 |
Дхарма Буддийское сообщество
|
Страницы Пред. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 ... 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65 ... 125, 126, 127, 128, 129, 130, 131, 132 След.
|
| Предыдущая :: Следующая тема |
| Автор |
Сообщение |
Горсть листьев Фикус, Историк

Зарегистрирован: 10.09.2010 Суждений: 31174
|
№431536 Добавлено: Вт 24 Июл 18, 18:02 (7 лет тому назад) |
|
|
|
empiriocritic_1900 пишет: В общем, вполне уместно сказать, что для Тхеравады Буддагоса - как Хуэйнэн для Чань, или Цонкапа для Гелуг. Насколько я знаю (поправьте, если я не права) и Хуэйнэн и Цонкапа почитаются в своих школах как святые. Буддхагосу же никто арахантом не считает, его почитают как большого ученого. Наверное, лучше не Хуэйнэном сравнить, а с мудрецом-переводчиком Кумрадживой. _________________ нео-буддист
Ответы на этот пост: empiriocritic_1900 |
|
| Наверх |
|
 |
СлаваА
Зарегистрирован: 31.10.2017 Суждений: 18720 Откуда: Москва
|
№431537 Добавлено: Вт 24 Июл 18, 18:02 (7 лет тому назад) |
|
|
|
10. Сердечная основа (хадаяваттху). Использование слова "хаддая/хридая" здесь - это отсылка к йогической терминологии. Вопрос то в другом, почему это рупа? Сердечная чакра в йоге не относится к рупе. Полагаю, что это рупа как компонент пхассы. Контакт (пхасса) это уже четасика. Это еще отдельный раздел дхамм, не раздел руппа дхамм.
Ответы на этот пост: Горсть листьев |
|
| Наверх |
|
 |
Горсть листьев Фикус, Историк

Зарегистрирован: 10.09.2010 Суждений: 31174
|
|
| Наверх |
|
 |
Рената Гость
|
№431539 Добавлено: Вт 24 Июл 18, 18:06 (7 лет тому назад) |
|
|
|
empiriocritic_1900 пишет:
А почему такой странный набор предметов для веры? Четыре Никаи + Виная? Набор, в традиционной азиатской Тхераваде почти невиданный, но характерный, в основном, для части западных неофитов? Уж если верить, так в то, что все три корзины - слово Будды. Вот посмотрите, Ваш единомышленник по вопросу об Абхидхамме, Antaradhana, не отрицает, что преобладающий подход в монастырях ЮВА - ставить Абхидхамму во главу угла. Он об этом в этой самой теме неоднократно писал. В разных монастырях разных стран ЮВА самый разный подход к самым разным вещам. Набор предметов для веры неверующим всегда кажется странным. Конечно же весьма удобно считать, что Слово Будды в оригинальном виде вообще до нас не дошло, а дошли только пересказы и комментарии. В таком случае из Трех Корзин можно выбрать то, что по вкусу, назвав остальное литературной метафорой.
Ответы на этот пост: empiriocritic_1900 |
|
| Наверх |
|
 |
Горсть листьев Фикус, Историк

Зарегистрирован: 10.09.2010 Суждений: 31174
|
№431542 Добавлено: Вт 24 Июл 18, 18:15 (7 лет тому назад) |
|
|
|
10. Сердечная основа (хадаяваттху). Использование слова "хаддая/хридая" здесь - это отсылка к йогической терминологии. Вопрос то в другом, почему это рупа? Сердечная чакра в йоге не относится к рупе. Полагаю, что это рупа как компонент пхассы. Контакт (пхасса) это уже четасика. Это еще отдельный раздел дхамм, не раздел руппа дхамм. О пхассе вот в этой длинной сутте - https://suttacentral.net/mn148/en/bodhi
The six internal bases should be understood. The six external bases should be understood. The six classes of consciousness should be understood. The six classes of contact should be understood. The six classes of feeling should be understood. The six classes of craving should be understood.
И здесь в оригинале видим:
(internal) Cakkhāyatanaṃ + (external) Rūpāyatanaṃ -> Cakkhuñca paṭicca rūpe ca uppajjati cakkhuviññāṇaṃ = Cakkhuñca paṭicca rūpe ca uppajjati cakkhuviññāṇaṃ, tiṇṇaṃ saṅgati phasso. Последнее словосочетание означает, что вот когда все три вместе, тогда это пхасса - производный контакт, захват.
Далее в сутте все остальные виды контакта даются тем же самым словосочетание "эти три вместе - захват". То есть, это механика такая.
Хотя, речь-то надо вести о "ватху", а не "пхассе"... _________________ нео-буддист |
|
| Наверх |
|
 |
Горсть листьев Фикус, Историк

Зарегистрирован: 10.09.2010 Суждений: 31174
|
№431545 Добавлено: Вт 24 Июл 18, 18:25 (7 лет тому назад) |
|
|
|
А вот в записках Рис-Дэйвидса находим:
Mānasa - almost equivalent to mano Dhs § 6. In later language mānasa is quite synonymous with hadaya. The word, used absolutely, is more a t. t. in philosophy than a living part of the language.
Из чего можно понять, что "манаса" - технический термин философов, в то время как "хадая" - разговорное обозначение, которым и пользовались многие в практике. _________________ нео-буддист |
|
| Наверх |
|
 |
empiriocritic_1900

Зарегистрирован: 26.06.2017 Суждений: 8733
|
№431554 Добавлено: Вт 24 Июл 18, 19:22 (7 лет тому назад) |
|
|
|
empiriocritic_1900 пишет:
10. Сердечная основа (хадаяваттху).
Это орган, воспринимающий умственные представления (примерно то же самое, что в ряде сутт называется mano - ум). Современная физиология, как Вы знаете, его локализует в мозге. Если хотите, можете написать вместо "сердечная основа" - "мозговая основа". Однако от этого ничего не изменится, потому что Абхидхамма говорит не о физиологии, а о том, как функционируют ментальные процессы (и даже чувственные восприятия Абхидхамму интересуют в той мере, в какой они включены в ментальные процессы). Может я что-то не понимаю, но про сознание ума есть ведь отдельные разделы дхамм под названием читта. А тут речь о рупе. И в рупе у нас нет никакого сердечного или мозгового чувства. А есть только известные всем органы чувств.
Горсть листьев уже предложил Вам посмотреть сутту MN148. Там это вполне ясно представлено. Читта - это любое сознание, любого из шести видов (а не только сознание ума - мано-вин'няна). Теперь, что такое "сознание глаза", "сознание уха", "сознание ума"? Например, сознание глаза - это представление зрительно воспринимаемого объекта. Оно возникает посредством использования глаза. Сознание уха - это представление звука. Оно возникает посредством использования уха. А бывают представления, которые возникают без опоры на органы чувств, чисто умственные представления. И вот они называются "мано-вин'няна", сознание ума). И что такое "ум" в словосочетании "сознание ума"? Как и в аналогичных словосочетаниях "сознание глаза", "сознание уха", и т.д., это телесная основа, орган, с опорой на который возникает соответствующее сознание. _________________ Границы мира - это границы языка
Ответы на этот пост: СлаваА |
|
| Наверх |
|
 |
empiriocritic_1900

Зарегистрирован: 26.06.2017 Суждений: 8733
|
№431555 Добавлено: Вт 24 Июл 18, 19:27 (7 лет тому назад) |
|
|
|
empiriocritic_1900 пишет:
А почему такой странный набор предметов для веры? Четыре Никаи + Виная? Набор, в традиционной азиатской Тхераваде почти невиданный, но характерный, в основном, для части западных неофитов? Уж если верить, так в то, что все три корзины - слово Будды. Вот посмотрите, Ваш единомышленник по вопросу об Абхидхамме, Antaradhana, не отрицает, что преобладающий подход в монастырях ЮВА - ставить Абхидхамму во главу угла. Он об этом в этой самой теме неоднократно писал. В разных монастырях разных стран ЮВА самый разный подход к самым разным вещам. Набор предметов для веры неверующим всегда кажется странным. Конечно же весьма удобно считать, что Слово Будды в оригинальном виде вообще до нас не дошло, а дошли только пересказы и комментарии. В таком случае из Трех Корзин можно выбрать то, что по вкусу, назвав остальное литературной метафорой.
Ставить Абхидхамму во главу угла - это не какая-то частная особенность отдельных монастырей, а общепринятый подход в тхеравадинских странах. И предмет веры буддистов во всех тхеравадинских странах - именно то, что словом Будды являются все Три корзины. А "по вкусу" обрезаете их как раз Вы. _________________ Границы мира - это границы языка |
|
| Наверх |
|
 |
empiriocritic_1900

Зарегистрирован: 26.06.2017 Суждений: 8733
|
№431556 Добавлено: Вт 24 Июл 18, 19:29 (7 лет тому назад) |
|
|
|
empiriocritic_1900 пишет: В общем, вполне уместно сказать, что для Тхеравады Буддагоса - как Хуэйнэн для Чань, или Цонкапа для Гелуг. Насколько я знаю (поправьте, если я не права) и Хуэйнэн и Цонкапа почитаются в своих школах как святые. Буддхагосу же никто арахантом не считает, его почитают как большого ученого. Наверное, лучше не Хуэйнэном сравнить, а с мудрецом-переводчиком Кумрадживой.
Да, согласен. Сравнение гениального компилятора Буддагосы с гениальным компилятором Цонкапой удачно, а вот с гениальным йогином Хуэйнэном - не очень. _________________ Границы мира - это границы языка
Ответы на этот пост: Рената Скот |
|
| Наверх |
|
 |
Рената Скот
Зарегистрирован: 29.09.2017 Суждений: 14208
|
№431655 Добавлено: Ср 25 Июл 18, 09:19 (7 лет тому назад) |
|
|
|
empiriocritic_1900 пишет:
Да, согласен. Сравнение гениального компилятора Буддагосы с гениальным компилятором Цонкапой удачно, а вот с гениальным йогином Хуэйнэном - не очень. Гениальному компилятору удалось сделать то, что не получилось у горстки из нескольких сот арахантов - он дополнил и систематизировал Дхамму, сделав ее наконец-то доступной для понимания.))
Ответы на этот пост: empiriocritic_1900 |
|
| Наверх |
|
 |
empiriocritic_1900

Зарегистрирован: 26.06.2017 Суждений: 8733
|
№431659 Добавлено: Ср 25 Июл 18, 09:38 (7 лет тому назад) |
|
|
|
empiriocritic_1900 пишет:
Да, согласен. Сравнение гениального компилятора Буддагосы с гениальным компилятором Цонкапой удачно, а вот с гениальным йогином Хуэйнэном - не очень. Гениальному компилятору удалось сделать то, что не получилось у горстки из нескольких сот арахантов - он дополнил и систематизировал Дхамму, сделав ее наконец-то доступной для понимания.))
Ваши шутки были бы остроумны, если бы основывались на знании того, о чем Вы шутите. Буддагоса 1) ничего не "дополнял" 2) систематизировал он отнюдь не Канон. Систематизация Канона (то есть Абхидхамма) была произведена за много столетий до Буддагосы. Буддагоса систематизировал, собрал в единый свод, Комментарии на Канон, делавшиеся ланкийскими монахами (в том числе арахантами) на протяжении ряда столетий. _________________ Границы мира - это границы языка
Ответы на этот пост: Рената Скот |
|
| Наверх |
|
 |
СлаваА
Зарегистрирован: 31.10.2017 Суждений: 18720 Откуда: Москва
|
№431660 Добавлено: Ср 25 Июл 18, 09:42 (7 лет тому назад) |
|
|
|
empiriocritic_1900 пишет: empiriocritic_1900 пишет:
10. Сердечная основа (хадаяваттху).
Это орган, воспринимающий умственные представления (примерно то же самое, что в ряде сутт называется mano - ум). Современная физиология, как Вы знаете, его локализует в мозге. Если хотите, можете написать вместо "сердечная основа" - "мозговая основа". Однако от этого ничего не изменится, потому что Абхидхамма говорит не о физиологии, а о том, как функционируют ментальные процессы (и даже чувственные восприятия Абхидхамму интересуют в той мере, в какой они включены в ментальные процессы). Может я что-то не понимаю, но про сознание ума есть ведь отдельные разделы дхамм под названием читта. А тут речь о рупе. И в рупе у нас нет никакого сердечного или мозгового чувства. А есть только известные всем органы чувств.
Горсть листьев уже предложил Вам посмотреть сутту MN148. Там это вполне ясно представлено. Читта - это любое сознание, любого из шести видов (а не только сознание ума - мано-вин'няна). Теперь, что такое "сознание глаза", "сознание уха", "сознание ума"? Например, сознание глаза - это представление зрительно воспринимаемого объекта. Оно возникает посредством использования глаза. Сознание уха - это представление звука. Оно возникает посредством использования уха. А бывают представления, которые возникают без опоры на органы чувств, чисто умственные представления. И вот они называются "мано-вин'няна", сознание ума). И что такое "ум" в словосочетании "сознание ума"? Как и в аналогичных словосочетаниях "сознание глаза", "сознание уха", и т.д., это телесная основа, орган, с опорой на который возникает соответствующее сознание. Почему тогда в классификации дхамм вообще выделяют рупу? Можно говорить, просто, что все есть сознание. И так сказать все ведь дхаммы это дхаммы сознания. То есть рупа дхаммы чем то отличаются.
Ответы на этот пост: empiriocritic_1900 |
|
| Наверх |
|
 |
СлаваА
Зарегистрирован: 31.10.2017 Суждений: 18720 Откуда: Москва
|
|
| Наверх |
|
 |
Рената Скот
Зарегистрирован: 29.09.2017 Суждений: 14208
|
№431668 Добавлено: Ср 25 Июл 18, 10:03 (7 лет тому назад) |
|
|
|
empiriocritic_1900 пишет:
Ваши шутки были бы остроумны, если бы основывались на знании того, о чем Вы шутите. Буддагоса 1) ничего не "дополнял" 2) систематизировал он отнюдь не Канон. Систематизация Канона (то есть Абхидхамма) была произведена за много столетий до Буддагосы. Буддагоса систематизировал, собрал в единый свод, Комментарии на Канон, делавшиеся ланкийскими монахами (в том числе арахантами) на протяжении ряда столетий. Ну где же я пишу о систематизации и дополнении Канона? Я пишу о систематизации и дополнении Дхаммы для лучшего ее понимания.)) Подскажите, пожалуйста, как человек знающий - откуда конкретно взялась идея о стремительном и разнообразном ливне, ежесекундно изменяющем сознание "совершенно"?
Ответы на этот пост: empiriocritic_1900 |
|
| Наверх |
|
 |
empiriocritic_1900

Зарегистрирован: 26.06.2017 Суждений: 8733
|
№431675 Добавлено: Ср 25 Июл 18, 10:38 (7 лет тому назад) |
|
|
|
Почему тогда в классификации дхамм вообще выделяют рупу? Можно говорить, просто, что все есть сознание. И так сказать все ведь дхаммы это дхаммы сознания. То есть рупа дхаммы чем то отличаются.
Сказать, что всё есть сознание - и смешать все дхаммы в одну неразличимую кашу? Нет. Чтобы ясно видеть ментальный процесс и понимать его безличный, обусловленный характер, нужно замечать, как дхаммы возникают и исчезают в зависимости друг от друга. А для этого нужно различать дхаммы, а не смешивать их. И рупа-дхаммы - это вполне конкретная категория дхамм: то, что дано уму посредством пяти органов чувств.
Почему я подчеркиваю, что это "дано"? Потому что в тот момент, когда возникает восприятие соответствующего объекта, он представляется именно как уже данный. Самому сознанию дело представляется таким образом, что оно не создаёт объекты чувственного восприятия, но находит их.
До определенной степени это не так - то, что нетренированное сознание мыслит как воспринимаемый объект, на самом деле является результатом его обработки. Но обрабатывает оно всё-таки некоторый первичный материал - и в отношении этого первичного материала мы и говорим, что он именно дан.
Поясню примером. Допустим, человек только что проснулся. И в этот момент сознание регистрирует определенное тактильное ощущение - ощущение того предмета, на котором он лежит. Сразу же начинается обработка - тактильное ощущение соединяется со зрительным восприятием, подключается память, и в сознании молниеносно вспыхивает концепт "кровать" (ну или там "диван", "раскладушка", и т.д., и т.п. - это уж смотря какие у кого обстоятельства). Концепт "кровать" - это результат обработки. Но первичный материал для этой обработки - тактильное ощущение (а также зрительное восприятие) - не произведен в ходе ментального процесса, а найден сознанием. Найден, как уже наличный на момент, когда сознание зарегистрировало соответствующий тактильный/зрительный контакт. Вот этот первичный ощущаемый/воспринимаемый материал - это и есть рупа-дхаммы. Свойство, о котором я здесь говорю, как о наличии-на-момент-возникновения-восприятия, присуще всем рупа-дхаммам (в Абхидхамме (а именно в Паттхане) они поэтому характеризуются термином purejāta - "рожденное прежде"). _________________ Границы мира - это границы языка
Ответы на этот пост: Just process, СлаваА |
|
| Наверх |
|
 |
|
 |
Буддийские форумы -> Южный буддизм |
Часовой пояс: GMT + 4 Страницы Пред. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 ... 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65 ... 125, 126, 127, 128, 129, 130, 131, 132 След.
|
| Страница 62 из 132 |
|
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы
|
За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
|