 |
Дхарма Буддийское сообщество
|
Страницы Пред. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 ... 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23 След.
|
Предыдущая :: Следующая тема |
Автор |
Сообщение |
Горсть листьев Фикус, Историк

Зарегистрирован: 10.09.2010 Суждений: 30868
|
№649057 Добавлено: Пн 03 Фев 25, 10:51 (2 мес. назад) |
|
|
|
Эта определённая точка зрения - другое учение. Отсутствие дхарм в атмане - для вас это "другое учение"?
Вот, примерно, как с буддийской точки зрения Брахма - не творец мира. Нет такого творца с нашей точки зрения, поэтому у нас, хотя и есть Брахма в суттах, нет учения о Брахме как творце
Что тут общего? Где тут "примерно", где схожесть в отношениях понятий? Её тут нет. Если одно учение называется "нет атмана в дхармах", то "в атмане нет дхарм" другое. Вот так, примерно.
Все варианты перечислены в ПК. И, помимо этого, по смыслу перечисления были бы разными, если бы это было отношение физических предметов, а не абстрактных. Да, в суттанте Будда говорит: ежели кто ищёт свою атму (atta), то он ошибочно говорит "у меня есть атма", или "атма во мне", или "я в атме" - всё это неверные взгляды.
Это перечисление - перечисление РАЗНЫХ неверных взглядов. "У меня есть атма" - народный анимизм, "атма во мне" - вера, подобная христианской, "я в атме" - вера сродни тантрической. И т.д.
Видя, как часто в палийской суттанте и санкритских сутрах используется тот же ход - когда нечто, например, разделы собственно буддийской теории и дисциплины, а также различные "внешние" доктрины, называется (обозначается в тексте) именно через упоминание какой-то характерной детали (в лексиконе авторов этих текстов ведь не было слов, подобных нашим "буддизм", "шиваизм", "христианство" и т.п.), я и подумал - не используется ли и в данном, скорее всего, китайском тексте, умело воспроизводящем санскритские оригиналы, та же модель называния. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Ответы на этот пост: Твик |
|
Наверх |
|
 |
Diver
Зарегистрирован: 04.05.2023 Суждений: 267
|
№649059 Добавлено: Пн 03 Фев 25, 13:04 (2 мес. назад) |
|
|
|
Бодхичитта также важна, иначе всё превратится в блуждание иччхантика. Я знаю что сам путь иллюзия, но при этом придерживаюсь его, не отбрасывая относительную истину, в угоду абсолютной.
Это ум мутит всякие мутные схемы. Отправьте его освобождать из сансары всех живых существ, он и успокоится |
|
Наверх |
|
 |
Горсть листьев Фикус, Историк

Зарегистрирован: 10.09.2010 Суждений: 30868
|
|
Наверх |
|
 |
Твик
Зарегистрирован: 06.01.2013 Суждений: 875 Откуда: New Moscow, Old Russia
|
№649061 Добавлено: Вт 04 Фев 25, 15:23 (2 мес. назад) |
|
|
|
2. Когда непонятное гораздо больше вашего сознания, и вы просто не можете его охватить своим сознанием. Это как слепой от рождения человек прикасается к морской волне - нет никакой возможности для него понять безбрежность, глубину, сложность и величие того моря, волну которого он ощущает. Ему остаётся только полагаться на слова тех, кто может видеть и способен описать ему то, что видит, так, чтобы ему было хоть немного понятно, чтобы слепой мог себе это представить - хотя психологи до сих пор не очень хорошо понимают, как работает воображение у слепых от рождения людей.
Еще более непонятно, что воображают слепые от рождения люди в опыте NDE. А ведь они описывают довольно красочные картинки и утверждают, что они именно "видят" или точнее "видели" до тех пор, пока не вернулись обратно в наш мир. Что это - просто оперирование терминами или же какое реальное "видение", может и отличное от нашего.
Ответы на этот пост: Горсть листьев |
|
Наверх |
|
 |
Горсть листьев Фикус, Историк

Зарегистрирован: 10.09.2010 Суждений: 30868
|
№649067 Добавлено: Ср 05 Фев 25, 10:34 (2 мес. назад) |
|
|
|
2. Когда непонятное гораздо больше вашего сознания, и вы просто не можете его охватить своим сознанием. Это как слепой от рождения человек прикасается к морской волне - нет никакой возможности для него понять безбрежность, глубину, сложность и величие того моря, волну которого он ощущает. Ему остаётся только полагаться на слова тех, кто может видеть и способен описать ему то, что видит, так, чтобы ему было хоть немного понятно, чтобы слепой мог себе это представить - хотя психологи до сих пор не очень хорошо понимают, как работает воображение у слепых от рождения людей.
Еще более непонятно, что воображают слепые от рождения люди в опыте NDE. А ведь они описывают довольно красочные картинки и утверждают, что они именно "видят" или точнее "видели" до тех пор, пока не вернулись обратно в наш мир. Что это - просто оперирование терминами или же какое реальное "видение", может и отличное от нашего. Я не знаю данных об предсмертном опыте слепых от рождения людей. Но я читал немного про изучение того, как воспринимают мир слепые люди. Дело в том, что слепые люди очень сильно по-разному слепые. Кто-то видит всё же какие-то проблески или пятна. У некоторых, в силу пластичности нашего мозга, неработающий орган зрения компенсируется другими отделами мозга. Так, слепой от рождения Стиви Уандер говорил, что для него музыкальные звуки подобны цветовым оттенкам, когда объяснял, как он воспринимает мир, будучи слепым. Что это за цветовые оттенки и как он их воспринимает, можно только догадываться. Возможно, это метафора. Возможно, что он всё же "видит" какие-то тусклые цветовые пятна. Трудно сказать.
Всё дело в том, что наше популярное представление о том, что "слепые живут в темноте" не совсем верно. Ощущение темноты присуще людям, потерявшим зрение. Те, у кого развивается катаракта, описывают видимо "как будто всё в темноте, и только в метре или чуть больше вокруг них немного светло".
Абсолютная слепота от рождения - случай, как я понимаю, довольно редкий, так как предполагает нарушение в мозге, в зрительном его отделе (он у нас расположен на затылке, что само по себе интересно). И вот в этом случае нам, зрячим, совсем трудно понять, как этот человек воспринимает мир. Понятно, что мир для такого незрячего человека состоит только из звуков и тактильных ощущений, но как они складываются в картину мира... Возможно, это что-то, подобное восприятию летучих мышей. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Ответы на этот пост: Твик |
|
Наверх |
|
 |
Твик
Зарегистрирован: 06.01.2013 Суждений: 875 Откуда: New Moscow, Old Russia
|
№649070 Добавлено: Ср 05 Фев 25, 12:36 (2 мес. назад) |
|
|
|
2. Когда непонятное гораздо больше вашего сознания, и вы просто не можете его охватить своим сознанием. Это как слепой от рождения человек прикасается к морской волне - нет никакой возможности для него понять безбрежность, глубину, сложность и величие того моря, волну которого он ощущает. Ему остаётся только полагаться на слова тех, кто может видеть и способен описать ему то, что видит, так, чтобы ему было хоть немного понятно, чтобы слепой мог себе это представить - хотя психологи до сих пор не очень хорошо понимают, как работает воображение у слепых от рождения людей.
Еще более непонятно, что воображают слепые от рождения люди в опыте NDE. А ведь они описывают довольно красочные картинки и утверждают, что они именно "видят" или точнее "видели" до тех пор, пока не вернулись обратно в наш мир. Что это - просто оперирование терминами или же какое реальное "видение", может и отличное от нашего. Я не знаю данных об предсмертном опыте слепых от рождения людей. Но я читал немного про изучение того, как воспринимают мир слепые люди. Дело в том, что слепые люди очень сильно по-разному слепые. Кто-то видит всё же какие-то проблески или пятна. У некоторых, в силу пластичности нашего мозга, неработающий орган зрения компенсируется другими отделами мозга. Так, слепой от рождения Стиви Уандер говорил, что для него музыкальные звуки подобны цветовым оттенкам, когда объяснял, как он воспринимает мир, будучи слепым. Что это за цветовые оттенки и как он их воспринимает, можно только догадываться. Возможно, это метафора. Возможно, что он всё же "видит" какие-то тусклые цветовые пятна. Трудно сказать.
Всё дело в том, что наше популярное представление о том, что "слепые живут в темноте" не совсем верно. Ощущение темноты присуще людям, потерявшим зрение. Те, у кого развивается катаракта, описывают видимо "как будто всё в темноте, и только в метре или чуть больше вокруг них немного светло".
Абсолютная слепота от рождения - случай, как я понимаю, довольно редкий, так как предполагает нарушение в мозге, в зрительном его отделе (он у нас расположен на затылке, что само по себе интересно). И вот в этом случае нам, зрячим, совсем трудно понять, как этот человек воспринимает мир. Понятно, что мир для такого незрячего человека состоит только из звуков и тактильных ощущений, но как они складываются в картину мира... Возможно, это что-то, подобное восприятию летучих мышей.
Я встречал обзор отчетов по "видению" в NDE у слепых от рождения основанные на беседах в клиниках после реанимации. С научной точки зрения они конечно же не релевантны, и очень сомнительно что такие пациенты что-то реально "видят". Скорее всего у них действительно происходит какое то реконструирование памяти, ранее полученной от других каналов информации (аудального, тактильного и т.п.). Но эзотерики за эти случаи цепляются как за доказательство того, что "душа не зависит от тела", существование загробного мира, перерождений и т.п. |
|
Наверх |
|
 |
Твик
Зарегистрирован: 06.01.2013 Суждений: 875 Откуда: New Moscow, Old Russia
|
№649117 Добавлено: Вс 09 Фев 25, 14:24 (2 мес. назад) |
|
|
|
Эта определённая точка зрения - другое учение. Отсутствие дхарм в атмане - для вас это "другое учение"?
Вот, примерно, как с буддийской точки зрения Брахма - не творец мира. Нет такого творца с нашей точки зрения, поэтому у нас, хотя и есть Брахма в суттах, нет учения о Брахме как творце
Что тут общего? Где тут "примерно", где схожесть в отношениях понятий? Её тут нет. Если одно учение называется "нет атмана в дхармах", то "в атмане нет дхарм" другое. Вот так, примерно.
Все варианты перечислены в ПК. И, помимо этого, по смыслу перечисления были бы разными, если бы это было отношение физических предметов, а не абстрактных. Да, в суттанте Будда говорит: ежели кто ищёт свою атму (atta), то он ошибочно говорит "у меня есть атма", или "атма во мне", или "я в атме" - всё это неверные взгляды.
Это перечисление - перечисление РАЗНЫХ неверных взглядов. "У меня есть атма" - народный анимизм, "атма во мне" - вера, подобная христианской, "я в атме" - вера сродни тантрической. И т.д.
Забавно. что в той же веданте ищут атман аналогично как в буддистской ситипаттхане через самоисследование - поиск атмана в теле, чувствах, мыслях и т.п. И в веданте приходят к выводу о том, что в теле атмана нет, в чувствах атмана нет, в мыслях атмана нет и т.д., короче -нигде атмана не находят и приходят к выводу о том, что атман - это "то, на что нельзя указать как на то".
"Глаз не может видеть самого себя". "И если на что то можно указать, то это уже объект сознания, а не само сознание". Если буддизм по факту определяет сознание -как знание чего то, сопровождаемое ментальными факторами (четасиками), то в веданта ищет нечто, что "освещает", "дает знание". А раз не могут на это указать, то это пустота или как? На буддистскую пустоту по сути тоже никак прямо указать нельзя и, с другой стороны, ее нельзя свести к концептуальным спекуляциям.
Ответы на этот пост: Горсть листьев |
|
Наверх |
|
 |
Горсть листьев Фикус, Историк

Зарегистрирован: 10.09.2010 Суждений: 30868
|
№649119 Добавлено: Вс 09 Фев 25, 20:55 (2 мес. назад) |
|
|
|
Эта определённая точка зрения - другое учение. Отсутствие дхарм в атмане - для вас это "другое учение"?
Вот, примерно, как с буддийской точки зрения Брахма - не творец мира. Нет такого творца с нашей точки зрения, поэтому у нас, хотя и есть Брахма в суттах, нет учения о Брахме как творце
Что тут общего? Где тут "примерно", где схожесть в отношениях понятий? Её тут нет. Если одно учение называется "нет атмана в дхармах", то "в атмане нет дхарм" другое. Вот так, примерно.
Все варианты перечислены в ПК. И, помимо этого, по смыслу перечисления были бы разными, если бы это было отношение физических предметов, а не абстрактных. Да, в суттанте Будда говорит: ежели кто ищёт свою атму (atta), то он ошибочно говорит "у меня есть атма", или "атма во мне", или "я в атме" - всё это неверные взгляды.
Это перечисление - перечисление РАЗНЫХ неверных взглядов. "У меня есть атма" - народный анимизм, "атма во мне" - вера, подобная христианской, "я в атме" - вера сродни тантрической. И т.д.
Забавно. что в той же веданте ищут атман аналогично как в буддистской ситипаттхане через самоисследование - поиск атмана в теле, чувствах, мыслях и т.п. И в веданте приходят к выводу о том, что в теле атмана нет, в чувствах атмана нет, в мыслях атмана нет и т.д., короче -нигде атмана не находят и приходят к выводу о том, что атман - это "то, на что нельзя указать как на то".
"Глаз не может видеть самого себя". "И если на что то можно указать, то это уже объект сознания, а не само сознание". Если буддизм по факту определяет сознание -как знание чего то, сопровождаемое ментальными факторами (четасиками), то в веданта ищет нечто, что "освещает", "дает знание". А раз не могут на это указать, то это пустота или как? На буддистскую пустоту по сути тоже никак прямо указать нельзя и, с другой стороны, ее нельзя свести к концептуальным спекуляциям. Да, верно, из данных одного и того же эксперимента, при желании, можно сделать разные выводы.
Думаю, именно этот подход лежит за утверждениями о том, что, якобы, Буддха не говорил, что атмана вообще нет, а что его - ну, вот, точь в точь как говорят ведантисты - невозможно обнаружить ни в теле, ни в чувствах, ни в уме. Ведантисты говорят "что отражает в себе всё, ни в чём само не отражаясь?" и дают заготовленный ответ: атман.
При этом, если учесть, что суть атмана в том, что тат твам аси, то вполне можно сказать, что атман представляет собой философскую "пустоту", поскольку не является собой, но брахманом.
Однако наша, буддийская пустота - это несколько иное. Не столь сугубо умозрительное, сколько рациональное понятие. Атмана нет, потому что в нём нет необходимости. Это иллюзия, удобная условность, общепринятое языковое клише, но не более того.
Таким образом, я вижу большую разницу между воззрениями буддистов и ведантистов, хотя на первый взгляд они кажутся схожи. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Ответы на этот пост: Твик |
|
Наверх |
|
 |
Твик
Зарегистрирован: 06.01.2013 Суждений: 875 Откуда: New Moscow, Old Russia
|
№649124 Добавлено: Пн 10 Фев 25, 13:26 (1 мес. назад) |
|
|
|
Однако наша, буддийская пустота - это несколько иное. Не столь сугубо умозрительное, сколько рациональное понятие. Атмана нет, потому что в нём нет необходимости. Это иллюзия, удобная условность, общепринятое языковое клише, но не более того.
Таким образом, я вижу большую разницу между воззрениями буддистов и ведантистов, хотя на первый взгляд они кажутся схожи.
Мне все же представляется, что иллюзией и идентификационным клише является именно личность, типа "я" как память, ожидания и т.п. С атманом мне видится все несколько сложнее. Буддизм не дает ответ на вопрос откуда берется, скажем так, "свет сознания", буддисты просто констатируют наличие сознания, которая возникает в связке с нама-рупой и санскарами. Этого достаточно для их сотериологических целей.
Забавно, что и веданта отрицает индивидульное "я" как иллюзию и в этом они согласны с буддизмом. Но, если упростит, то по их мнению, сознание существует вечно и нама-рупа и санскары всего лишь условия, которые позволяют сознанию осветить объект. И когда я читаю некоторые тексты тибетского буддизма или некоторые высказывания учителей дзена, то замечаю очень очень близкие взгляды, как говорят юристы по авторскому праву - "сходство до степени смешения". Хотя, да, согласен с тем, что не до тождества.
Ответы на этот пост: MeERROR |
|
Наверх |
|
 |
КИ 3Д

Зарегистрирован: 17.02.2005 Суждений: 49788
|
№649125 Добавлено: Пн 10 Фев 25, 13:29 (1 мес. назад) |
|
|
|
У индийцев философия не банальная, нельзя настолько её упрощать.
У атмана функция не "светить", а "владеть" - быть субъектом, обладателем свойств, дхармином. "Способность знать" - не тождественно с "обладать (другими) качествами".
Смысл в "веданте" такой - есть атман и есть его качества, которые ему не тождественны. Дхармин отличен от дхарм, но эти качества его. То есть, атман владеет телом, чувствами и прочим. Они - его собственность, но не он сам.
Это не то же, что буддийское "тело не я, тело не моё". _________________ Буддизм чистой воды |
|
Наверх |
|
 |
Diver
Зарегистрирован: 04.05.2023 Суждений: 267
|
№649129 Добавлено: Пн 10 Фев 25, 18:43 (1 мес. назад) |
|
|
|
Буддистская философия по сути та же Веданта, только без "атмана" , поэтому не логична. Хотя логика здесь и не нужна |
|
Наверх |
|
 |
КИ 3Д

Зарегистрирован: 17.02.2005 Суждений: 49788
|
№649130 Добавлено: Пн 10 Фев 25, 19:48 (1 мес. назад) |
|
|
|
Альтернативно-думающим логика не нужна, у них всё одинаковое. _________________ Буддизм чистой воды |
|
Наверх |
|
 |
Diver
Зарегистрирован: 04.05.2023 Суждений: 267
|
№649131 Добавлено: Пн 10 Фев 25, 20:03 (1 мес. назад) |
|
|
|
Думающим шаблонно без логики ни куда |
|
Наверх |
|
 |
КИ 3Д

Зарегистрирован: 17.02.2005 Суждений: 49788
|
№649132 Добавлено: Пн 10 Фев 25, 20:23 (1 мес. назад) |
|
|
|
Измышление про "шаблоны мышления" - самое шаблонное из мышлений. _________________ Буддизм чистой воды
Ответы на этот пост: MeERROR |
|
Наверх |
|
 |
Diver
Зарегистрирован: 04.05.2023 Суждений: 267
|
№649133 Добавлено: Пн 10 Фев 25, 21:17 (1 мес. назад) |
|
|
|
Ну, конечно, разве другие бывают ? |
|
Наверх |
|
 |
Тред сейчас никто не читает.
|
|
 |
Буддийские форумы -> Чайная |
Часовой пояс: GMT + 4 Страницы Пред. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 ... 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23 След.
|
Страница 15 из 23 |
|
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы
|
За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
|