|
Дхарма Буддийское сообщество
|
Страницы Пред. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 ... 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19 След.
|
Предыдущая :: Следующая тема |
Автор |
Сообщение |
Upas Гость
|
№437401Добавлено: Пн 20 Авг 18, 17:46 (6 лет тому назад) Re: Что означает "несуществование атмана"? |
|
|
|
Атман, конечно, - не параматтха-дхамма. И атман, конечно же, концепция (паннатти).
Но мне, кажется, дело не в этом.
Ведь есть истинные концепции, а есть ложные. Суть в том, что атман с точки зрения буддизма - это ложная, а не истинная концепция.
Наверное, дело в том, что "атман" - это более поздняя индуистская концепция и поэтому Будда в суттах ПК конкретно о ней вообще не говорил )
А эту более позднюю индуистскую концепцию атмана вы считаете верной и не противоречащей буддизму?
Я оставлю эту концепцию индусам, пусть они сами с ней разбираются )
В Буддизме есть первичная реальность: читта, четасики, рупа и ниббана, никаких "атманов" здесь не обнаруживается. Все остальное - паннатти.
Мне кажется, что у вас произошла склейка понятий.
С одной стороны: парамартха-истинное-существующее.
С другой стороны: саммути-паннатти-ложное-несуществующее.
К примеру, вы не различаете саммути (конвенциональное, мирское) и паннатти (понятийное).
Вам неправильно кажется )
Есть параматтха и есть паннатти, так в Абхидхамме.
Истинное-ложное - существующее - это вы что-то уже от себя наговорили, что параматтха, что саммути - обе сачча, но паннатти не обнаруживаются в смысле первичной реальности.
Ответы на этот пост: Ктото |
|
Наверх |
|
|
Antaradhana Wolfshadow
Зарегистрирован: 16.01.2016 Суждений: 10000
|
№437402Добавлено: Пн 20 Авг 18, 17:48 (6 лет тому назад) |
|
|
|
Есть и секта дхаммакая еще, в семье не без урода. Я имею в виду правильные воззрения, которые в тхераваде пока мейнстрим, а не отщепенцев, искажающих Дхамму. Если мейнстрим, то значит не искажают дхамму? Не встречал такого определения Дхаммы, что чем больше людей ее придерживается, тем они ближе к Дхамме.
Противопоставление то тут, не в мейнстрим/отщепенцы, а в соответствии Канону (четыре Великих Отношения) и несоответствии. А то, что большинство в тхераваде пока следуют Канону, а не уходят в сторону от Дхаммы - это хорошо. |
|
Наверх |
|
|
Just process Гость
Откуда: Saint Petersburg
|
№437403Добавлено: Пн 20 Авг 18, 17:50 (6 лет тому назад) Re: Что означает "несуществование атмана"? |
|
|
|
Почему бы не читать именно то, что написано, вместо того, чтобы выдумывать?
В отрывке не сказано, что сейчас Татхагаты нет, а сказано, что на него нельзя указать.
Ну, так на то чего нет и нельзя указать. А вы наверно думаете, что Татхагата существует где-то за пределами сансары и нирваны? А Атман там не существует только потому, что названием не вышел?
Ответы на этот пост: Ктото |
|
Наверх |
|
|
Ктото
Зарегистрирован: 05.02.2017 Суждений: 7305
|
№437404Добавлено: Пн 20 Авг 18, 17:53 (6 лет тому назад) Re: Что означает "несуществование атмана"? |
|
|
|
У Асанги не сказано, что Татхагата - Атман.
Или же вы считаете, что всё, о чем можно сказать "немыслимое", - это Атман? А зачем ему это говорить, если основной текст направлен на выявление анатмана во всех феноменах (дхармах).
Про "немыслимого" Татхагату он говорит, что им можно стать через путь бодхисатвы.
Зачем Асанга что-то говорит или не говорит - это совершенно другой вопрос. А каким образом можно стать "немыслимым" Татхагатой - это уже третий вопрос.
Речь идет о простом факте - в тексте Абхидхарма-самуччаи не написано, что Татхагата - это Атман, а написано, что Татхагата - немыслимое.
И лишь ваша фантазия волшебным образом превратила "немыслимое" в "Атман". Никаких логических оснований для такого превращения нет. _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Ответы на этот пост: СлаваА |
|
Наверх |
|
|
Ктото
Зарегистрирован: 05.02.2017 Суждений: 7305
|
№437405Добавлено: Пн 20 Авг 18, 17:55 (6 лет тому назад) Re: Что означает "несуществование атмана"? |
|
|
|
Атман, конечно, - не параматтха-дхамма. И атман, конечно же, концепция (паннатти).
Но мне, кажется, дело не в этом.
Ведь есть истинные концепции, а есть ложные. Суть в том, что атман с точки зрения буддизма - это ложная, а не истинная концепция.
Наверное, дело в том, что "атман" - это более поздняя индуистская концепция и поэтому Будда в суттах ПК конкретно о ней вообще не говорил )
А эту более позднюю индуистскую концепцию атмана вы считаете верной и не противоречащей буддизму?
Я оставлю эту концепцию индусам, пусть они сами с ней разбираются )
В Буддизме есть первичная реальность: читта, четасики, рупа и ниббана, никаких "атманов" здесь не обнаруживается. Все остальное - паннатти.
Мне кажется, что у вас произошла склейка понятий.
С одной стороны: парамартха-истинное-существующее.
С другой стороны: саммути-паннатти-ложное-несуществующее.
К примеру, вы не различаете саммути (конвенциональное, мирское) и паннатти (понятийное).
Вам неправильно кажется )
Есть параматтха и есть паннатти, так в Абхидхамме.
Истинное-ложное - существующее - это вы что-то уже от себя наговорили, что параматтха, что саммути - обе сачча, но паннатти не обнаруживаются в смысле первичной реальности.
А саммути обнаруживается в смысле первичной реальности? _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Ответы на этот пост: Upas |
|
Наверх |
|
|
Ктото
Зарегистрирован: 05.02.2017 Суждений: 7305
|
№437407Добавлено: Пн 20 Авг 18, 18:00 (6 лет тому назад) Re: Что означает "несуществование атмана"? |
|
|
|
А вы наверно думаете, что Татхагата существует где-то за пределами сансары и нирваны?
Приведите, пожалуйста, цитату из моего поста, на основе которой вы пришли к такому заключению. _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Ответы на этот пост: Just process |
|
Наверх |
|
|
Upas Гость
|
№437408Добавлено: Пн 20 Авг 18, 18:00 (6 лет тому назад) Re: Что означает "несуществование атмана"? |
|
|
|
Атман, конечно, - не параматтха-дхамма. И атман, конечно же, концепция (паннатти).
Но мне, кажется, дело не в этом.
Ведь есть истинные концепции, а есть ложные. Суть в том, что атман с точки зрения буддизма - это ложная, а не истинная концепция.
Наверное, дело в том, что "атман" - это более поздняя индуистская концепция и поэтому Будда в суттах ПК конкретно о ней вообще не говорил )
А эту более позднюю индуистскую концепцию атмана вы считаете верной и не противоречащей буддизму?
Я оставлю эту концепцию индусам, пусть они сами с ней разбираются )
В Буддизме есть первичная реальность: читта, четасики, рупа и ниббана, никаких "атманов" здесь не обнаруживается. Все остальное - паннатти.
Мне кажется, что у вас произошла склейка понятий.
С одной стороны: парамартха-истинное-существующее.
С другой стороны: саммути-паннатти-ложное-несуществующее.
К примеру, вы не различаете саммути (конвенциональное, мирское) и паннатти (понятийное).
Вам неправильно кажется )
Есть параматтха и есть паннатти, так в Абхидхамме.
Истинное-ложное - существующее - это вы что-то уже от себя наговорили, что параматтха, что саммути - обе сачча, но паннатти не обнаруживаются в смысле первичной реальности.
А саммути обнаруживается в смысле первичной реальности?
Как условные объекты могут обнаруживаться в первичной реальности? ))
Ответы на этот пост: Ктото |
|
Наверх |
|
|
Just process Гость
Откуда: Saint Petersburg
|
№437409Добавлено: Пн 20 Авг 18, 18:05 (6 лет тому назад) Re: Что означает "несуществование атмана"? |
|
|
|
А вы наверно думаете, что Татхагата существует где-то за пределами сансары и нирваны?
Приведите, пожалуйста, цитату из моего поста, на основе которой вы пришли к такому заключению.
Это просто предположение.
Ответы на этот пост: Ктото |
|
Наверх |
|
|
Ктото
Зарегистрирован: 05.02.2017 Суждений: 7305
|
№437410Добавлено: Пн 20 Авг 18, 18:06 (6 лет тому назад) Re: Что означает "несуществование атмана"? |
|
|
|
А саммути обнаруживается в смысле первичной реальности?
Как условные объекты могут обнаруживаться в первичной реальности? ))
И в чем вы видите разницу между саммути и паннати? Потому что вы в постах и то и другое слово используете как противоположность параматтха. _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Ответы на этот пост: Upas |
|
Наверх |
|
|
КИ 3Д
Зарегистрирован: 17.02.2005 Суждений: 49627
|
№437411Добавлено: Пн 20 Авг 18, 18:07 (6 лет тому назад) Re: Что означает "несуществование атмана"? |
|
|
|
С точки зрения буддизма мышление в категориях "существования/несуществования" - неверное, ошибочное. Такое мышление предполагает субстанционалистский, метафизический подход. А у буддизма подход феноменологический - рассмотрение не того, как вещи существуют (или не существуют), а того, как они даны (или не даны) в познании, как они познаются (или не познаются).
Поэтому в рамках буддийского дискурса рассуждений вида "это существует", "это не существует" лучше избегать.
С другой стороны, буддизм говорит о несуществовании атмана. Но слово "несуществование" - некорректно, так как отсылает нас к метафизическому подходу.
Как быть с этим противоречием?
Если метафизическое "несуществование" атмана заменить на феноменологическое "непознаваемость" атмана (или "не данность в познании" атмана), то исчезнет отличие буддийской анатмавады от тех воззрений атмавады, где атман есть, но он непознаваем.
Или "несуществование" атмана следует понимать как "неполезность воззрений" об атмане для пути, ведущего к освобождению?
У Асанги:
Несуществование атмана двояко
1. Отсутствие атмана в дхармах.
2. Отсутствие того Атмана, о котором учат небуддисты. _________________ Буддизм чистой воды
Ответы на этот пост: Ктото |
|
Наверх |
|
|
Antaradhana Wolfshadow
Зарегистрирован: 16.01.2016 Суждений: 10000
|
№437412Добавлено: Пн 20 Авг 18, 18:08 (6 лет тому назад) |
|
|
|
Существо в буддизме без остатка подразделяется на кхандхи (и дхаммы при более подробном делении), и все они непостоянны, страдательны, обусловлены и поэтому не могут быть Я. Я не найти ни в одной из кхандх/дхамм. Атта/атман - это вымысел брахманов, которые считают аттой (вечным Я, душой), что-либо. Варианты их ложных воззрений описаны в суттах. Называть, что-либо непостоянное - аттой/атманом нельзя, потому что постоянство и неизменчивость - основное свойство атты/атмана у любых брахманистов. Что касается окончательной ниббаны или Татхагаты после смерти, то речь идет об угасании, а не появлении чего-то нового, поэтому если атты/атмана не найти в кхандхах, то, он никак не может возникнуть и при их угасании.
Последний раз редактировалось: Antaradhana (Пн 20 Авг 18, 18:09), всего редактировалось 1 раз Ответы на этот пост: Frithegar |
|
Наверх |
|
|
Upas Гость
|
№437413Добавлено: Пн 20 Авг 18, 18:09 (6 лет тому назад) Re: Что означает "несуществование атмана"? |
|
|
|
А саммути обнаруживается в смысле первичной реальности?
Как условные объекты могут обнаруживаться в первичной реальности? ))
И в чем вы видите разницу между саммути и паннати? Потому что вы в постах и то и другое слово используете как противоположность параматтха.
В Абхидхамме саммути обозначается только условное, а паннатти - как условное и его денотат, так и параматтха дхаммы. |
|
Наверх |
|
|
Ктото
Зарегистрирован: 05.02.2017 Суждений: 7305
|
№437414Добавлено: Пн 20 Авг 18, 18:09 (6 лет тому назад) Re: Что означает "несуществование атмана"? |
|
|
|
А вы наверно думаете, что Татхагата существует где-то за пределами сансары и нирваны?
Приведите, пожалуйста, цитату из моего поста, на основе которой вы пришли к такому заключению.
Это просто предположение.
О существовании Татхагаты я вообще ничего не писала.
Я писала только о несуществовании. О том, что говорить "Татхагата не существует" - некорректно, а говорить "Атман не существует" - корректно. _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Ответы на этот пост: Just process |
|
Наверх |
|
|
Ктото
Зарегистрирован: 05.02.2017 Суждений: 7305
|
№437416Добавлено: Пн 20 Авг 18, 18:13 (6 лет тому назад) Re: Что означает "несуществование атмана"? |
|
|
|
Сейчас есть довольно много спекуляций на тему, что Будда якобы не учил, что я не существует (пресловутая статья "нет я или не-я" известного тхеравадинского монаха), но он вполне однозначно заявлял об отсутствии атты ("пуст этот мир от я и от того, что принадлежит я;" "в собрании совокупностей существа не найти", в действительности не может быть найдено я" и т.д.)
Согласна с вами. _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид." |
|
Наверх |
|
|
Ктото
Зарегистрирован: 05.02.2017 Суждений: 7305
|
№437417Добавлено: Пн 20 Авг 18, 18:15 (6 лет тому назад) Re: Что означает "несуществование атмана"? |
|
|
|
У Асанги:
Несуществование атмана двояко
1. Отсутствие атмана в дхармах.
2. Отсутствие того Атмана, о котором учат небуддисты.
Так мыслить на уровне существования/несуществования - это метафизический подход.
Или когда говорим о существовании - это метафизика, а когда говорим о несуществовании - это не метафизика? _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Ответы на этот пост: КИ |
|
Наверх |
|
|
|
|
Буддийские форумы -> Дискуссии |
Часовой пояс: GMT + 4 Страницы Пред. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 ... 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19 След.
|
Страница 5 из 19 |
|
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы
|
За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
|