается Христом, спасителем всех ему верных (или даже всего человечества) благодаря определенному действию во времени и пространстве - благодаря тому, что он был распят при Понтии Пилате, и на третий день воскрес из мёртвых. Nota bene - я сейчас не обсуждаю это учение по существу, а просто говорю, что христианство основано на вере именно в эти события, и что поэтому для христиан, столкнувшихся с развитием истории и филологии, было  важно изучить исторического Иисуса, чтобы удостовериться хотя бы в том, что евангельские события могли происходить.  

Теперь посмотрим на Будду. Благодаря чему он почитается непревзойдённым учителем людей и богов? Благодаря тому, что учил Дхамме. А что такое Дхамма? Это то, что изложено в Типитаке. И какое значение, в таком случае, имеет аутентичность? Дхамма - вот она, перед нами. Бери да применяй. Если работает, то всё правильно.

А если вдруг выяснится, что человека, который ей научил, звали не Готама, а как-то ещё, или что Дхамма явилась плодом творчества не одного только Готамы, а целого авторского коллектива, что это изменит? Ничего.

_________________
Границы мира - это границы языка
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Nima



Зарегистрирован: 25.11.2014
Суждений: 2905

421370СообщениеДобавлено: Ср 06 Июн 18, 19:44 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

empiriocritic_1900, или вот например у бхаванга-читты, какое может быть познание, если это пассивное фоновое сознание, которое скорее служит преддверием ума (mano dvara)?

Последний раз редактировалось: Nima (Ср 06 Июн 18, 19:46), всего редактировалось 1 раз
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
миг37
Гость


Откуда: Lipetsk


421371СообщениеДобавлено: Ср 06 Июн 18, 19:44 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Сформулировано точно до микрона. Спасибо)
Наверх
empiriocritic_1900



Зарегистрирован: 26.06.2017
Суждений: 8733

421373СообщениеДобавлено: Ср 06 Июн 18, 19:47 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

empiriocritic_1900 пишет:

Нет, я говорю о знании именно в том смысле, который в Абхидхамме.

Ну вот например люди, читавшие Абхидхамматха-сангаху, заявляют, что в ниродха-самапатти наличествуют тонкие читты. Если это так, то это виды сознаний, или вид сознания, не подразумеваемые в нашем европейском понимании, это наверное бескачественные, беззнаковые виды сознаний, не подразумевающие под собой какое-либо рассудочное знание, хотя анализ может делаться по выходу из ниродха-самапатти, или анализ в отношении того, что ей предшествовало, по крайней мере так говорится в одном из комментариев Анупада сутты.

Это Вы о бхаванге? Ну так это тоже ничего общего с атманом не имеет:

"Жизнь-континуум (бхаванга): Слово бхаванга означает фактор (анга) существования (бхава), то есть необходимое условие существования. Бхаванга – это функция сознания посредством которой непрерывность индивидуума сохраняется на протяжении всего отдельно взятого существования, от зачатия до смерти. После того как пат̣исандхичитта возникла и исчезла, за ней следует бхавангачитта, которая является результирующим сознанием того же типа, что и пат̣исандхичитта, но которое выполняет другую функцию, а именно функцию сохранения непрерывности индивидуального существования. Бхавангачитты возникают и исчезают каждый момент в течение всей жизни, всегда, когда нет активного ментального процесса. Этот тип сознания наиболее очевиден в течение глубокого сна без сновидений, но он также случается бесчисленными моментами в течение бодрствующей жизни, между возникновением активных ментальных процессов. Когда объект ударяет в сенсорную дверь, бхаванга арестовывается и наступает активный ментальный процесс по осознанию объекта. Сразу же после завершения ментального процесса опять наступает бхаванга и продолжается до возникновения следующего ментального процесса. Возникая и исчезая каждый момент в течение этой пассивной фазы сознания, бхаванга течёт как поток, не оставаясь статичной даже на два последовательных момента".

_________________
Границы мира - это границы языка


Ответы на этот пост: Nima
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Nima



Зарегистрирован: 25.11.2014
Суждений: 2905

421374СообщениеДобавлено: Ср 06 Июн 18, 19:51 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

empiriocritic_1900 пишет:

Это Вы о бхаванге? Ну так это тоже ничего общего с атманом не имеет:


А я не провожу параллели с атманом. Зачем Вы мне даете определение бхаванги? Мы с Вами о чем выше общались? О том, что есть виды сознаний, которые не подразумевают под собой какие-либо знания в европейском понимании.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Frithegar
заблокирован


Зарегистрирован: 27.04.2015
Суждений: 5882

421375СообщениеДобавлено: Ср 06 Июн 18, 19:55 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

empiriocritic_1900 пишет:
Frithegar пишет:

Если дхамма воспринимается или является тем, что имеет ту же природу что и форма, звук, запах  

Не понял, откуда Вы взяли это положение (и, соответственно, все выводы из него).

Вы перечли "шесть шестерок"?

Цитата:
‘‘‘Cha ajjhattikāni āyatanāni veditabbānī’ti – iti kho panetaṃ vuttaṃ. Kiñcetaṃ paṭicca vuttaṃ? Cakkhāyatanaṃ, sotāyatanaṃ, ghānāyatanaṃ, jivhāyatanaṃ , kāyāyatanaṃ, manāyatanaṃ
«Шесть внутренних сфер должны быть поняты» – так было сказано. В отношении чего так было сказано? Есть сфера глаза, сфера уха, сфера носа, сфера языка, сфера тела, сфера ума (manāyatanaṃ).

‘‘‘Cha bāhirāni āyatanāni veditabbānī’ti – iti kho panetaṃ vuttaṃ . Kiñcetaṃ paṭicca vuttaṃ? Rūpāyatanaṃ, saddāyatanaṃ, gandhāyatanaṃ, rasāyatanaṃ, phoṭṭhabbāyatanaṃ, dhammāyatanaṃ.
«Шесть внешних сфер должны быть поняты» – так было сказано. В отношении чего так было сказано? Есть сфера формы, сфера звука, сфера запаха, сфера вкуса, сфера осязаемой вещи, сфера умственного объекта (dhammāyatanaṃ).

http://www.tipitaka.org/romn/cscd/s0203m.mul4.xml
http://www.theravada.ru/Teaching/Canon/Suttanta/Texts/mn148-chachakka-sutta-sv.htm

"мана-аятанам" - внутренний ментальный орган восприятия или воспринимающий ум стоит в одном ряду с глазами, ушами, носом ..
а вот "дхамма-аятанам" - внешний объект или "умственный объект" стоит в одном ряду с формой, звуком, запахом ...

Это значит, что 1. дхамма - это объект. Такой же как форма или звук.  2. Он не существует без субъекта (или того, что или кто воспринимает) ... и в связи с этим посмотрите что мы говорили о "временных субъектах" сегодня

_________________
живите больше


Ответы на этот пост: empiriocritic_1900
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Тред сейчас никто не читает.
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Буддистская философия Часовой пояс: GMT + 4
Страницы Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 ... 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28  След.
Страница 7 из 28

 
Перейти:  
Вам нельзя начинать темы
Вам нельзя отвечать на сообщения
Вам нельзя редактировать свои сообщения
Вам нельзя удалять свои сообщения
Вам нельзя голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы



За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
0.051 (0.390) u0.026 s0.002, 18 0.024 [266/0]