 |
Дхарма Буддийское сообщество
|
| Предыдущая :: Следующая тема |
| Автор |
Сообщение |
КИ 3Д

Зарегистрирован: 17.02.2005 Суждений: 51594
|
№658582 Добавлено: Ср 03 Дек 25, 13:10 (2 дня назад) |
|
|
|
"Есть страдание, нет страдающего". Это из сутр или тхеравадины придумали такую формулировку?
Это верно для любой школы буддизма, может, кроме пудгалавадинов. Классика. _________________ Буддизм чистой воды
Ответы на этот пост: Алексей А |
|
| Наверх |
|
 |
Алексей А

Зарегистрирован: 04.07.2017 Суждений: 137
|
№658583 Добавлено: Ср 03 Дек 25, 13:14 (2 дня назад) |
|
|
|
"Есть страдание, нет страдающего". Это из сутр или тхеравадины придумали такую формулировку?
Это верно для любой школы буддизма, может, кроме пудгалавадинов. Классика. Для Махаяны это неверное утверждение, да и для Тхеравады сомнительное. Смешивание высшего и условного в одном утверждении.
Ответы на этот пост: КИ |
|
| Наверх |
|
 |
КИ 3Д

Зарегистрирован: 17.02.2005 Суждений: 51594
|
№658584 Добавлено: Ср 03 Дек 25, 13:17 (2 дня назад) |
|
|
|
"Есть страдание, нет страдающего". Это из сутр или тхеравадины придумали такую формулировку?
Это верно для любой школы буддизма, может, кроме пудгалавадинов. Классика. Для Махаяны это неверное утверждение, да и для Тхеравады сомнительное. Смешивание высшего и условного в одном утверждении.
Никакого "смешивания" тут как раз нет - высказывание полностью парамартха-сат. Про верность я уже ответил. _________________ Буддизм чистой воды
Ответы на этот пост: Алексей А |
|
| Наверх |
|
 |
Алексей А

Зарегистрирован: 04.07.2017 Суждений: 137
|
№658586 Добавлено: Ср 03 Дек 25, 13:33 (2 дня назад) |
|
|
|
"Есть страдание, нет страдающего". Это из сутр или тхеравадины придумали такую формулировку?
Это верно для любой школы буддизма, может, кроме пудгалавадинов. Классика. Для Махаяны это неверное утверждение, да и для Тхеравады сомнительное. Смешивание высшего и условного в одном утверждении.
Никакого "смешивания" тут как раз нет - высказывание полностью парамартха-сат. Про верность я уже ответил. Парамартха-сат это только с точки зрения философии хинаянских школ. Но субъективная оценка верности этого утверждения не суть важна в данном случае.
Мой вопрос, мог ли Будда сказать это в такой формулировке, или это позднее утверждение тхеравадинов. Я не смог найти сутр ПК с этим утверждением. |
|
| Наверх |
|
 |
КИ 3Д

Зарегистрирован: 17.02.2005 Суждений: 51594
|
№658587 Добавлено: Ср 03 Дек 25, 13:40 (2 дня назад) |
|
|
|
Сутры - это, по большей части, 90%, тексты написанные на основе Абхидхармы - краткий тезис оформлялся в "сутру" с сюжетом или даже без него. Для любителей лишних слов. Что-то "искать в сутрах" - это так себе по умности. "Есть страдание, но нет страдающего" - это обобщающее высказывание, что не характерно для сутр, где внимание всегда уделено конкретной теме. И да, это есть у Буддхагхоши. Но не значит, что это он сочинил. _________________ Буддизм чистой воды |
|
| Наверх |
|
 |
Твик
Зарегистрирован: 06.01.2013 Суждений: 1027 Откуда: New Moscow, Old Russia
|
№658588 Добавлено: Ср 03 Дек 25, 14:45 (2 дня назад) |
|
|
|
Проблема с определением "Я" имеется только в контексте теории перерождений. В пределах одной жизни "я" - это всего лишь указатель на комплекс "нама-рупа" (ну или если чуть шире, то на комплекс пяти скандх), практически так же как и в материализме/физикализме. А вот когда встаёт вопрос - а что же таки перерождается, тогда и начинаются танцы с бубном,которые в итоге сводятся либо к атману либо к карме, задающей расклад дхарм сознания перерождения и последующего потока ума. И именно карма и задаёт страдания. Но нельзя сказать, что карма - это "я". Так же как и нельзя сказать, что ребенок - это продолжение "я" родителя. Если атмана нет, и карма - это тоже не я, то какое мне дело до того, что моя карма сформирует кому-нибудь где-нибудь когда-нибудь какие-либо условия для существования? "Моей" намы-рупы в любом случае уже не будет после "моей" смерти.
А какое есть дело родителям до их собственных детей, которым они передали часть своей нама-рупа через генетику и воспитание? Инстинкты и эмоции. В отношении сына у меня такие эмоции есть, в отношении совершенно неизвестного мне типа таких эмоций нет - следовательно, мотивации для каких-либо действий в его отношении нет.
Кроме того, разве вообще это цель буддизма - сделать хорошую карму следующему перерождению, чтобы следующее перерождение произошло, например, в мире богов? Мне казалось, что такой цели нет, но, возможно, я ошибаюсь?
Ну так тоже самое. Инстинкт выживание и эмоция страх смерти понуждают человека верить в перерождения с атманом или без него и создавать в уме соответствующие концепции. Отглоски этого есть даже в самом вульгарном материализме - "жив пока память о нем жива" и т.п.
Это основа любой религии буддизма в том числе. Но соглашусь с тем, что концепция души (атмана и т.п.) в этом контексте более практична.
Ответы на этот пост: Морган |
|
| Наверх |
|
 |
Твик
Зарегистрирован: 06.01.2013 Суждений: 1027 Откуда: New Moscow, Old Russia
|
№658590 Добавлено: Ср 03 Дек 25, 14:49 (2 дня назад) |
|
|
|
Ну а какой субъект страдания у материалистов, где все "от нервов"? Кто страдает от боли, если все раскладывается на нервные импульсы? Ответ - созданная мозговой активностью виртуальная личность, которой нет в физическом воплощении. Значит выходит, что "есть страдание, но нет страдающего".
Я давно подозревал, что буддизм - это криптоматериализм" Шутка конечно, но многие аналогии очень уж явные...
Ответы на этот пост: КИ, Морган |
|
| Наверх |
|
 |
КИ 3Д

Зарегистрирован: 17.02.2005 Суждений: 51594
|
№658591 Добавлено: Ср 03 Дек 25, 15:15 (2 дня назад) |
|
|
|
Ну а какой субъект страдания у материалистов, где все "от нервов"? Кто страдает от боли, если все раскладывается на нервные импульсы? Ответ - созданная мозговой активностью виртуальная личность, которой нет в физическом воплощении. Значит выходит, что "есть страдание, но нет страдающего".
Я давно подозревал, что буддизм - это криптоматериализм"  Шутка конечно, но многие аналогии очень уж явные...
Попробуйте понять, в чем разница между редукцией к материи и редукцией к феноменам. Это достаточно сложная тема, и я сейчас не иронизирую. _________________ Буддизм чистой воды
Ответы на этот пост: Твик |
|
| Наверх |
|
 |
Твик
Зарегистрирован: 06.01.2013 Суждений: 1027 Откуда: New Moscow, Old Russia
|
№658592 Добавлено: Ср 03 Дек 25, 15:36 (2 дня назад) |
|
|
|
Ну а какой субъект страдания у материалистов, где все "от нервов"? Кто страдает от боли, если все раскладывается на нервные импульсы? Ответ - созданная мозговой активностью виртуальная личность, которой нет в физическом воплощении. Значит выходит, что "есть страдание, но нет страдающего".
Я давно подозревал, что буддизм - это криптоматериализм"  Шутка конечно, но многие аналогии очень уж явные...
Попробуйте понять, в чем разница между редукцией к материи и редукцией к феноменам. Это достаточно сложная тема, и я сейчас не иронизирую.
Я понимаю разницу между метафизической материей и феноменами. И я же не утверждаю что это одно и тоже и не подсовываю материю как основу феноменов. Да, философски - это абсолютно разный подход к описанию мира. Просто указал на бросающиеся в глаза аналогии практической интерпретации.
Ответы на этот пост: КИ |
|
| Наверх |
|
 |
КИ 3Д

Зарегистрирован: 17.02.2005 Суждений: 51594
|
№658593 Добавлено: Ср 03 Дек 25, 15:51 (2 дня назад) |
|
|
|
Ну а какой субъект страдания у материалистов, где все "от нервов"? Кто страдает от боли, если все раскладывается на нервные импульсы? Ответ - созданная мозговой активностью виртуальная личность, которой нет в физическом воплощении. Значит выходит, что "есть страдание, но нет страдающего".
Я давно подозревал, что буддизм - это криптоматериализм"  Шутка конечно, но многие аналогии очень уж явные...
Попробуйте понять, в чем разница между редукцией к материи и редукцией к феноменам. Это достаточно сложная тема, и я сейчас не иронизирую.
Я понимаю разницу между метафизической материей и феноменами. И я же не утверждаю что это одно и тоже и не подсовываю материю как основу феноменов. Да, философски - это абсолютно разный подход к описанию мира. Просто указал на бросающиеся в глаза аналогии практической интерпретации.
Есть сходство в том, что оба воззрения редукционизмы, а не холизмы. Но диаметрально противоположны на многих других позициях. _________________ Буддизм чистой воды
Ответы на этот пост: Krie, Твик |
|
| Наверх |
|
 |
Krie баловник

Зарегистрирован: 18.01.2006 Суждений: 3576 Откуда: russia
|
№658595 Добавлено: Чт 04 Дек 25, 08:11 (2 дня назад) |
|
|
|
Ну а какой субъект страдания у материалистов, где все "от нервов"? Кто страдает от боли, если все раскладывается на нервные импульсы? Ответ - созданная мозговой активностью виртуальная личность, которой нет в физическом воплощении. Значит выходит, что "есть страдание, но нет страдающего".
Я давно подозревал, что буддизм - это криптоматериализм"  Шутка конечно, но многие аналогии очень уж явные...
Попробуйте понять, в чем разница между редукцией к материи и редукцией к феноменам. Это достаточно сложная тема, и я сейчас не иронизирую.
Я понимаю разницу между метафизической материей и феноменами. И я же не утверждаю что это одно и тоже и не подсовываю материю как основу феноменов. Да, философски - это абсолютно разный подход к описанию мира. Просто указал на бросающиеся в глаза аналогии практической интерпретации.
Есть сходство в том, что оба воззрения редукционизмы, а не холизмы. Но диаметрально противоположны на многих других позициях. Что определяет несомненность довода , обратного именам Бога: да чтобы дрочер-то создал, такое только мужик может! _________________ достаточнее предположенных |
|
| Наверх |
|
 |
blevaka
Зарегистрирован: 27.12.2023 Суждений: 50
|
|
| Наверх |
|
 |
КИ 3Д

Зарегистрирован: 17.02.2005 Суждений: 51594
|
№658597 Добавлено: Чт 04 Дек 25, 15:38 (1 день назад) |
|
|
|
Товарищи не понимают, как может идти дождь, если его никто не льёт. _________________ Буддизм чистой воды |
|
| Наверх |
|
 |
ТМ

Зарегистрирован: 05.04.2005 Суждений: 14624
|
№658598 Добавлено: Чт 04 Дек 25, 16:41 (1 день назад) |
|
|
|
Дукхи есть два вида: боль, стенания, не получение желаемого и т.д. - это с точки зрения мирского человека. Такое страдание «иногда случается с…». Когда вы не брахма, например. Их состояние называется мирской нирваной, к ней ведут Брахма вихары и правильный восьмеричный мирской Путь.
А второй вид дукхи уже описан с надмирской т.з. - это 5 упадана скандх в целом. Там есть и ум. И это страдание постоянно. Оно не случается когда то в определенное время и не заканчивается. Т.е. дурак не страдает. Он сам и есть страдание, потому что то, что мы называем дураком - это дхармы 5 упадана скандх. Нет какого то дурака как исходное над-образование онтологического характера. А 5 упадана скандх - страдание, и они же «несут на плечах ношу страдания».
Выход из этого, считающийся в буддизме постоянным, а не временным, как первый вид нирваны, - прекратить 5 упадана скандх через слышание, размышление и понимание Учения. Развить средство прекращения, чтобы оно действовало постоянно. _________________ namaḥ samantabhadrāya samantaspharaṇatviṣe
Ответы на этот пост: Морган |
|
| Наверх |
|
 |
Твик
Зарегистрирован: 06.01.2013 Суждений: 1027 Откуда: New Moscow, Old Russia
|
№658599 Добавлено: Чт 04 Дек 25, 17:50 (1 день назад) |
|
|
|
| Интересно, когда идёт дождь и никто не мокнет. Есть вода и нет мокрого.... |
|
| Наверх |
|
 |
|
|
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы
|
За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
|