Буддийские форумы Дхарма
Буддийское сообщество
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи  ГруппыГруппы   КалендарьКалендарь   PeгиcтрaцияPeгиcтрaция 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВхoдВхoд 
 Новые постыНовые посты   За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю 
В этом разделе: За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю   За месяцЗа месяц 

Отношение к понятию "душа".

Страницы Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15  След.
 
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Буддистская философия
Предыдущая :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Frithegar
заблокирован


Зарегистрирован: 27.04.2015
Суждений: 5882

327319СообщениеДобавлено: Пн 08 Май 17, 00:59 (8 лет тому назад)    Re: Отношение к понятию "душа". Ответ с цитатой

Alex123 пишет:

Дуккха и так прекращается каждый момент.

Нет. Это зависит от качества контакта. Все скандхи порождаются контактом

_________________
живите больше
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Frithegar
заблокирован


Зарегистрирован: 27.04.2015
Суждений: 5882

327320СообщениеДобавлено: Пн 08 Май 17, 01:00 (8 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Лина-Полина пишет:
Frithegar пишет:
Ёжик пишет:
Frithegar
Понятие души в научном смысле излишне, если уже есть понятия мысли и чувства, эмоции.
И  к тому же излишня религиозная смысловая нагрузка этого слова.

то есть, вам слово "душа" не нравится? Это не имеет значения, раз есть процессы, как их ни назови. Мы о процессах прежде всего говорим
Почему вы спорите? Такое впечатление, что одни буддисты верят в душу, а другие нет.

речь в данном случае не о вере, но об описании того, как понимаю действительность.

_________________
живите больше
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Alex123



Зарегистрирован: 03.03.2011
Суждений: 3385
Откуда: Канада

327323СообщениеДобавлено: Пн 08 Май 17, 01:06 (8 лет тому назад)    Re: Отношение к понятию "душа". Ответ с цитатой

Frithegar пишет:
прекращение страдания.

Так если страдает "один", по пути идет "другой", а становится архатом "третий"  то никто не освобождается так как существует один момент.


Frithegar пишет:
Если появляется понятие "цели", значит асава захлестывают, страдание увеличивается и человек начинает искать способ решения проблемы. Одно из решений - цель. То, где страдания меньше чем тут, в этом состоянии. Когда все в порядке ни о какой цели никогда речь не идет. И так все хорошо

Иметь цель не означает иметь жажду (танху) или заблуждение.  Даже у Будды были разные цели которые он исполнял. Или вы думаете что после пробуждения Архат или Будда лежит без цели, без воли, как камень?

_________________
"Когда двери открыты, нечего лезть через окно"


Ответы на этот пост: Frithegar
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Alex123



Зарегистрирован: 03.03.2011
Суждений: 3385
Откуда: Канада

327324СообщениеДобавлено: Пн 08 Май 17, 01:15 (8 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Ещё интересная цитата в МН109

Цитата:
Монах, цепляние не является тем же самым, что и пять совокупностей, подверженные цеплянию, но это и не есть нечто отдельное от пяти совокупностей, подверженных цеплянию. Желание и страсть по отношению к пяти совокупностям, подверженным цеплянию – вот где здесь цепляние» MN109

Вот интересно. Вроде бы цепляние классифицируется как санкхара кхандха, а здесь нет.  И оно ни 5 совокупностей, ни что то отдельное от них.  Почему вместо "цепляния" нельзя вставит "пуггала" которая ни 5 совокупностей ни что то отдельное от них?

_________________
"Когда двери открыты, нечего лезть через окно"


Последний раз редактировалось: Alex123 (Пн 08 Май 17, 01:17), всего редактировалось 1 раз
Ответы на этот пост: Frithegar, Горсть листьев
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Frithegar
заблокирован


Зарегистрирован: 27.04.2015
Суждений: 5882

327325СообщениеДобавлено: Пн 08 Май 17, 01:16 (8 лет тому назад)    Re: Отношение к понятию "душа". Ответ с цитатой

Alex123 пишет:
Frithegar пишет:
прекращение страдания.

Так если страдает "один", по пути идет "другой", а становится архатом "третий"  то никто не освобождается так как существует один момент.

но этот момент есть ВСЕГДА. Понимаете? И в этот момент происходит как воспоминание о прошлом со всеми наслоениями, так и устремления в будущее. Именно в данный момент. ... а вот в этот момент, который убил момент предыдущий - существует воспоминание о прошлом моменте, но уже не сам тот момент. И так далее изменяется качество момента. Это качество и есть дхамма


Alex123 пишет:
Frithegar пишет:
Если появляется понятие "цели", значит асава захлестывают, страдание увеличивается и человек начинает искать способ решения проблемы. Одно из решений - цель. То, где страдания меньше чем тут, в этом состоянии. Когда все в порядке ни о какой цели никогда речь не идет. И так все хорошо

Иметь цель не означает иметь жажду (танху) или заблуждение.  Даже у Будды были разные цели которые он исполнял. Или вы думаете что после пробуждения Архат или Будда лежит без цели, без воли, как камень?

да, точно. Смотрите: если вы в спокойном состоянии хотите удовлетворения ниже этого спокойного состояния - то это упадана. То, что влечет вниз. Если же из этого спокойного состояния вы стремитесь выше, вверх , то это уже не страстное желание упадана (удовлетворение танха или жажды). Это называется по-разному, к примеру, "самадхи нимитта" или объект внутреннего сосредоточения, к чему практикующий чисто и сознательно стремится. Чистый, не "страстный" (рага) и не "желанный" (кама)

_________________
живите больше
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Frithegar
заблокирован


Зарегистрирован: 27.04.2015
Суждений: 5882

327327СообщениеДобавлено: Пн 08 Май 17, 01:23 (8 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Alex123 пишет:
Ещё интересная цитата в МН109

Цитата:
Монах, цепляние не является тем же самым, что и пять совокупностей, подверженные цеплянию, но это и не есть нечто отдельное от пяти совокупностей, подверженных цеплянию. Желание и страсть по отношению к пяти совокупностям, подверженным цеплянию – вот где здесь цепляние» MN109

Вот интересно. Вроде бы цепляние классифицируется как санкхара кхандха, а здесь нет.  И оно ни 5 совокупностей, ни что то отдельное от них.  Почему вместо "цепляния" нельзя вставит "пуггала" которая ни 5 совокупностей ни что то отдельное от них?

речь идет об "упадана". А это, как уже не раз говорил тут не совсем "цепляние". Это прежде всего удовлетворение танха или жажды. То, ради чего человек вообще что-то хочет. И только потом "цепляние" или, если еще точнее, то "сцепление" - с тем к чему жажда ощущается. Это и формирует определенный вид бхава или существования. Если бы не было жажды к приятному и возможности её удовлетворить - не было бы и данного вида существования, которое ведет потом к страданию. К рабству. Которое выражается в том, что жажда становится намного сильнее, чем удовлетворение её. И именно это страдание открывает глаза на действительность

_________________
живите больше


Ответы на этот пост: Alex123, Горсть листьев
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Antaradhana
Wolfshadow


Зарегистрирован: 16.01.2016
Суждений: 10000

327329СообщениеДобавлено: Пн 08 Май 17, 01:38 (8 лет тому назад)    Re: Отношение к понятию "душа". Ответ с цитатой

Alex123 пишет:
Не лишняя и необходимая для обьяснения накопления каммы и других качеств которые могут дать результат через несколько жизней.

Если бы в ней была необходимость, то Будда использовал бы ее наряду с 5 кхандхами и в патичча самуппаде.

Цитата:
И при перерождении. Полно сутт где говорится что такойто человек переродился где-то. Нигде в суттах не говорится что один человек умирает а рождается другой человек (или существо).

Да, такой-то человек переродиться в виде другого существа, нигде не сказано, что он будет той же личностью, с тем же телом/умом, см. патичча самуппаду. Будда в какой-то сутте объяснял, что когда он использует личные местоимения я, он, они, (например я иду, он ест и т.п.) или говорит человек, кшатрий, брахман или дэва, Брахма и т.п., то это лишь для удобства и потому что так принято в языке. Поэтому вполне нормально сказать "такой-то переродился там-то", но объясняя реальность, он применяет другие термины, такие как кхандхи и т.п.

Цитата:
Интересно что анализ на «относительную» и «абсолютную» истину впервые был детально описан в комментариях. Ни в суттах, ни даже в канонической Абхидхамма Питаке такого нет.

Вполне себе детально все расписано суттах, где объясняется патичча самуппада и в суттах, где подробно рассматриваются 5 кхандх, что нет никакой личности, атты, я, а есть пять совокупностей.

Цитата:
В Абхидхамма Питаке есть книжка называемая «Пуггала-паннатти» которая перечисляет много различных типов людей. И это относится к питаке которая, согласно комментариям, учит, якобы, только об "абсолютной истине". В самой Пуггала-паннатти не пишется что этот список относительной истинны.

Это здесь причем? Потому что в названии книги есть слово пуггала?


Ответы на этот пост: Alex123, Горсть листьев
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Alex123



Зарегистрирован: 03.03.2011
Суждений: 3385
Откуда: Канада

327333СообщениеДобавлено: Пн 08 Май 17, 01:59 (8 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Frithegar пишет:
Alex123 пишет:
Ещё интересная цитата в МН109

Цитата:
Монах, цепляние не является тем же самым, что и пять совокупностей, подверженные цеплянию, но это и не есть нечто отдельное от пяти совокупностей, подверженных цеплянию. Желание и страсть по отношению к пяти совокупностям, подверженным цеплянию – вот где здесь цепляние» MN109

Вот интересно. Вроде бы цепляние классифицируется как санкхара кхандха, а здесь нет.  И оно ни 5 совокупностей, ни что то отдельное от них.  Почему вместо "цепляния" нельзя вставит "пуггала" которая ни 5 совокупностей ни что то отдельное от них?

речь идет об "упадана". А это, как уже не раз говорил тут не совсем "цепляние". Это прежде всего удовлетворение танха или жажды. То, ради чего человек вообще что-то хочет. И только потом "цепляние" или, если еще точнее, то "сцепление" - с тем к чему жажда ощущается. Это и формирует определенный вид бхава или существования. Если бы не было жажды к приятному и возможности её удовлетворить - не было бы и данного вида существования, которое ведет потом к страданию. К рабству. Которое выражается в том, что жажда становится намного сильнее, чем удовлетворение её. И именно это страдание открывает глаза на действительность

Главное даже не термин а смысл что: "Х может быть не тем же самым что 5 совокупностей но и не нечто отдельное от них".  А упадана классифицируется (как и другие загрязнения) в санкхра кхандхе.

_________________
"Когда двери открыты, нечего лезть через окно"


Ответы на этот пост: Горсть листьев
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Alex123



Зарегистрирован: 03.03.2011
Суждений: 3385
Откуда: Канада

327337СообщениеДобавлено: Пн 08 Май 17, 03:19 (8 лет тому назад)    Re: Отношение к понятию "душа". Ответ с цитатой

Antaradhana пишет:

Будда в какой-то сутте объяснял, что когда он использует личные местоимения я, он, они, (например я иду, он ест и т.п.) или говорит человек, кшатрий, брахман или дэва, Брахма и т.п., то это лишь для удобства и потому что так принято в языке. Поэтому вполне нормально сказать "такой-то переродился там-то", но объясняя реальность, он применяет другие термины, такие как кхандхи и т.п.  

Когда Будда переинтерпретировал известную терминологию в свою систему то он это говорил.

Почему когда говорится, например в Дхаммападе:
    "Ведь свое я – господин себе. Кто же еще может быть господином?" (Attā hi attano nātho, ko hi nātho paro siyā;)
    Или
    "Самим сделано зло, саморожденное, самовозникшее."  (Attanā hi kataṃ pāpaṃ, attajaṃ attasambhavaṃ;)

Там не обьясняется что "это образно говоря, саммути сачча"?! Почему Будда не обьяснял не-буддийским людям что он использует термин в другом смысле? Как эти фразы были бы поняты не-буддийскими аскетами которые ещё не знали тонкости буддийской философии ?

Почемуто первое детальное обьяснение двух истинн возникло только в комментариях. Кстати само слово "параматтха", в суттах означает "высшая цель" и никогда не означала  "абсолютную реальность/правду/истинну" которая противоставляется "саммути-сачче".


Ответы на этот пост: Горсть листьев
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Ёжик
заблокирован


Зарегистрирован: 08.03.2014
Суждений: 16142

327350СообщениеДобавлено: Пн 08 Май 17, 07:51 (8 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Alex123 пишет:
Две из самых важных "догм" Буддизма это камма и перерождения.  Ведь если "жизнь одна", то зачем Готама отказался от богатств, и призывал других бежать в лес,  монашествать, иногда в очень трудных условиях и т.д.?

Это - зачем отказался от богатства, как раз легко объяснить прагматически, если иметь в виду реальный дворец, а не лубочный - интриги, убийства, ноша управления государством в будущем, тем более что царство мелкое, а потому в вассальной зависимости. И условия в роще Джета не так уж трудны.

Дауншифтинг одним словом.


Ответы на этот пост: Горсть листьев, Евлампий
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Ёжик
заблокирован


Зарегистрирован: 08.03.2014
Суждений: 16142

327352СообщениеДобавлено: Пн 08 Май 17, 08:03 (8 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Frithegar пишет:
Alex123 пишет:
Frithegar пишет:

1. есть качество момента. Так или нет? Под качеством я понимаю определенную дхамма, которая одна в своем роде. Никогда не было прежде этого момента (кшана) и никогда его больше не будет. Точно таким же. Следующий момент - другой. И предыдущий момент - он был другим. Качество каждого момента называется "дхамма".

Тут вопрос в смысле слова "другой".  Является ли 25 летний Андрей другим чем 10 летний Андрей? Конечно нет.

С точки зрения буддизма - он другой. ... кстати, запомнилось ваше, по-моему, сравнение про автомобиль. Если поменять в нем все - он тем не менее, с вашей точки зрения будет тем же самым. И это говорит просто о том, что вы свой автомобиль отождествляете с собой. Или со своим физическим телом. Если (не дай бог конечно, без иронии) кто-то потеряет ногу и ему пришьют другую, чужую - он останется тем же самым. Или променяют все внутренние органы, но он останется тем же самым. Просто потому, что тело это анатта, "не-я". И ощущение себя находится не в теле... тут же, в данном случае другая логика. Такой пример в голову пришел, достаточно простой: вы варите суп. Вы поставили на огонь воду. Потом добавили в неё соли. Та же самая вода стала или оно изменилась? - конечно изменилась. И по хим. составу и по вкусу. ... потом вы добавляете крупу, масло, картофель. С каждым новым изменением меняется ли этот суп или нет? - конечно меняется. Вот точно так же и сознание человека. Малейшее новое впечатление меняет сознание, оно становится другим. ... и через несколько лет, оно становится полностью другим. В нем нет больше ничего релально от прошлого сознания. Есть только воспоминания о прошлых состояниях сознания. Но они не тождественны самим тем состояниям, что, по-моему просто понять. Вспомните что-нибудь, это будет ощущаться не так, как оно ощущалось там и тогда, в прошлом

Все это верно с психологической точки зрения. Но с юридической, или социальной - увы нет.
Отдельный человек может так себя воспринимать - как суп в который добавляют ингредиенты (что в конце концов он кстати становится несъедобным).
Но социум не может функционировать лишь по психологическим законам и параметрам.
Человек насколько индивидуальное существо, настолько и социальное. И Андрей в социуме всегда Андрей, с поправкой лишь на возрастные особенности.

Поэтому всегда есть эта взаимосвязь между индивидуальным и социальным. И через мораль, и религию в том числе.


Ответы на этот пост: Евлампий, Горсть листьев
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Серж



Зарегистрирован: 28.01.2011
Суждений: 4126

327419СообщениеДобавлено: Пн 08 Май 17, 15:10 (8 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Ёжик пишет:
Серж
Устарела лишь ньяя? А остальные школы?
Они все старые. Но в старом можно найти вдохновение для нового. Создать неоньяю. Сейчас в моде психология, можно под нее подстроиться. Вместо души ввести Эго, вместо Ишвары архетипы. Мистицизм отодвинуть на второй план. Короче заняться пустословием, чем и занимается современная психология. Кстати в Тибете философские трактаты переписывались несколько. Школы старых переводов, новых.
Сложность в том, что каждая школа астиков и настиков, содержит в себе еще и сотериологию. Т.е. кроме разглагольствования в пустословии и высасывания из пальца пустых идей, придется работать над собой, медитировать, что бы хотя бы приблизиться к плодам сверхмирского пути.


Ответы на этот пост: Евлампий
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Ёжик
заблокирован


Зарегистрирован: 08.03.2014
Суждений: 16142

327420СообщениеДобавлено: Пн 08 Май 17, 15:12 (8 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Серж
Чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Евлампий



Зарегистрирован: 17.04.2017
Суждений: 265

327422СообщениеДобавлено: Пн 08 Май 17, 15:17 (8 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Серж пишет:
Ёжик пишет:
Серж
Устарела лишь ньяя? А остальные школы?
Они все старые. Но в старом можно найти вдохновение для нового. Создать неоньяю. Сейчас в моде психология, можно под нее подстроиться. Вместо души ввести Эго, вместо Ишвары архетипы. Мистицизм отодвинуть на второй план. Короче заняться пустословием, чем и занимается современная психология. Кстати в Тибете философские трактаты переписывались несколько. Школы старых переводов, новых.
Сложность в том, что каждая школа астиков и настиков, содержит в себе еще и сотериологию. Т.е. кроме разглагольствования в пустословии и высасывания из пальца пустых идей, придется работать над собой, медитировать, что бы хотя бы приблизиться к плодам сверхмирского пути.

Пустословие - метод познание, пустомедитрование - тоже метод познания. Один из
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Евлампий



Зарегистрирован: 17.04.2017
Суждений: 265

327423СообщениеДобавлено: Пн 08 Май 17, 15:19 (8 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Ёжик пишет:
Frithegar пишет:
Alex123 пишет:
Frithegar пишет:

1. есть качество момента. Так или нет? Под качеством я понимаю определенную дхамма, которая одна в своем роде. Никогда не было прежде этого момента (кшана) и никогда его больше не будет. Точно таким же. Следующий момент - другой. И предыдущий момент - он был другим. Качество каждого момента называется "дхамма".

Тут вопрос в смысле слова "другой".  Является ли 25 летний Андрей другим чем 10 летний Андрей? Конечно нет.

С точки зрения буддизма - он другой. ... кстати, запомнилось ваше, по-моему, сравнение про автомобиль. Если поменять в нем все - он тем не менее, с вашей точки зрения будет тем же самым. И это говорит просто о том, что вы свой автомобиль отождествляете с собой. Или со своим физическим телом. Если (не дай бог конечно, без иронии) кто-то потеряет ногу и ему пришьют другую, чужую - он останется тем же самым. Или променяют все внутренние органы, но он останется тем же самым. Просто потому, что тело это анатта, "не-я". И ощущение себя находится не в теле... тут же, в данном случае другая логика. Такой пример в голову пришел, достаточно простой: вы варите суп. Вы поставили на огонь воду. Потом добавили в неё соли. Та же самая вода стала или оно изменилась? - конечно изменилась. И по хим. составу и по вкусу. ... потом вы добавляете крупу, масло, картофель. С каждым новым изменением меняется ли этот суп или нет? - конечно меняется. Вот точно так же и сознание человека. Малейшее новое впечатление меняет сознание, оно становится другим. ... и через несколько лет, оно становится полностью другим. В нем нет больше ничего релально от прошлого сознания. Есть только воспоминания о прошлых состояниях сознания. Но они не тождественны самим тем состояниям, что, по-моему просто понять. Вспомните что-нибудь, это будет ощущаться не так, как оно ощущалось там и тогда, в прошлом

Все это верно с психологической точки зрения. Но с юридической, или социальной - увы нет.
Отдельный человек может так себя воспринимать - как суп в который добавляют ингредиенты (что в конце концов он кстати становится несъедобным).
Но социум не может функционировать лишь по психологическим законам и параметрам.
Человек насколько индивидуальное существо, настолько и социальное. И Андрей в социуме всегда Андрей, с поправкой лишь на возрастные особенности.

Поэтому всегда есть эта взаимосвязь между индивидуальным и социальным. И через мораль, и религию в том числе.
Двойственность
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Тред сейчас никто не читает.
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Буддистская философия Часовой пояс: GMT + 4
Страницы Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15  След.
Страница 8 из 15

 
Перейти:  
Вам нельзя начинать темы
Вам нельзя отвечать на сообщения
Вам нельзя редактировать свои сообщения
Вам нельзя удалять свои сообщения
Вам нельзя голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы



За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
0.048 (0.068) u0.025 s0.002, 18 0.021 [270/0]