|
Дхарма Буддийское сообщество
|
Страницы Пред. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 ... 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19 След.
|
Предыдущая :: Следующая тема |
Автор |
Сообщение |
Горсть листьев Фикус, Историк
Зарегистрирован: 10.09.2010 Суждений: 30745
|
№437653Добавлено: Вт 21 Авг 18, 00:41 (6 лет тому назад) |
|
|
|
Nibbānaṃ paramaṃ sukhaṃ (Дхаммапада)
Nibbāna is the ultimate|absolute|highest bliss/happiness
Ниббана - окончательное|максимальное|абсолютное|высшее блаженство/счастье
Это ведь ровно то же самое, что сказать:
- Наивысшее и окончательное абсоютное счастье - это исполнение всех желаний.
- Это как?
- А вот так: всё, любые, вообще все, какие только возможно иметь - все эти твои желания исполнены. У тебя больше нет вообще никаких желаний. Вот это и есть наивысшее абсолютное и окончательное счастье. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся. |
|
Наверх |
|
|
Just process Гость
Откуда: Saint Petersburg
|
№437654Добавлено: Вт 21 Авг 18, 00:46 (6 лет тому назад) Re: Что означает "несуществование атмана"? |
|
|
|
И о Ниббане нельзя сказать что-то из этого: это я, это моё, Ниббана во мне или я в Ниббане.
Смотрите сутты:
Он воспринимает ниббану как ниббану18. Восприняв ниббану как ниббану, он измышляет [себя как] ниббану, он измышляет [себя в] ниббане, он измышляет [себя отдельным] от ниббаны, он измышляет ниббану «своим», он радуется ниббане. И почему? Потому что он не полностью понял её, я говорю вам.( МН 1)
Правильно. Тот, кто так думает, не полностью понял Ниббану. Об этом и говорится в сутте.
Да, в том смысле, что он не устранил личностные воззрения по отношению к ней.
"Не полностью понял" Ниббану означает, что опыт, проблеск Ниббаны уже есть, но освобождение (араханство) еще не достигнуто.
А опыт Ниббаны может быть, начиная со вступления в поток, то есть и у сотапанны.
Так у сотапанны уже и личностных воззрений нет. Я думаю тут, скорее всего, имеется в виду опыт ниродхи, а не какой-то проблеск ниббаны.
Ответы на этот пост: Ктото |
|
Наверх |
|
|
Ктото
Зарегистрирован: 05.02.2017 Суждений: 7305
|
№437655Добавлено: Вт 21 Авг 18, 00:56 (6 лет тому назад) Re: Что означает "несуществование атмана"? |
|
|
|
И о Ниббане нельзя сказать что-то из этого: это я, это моё, Ниббана во мне или я в Ниббане.
Смотрите сутты:
Он воспринимает ниббану как ниббану18. Восприняв ниббану как ниббану, он измышляет [себя как] ниббану, он измышляет [себя в] ниббане, он измышляет [себя отдельным] от ниббаны, он измышляет ниббану «своим», он радуется ниббане. И почему? Потому что он не полностью понял её, я говорю вам.( МН 1)
Правильно. Тот, кто так думает, не полностью понял Ниббану. Об этом и говорится в сутте.
Да, в том смысле, что он не устранил личностные воззрения по отношению к ней.
"Не полностью понял" Ниббану означает, что опыт, проблеск Ниббаны уже есть, но освобождение (араханство) еще не достигнуто.
А опыт Ниббаны может быть, начиная со вступления в поток, то есть и у сотапанны.
Так у сотапанны уже и личностных воззрений нет. Я думаю тут, скорее всего, имеется в виду опыт ниродхи, а не какой-то проблеск ниббаны.
Да, вы правы.
Посмотрела сутту. Такое представление о Ниббане - это представление "заурядного человека".
А имеется ли в виду здесь истинное переживание Ниббаны, или ложное - тут, судя по комментарию SV, мнения расходятся:
Согласно Комментарию, здесь речь идёт о ложной ниббане, о которой упоминается в ряде воззрений в ДН 1. Однако, в МН 102 Будда говорит о том, что некий отшельник или жрец способен, преодолев нейтральное чувство (которое присутствует в 4-ой джхане и четырёх бесформенных сферах), настроиться на, очевидно, подлинную ниббану. Но так как у него всё ещё присутствуют воззрения о "я", он думает так: "[Это] Я достиг ниббаны". Он продолжается цепляться и измышляет "я" по отношению к этой действительной ниббане. Вероятно, именно об этом и идёт речь в этом отрывке. Также небезынтересно отметить, что в двух китайских версиях этой сутты ниббана не упоминается вовсе, но перечисление заканчивается на предыдущем параграфе, где обсуждается "Всё". http://www.theravada.ru/Teaching/Canon/Suttanta/Texts/mn1-mulapariyyaya-sutta-sv.htm#link18
Об "Ученике" говорится:
Он напрямую знает ниббану как ниббану. Напрямую познав ниббану как ниббану, ему не следует измышлять [себя как] ниббану, ему не следует измышлять [себя] в ниббане, ему не следует измышлять [себя отдельным] от ниббаны, ему не следует измышлять ниббану «своим», ему не следует радоваться ниббане. И почему? Потому что он должен полностью понять её, я говорю вам.
То есть не "воспринимает ниббану", а уже "напрямую знает ниббану". Видимо, опасность неверных воззрений о ниббане остается, поэтому дается совет - "ему не следует ...", "потому что он должен полностью понять её".
А у Араханта проблемы неверных воззрений о Ниббане уже нет, "потому что он полностью понял её". _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид." |
|
Наверх |
|
|
Ктото
Зарегистрирован: 05.02.2017 Суждений: 7305
|
№437657Добавлено: Вт 21 Авг 18, 01:02 (6 лет тому назад) |
|
|
|
Эта сутта показывает, что иллюзия атты относительно Ниббаны преодолевается так же, как и относительно всего остального. _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид." |
|
Наверх |
|
|
Анабхогин Гость
|
№437662Добавлено: Вт 21 Авг 18, 02:41 (6 лет тому назад) |
|
|
|
Проблема тхеравадинов нигилистов в том, что они хотят прекратить осознание, вместо того, чтобы правильно осознавать.
Это поможет:
"«Но, друг, может ли быть иная ситуация, когда ученик Благородных является тем, кто имеет правильные воззрения… пришёл к этой подлинной Дхамме?»
«Может, друзья. Когда ученик Благородных понимает сознание, происхождение сознания, прекращение сознания, и путь, ведущий к прекращению сознания, то тогда он является тем, кто имеет правильные воззрения… пришёл к этой подлинной Дхамме" К сожалению, не поможет Как это поможет вам, нигилистам, если тут говориться о том, что лучше просто самоликвидироваться. Лучше не видеть, чем увидеть Истину. Видение (которое всегда отрывочно, тоннелеподобно) Истины — это лишь половина пути. Нигилисты не понимают ниббану совсем, так как не знают, что пребывая в своей природе Будды совершенно не нужно ликвидироваться и прекращать осознание. Когда жажда угасает, угасают и страдания. Сознание не мешает отсутствию жажды. Будда ещё раз и ещё раз повторял, что он учит только прекращению страдания.
Есть хинаянская сутра, где Шакьямуни учит прекращению всякой активности (кармы) тела, речи и ума как окончательной истине. Это учение на порядок глубже учения о прекращении духкхи. |
|
Наверх |
|
|
Ктото
Зарегистрирован: 05.02.2017 Суждений: 7305
|
№437666Добавлено: Вт 21 Авг 18, 03:20 (6 лет тому назад) |
|
|
|
empiriocritic_1900 пишет: Но Вы не правы насчёт Татхагаты. То есть, как дело обстоит в сарвастивадинской Абхидхамме, на которую опираются махаянские школы, судить не берусь; но в тхеравадинской Абхидхамме, Татхагата - это один из видов личностей; все виды личностей (включая и благородные личности), проявляются как саммути-сачча, но как параматтха не обнаруживаются.
В Махаяне, насколько я понимаю, дело обстоит сложнее из-за того, что будды и бодхисаттвы мыслятся не только как существа (самврити-сатья), но и как определенные аспекты, качества ума (парамартха-сатья) - например, мудрость (праджня) и проч.
Обращаясь к какому-то из будд или бодхисаттв, махаянец на уровне самврити-сатья обращается к существу, а на уровне парамартха-сатья обращается к каким-то качествам [своего] ума. Осознает ли он оба этих уровня или только уровень самврити - зависит уже от него самого.
То есть он одновременно ищет и внешнего будду, и внутреннего будду. И находит обоих сразу. Потому что тот, кто реализовал дхармакаю, стал буддой и вместе с тем обрел способность видеть другие дхармакаи, то есть видеть других будд. Об этом и в тхеравадинской сутте есть: "Тот, кто видит Дхамму – видит меня. Тот, кто видит меня – видит Дхамму". Тхеравадины обычно эти слова считают метафорой, а махаянцы не считают. _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Ответы на этот пост: empiriocritic_1900 |
|
Наверх |
|
|
empiriocritic_1900
Зарегистрирован: 26.06.2017 Суждений: 8733
|
№437691Добавлено: Вт 21 Авг 18, 10:42 (6 лет тому назад) |
|
|
|
empiriocritic_1900 пишет: Но Вы не правы насчёт Татхагаты. То есть, как дело обстоит в сарвастивадинской Абхидхамме, на которую опираются махаянские школы, судить не берусь; но в тхеравадинской Абхидхамме, Татхагата - это один из видов личностей; все виды личностей (включая и благородные личности), проявляются как саммути-сачча, но как параматтха не обнаруживаются.
В Махаяне, насколько я понимаю, дело обстоит сложнее из-за того, что будды и бодхисаттвы мыслятся не только как существа (самврити-сатья), но и как определенные аспекты, качества ума (парамартха-сатья) - например, мудрость (праджня) и проч.
Обращаясь к какому-то из будд или бодхисаттв, махаянец на уровне самврити-сатья обращается к существу, а на уровне парамартха-сатья обращается к каким-то качествам [своего] ума. Осознает ли он оба этих уровня или только уровень самврити - зависит уже от него самого.
То есть он одновременно ищет и внешнего будду, и внутреннего будду. И находит обоих сразу. Потому что тот, кто реализовал дхармакаю, стал буддой и вместе с тем обрел способность видеть другие дхармакаи, то есть видеть других будд. Об этом и в тхеравадинской сутте есть: "Тот, кто видит Дхамму – видит меня. Тот, кто видит меня – видит Дхамму". Тхеравадины обычно эти слова считают метафорой, а махаянцы не считают.
Я это себе как-то так и представлял - что Будды и Бодхисатты, с которыми вступают в коммуникацию практики Махаяны - это благие качества ума (представленные в определенных образах). По сути дела ведь и в Тхераваде, когда, практикуют памятование о Будде, концентрируют внимание на его благих качествах, обозначаемых и подразумеваемых различными эпитетами (арахант, благословенный, полностью пробужденный, знающий миры, непревзойденный учитель людей и богов, и т.д.). А благие качества Будды - это полностью развитые нравственность, сосредоточенность и мудрость. Те же самые качества, которые последователи Будды учатся развивать в себе. Поэтому понятно, что представлять Будду, как образ полностью очищенного (от неблагих качеств) и полностью развитого (в отношении благих качеств) ума - ума, которым потенциально способен стать любой ум - это достаточно естественный ход мысли. И представлять уже реально наличные нравственность, собранность ума и мудрость, в сколь бы слабой степени они ни были наличны, как зародыш Будды в себе - тоже естественный ход мысли.
Но, конечно, при этом следует помнить, что (как минимум, в тхеравадинской Типитаке) недвусмысленно указывается, что благие качества, ведущие к пробуждению (факторы Б8П) тоже являются производными и обусловленными - в отличие от самой ниббаны. _________________ Границы мира - это границы языка
Ответы на этот пост: Ктото |
|
Наверх |
|
|
empiriocritic_1900
Зарегистрирован: 26.06.2017 Суждений: 8733
|
№437695Добавлено: Вт 21 Авг 18, 10:47 (6 лет тому назад) |
|
|
|
Я читаю сейчас махаянские источники в которых трикая сознает и действует.
"Каждой кае присущ специфический вид деятельности. Самбхогакая помогает чистым существам достичь наивысшей цели, состояния будды. Нирманакая оказывает помощь обычным существам в соответствии с их уровнем развития. И, наконец, любовь и мудрость дхармакаи образуют основу, или корень всех трех кай. Таким образом, всякая деятельность будд проистекает, в конечном счете, из дхармакаи."
В тхераваде понятно, что Ниббана и все. Или точнее сказать Будда не отвечал на вопрос, что там дальше.
А Вы так уверены, что правильно понимаете, о чём это? Что речь идёт о каком-то "не обусловленном деятеле", а не о качествах ума, развиваемых и очищаемых от килес в процессе практики? _________________ Границы мира - это границы языка
Ответы на этот пост: СлаваА |
|
Наверх |
|
|
Nima
Зарегистрирован: 25.11.2014 Суждений: 2905
|
|
Наверх |
|
|
СлаваА
Зарегистрирован: 31.10.2017 Суждений: 18007 Откуда: Москва
|
№437699Добавлено: Вт 21 Авг 18, 11:05 (6 лет тому назад) |
|
|
|
empiriocritic_1900 пишет:
Я читаю сейчас махаянские источники в которых трикая сознает и действует.
"Каждой кае присущ специфический вид деятельности. Самбхогакая помогает чистым существам достичь наивысшей цели, состояния будды. Нирманакая оказывает помощь обычным существам в соответствии с их уровнем развития. И, наконец, любовь и мудрость дхармакаи образуют основу, или корень всех трех кай. Таким образом, всякая деятельность будд проистекает, в конечном счете, из дхармакаи."
В тхераваде понятно, что Ниббана и все. Или точнее сказать Будда не отвечал на вопрос, что там дальше.
А Вы так уверены, что правильно понимаете, о чём это? Что речь идёт о каком-то "не обусловленном деятеле", а не о качествах ума, развиваемых и очищаемых от килес в процессе практики? Это не просто качества ума, они "деятельны", то есть выполняют определенную деятельность и в тонких планах сознания и в материальном. Так же в них есть сознание. Вы наверное намекаете, что я переношу понимание эго загрязненного ума на действия необусловленной дхармакаи, но в принципе я стараюсь этого не делать. _________________ Практикую интегральную йогу Шри Ауробиндо, интересуюсь буддизмом. Очень нравится как учит буддизму Далай Лама и его общественная деятельность.
Ответы на этот пост: Nima |
|
Наверх |
|
|
empiriocritic_1900
Зарегистрирован: 26.06.2017 Суждений: 8733
|
№437700Добавлено: Вт 21 Авг 18, 11:07 (6 лет тому назад) |
|
|
|
Махаяна тоже признаёт сутты Палийского Канона
Комментировать Ваши рассуждения о бодхисаттвах по существу мне нет необходимости. Однако замечу, что конкретно эта (процитированная здесь) Ваша фраза ошибочна, так как основана на смешении понятий. Верно, что ученые представители махаянских школ, знакомясь с текстами палийской Типитаки, находят много общего между этими текстами и значительными частями своих Канонов, а также находят содержательную близость многих учений, излагаемых там и тут. Об этом можно сказать, что они опознают Палийский канон, полностью или по частям, как слово Будды.
Но говоря, что Махаяна (Махаяна в целом, а не отдельные её представители, взявшие на себя совершенно не обязательный для них труд ознакомиться с палийской Типитакой) признаёт ПК, мы бы утверждали нечто совершенно иное - а именно, что палийская Типитака является Каноном, или частью Канона, махаянских школ. Но это уже совершенно неверное утверждение. Может быть, так было в древности на Ланке - если на Ланке в древности действительно существовала какая-то местная разновидность Махаяны. Но у любых ныне существующих махаянских школ - либо китайский, либо тибетский Канон. Поэтому, если хотите что-то аргументировать текстами в споре с приверженцем Махаяны (именно в споре, а не в обмене мнениями в духе "а у нас вот так") - потрудитесь изучить тибетский и китайский Каноны. _________________ Границы мира - это границы языка |
|
Наверх |
|
|
Frithegar заблокирован
Зарегистрирован: 27.04.2015 Суждений: 5882
|
№437701Добавлено: Вт 21 Авг 18, 11:11 (6 лет тому назад) Re: Что означает "несуществование атмана"? |
|
|
|
Будда учил взаимозависимости: ничто не имеет собственной природе, но проявляется в потоке причин и следствий как собрание зависимых, непостоянных феноменов.
Нет, как это выясняется, извините что вмешиваюсь
Есть обусловленные и не обусловленные дхамма
В приведенной цитате говорится о пяти скандхах, дхаммах и дхату. Вы же это переносите на моменты, полагая, что есть необусловленные моменты. Зачем Вы это делаете?
Katame dhammā appaccayā? - буквально: "каковы не обусловленные дхамма?"
Asaṅkhatā dhātu—ime dhammā appaccayā - ""асанкхата дхату" - это необусловленные дхамма"
термин "асанкхата дхамма" нуждается в переводе, да. Но в любом случае - это пример того, что есть дхамма которые не обусловлены.
Или, если буквально, слово "appaccayā" - "что-то что не есть необходимым условием"
Пять кханд - это обусловленные дхамма
Пусть Эмпириокритик подтвердит. Что есть не обусловленное, не рожденное, вечное ... _________________ живите больше
Ответы на этот пост: Jane |
|
Наверх |
|
|
Frithegar заблокирован
Зарегистрирован: 27.04.2015 Суждений: 5882
|
№437702Добавлено: Вт 21 Авг 18, 11:19 (6 лет тому назад) |
|
|
|
Существо в буддизме без остатка подразделяется на кхандхи (и дхаммы при более подробном делении), и все они непостоянны, страдательны, обусловлены и поэтому не могут быть Я. Я не найти ни в одной из кхандх/дхамм. Атта/атман - это вымысел брахманов, которые считают аттой (вечным Я, душой), что-либо. Варианты их ложных воззрений описаны в суттах. Называть, что-либо непостоянное - аттой/атманом нельзя, потому что постоянство и неизменчивость - основное свойство атты/атмана у любых брахманистов.
Но это совсем не значит, что Будда отрицал неизменное и постоянное в природе вообще. И теперь главный вопрос: как оно, это неизменное и постоянное связано со мной теперешним. ... ведь цель любой религии, в том числе и буддизма - это выйти из нынешнего положения иллюзии и страдания в какие-то более совершенные и мене страдательные области. Если же считать, что выше находится что-то менее совершенное чем здесь - это ошибка _________________ живите больше
Последний раз редактировалось: Frithegar (Вт 21 Авг 18, 11:22), всего редактировалось 1 раз
|
|
Наверх |
|
|
Nima
Зарегистрирован: 25.11.2014 Суждений: 2905
|
№437704Добавлено: Вт 21 Авг 18, 11:20 (6 лет тому назад) |
|
|
|
Это не просто качества ума, они "деятельны"...
Эти "качества" ума еще помнят прошлые жизни, как например Будда в суттах ПК, или как например вот этот Ринпоче, который считается тулку (нирманакаей) - https://youtu.be/7DjYPCDGyPQ?t=2218
Я на БФ как-то общался с участником Легбой, он представляет традицию Ньингма. Он мне писал, что будды без усилий проявляют нирманакаи. Ну а в Тибете, признанные учителя, считаются эманациями активности будд, их нирманакаями. Не имеет значения, играла ли в этом свою роль тибетская политика, так как первостепенное тут это само махаянское учение о том, что будды проявляют нирманакаи.
Последний раз редактировалось: Nima (Вт 21 Авг 18, 11:33), всего редактировалось 1 раз Ответы на этот пост: Анабхогин |
|
Наверх |
|
|
Frithegar заблокирован
Зарегистрирован: 27.04.2015 Суждений: 5882
|
№437706Добавлено: Вт 21 Авг 18, 11:28 (6 лет тому назад) Re: Что означает "несуществование атмана"? |
|
|
|
Слово атман просто сбивает с толку, так как все разное понимают. Для меня Атман это Self, а если еще точнее, то Сознание. Вы же не считаете, что Татхагата не обладает Сознанием?
Далее анатман для феноменов говорит о зависимости всего. И это понятно. Но как может быть зависим от чего либо Татхагата? Поэтому он Self или Атман.
Так как меня тут связывают с вами (просят забанить обоих)) должен спросить: для вас Атман это нечто действующее или же нет? Это важно
... важно потому, что если будут нас банить, то хотя бы не за одно и то же) _________________ живите больше
Ответы на этот пост: СлаваА |
|
Наверх |
|
|
Тред сейчас никто не читает.
|
|
|
Буддийские форумы -> Дискуссии |
Часовой пояс: GMT + 4 Страницы Пред. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 ... 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19 След.
|
Страница 17 из 19 |
|
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы
|
За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
|