|
Дхарма Буддийское сообщество
|
Страницы Пред. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14 След.
|
Предыдущая :: Следующая тема |
Автор |
Сообщение |
КИ 3Д
Зарегистрирован: 17.02.2005 Суждений: 49571
|
№163052Добавлено: Ср 04 Сен 13, 17:46 (11 лет тому назад) |
|
|
|
Это - дхарма как общее понятие - одно из двух основных значений термина. Другое - дхарма есть предельно единичное, которое возможно выделить при анализе. Оба значения существуют вместе и называются "две стороны".
Где про это пишут?
У Рудого про это есть - наверное из АК. _________________ Буддизм чистой воды |
|
Наверх |
|
|
test 一心
Зарегистрирован: 18.02.2005 Суждений: 18706
|
№163054Добавлено: Ср 04 Сен 13, 17:53 (11 лет тому назад) |
|
|
|
КИ
Процитируй пожалуйста, если не трудно.
Ответы на этот пост: КИ |
|
Наверх |
|
|
КИ 3Д
Зарегистрирован: 17.02.2005 Суждений: 49571
|
№163056Добавлено: Ср 04 Сен 13, 18:03 (11 лет тому назад) |
|
|
|
КИ
Процитируй пожалуйста, если не трудно.
Лень искать. Но вот тут явно оттуда взято (там внизу ссылка на АК): http://lib.icr.su/node/887
Цитата: Психика же истолковывалась буддийскими теоретиками не с содержательной стороны, то есть не в терминах внешнего мира, а именно в своем структурно-динамическом аспекте, и анализ производился на языке, как бы имманентном самой психике, для чего и было инвертировано понятие дхарма.
Семантика этого понятия имеет две стороны: дхарма как единица языка описания психики, которая по своему значению не может быть сведена ни к чему иному, кроме как к самой психике (гносеологический аспект), и дхарма как структурная единица индивидуальной психофизической организации (онтологический аспект).
У Рудого было про эти "две стороны", как именно буддийский термин - то есть, он древний, а не выдуманный. В этой цитате этого не понятно. _________________ Буддизм чистой воды
Ответы на этот пост: test |
|
Наверх |
|
|
test 一心
Зарегистрирован: 18.02.2005 Суждений: 18706
|
№163059Добавлено: Ср 04 Сен 13, 18:13 (11 лет тому назад) |
|
|
|
Древние люди писали про гносеологический и онтологический аспекты?
Ответы на этот пост: КИ |
|
Наверх |
|
|
КИ 3Д
Зарегистрирован: 17.02.2005 Суждений: 49571
|
№163060Добавлено: Ср 04 Сен 13, 18:19 (11 лет тому назад) |
|
|
|
Древние люди писали про гносеологический и онтологический аспекты?
Про то, что обозначается словом и то, что мгновенно-реально. И то, и то - дхарма. _________________ Буддизм чистой воды |
|
Наверх |
|
|
test 一心
Зарегистрирован: 18.02.2005 Суждений: 18706
|
№163061Добавлено: Ср 04 Сен 13, 18:20 (11 лет тому назад) |
|
|
|
Такой важный тезис и как мы обломались...
Ответы на этот пост: КИ |
|
Наверх |
|
|
КИ 3Д
Зарегистрирован: 17.02.2005 Суждений: 49571
|
№163062Добавлено: Ср 04 Сен 13, 18:23 (11 лет тому назад) |
|
|
|
Такой важный тезис и как мы обломались...
Я не помню, где именно про это было подробно - может и не у Рудого. В АК нашлось только то же самое, что и в цитате выше. Помню, что это было внутри перевода или разбора какого-то текста, а не просто в статье. Скорее всего, это место про праджняпти и дравью. _________________ Буддизм чистой воды
Ответы на этот пост: КИ |
|
Наверх |
|
|
Вася П
Зарегистрирован: 20.05.2013 Суждений: 587
|
№163065Добавлено: Ср 04 Сен 13, 18:32 (11 лет тому назад) |
|
|
|
Дхармы - условно выделяемые (по одной существенной характеристике) виды опыта. Это - дхарма как общее понятие - одно из двух основных значений термина. Другое - дхарма есть предельно единичное, которое возможно выделить при анализе. Оба значения существуют вместе и называются "две стороны". А в чём Вы видите различие между двумя значениями ?
Ответы на этот пост: КИ |
|
Наверх |
|
|
КИ 3Д
Зарегистрирован: 17.02.2005 Суждений: 49571
|
№163068Добавлено: Ср 04 Сен 13, 18:34 (11 лет тому назад) |
|
|
|
Дхармы - условно выделяемые (по одной существенной характеристике) виды опыта. Это - дхарма как общее понятие - одно из двух основных значений термина. Другое - дхарма есть предельно единичное, которое возможно выделить при анализе. Оба значения существуют вместе и называются "две стороны". А в чём Вы видите различие между двумя значениями ?
Вы знаете, что такое "единичное" и "общее"? _________________ Буддизм чистой воды
Ответы на этот пост: Вася П |
|
Наверх |
|
|
КИ 3Д
Зарегистрирован: 17.02.2005 Суждений: 49571
|
№163069Добавлено: Ср 04 Сен 13, 18:39 (11 лет тому назад) |
|
|
|
Такой важный тезис и как мы обломались...
Я не помню, где именно про это было подробно - может и не у Рудого. В АК нашлось только то же самое, что и в цитате выше. Помню, что это было внутри перевода или разбора какого-то текста, а не просто в статье. Скорее всего, это место про праджняпти и дравью.
Вот что-то похожее:
Как уже говорилось, занимаясь детальной разработкой философского
дискурса относительно дхарм, вайбхашики толковали это понятие в двух
отношениях: дхарма, будучи мгновенным элементарным состоянием, рас-
сматривалась как dravyasat — реально существующая, но в то же время,
будучи единицей описания потока психической жизни индивида, она оп-
ределялась как jneya — существующая в познании, в описании
(prajnapti)3. _________________ Буддизм чистой воды |
|
Наверх |
|
|
Вася П
Зарегистрирован: 20.05.2013 Суждений: 587
|
№163070Добавлено: Ср 04 Сен 13, 18:41 (11 лет тому назад) |
|
|
|
Дхармы - условно выделяемые (по одной существенной характеристике) виды опыта. Это - дхарма как общее понятие - одно из двух основных значений термина. Другое - дхарма есть предельно единичное, которое возможно выделить при анализе. Оба значения существуют вместе и называются "две стороны". А в чём Вы видите различие между двумя значениями ?
Вы знаете, что такое "единичное" и "общее"? Почему то подозревал, что вместо ответа будет нечто подобное ... 8) |
|
Наверх |
|
|
ИУ Гость
|
№199179Добавлено: Чт 03 Апр 14, 11:33 (11 лет тому назад) Просьба |
|
|
|
Читаю о дхарме, потому что возник интерес к буддизму. У меня просьба, а не могли бы вы так объяснить, что такое дхарма, как объясняли бы ребенку?
Ответы на этот пост: test, День сурка |
|
Наверх |
|
|
Nekto_V
Зарегистрирован: 27.08.2010 Суждений: 651 Откуда: Екатеринбург
|
№199183Добавлено: Чт 03 Апр 14, 12:18 (11 лет тому назад) |
|
|
|
ИУ
Переживание боли как таковое, видимый желтый цвет, ощущаемая твердость - все это дхармы. Дхарма - это "частичка" опыта.
Ответы на этот пост: ИУ |
|
Наверх |
|
|
ИУ Гость
|
№199185Добавлено: Чт 03 Апр 14, 13:15 (11 лет тому назад) |
|
|
|
ИУ
Переживание боли как таковое, видимый желтый цвет, ощущаемая твердость - все это дхармы. Дхарма - это "частичка" опыта.
Спасибо... Кусочки восприятия? ... А, как тут объясняли раньше, дхарма - это частное и общее, получается, что дхарма и как отдельный фрагмент восприятия, так и обобщенный опыт человека?
Мне кажется, понятие дхармы очень важно хорошо осознать, потому что на нем строится теория мгновенности, которая помогает понять собственное "я". Получается, что дхарма - это психическая активность индивидума в отдельно взятое мгновение, я правильно поняла? |
|
Наверх |
|
|
Nekto_V
Зарегистрирован: 27.08.2010 Суждений: 651 Откуда: Екатеринбург
|
№199190Добавлено: Чт 03 Апр 14, 14:04 (11 лет тому назад) |
|
|
|
ИУ
Цитата: психическая активность индивидума в отдельно взятое мгновение Не совсем. Индивидуум "состоит" из потока дхарм. Можно наверное сказать что это поток переживаний или поток опыта. Этот поток неоднороден: если его "рассмотреть" внимательно, то оказывается что он состоит из отличных друг от друга переживаний\явлений: например переживание соленого и переживание красного - разные дхармы. Помимо набора этих вот "переживаний" нет никакого индивида. Поэтому нельзя сказать, что это переживания индивида.
С другой стороны можно считать поток дхарм и индивид синонимами.
Цитата: дхарма - это частное и общее, получается, что дхарма и как отдельный фрагмент восприятия, так и обобщенный опыт человека?
Насколько я понимаю - дхарма как единичное - это например само конкретное, данное в опыте переживание боли как таковое. Дхарма как общее - категория "боль", которой охватываются все единичные переживания боли . |
|
Наверх |
|
|
Тред сейчас никто не читает.
|
|
|
Буддийские форумы -> Семинар по абхидхарме |
Часовой пояс: GMT + 4 Страницы Пред. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14 След.
|
Страница 2 из 14 |
|
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы
|
За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
|