 |
Дхарма Буддийское сообщество
|
Страницы Пред. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 ... 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23 След.
|
Предыдущая :: Следующая тема |
Автор |
Сообщение |
Твик
Зарегистрирован: 06.01.2013 Суждений: 875 Откуда: New Moscow, Old Russia
|
№649138 Добавлено: Вт 11 Фев 25, 14:38 (1 мес. назад) |
|
|
|
Нашел статьи Андрея Парибока на тему атмана-анатмана. Статья не новая, наверное многие уже ее читали, но для моего понимания темы оказалась полезной. И вывод достаточно интересный.
"Предельное основание индийского философского спора об атмане и анатмане"
"Об атмане или об анатмане говорится не потому, что атман или анатман есть, тем более не потому, что их нет, а для того, чтобы адресат начал процесс самоизменения разума и внимания." |
|
Наверх |
|
 |
ТМ

Зарегистрирован: 05.04.2005 Суждений: 13820
|
№649141 Добавлено: Вт 11 Фев 25, 17:10 (1 мес. назад) |
|
|
|
А Парибок к Щедровицкому и политической школе методологов не имеет отношения? Это же их тейки, что словами нужно запускать движняк. При этом истинностная характеристика сказанного отходит на второй план перед этой «игрой». _________________ namaḥ samantabhadrāya samantaspharaṇatviṣe
Ответы на этот пост: Твик, Твик |
|
Наверх |
|
 |
Экалавья

Зарегистрирован: 26.12.2021 Суждений: 2589 Откуда: Пантикапей
|
№649142 Добавлено: Вт 11 Фев 25, 17:12 (1 мес. назад) |
|
|
|
Если и имеет, то не говорит об этом. Он же филолог, переводчик, полиглот. |
|
Наверх |
|
 |
КИ 3Д

Зарегистрирован: 17.02.2005 Суждений: 49780
|
|
Наверх |
|
 |
MeERROR

Зарегистрирован: 15.08.2016 Суждений: 411 Откуда: Отсюда
|
№649146 Добавлено: Вт 11 Фев 25, 22:22 (1 мес. назад) |
|
|
|
Однако наша, буддийская пустота - это несколько иное. Не столь сугубо умозрительное, сколько рациональное понятие. Атмана нет, потому что в нём нет необходимости. Это иллюзия, удобная условность, общепринятое языковое клише, но не более того.
Таким образом, я вижу большую разницу между воззрениями буддистов и ведантистов, хотя на первый взгляд они кажутся схожи.
Мне все же представляется, что иллюзией и идентификационным клише является именно личность, типа "я" как память, ожидания и т.п. С атманом мне видится все несколько сложнее. Буддизм не дает ответ на вопрос откуда берется, скажем так, "свет сознания", буддисты просто констатируют наличие сознания, которая возникает в связке с нама-рупой и санскарами. Этого достаточно для их сотериологических целей.
Забавно, что и веданта отрицает индивидульное "я" как иллюзию и в этом они согласны с буддизмом. Но, если упростит, то по их мнению, сознание существует вечно и нама-рупа и санскары всего лишь условия, которые позволяют сознанию осветить объект. И когда я читаю некоторые тексты тибетского буддизма или некоторые высказывания учителей дзена, то замечаю очень очень близкие взгляды, как говорят юристы по авторскому праву - "сходство до степени смешения". Хотя, да, согласен с тем, что не до тождества. Более того, в совсем недавней своей онлайн сессии Q&A канадский аджан Sona, отвечая на вопрос индийского зрителя о теории "анти-натализма", сказал именно так: сознание живого существа существует до того, как воплотится в теле, и даже помимо того.
Последний раз редактировалось: MeERROR (Вт 11 Фев 25, 22:45), всего редактировалось 1 раз
|
|
Наверх |
|
 |
MeERROR

Зарегистрирован: 15.08.2016 Суждений: 411 Откуда: Отсюда
|
№649147 Добавлено: Вт 11 Фев 25, 22:44 (1 мес. назад) |
|
|
|
Измышление про "шаблоны мышления" - самое шаблонное из мышлений. Шаблоны мышления - вполне реальное явление. Один из таких шаблонов: все религии одинаковы. |
|
Наверх |
|
 |
Экалавья

Зарегистрирован: 26.12.2021 Суждений: 2589 Откуда: Пантикапей
|
№649148 Добавлено: Вт 11 Фев 25, 23:14 (1 мес. назад) |
|
|
|
Ещё на тему Парибка не персонально: в некотором смысле, в части культуртрегерства, учёный (логогог) является препятствием для интересующегося. Не то, чтобы его следует обходить стороной, но относиться, по крайней мере, настороженно, подозрительно. |
|
Наверх |
|
 |
Твик
Зарегистрирован: 06.01.2013 Суждений: 875 Откуда: New Moscow, Old Russia
|
№649153 Добавлено: Ср 12 Фев 25, 14:57 (1 мес. назад) |
|
|
|
А Парибок к Щедровицкому и политической школе методологов не имеет отношения? Это же их тейки, что словами нужно запускать движняк. При этом истинностная характеристика сказанного отходит на второй план перед этой «игрой».
С Щедровицким я лично не знаком, но с некоторыми другими политцыганами приходилось иметь дело в 00ых. Но что касается статьи Андрея Парибка - он профессиональный буддолог, филолог по санскриту, имеет степень по философии, то есть это человек который всю жизнь профессионально изучал данную тему. Причем как я понимаю его акцент исследований был именно на буддизме.
И тем не менее, он признает что проблема атмана и анатмана не решена за столетия, а может даже тысячелетия, дискуссий между буддистами и брахманистами. Это означает, что Будда не доказал анатман. Это вопрос веры в догму. Личной веры.
Ответы на этот пост: Diver, КИ, ТМ, MeERROR |
|
Наверх |
|
 |
Твик
Зарегистрирован: 06.01.2013 Суждений: 875 Откуда: New Moscow, Old Russia
|
№649154 Добавлено: Ср 12 Фев 25, 15:03 (1 мес. назад) |
|
|
|
Есть такой металл золото, из которого делают ювелирные украшения - кольца, серьги, браслеты, цепочки и т.п. Золото имеет свои качества - цвет, пластичность, тягучесть устойчивость к коррозии и т.п. Этими качествами золото безусловно владеет, но эти качества сами по себе не есть золото.
Но разве можно сказать, что золото владеет кольцами, серьгами, браслетами и т.п.? |
|
Наверх |
|
 |
Diver
Зарегистрирован: 04.05.2023 Суждений: 267
|
№649155 Добавлено: Ср 12 Фев 25, 15:14 (1 мес. назад) |
|
|
|
И тем не менее, он признает что проблема атмана и анатмана не решена за столетия, а может даже тысячелетия, дискуссий между буддистами и брахманистами. Это означает, что Будда не доказал анатман. Это вопрос веры в догму. Личной веры.
Тут нет никакой проблемы и никогда не было. Заменить одно условное понятие, на другое это не проблема, можно даже своё придумать, например - парасупермегаатман. Не привязывайтесь к понятиям и будет вам счастье |
|
Наверх |
|
 |
Твик
Зарегистрирован: 06.01.2013 Суждений: 875 Откуда: New Moscow, Old Russia
|
№649156 Добавлено: Ср 12 Фев 25, 15:25 (1 мес. назад) |
|
|
|
А Парибок к Щедровицкому и политической школе методологов не имеет отношения? Это же их тейки, что словами нужно запускать движняк. При этом истинностная характеристика сказанного отходит на второй план перед этой «игрой».
И еще раз о словах ) Буквально только что начал читать статью Аркадия Неделя:
Сознание как спасение: сотериологические модели феноменологии и буддизма
И буквально в первом абзаце (что там дальше еще не прочитал):
"Такое превращение сознания в объект, иначе говоря, осознание сознания, было радикальной философской установкой, которая в обоих случаях требовала совершенно нового языка описания. Сложность задачи состояла еще и в том, что этот язык должен быть одновременно инструментом описания, то есть выполнять дескриптивную функцию, и эпистемологическим инструментом, создающим новый предмет познания – психический процесс, не имеющий прямого выхода во внешнюю реальность. Другими словами, для решения поставленной задачи новый язык должен заменить собой то, что он описывает. Этот бифункциональный язык менял статус самого сознания: из состояния субъективной неопределенности, которое во многом характеризует мирское существование и фиксируется эмоциональными, психологическими категориями, сознание превращается в предмет, феноменологическое или буддийское (абхидхармистское) описание которого приводит к его радикальной перестройке. Строго говоря, оно больше не является сознанием эмпирического субъекта, пусть даже в его самых метафизически красивых формах, как, например, у Декарта. Эмпирический субъект картезианского типа перестает существовать."
Так что возможно А.Парибок был прав насчет слов.
Ответы на этот пост: MeERROR |
|
Наверх |
|
 |
КИ 3Д

Зарегистрирован: 17.02.2005 Суждений: 49780
|
№649157 Добавлено: Ср 12 Фев 25, 16:07 (1 мес. назад) |
|
|
|
И тем не менее, он признает что проблема атмана и анатмана не решена за столетия, а может даже тысячелетия, дискуссий между буддистами и брахманистами. Это означает, что Будда не доказал анатман. Это вопрос веры в догму. Личной веры.
Если Парибок что-то признаёт, то это не означает ничего иного, кроме того, что Парибок решил так высказаться. Если вы не понимаете логику доказательств, то надо стараться в ней разобраться, и аргументировать самой логикой, а не ссылками на "парибки же признают". _________________ Буддизм чистой воды |
|
Наверх |
|
 |
LS_rus78 LS Сергей

Зарегистрирован: 16.09.2021 Суждений: 2717 Откуда: Мартышкино
|
№649158 Добавлено: Ср 12 Фев 25, 16:37 (1 мес. назад) |
|
|
|
..
Последний раз редактировалось: LS_rus78 (Ср 12 Фев 25, 18:33), всего редактировалось 1 раз
|
|
Наверх |
|
 |
ТМ

Зарегистрирован: 05.04.2005 Суждений: 13820
|
№649161 Добавлено: Ср 12 Фев 25, 17:31 (1 мес. назад) |
|
|
|
А Парибок к Щедровицкому и политической школе методологов не имеет отношения? Это же их тейки, что словами нужно запускать движняк. При этом истинностная характеристика сказанного отходит на второй план перед этой «игрой».
С Щедровицким я лично не знаком, но с некоторыми другими политцыганами приходилось иметь дело в 00ых. Но что касается статьи Андрея Парибка - он профессиональный буддолог, филолог по санскриту, имеет степень по философии, то есть это человек который всю жизнь профессионально изучал данную тему. Причем как я понимаю его акцент исследований был именно на буддизме.
И тем не менее, он признает что проблема атмана и анатмана не решена за столетия, а может даже тысячелетия, дискуссий между буддистами и брахманистами. Это означает, что Будда не доказал анатман. Это вопрос веры в догму. Личной веры.
Так это его авторское мнение. Признание=переход в буддизм и отправка Вед на лишь метафорический уровень, потеря авторитета у паствы, развал всех религиозных организаций и минус деньги от них. Это как ссср признал бы первенство логики (сразу минус диалектика, минус идеология всей страны, признание провала научного проекта). За признанием ведь будут очень чувствительные последствия. Это как Папа Римский признает, что бог - чушь. Среди людей, завязанных социально и экономически, никакого признания никогда не будет. Но смысл на таких ориентироваться и их несогласием аргументировать? Они же заранее предвзяты. Истинность ведь не определяется числом несогласных. _________________ namaḥ samantabhadrāya samantaspharaṇatviṣe |
|
Наверх |
|
 |
MeERROR

Зарегистрирован: 15.08.2016 Суждений: 411 Откуда: Отсюда
|
№649164 Добавлено: Чт 13 Фев 25, 10:16 (1 мес. назад) |
|
|
|
Парибок - филолог-санскритолог... тем не менее, он признает что проблема атмана и анатмана не решена за столетия, а может даже тысячелетия, дискуссий между буддистами и брахманистами. Это означает, что Будда не доказал анатман. Это вопрос веры в догму. Личной веры. Логика у вас тут нарушена. Из "Этот филолог считает, что проблема атмана и анатмана не решена" не следует "Будда не доказал анатман".
К тому же, мнение Парибка - это его частная, сугубо личная проблема, и даже не научная позиция.
Ответы на этот пост: Твик |
|
Наверх |
|
 |
Тред сейчас никто не читает.
|
|
 |
Буддийские форумы -> Чайная |
Часовой пояс: GMT + 4 Страницы Пред. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 ... 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23 След.
|
Страница 16 из 23 |
|
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы
|
За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
|