![Буддийские форумы](templates/subSilver/images/frogyukki.jpg) |
Дхарма Буддийское сообщество
|
Страницы 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 ... 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19 След.
|
Предыдущая :: Следующая тема |
Автор |
Сообщение |
Ктото
![](images/avatars/34149532058c02a32b0b22.jpg)
Зарегистрирован: 05.02.2017 Суждений: 7305
|
№437293 Добавлено: Пн 20 Авг 18, 13:50 (6 лет тому назад) Что означает "несуществование атмана"? |
|
|
|
С точки зрения буддизма мышление в категориях "существования/несуществования" - неверное, ошибочное. Такое мышление предполагает субстанционалистский, метафизический подход. А у буддизма подход феноменологический - рассмотрение не того, как вещи существуют (или не существуют), а того, как они даны (или не даны) в познании, как они познаются (или не познаются).
Поэтому в рамках буддийского дискурса рассуждений вида "это существует", "это не существует" лучше избегать.
С другой стороны, буддизм говорит о несуществовании атмана. Но слово "несуществование" - некорректно, так как отсылает нас к метафизическому подходу.
Как быть с этим противоречием?
Если метафизическое "несуществование" атмана заменить на феноменологическое "непознаваемость" атмана (или "не данность в познании" атмана), то исчезнет отличие буддийской анатмавады от тех воззрений атмавады, где атман есть, но он непознаваем.
Или "несуществование" атмана следует понимать как "неполезность воззрений" об атмане для пути, ведущего к освобождению? _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Ответы на этот пост: empiriocritic_1900, Antaradhana, Upas, Jane, КИ |
|
Наверх |
|
![](templates/subSilver/images/spacer.gif) |
empiriocritic_1900
![](images/avatars/63846852859dcbfa2a16ed.jpg)
Зарегистрирован: 26.06.2017 Суждений: 8733
|
№437297 Добавлено: Пн 20 Авг 18, 14:08 (6 лет тому назад) Re: Что означает "несуществование атмана"? |
|
|
|
С точки зрения буддизма мышление в категориях "существования/несуществования" - неверное, ошибочное. Такое мышление предполагает субстанционалистский, метафизический подход. А у буддизма подход феноменологический - рассмотрение не того, как вещи существуют (или не существуют), а того, как они даны (или не даны) в познании, как они познаются (или не познаются).
Поэтому в рамках буддийского дискурса рассуждений вида "это существует", "это не существует" лучше избегать.
С другой стороны, буддизм говорит о несуществовании атмана. Но слово "несуществование" - некорректно, так как отсылает нас к метафизическому подходу.
Как быть с этим противоречием?
Если метафизическое "несуществование" атмана заменить на феноменологическое "непознаваемость" атмана (или "не данность в познании" атмана), то исчезнет отличие буддийской анатмавады от тех воззрений атмавады, где атман есть, но он непознаваем.
Или "несуществование" атмана следует понимать как "неполезность воззрения об атмане" для пути, ведущего к освобождению?
Не существование атмана - это, конечно, также и не полезность воззрения об атмане. Но это также и чисто фактическая ложность такого воззрения. О том, что не познаваемо в точном смысле слова (то есть, никак не дано уму, ни с опорой на органы чувств, ни без такой опоры) не может же быть вообще никаких воззрений. А воззрения об атмане, причём разные, есть; они вполне постижимы и известны, могут быть описаны и исследованы. И все эти воззрения производятся путём цепляния за пять кхандх, как за "меня", или за "моё", или за "составляющее часть меня", или за "содержащее меня". Не-существование атмана - это, другими словами, не-атманность пяти кхандх. А утверждение, что кхандхи - анатта, за рамки эмпирически данного не выходит, и феноменологическому подходу не противоречит. _________________ Границы мира - это границы языка
Ответы на этот пост: Just process, СлаваА, Ктото |
|
Наверх |
|
![](templates/subSilver/images/spacer.gif) |
Frithegar заблокирован
![](images/avatars/2095476054553e82f24c59b.jpg)
Зарегистрирован: 27.04.2015 Суждений: 5882
|
№437298 Добавлено: Пн 20 Авг 18, 14:12 (6 лет тому назад) |
|
|
|
понятие Атмана в индийской философии - это вообще результат очень сложного умственного аналитического процесса. Его нет в природе в виде готовой формы или слова, или образа. Это результат процесса, аналогичного индукции (способ рассуждать и делать вывод от частного к общему) или дедукции (противоположный способ мыслить от общего положения к конкретным деталям). Вопрос о существовании Атмана это примерно то же, что спрашивать есть ли дедукция или нет. Для того, кто мыслит этим методом - она есть. Кто не мыслит - её нет. ... Но с Атманом намного сложнее. Тут нельзя спешить. Надо накопить очень много знаний, чтобы делать вывод _________________ живите больше
Ответы на этот пост: СлаваА |
|
Наверх |
|
![](templates/subSilver/images/spacer.gif) |
Won Soeng заблокирован(а)
![](images/avatars/3623811345521b30e4ccbd.jpg)
Зарегистрирован: 14.07.2006 Суждений: 14466 Откуда: Королев
|
№437300 Добавлено: Пн 20 Авг 18, 14:24 (6 лет тому назад) |
|
|
|
Не нужно тут никаких знаний копить, не нужно никаких размышлений.
Нужно для начала просто ознакомиться с принципом: анатман это характеристика абсолютно всех явлений. Это значит, что ни одно явление не принадлежит другому, ни одно явление не создается другим, ни одно явление не владеет другим.
Все явления возникают в цепи взаимообусловленности.
Тот, кто не способен просто прислушаться к этому принципу - не способен и воспринимать Дхарму. Почему? Потому что не может отбросить неправильные воззрения, держится за них, вцепился в них.
Речь ведь не идет о том, чтобы произвольно хватать то одни, то другие воззрения. Речь идет лишь о способности отбросить воззрение, отстраниться от него, рассмотреть ситуацию противоположную этому воззрению. Выйти за пределы, ограниченные этим воззрением.
Но кто не может - должен сперва найти для себя такую возможность. Лишь потом он сможет воспринимать Дхарму, слышать ее. Таково обязательное условие. _________________ Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
Ответы на этот пост: Frithegar, Svaha |
|
Наверх |
|
![](templates/subSilver/images/spacer.gif) |
Frithegar заблокирован
![](images/avatars/2095476054553e82f24c59b.jpg)
Зарегистрирован: 27.04.2015 Суждений: 5882
|
№437306 Добавлено: Пн 20 Авг 18, 14:40 (6 лет тому назад) |
|
|
|
Все явления возникают в цепи взаимообусловленности.
А сам ум - он принадлежит этой цепи взаимообусловленности? _________________ живите больше
Ответы на этот пост: Won Soeng |
|
Наверх |
|
![](templates/subSilver/images/spacer.gif) |
Just process Гость
Откуда: Saint Petersburg
|
№437312 Добавлено: Пн 20 Авг 18, 14:54 (6 лет тому назад) Re: Что означает "несуществование атмана"? |
|
|
|
empiriocritic_1900 пишет: Не-существование атмана - это, другими словами, не-атманность пяти кхандх. А утверждение, что кхандхи - анатта, за рамки эмпирически данного не выходит, и феноменологическому подходу не противоречит.
Это не только не-атманность пяти кхандх, но и не-атманность того, что находится за их пределами. То есть, атмана нет как в опыте, так и вне опыта, что довольно очевидно, ибо за пределами опыта есть только небытие.
Ответы на этот пост: empiriocritic_1900 |
|
Наверх |
|
![](templates/subSilver/images/spacer.gif) |
Svaha
Зарегистрирован: 14.03.2015 Суждений: 1395
|
№437315 Добавлено: Пн 20 Авг 18, 15:00 (6 лет тому назад) |
|
|
|
...
Это значит, что ни одно явление не принадлежит другому, ни одно явление не создается другим, ни одно явление не владеет другим.
...
С одной стороны, эти три ориентира четко очерчены. А с другой - трудно немедленно помыслить какие-то бытовые примеры, в которых была бы явной зацикленность на принадлежности, созидании, обладании. Чтобы эти примеры показывали, насколько обширно заблуждение. Пожалуй, такой явный пример - это когда буддисты говорят о нирване, которой уже обладают одни личности - Будды, и пока ещё не обладают другие - те, кто надеется достичь нирвану в будущем, как награду за набожность.
Ответы на этот пост: Won Soeng |
|
Наверх |
|
![](templates/subSilver/images/spacer.gif) |
empiriocritic_1900
![](images/avatars/63846852859dcbfa2a16ed.jpg)
Зарегистрирован: 26.06.2017 Суждений: 8733
|
№437316 Добавлено: Пн 20 Авг 18, 15:01 (6 лет тому назад) Re: Что означает "несуществование атмана"? |
|
|
|
empiriocritic_1900 пишет: Не-существование атмана - это, другими словами, не-атманность пяти кхандх. А утверждение, что кхандхи - анатта, за рамки эмпирически данного не выходит, и феноменологическому подходу не противоречит.
Это не только не-атманность пяти кхандх, но и не-атманность того, что находится за их пределами. То есть, атмана нет как в опыте, так и вне опыта, что довольно очевидно, ибо за пределами опыта есть только небытие.
А на каком основании Вы произносите суждение (какое бы то ни было, вне зависимости от его содержания) о том, что за пределами опыта? И, кстати, понятие "то, что за пределами опыта" - это всё-таки ещё конструкция Вашего ума. _________________ Границы мира - это границы языка |
|
Наверх |
|
![](templates/subSilver/images/spacer.gif) |
чайник2
![](images/avatars/1034.jpg)
Зарегистрирован: 11.09.2008 Суждений: 4047
|
№437318 Добавлено: Пн 20 Авг 18, 15:04 (6 лет тому назад) |
|
|
|
yod pa, asta - существующее - осознаваемое верным познанием (tsad mas dmigs pa).
med pa, asat - несуществующее - неосознаваемое верным познанием (tsad mas ma dmigs pa)
bdag med, анатман - несуществование самости, бессамость.
Тхеравада: тождественно по предмету: несуществование самости, Я индивида.
Подразделяется на два: грубое (rags pa) и тонкое (phra ba).
Махаяна: подразделяется на два: несуществование самости индивида и несуществование самости дхарм; каждое из них также подразделяется на два: грубое и тонкое
«Атман есть» = «атман существует», следовательно, осознается, познается. Непознаваем = не существует. |
|
Наверх |
|
![](templates/subSilver/images/spacer.gif) |
Antaradhana Wolfshadow
![](images/avatars/1050597486569a695000697.jpg)
Зарегистрирован: 16.01.2016 Суждений: 10000
|
№437326 Добавлено: Пн 20 Авг 18, 15:16 (6 лет тому назад) Re: Что означает "несуществование атмана"? |
|
|
|
С точки зрения буддизма мышление в категориях "существования/несуществования" - неверное, ошибочное.
Что-то вы лихо за весь буддизм высказались. Будда прекрасно оперировал категориями существует/несуществует, и атта он относил к несуществующему, т.к. нельзя что-либо истинно считать я, собой, своим. |
|
Наверх |
|
![](templates/subSilver/images/spacer.gif) |
СлаваА
Зарегистрирован: 31.10.2017 Суждений: 18007 Откуда: Москва
|
№437327 Добавлено: Пн 20 Авг 18, 15:20 (6 лет тому назад) Re: Что означает "несуществование атмана"? |
|
|
|
empiriocritic_1900 пишет: [
Не существование атмана - это, конечно, также и не полезность воззрения об атмане. Но это также и чисто фактическая ложность такого воззрения. О том, что не познаваемо в точном смысле слова (то есть, никак не дано уму, ни с опорой на органы чувств, ни без такой опоры) не может же быть вообще никаких воззрений. А воззрения об атмане, причём разные, есть; они вполне постижимы и известны, могут быть описаны и исследованы. И все эти воззрения производятся путём цепляния за пять кхандх, как за "меня", или за "моё", или за "составляющее часть меня", или за "содержащее меня". Не-существование атмана - это, другими словами, не-атманность пяти кхандх. А утверждение, что кхандхи - анатта, за рамки эмпирически данного не выходит, и феноменологическому подходу не противоречит. Почему обязательно "цепляние за пять кхандх"? В махаяне Пять кхандх как раз анатман, а Татхагата Атман. Обычный человек видит атман в пяти кхандхах, поэтому Татхагата учит анатману. Но можно видеть и природу Будды, которая Self.
"Non-Self is Samsara, the Self is the Tathagata; impermanence is the sravakas and pratyekabuddhas, the Eternal is the Tathagata’s Dharmakaya; suffering is all tirthikas, Bliss is Nirvana; the impure is all compounded [samskrta] dharmas , the Pure is the true Dharma that the Buddha and Bodhisattvas have" _________________ Практикую интегральную йогу Шри Ауробиндо, интересуюсь буддизмом. Очень нравится как учит буддизму Далай Лама и его общественная деятельность.
Ответы на этот пост: Ктото, Анабхогин, empiriocritic_1900 |
|
Наверх |
|
![](templates/subSilver/images/spacer.gif) |
Ктото
![](images/avatars/34149532058c02a32b0b22.jpg)
Зарегистрирован: 05.02.2017 Суждений: 7305
|
№437328 Добавлено: Пн 20 Авг 18, 15:21 (6 лет тому назад) Re: Что означает "несуществование атмана"? |
|
|
|
СлаваА, назвать Татхагату Атманом - это уже кощунство.
Да и Будду называть Аватаром - тоже кощунство. _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Последний раз редактировалось: Ктото (Пн 20 Авг 18, 15:23), всего редактировалось 1 раз Ответы на этот пост: СлаваА, Antaradhana |
|
Наверх |
|
![](templates/subSilver/images/spacer.gif) |
СлаваА
Зарегистрирован: 31.10.2017 Суждений: 18007 Откуда: Москва
|
№437330 Добавлено: Пн 20 Авг 18, 15:22 (6 лет тому назад) |
|
|
|
понятие Атмана в индийской философии - это вообще результат очень сложного умственного аналитического процесса. Его нет в природе в виде готовой формы или слова, или образа. Это результат процесса, аналогичного индукции (способ рассуждать и делать вывод от частного к общему) или дедукции (противоположный способ мыслить от общего положения к конкретным деталям). Вопрос о существовании Атмана это примерно то же, что спрашивать есть ли дедукция или нет. Для того, кто мыслит этим методом - она есть. Кто не мыслит - её нет. ... Но с Атманом намного сложнее. Тут нельзя спешить. Надо накопить очень много знаний, чтобы делать вывод На мой взгляд первичным был не умственный аналитический процесс, а прямое переживание знания Атмана. Которое потом уже описали философски. _________________ Практикую интегральную йогу Шри Ауробиндо, интересуюсь буддизмом. Очень нравится как учит буддизму Далай Лама и его общественная деятельность.
Ответы на этот пост: Frithegar |
|
Наверх |
|
![](templates/subSilver/images/spacer.gif) |
СлаваА
Зарегистрирован: 31.10.2017 Суждений: 18007 Откуда: Москва
|
№437332 Добавлено: Пн 20 Авг 18, 15:23 (6 лет тому назад) Re: Что означает "несуществование атмана"? |
|
|
|
СлаваА, назвать Татхагату Атманом - это уже кощунство. Я цитату приводил из Махапаринирваны сутры. Эта сутра для Вас кощунство? По мне так в ней выражено глубокое знание. _________________ Практикую интегральную йогу Шри Ауробиндо, интересуюсь буддизмом. Очень нравится как учит буддизму Далай Лама и его общественная деятельность.
Ответы на этот пост: Ктото |
|
Наверх |
|
![](templates/subSilver/images/spacer.gif) |
Antaradhana Wolfshadow
![](images/avatars/1050597486569a695000697.jpg)
Зарегистрирован: 16.01.2016 Суждений: 10000
|
№437333 Добавлено: Пн 20 Авг 18, 15:26 (6 лет тому назад) Re: Что означает "несуществование атмана"? |
|
|
|
СлаваА, назвать Татхагату Атманом - это уже кощунство.
Да и Будду называть Аватаром - тоже кощунство.
Он этого не понимает, либо умышленно троллит. И удивляется, либо делает вид, что удивляется (в случае троллинга), что это ему буддисты тут не рады.
Последний раз редактировалось: Antaradhana (Пн 20 Авг 18, 15:28), всего редактировалось 2 раз(а) Ответы на этот пост: СлаваА |
|
Наверх |
|
![](templates/subSilver/images/spacer.gif) |
Тред сейчас никто не читает.
|
|
![Ответ на тему](templates/subSilver/images/lang_russian/reply.gif) |
Буддийские форумы -> Дискуссии |
Часовой пояс: GMT + 4 Страницы 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 ... 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19 След.
|
Страница 1 из 19 |
|
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы
|
За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
|