 |
Дхарма Буддийское сообщество
|
Страницы Пред. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13 ... 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25 След.
|
Предыдущая :: Следующая тема |
Автор |
Сообщение |
Raudex

Зарегистрирован: 16.11.2013 Суждений: 5808 Откуда: Москва
|
№352031 Добавлено: Вс 29 Окт 17, 18:07 (7 лет тому назад) |
|
|
|
empiriocritic_1900 пишет: Бханте, Вы во многом правы. Однако мне кажется, что и этот подход не следует (да и не получится) превращать в обязательную норму. Ведь есть и такие случаи, когда перевод вполне возможен. Почему, например, нужно непременно писать "танха", вместо того чтобы переводить "жажда"? Или почему непременно надо говорить "диттхи", вместо того чтобы сказать "взгляды" или "воззрения"? А я разве настаиваю? Многие переводы терминов имеют широкое признание, "жажда" и "взгляды" имхо как раз такие примеры. _________________ t.me/raud_ex
Ответы на этот пост: empiriocritic_1900 |
|
Наверх |
|
 |
Серж

Зарегистрирован: 28.01.2011 Суждений: 4126
|
№352033 Добавлено: Вс 29 Окт 17, 18:14 (7 лет тому назад) |
|
|
|
empiriocritic_1900 пишет: empiriocritic_1900 пишет: Насколько я понимаю, слово Буддха именно в применении к Готаме имеет смысл "познавший/увидевший реальность [такой, какая она есть]". Слова "просветленный", "пробудившийся", "постигший" могут использоваться в русском языке для указания на этот смысл - но могут и порождать недоразумения.
Вот видите, каждый по-своему домысливает, что же познал Татхагата. А в суттах (например, в "Сутте запуска Колеса Дхаммы") четко и ясно объяснено, что именно он постиг.
Это прежде всего четыре данности для Благородных (ария-сачча).
Так нет никакого противоречия. Познать четыре Благородные истины (не спорю с тем, что "данности" ближе, но термин "истины" всё-таки уже устоялся) - это и значит "познать реальность такой, какая она есть".
Осознать, что всё, данное в человеческом опыте, классифицируется с помощью пяти совокупностей; убедиться, что все пять совокупностей безличны, непостоянны и ведут к страданию; выявить, что страдание порождается жаждой, и что порождает саму жажду. Пройти путём, ведущим к прекращению жажды, и непосредственно пережить прекращение жажды, свободу от неё - что может называться "познанием реальности", если не это? Дравья сат уже получается как реальная реальность, а самврити сат как нереальная-реальность. Для вайбхашиков такой перевод бы не подошел. Сачча все таки истина, которая может иметь конвенциональный смысл или абсолютный, с натяжкой можно перевести как существующее или дано, но уж точно не действительность, реальность.
Ответы на этот пост: empiriocritic_1900 |
|
Наверх |
|
 |
Jane

Зарегистрирован: 20.09.2017 Суждений: 1209
|
№352039 Добавлено: Вс 29 Окт 17, 18:26 (7 лет тому назад) |
|
|
|
empiriocritic_1900
Ну Вы же понимаете, что для этого нужно быть очень непростым человеком, мудрым, понимающим умы других, бесконечно сострадательным. В России таких учителей просто нет и вряд ли когда-то они появятся, к сожалению.
Это беда нынешнего времени - когда даже в Азии всех под одну гребенку. Я видела очень много потерянных людей, которые приезжают в монастырь как-то разобраться с различными кризисами, с болью, потерями. По-хорошему им нужен наставник, тепло, забота, инструкции по медитации и только потом, когда они успокоятся и расслабятся, говорить про арийские истины. А их учат одному методу медитации и все.
Ответы на этот пост: empiriocritic_1900 |
|
Наверх |
|
 |
empiriocritic_1900

Зарегистрирован: 26.06.2017 Суждений: 8733
|
№352040 Добавлено: Вс 29 Окт 17, 18:28 (7 лет тому назад) |
|
|
|
empiriocritic_1900
Ну Вы же понимаете, что для этого нужно быть очень непростым человеком, мудрым, понимающим умы других, бесконечно сострадательным. В России таких учителей просто нет и вряд ли когда-то они появятся, к сожалению.
Это беда нынешнего времени - когда даже в Азии всех под одну гребенку. Я видела очень много потерянных людей, которые приезжают в монастырь как-то разобраться с различными кризисами, с болью, потерями. По-хорошему им нужен наставник, тепло, забота, инструкции по медитации и только потом, когда они успокоятся и расслабятся, говорить про арийские истины. А их учат одному методу медитации и все.
Да, всё так. Это очень сложное дело, где нужен индивидуальный подход, такт, терпение, чуткость, мудрость. И редкая удача - встретить кого-то, кто может всё это проявлять. _________________ Границы мира - это границы языка
Ответы на этот пост: Горсть листьев, Гость 12 |
|
Наверх |
|
 |
empiriocritic_1900

Зарегистрирован: 26.06.2017 Суждений: 8733
|
№352041 Добавлено: Вс 29 Окт 17, 18:34 (7 лет тому назад) |
|
|
|
empiriocritic_1900 пишет: empiriocritic_1900 пишет: Насколько я понимаю, слово Буддха именно в применении к Готаме имеет смысл "познавший/увидевший реальность [такой, какая она есть]". Слова "просветленный", "пробудившийся", "постигший" могут использоваться в русском языке для указания на этот смысл - но могут и порождать недоразумения.
Вот видите, каждый по-своему домысливает, что же познал Татхагата. А в суттах (например, в "Сутте запуска Колеса Дхаммы") четко и ясно объяснено, что именно он постиг.
Это прежде всего четыре данности для Благородных (ария-сачча).
Так нет никакого противоречия. Познать четыре Благородные истины (не спорю с тем, что "данности" ближе, но термин "истины" всё-таки уже устоялся) - это и значит "познать реальность такой, какая она есть".
Осознать, что всё, данное в человеческом опыте, классифицируется с помощью пяти совокупностей; убедиться, что все пять совокупностей безличны, непостоянны и ведут к страданию; выявить, что страдание порождается жаждой, и что порождает саму жажду. Пройти путём, ведущим к прекращению жажды, и непосредственно пережить прекращение жажды, свободу от неё - что может называться "познанием реальности", если не это? Дравья сат уже получается как реальная реальность, а самврити сат как нереальная-реальность. Для вайбхашиков такой перевод бы не подошел. Сачча все таки истина, которая может иметь конвенциональный смысл или абсолютный, с натяжкой можно перевести как существующее или дано, но уж точно не действительность, реальность.
Какая именно это "действительность" с точки зрения той или иной философской школы, в каком отношении она реальна, в каком нереальна - можно уже свободно пояснять дальше в комментариях. А вот когда человек сразу, читая базовый текст о 4БИ (например, SN56.11), натыкается на то, что истину о причине страдания нужно оставить/отбросить, это сразу сбивает с толку. Конечно, эта проблема тоже решаемая (сразу дать примечание). Поэтому, в общем, все эти споры о переводе имеют техническое значение. Каким из (нескольких имеющихся) методов объяснения смысла лучше воспользоваться? Не больше, но и не меньше. _________________ Границы мира - это границы языка |
|
Наверх |
|
 |
Ericsson

Зарегистрирован: 23.12.2015 Суждений: 908 Откуда: Венгрия
|
№352042 Добавлено: Вс 29 Окт 17, 18:38 (7 лет тому назад) |
|
|
|
empiriocritic_1900 пишет:
Читал, разумеется. Но я-то говорю не изнутри тогдашней ситуации, а изнутри ситуации современных западных людей. И изнутри нашей ситуации проповедь (например) нравственности, без проповеди 4БИ - это общее место, которое можно услышать от первого встреченного бертрана рассела.
А причем тут толпы каких-то людей? Дхамму принимают (или не принимают) канонически индивидуально, а не толпой. И если вдруг вам больше подходит Б. Рассел, то вас никто в Дхамму кнутом гнать не будет.
И опять же, канонически, мирские ученики становились последователями Будды не только после проповедей нравственности, а чаще после разного рода разъяснений, касающихся тех или иных проблем, которые казались этим людям важными. И в этих поучениях Будды обычно не так, что вот вам отдельно нравственность, вот вам отдельно что-то ещё. Там всё интегрально, и вообще-то если разобраться, то паньня преобладает.
И не только это. Канонически как обстоит дело. И правда, в каких-то случаях в беседе Будды и какого-нибудь ищущего не поднимались какие-то запредельные темы, а порой Бхагаван объясняет достаточно простые вещи, (не слишком уходя от довольно обычных социально-религиозных дискурсов), но делает-то он это собственным способом, в этих объяснениях присутствует его личность, и вот по сюжету человек потрясен и заявляет что будет учеником Будды до конца жизни. Как бы чудо произошло. Почему магадхские брахманы и стали распространять слух, что этот отшельник Сын Сакьев владеет какой-то обращающей магией. Но фактически здесь всё просто. Особая харизма Будды как личности играет роль. Это его предназначение и его миссия - принести людям Дхамму, потому не удивительно, что сила воздействия у его присутствия особая, не сравнимая ни с каким Бертраном (будь он хоть трижды Рассел).
empiriocritic_1900 пишет:
В мире, культура которого формируется вокруг различных сотериологических религий (от христианства до марксизма),
Дак это же всё ошибочные течения, разной степени ошибочности, стоящие на неверных воззрениях, а порой просто сфабрикованные недружественными силами. Почему вдруг кого-то должна волновать предыстория? Ну да, есть какой-то бэкграунд, и что? Кому надо тот не потеряется. Вы же вот на буддийском форуме сейчас и вы практикующий буддист. И что вам до культуры, мира, наслоений странных представлений, обусловленных чем-то там....?
empiriocritic_1900 пишет:
Дхамма не может рассчитывать на серьезное к себе отношение,
Достаточно если серьезное отношение будет у тех, кто приходит, а это некоторые, те у кого мало пыли в глазах. _________________ АН 1.140 [Бхагаван сказал]: «Монахи (bhikkhave), те бхиккху, которые объясняют неверную Дхамму (adhammaṃ) как неверную, делают это ради благополучия многих людей (bahujanahitāya), ради счастья многих людей (bahujanasukhāya), ради блага (atthāya), благополучия (hitāya) и счастья (sukhāya) многих дэвов и людей (devamanussānaṃ). Эти бхиккху порождают много заслуг (puññaṃ), и укрепляют Истинную Дхамму (saddhammaṃ).
Ответы на этот пост: empiriocritic_1900 |
|
Наверх |
|
 |
Горсть листьев Фикус, Историк

Зарегистрирован: 10.09.2010 Суждений: 30909
|
№352043 Добавлено: Вс 29 Окт 17, 18:40 (7 лет тому назад) |
|
|
|
empiriocritic_1900 пишет: С набором банальностей и физкультурой - это в точку. Именно так сейчас выглядит всё это движение Fitnes Mindfulness.
Скажите, а что значит "с открытым забралом"? Разве официальный буддизм не так выступает?
Выступает. Поэтому вдвойне удивительно, что такой подход оспаривается. Ведь множество известных учителей любых школ и направлений буддизма говорят и пишут о 4БИ - и публикуют свои тексты для публики (а не только для закрытого использования продвинутыми учителями). Не отрицаю, что в этом могут быть и минусы, но никакой другой образ действий в современной культуре невозможен. Что плохого в том, чтобы рассказывать широкой публике о Четырёх истинах? кем это оспаривается? _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Ответы на этот пост: empiriocritic_1900 |
|
Наверх |
|
 |
Горсть листьев Фикус, Историк

Зарегистрирован: 10.09.2010 Суждений: 30909
|
№352044 Добавлено: Вс 29 Окт 17, 18:43 (7 лет тому назад) |
|
|
|
empiriocritic_1900 пишет: empiriocritic_1900 пишет: И изнутри нашей ситуации проповедь (например) нравственности, без проповеди 4БИ - это общее место, которое можно услышать от первого встреченного бертрана рассела.
К сожалению, изнутри нашей ситуации и проповедь 4БИ - это общее место, которое можно услышать от первого встреченного последователя популярного у нас буддийского течения.
Люди прежде всего откликаются на состояние того, кто рассказывает. Потом проверяют его слова на здравомыслие. Потом могут проверить, можно ли с помощью предлагаемых методов развития нравственности поменять к лучшему свои привычки. И после этого могут пойти дальше.
Многие говорят о развитии нравственности, о самадхи, об Освобождении, но мало кто предлагает действенные методы, пригодные для занятых мирян.
А с этим я согласен. Общие разговоры о 4БИ так и останутся общими разговорами, если говорящий не способен предложить методы, которые здесь и сейчас приводят пусть к небольшим, но реальным изменениям в человеке, в его образе жизни, в поведении и мышлении. Тут важно искать баланс. С одной стороны, давать общую картину Дхаммы и того, к чему она устремлена. С другой стороны, делать акцент именно на том, что практически полезно слушателю в той ситуации, в которой он находится, с учётом того интеллектуального и нравственного потенциала, которым он располагает. То есть, объяснять Дхарму простым языком, используя конкретные примеры. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Ответы на этот пост: empiriocritic_1900 |
|
Наверх |
|
 |
Горсть листьев Фикус, Историк

Зарегистрирован: 10.09.2010 Суждений: 30909
|
№352045 Добавлено: Вс 29 Окт 17, 18:49 (7 лет тому назад) |
|
|
|
empiriocritic_1900 пишет: empiriocritic_1900
Ну Вы же понимаете, что для этого нужно быть очень непростым человеком, мудрым, понимающим умы других, бесконечно сострадательным. В России таких учителей просто нет и вряд ли когда-то они появятся, к сожалению.
Это беда нынешнего времени - когда даже в Азии всех под одну гребенку. Я видела очень много потерянных людей, которые приезжают в монастырь как-то разобраться с различными кризисами, с болью, потерями. По-хорошему им нужен наставник, тепло, забота, инструкции по медитации и только потом, когда они успокоятся и расслабятся, говорить про арийские истины. А их учат одному методу медитации и все.
Да, всё так. Это очень сложное дело, где нужен индивидуальный подход, такт, терпение, чуткость, мудрость. И редкая удача - встретить кого-то, кто может всё это проявлять. Да, как-то не сложилось у них в монастырях с психотерапевтическими группами. Но всё можно наверстать - организовать в Крыму регулярный некоммерческий ретрит, пригласить хороших тренеров-терапевтов, которые прошли обучение в буддийских монастырях. На Западе так и делают. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся. |
|
Наверх |
|
 |
empiriocritic_1900

Зарегистрирован: 26.06.2017 Суждений: 8733
|
№352051 Добавлено: Вс 29 Окт 17, 19:07 (7 лет тому назад) |
|
|
|
И в этих поучениях Будды обычно не так, что вот вам отдельно нравственность, вот вам отдельно что-то ещё. Там всё интегрально, и вообще-то если разобраться, то паньня преобладает.
Ну вот о чём и речь Да и объяснением ошибок других религиозно-философских систем Будда тоже не гнушался. Не говорил, что кому надо, тот и сам разберется. А выявить ошибки других религий, философий и идеологий, существующих в наше время, не разъясняя, в той или иной степени, 4БИ, невозможно. _________________ Границы мира - это границы языка
Ответы на этот пост: Горсть листьев |
|
Наверх |
|
 |
empiriocritic_1900

Зарегистрирован: 26.06.2017 Суждений: 8733
|
№352052 Добавлено: Вс 29 Окт 17, 19:09 (7 лет тому назад) |
|
|
|
То есть, объяснять Дхарму простым языком, используя конкретные примеры.
Да, это правильный подход (другое дело, что никакое объяснение без некоторой специальной терминологии всё равно не обойдётся; но чем проще, тем лучше - до тех пор, пока простота не переходит в искажение). _________________ Границы мира - это границы языка
Ответы на этот пост: Горсть листьев |
|
Наверх |
|
 |
empiriocritic_1900

Зарегистрирован: 26.06.2017 Суждений: 8733
|
№352053 Добавлено: Вс 29 Окт 17, 19:11 (7 лет тому назад) |
|
|
|
Что плохого в том, чтобы рассказывать широкой публике о Четырёх истинах? кем это оспаривается?
Насколько я понял, определенный скепсис в этом отношении высказывают некоторые уважаемые участники обсуждения в этой теме (на двух-трёх последних страницах). _________________ Границы мира - это границы языка |
|
Наверх |
|
 |
Горсть листьев Фикус, Историк

Зарегистрирован: 10.09.2010 Суждений: 30909
|
№352054 Добавлено: Вс 29 Окт 17, 19:18 (7 лет тому назад) |
|
|
|
empiriocritic_1900 пишет: А выявить ошибки других религий, философий и идеологий, существующих в наше время, не разъясняя, в той или иной степени, 4БИ, невозможно. Но это ведь означает, что априори 4 истины Будды должны быть признаны безошибочными - с чем и возникает основная проблема у newcomers.
Вот тут и необходимы простые объяснения на конкретных примерах. Чтобы слышавший хоть краем уха о том, что "кому доверяют в малом, тому доверят и в большом" (с) И.Х., смог успокоиться и понять, что ему не гонят какую-то заумь и не пытаются развести на какой-то фуфел. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Ответы на этот пост: empiriocritic_1900 |
|
Наверх |
|
 |
Горсть листьев Фикус, Историк

Зарегистрирован: 10.09.2010 Суждений: 30909
|
№352055 Добавлено: Вс 29 Окт 17, 19:19 (7 лет тому назад) |
|
|
|
empiriocritic_1900 пишет:
То есть, объяснять Дхарму простым языком, используя конкретные примеры. Да, это правильный подход (другое дело, что никакое объяснение без некоторой специальной терминологии всё равно не обойдётся; но чем проще, тем лучше - до тех пор, пока простота не переходит в искажение). Да, тут нужно чувство вкуса и меры. Этика и эстетика. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся. |
|
Наверх |
|
 |
empiriocritic_1900

Зарегистрирован: 26.06.2017 Суждений: 8733
|
№352058 Добавлено: Вс 29 Окт 17, 19:25 (7 лет тому назад) |
|
|
|
Но это ведь означает, что априори 4 истины Будды должны быть признаны безошибочными - с чем и возникает основная проблема у newcomers.
Почему же? Априорного принятия, принятия на веру требует 3 Благородная истина. Первые две - даже отталкиваясь от обычного человеческого опыта, можно обосновать до уровня если не безусловной истины, то правдоподобной, весомой гипотезы. Достаточно весомой, чтобы её проверить. А проверяя эту гипотезу с помощью развития осознанности, в истинности обеих истин можно уже и путём наблюдения убедиться. Если первые две истины обоснованы из опыта, и третья принята на веру, то четвертая тоже принимается, как весьма правдоподобная гипотеза. _________________ Границы мира - это границы языка
Ответы на этот пост: Горсть листьев |
|
Наверх |
|
 |
Тред сейчас никто не читает.
|
|
 |
Буддийские форумы -> Южный буддизм |
Часовой пояс: GMT + 4 Страницы Пред. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13 ... 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25 След.
|
Страница 10 из 25 |
|
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы
|
За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
|