![Буддийские форумы](templates/subSilver/images/frogyukki.jpg) |
Дхарма Буддийское сообщество
|
Страницы 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 След.
|
Предыдущая :: Следующая тема |
Автор |
Сообщение |
Ктото
![](images/avatars/34149532058c02a32b0b22.jpg)
Зарегистрирован: 05.02.2017 Суждений: 7305
|
№566176 Добавлено: Вт 16 Фев 21, 00:29 (4 года тому назад) Способность познавать |
|
|
|
Способность познавать - она есть в каждом моменте ума, потому что в каждом моменте ума есть читта, которая что-то познает. Способность познавать - это не читты сами по себе (которые ежемоментно возникают и прекращаются), а скорее способность к возникновению читт.
Способность познавать - это одно из возможных интерпретаций природы Будды. Раз есть эта способность - значит есть возможность полностью познать Истину (стать Буддой).
По сути эта способность познавать неизменна (неизменно присутствует в каждом моменте ума) - пока порождаются читты (по крайней мере, до ухода в посмертную окончательную Париниббану).
Способность познавать - это и есть ум или сознание (в данном случае они синонимы) в их не метафизическом, не субстанциональном, а феноменологическом смысле.
По сути, способность познавать - это феноменологический аналог атмана. По крайней мере, пока порождаются читты.
То есть нет атмана как субстанции - некоего "я", но есть атман как неизменная способность к познанию.
Мне нравится концепция анатмавады, но такие рассуждения - логичны. Просто вместо метафизического атмана имеем феноменологический.
Что думаете по этому поводу? _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Последний раз редактировалось: Ктото (Вт 16 Фев 21, 03:01), всего редактировалось 4 раз(а) Ответы на этот пост: КИ, Darius Farmer |
|
Наверх |
|
![](templates/subSilver/images/spacer.gif) |
Ктото
![](images/avatars/34149532058c02a32b0b22.jpg)
Зарегистрирован: 05.02.2017 Суждений: 7305
|
№566177 Добавлено: Вт 16 Фев 21, 00:38 (4 года тому назад) |
|
|
|
Как дхарма - это только свойство, за которым нет отдельного от этого свойства дхармина.
Так и такой феноменологический атман - это только свойство (способность к познанию), за котором нет отдельного от этого свойства метафизического, субстанционального атмана. _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Ответы на этот пост: Кирилл. |
|
Наверх |
|
![](templates/subSilver/images/spacer.gif) |
Горсть листьев Фикус, Историк
![](images/avatars/1785134468648b07783c931.gif)
Зарегистрирован: 10.09.2010 Суждений: 30744
|
№566192 Добавлено: Вт 16 Фев 21, 10:10 (4 года тому назад) |
|
|
|
Я тоже задумывался над этим и мне открылась по сути такая же картина. Я лишь оперировал словом "сознание", а не "ум". Ещё я "додумался", что между индийским словом "читта" и русским "счёт" есть этимологическая связь. А "так считать", "учитывать то и это", "считывать значения" - это всё как раз функциональные феномены.
Я не знаю, зачем в вышеприведённом рассуждении понадобился атман - вероятно, это какой-то личный интерес, - но по-моему, отличие буддийского подходя от "атманического" отражено верно. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся. |
|
Наверх |
|
![](templates/subSilver/images/spacer.gif) |
мастер-бластер
Зарегистрирован: 24.08.2015 Суждений: 420
|
№566193 Добавлено: Вт 16 Фев 21, 10:45 (4 года тому назад) |
|
|
|
Если "Там" не будет осознания не будет никакого счастья.
Ответы на этот пост: Горсть листьев |
|
Наверх |
|
![](templates/subSilver/images/spacer.gif) |
Горсть листьев Фикус, Историк
![](images/avatars/1785134468648b07783c931.gif)
Зарегистрирован: 10.09.2010 Суждений: 30744
|
№566195 Добавлено: Вт 16 Фев 21, 10:52 (4 года тому назад) |
|
|
|
Если "Там" не будет осознания не будет никакого счастья. Желание счастья никак не гарантирует его получения. Сознание - лишь функция, обслуживающее это желание, это стремление, эту тягу. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Ответы на этот пост: мастер-бластер |
|
Наверх |
|
![](templates/subSilver/images/spacer.gif) |
мастер-бластер
Зарегистрирован: 24.08.2015 Суждений: 420
|
№566196 Добавлено: Вт 16 Фев 21, 10:58 (4 года тому назад) |
|
|
|
Если "Там" не будет осознания не будет никакого счастья. Желание счастья никак не гарантирует его получения. Сознание - лишь функция, обслуживающее это желание, это стремление, эту тягу. А это желание откуда идёт?
Ответы на этот пост: Горсть листьев |
|
Наверх |
|
![](templates/subSilver/images/spacer.gif) |
КИ 3Д
![](images/avatars/208105990363dd58aa2a98d.jpg)
Зарегистрирован: 17.02.2005 Суждений: 49625
|
№566197 Добавлено: Вт 16 Фев 21, 11:04 (4 года тому назад) Re: Способность познавать |
|
|
|
По сути, способность познавать - это феноменологический аналог атмана.
Это называется "необоснованное заявление". Попробуйте составить силлогизм, обосновав свой тезис.
Ведь иначе, можно заявлять что угодно:
"По сути, способность познавать - это крокодил в Африке",
"По сути, способность познавать - это Бог-Творец",
"По сути, способность познавать - это Сатана",
и т.п. неопределенно широкий спектр фантазийных утверждений.
Что такое "Атман" - как определено понятие? Есть тенденция, приписывать этому понятию сущность любого другого предмета, который хочется считать собой. Но, если берется сущность (определение) этого другого предмета, то это уже не Атман, а просто тот другой предмет. Так как определяется Атман, не отождествляя его полностью с чем-то иным?
"Способность познавать" - разве, понятие определено так же, как "Атман"?
Нет, определения, очевидно, разные. Какое есть основание для утверждения, что одно есть аналог другого? _________________ Буддизм чистой воды
Ответы на этот пост: Ктото |
|
Наверх |
|
![](templates/subSilver/images/spacer.gif) |
Ктото
![](images/avatars/34149532058c02a32b0b22.jpg)
Зарегистрирован: 05.02.2017 Суждений: 7305
|
№566199 Добавлено: Вт 16 Фев 21, 12:10 (4 года тому назад) Re: Способность познавать |
|
|
|
Есть тенденция, приписывать этому понятию сущность любого другого предмета, который хочется считать собой.
Да, я привязана к способности познавать. Так что в этом может быть причина.
Но то, что мне нечто хочется видеть уткой, - еще не означает, что передо мной не утка. Поэтому хотелось бы разобраться в поставленной проблеме ![Smile](images/smiles/icon_smile.gif) _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Ответы на этот пост: Си-ва-кон |
|
Наверх |
|
![](templates/subSilver/images/spacer.gif) |
КИ 3Д
![](images/avatars/208105990363dd58aa2a98d.jpg)
Зарегистрирован: 17.02.2005 Суждений: 49625
|
№566200 Добавлено: Вт 16 Фев 21, 12:14 (4 года тому назад) |
|
|
|
После легкой редукции, атман у людей обычно сводится к двум - к деятельностному субъекту и к познающему субъекту. _________________ Буддизм чистой воды |
|
Наверх |
|
![](templates/subSilver/images/spacer.gif) |
Ктото
![](images/avatars/34149532058c02a32b0b22.jpg)
Зарегистрирован: 05.02.2017 Суждений: 7305
|
№566202 Добавлено: Вт 16 Фев 21, 12:36 (4 года тому назад) |
|
|
|
КИ
1. Насколько я понимаю, в неустановленной Нирване будд и бодхисаттв способность познавать есть. Таким образом, эта способность вечна (есть в Сансаре и продолжается в Нирване). Вот вам и вечный ум гелугпинцев, за который их порой критикуют (и я тоже критиковала - обсуждали как-то здесь высказывание Далай-ламы).
2. Эта способность неизменна - как минимум, пока есть алая-виджняна (иными словами - пока не произошло пробуждение). Может, дхармакая и отличается как-то в этом смысле.
3. Эта способность непонятно откуда, когда и как взялась впервые. То есть появление первой читты вообще невозможно объяснить в рамках буддизма. Так же, как невозможно объяснить появление первого неведения - ведь для неведения уже нужен ум, вне ума неведения быть не может.
4. Моя и ваша способности познавать имеют одинаковую природу, но - разные (поэтому разные умы).
Итак, имеем - вечное, неизменное, непонятно откуда взявшееся, имеющее одну и ту же природу, но разное у вас и у меня, некий потенциал, разворачивающийся в познание. Чем не атман? _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Ответы на этот пост: Си-ва-кон |
|
Наверх |
|
![](templates/subSilver/images/spacer.gif) |
КИ 3Д
![](images/avatars/208105990363dd58aa2a98d.jpg)
Зарегистрирован: 17.02.2005 Суждений: 49625
|
№566204 Добавлено: Вт 16 Фев 21, 12:54 (4 года тому назад) |
|
|
|
"Способность" - это ведь абстракция, или просто общее. Все абстракции и понятия вечны. Реальны только мгновенные явления. _________________ Буддизм чистой воды
Ответы на этот пост: Ктото, Ктото |
|
Наверх |
|
![](templates/subSilver/images/spacer.gif) |
Ктото
![](images/avatars/34149532058c02a32b0b22.jpg)
Зарегистрирован: 05.02.2017 Суждений: 7305
|
№566206 Добавлено: Вт 16 Фев 21, 13:00 (4 года тому назад) |
|
|
|
"Способность" - это ведь абстракция, или просто общее. Все абстракции и понятия вечны. Реальны только мгновенные явления.
Но при этом способности проходить сквозь стены у меня нет, способность надеть обувь маленького, детского размера когда-то была, а сейчас нет, способности беседовать на тему Дхармы когда-то не было, а сейчас есть, а вот способность познавать была всегда, сколько я помню, и сейчас есть. _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Ответы на этот пост: Ктото |
|
Наверх |
|
![](templates/subSilver/images/spacer.gif) |
Ктото
![](images/avatars/34149532058c02a32b0b22.jpg)
Зарегистрирован: 05.02.2017 Суждений: 7305
|
№566207 Добавлено: Вт 16 Фев 21, 13:06 (4 года тому назад) |
|
|
|
Реальны только мгновенные явления.
Нирвана нереальна? _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Ответы на этот пост: КИ |
|
Наверх |
|
![](templates/subSilver/images/spacer.gif) |
КИ 3Д
![](images/avatars/208105990363dd58aa2a98d.jpg)
Зарегистрирован: 17.02.2005 Суждений: 49625
|
№566208 Добавлено: Вт 16 Фев 21, 13:08 (4 года тому назад) |
|
|
|
Реальны только мгновенные явления.
Нирвана нереальна?
По логике - нет. Часть школ это прямо заявляют, а часть что-то там теребят.
Но, она Истина. _________________ Буддизм чистой воды
Ответы на этот пост: Ктото, Ктото |
|
Наверх |
|
![](templates/subSilver/images/spacer.gif) |
Ктото
![](images/avatars/34149532058c02a32b0b22.jpg)
Зарегистрирован: 05.02.2017 Суждений: 7305
|
№566209 Добавлено: Вт 16 Фев 21, 13:16 (4 года тому назад) |
|
|
|
Реальны только мгновенные явления.
Нирвана нереальна?
По логике - нет. Часть школ это прямо заявляют, а часть что-то там теребят.
Но, она Истина.
То есть Нирвана - это просто отсутствие чего-то. И цель буддизма - это отсутствие страдания, а не счастье. _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Ответы на этот пост: Чэн |
|
Наверх |
|
![](templates/subSilver/images/spacer.gif) |
Тред сейчас никто не читает.
|
|
![Ответ на тему](templates/subSilver/images/lang_russian/reply.gif) |
Буддийские форумы -> Дискуссии |
Часовой пояс: GMT + 4 Страницы 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 След.
|
Страница 1 из 11 |
|
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы
|
За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
|