Буддийские форумы Дхарма
Буддийское сообщество
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи  ГруппыГруппы   КалендарьКалендарь   PeгиcтрaцияPeгиcтрaция 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВхoдВхoд 
 Новые постыНовые посты   За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю 
В этом разделе: За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю   За месяцЗа месяц 

Анализ свободы воли

Страницы Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 ... 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26  След.
 
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Буддистская философия
Предыдущая :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Frithegar
заблокирован


Зарегистрирован: 27.04.2015
Суждений: 5882

280622СообщениеДобавлено: Сб 21 Май 16, 13:31 (9 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Frithegar пишет:

Желание - возможный мотив для действия, даже не намерение.

Точно. Намерение, позволенное желание. Желания могут быть какие угодно. Одновременно несколько и противоположные. Но то, что сначала выделяется, а потом позволяется - это уже хочется.  Позволенное желание - это хотение. Не позволенное желание - не хотение. Вопрос теперь: может ли человек хотеть свободно?
Может, но не на этом форуме.

хотеть, это совсем не значит упадана - удовлетворение хотения.

_________________
живите больше


Ответы на этот пост: Dron
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Dron



Зарегистрирован: 01.01.2010
Суждений: 9322

280623СообщениеДобавлено: Сб 21 Май 16, 13:35 (9 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Frithegar пишет:
Frithegar пишет:

Желание - возможный мотив для действия, даже не намерение.

Точно. Намерение, позволенное желание. Желания могут быть какие угодно. Одновременно несколько и противоположные. Но то, что сначала выделяется, а потом позволяется - это уже хочется.  Позволенное желание - это хотение. Не позволенное желание - не хотение. Вопрос теперь: может ли человек хотеть свободно?
Может, но не на этом форуме.

хотеть, это совсем не значит упадана - удовлетворение хотения.
Что такое упадана?
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30623

280631СообщениеДобавлено: Сб 21 Май 16, 14:36 (9 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Frithegar пишет:
Фикус пишет:
биос как воля к жизни является источником существования всех живых существ.
Каким источником? Судя по названию - только биологическим
А какую ещё жизнь вы знаете, кроме живой? (греч. биос - жизнь)
_________________
Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30623

280632СообщениеДобавлено: Сб 21 Май 16, 14:37 (9 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Фикус пишет:
Буддийский абхидхармический анализ подразумевает "обратную последовательность": не водитель производит волю, а волитель есть производное воли.
Это сложный для понимания вопрос
Это простой для понимания вопрос: называние дхарм "я", "волящий" и т.д. не предмет анализа, а предмет называния.
Он не простой потому, что называние есть, а предмета нет.
_________________
Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.


Ответы на этот пост: Dron
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Dron



Зарегистрирован: 01.01.2010
Суждений: 9322

280633СообщениеДобавлено: Сб 21 Май 16, 14:40 (9 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Фикус пишет:
Фикус пишет:
Буддийский абхидхармический анализ подразумевает "обратную последовательность": не водитель производит волю, а волитель есть производное воли.
Это сложный для понимания вопрос
Это простой для понимания вопрос: называние дхарм "я", "волящий" и т.д. не предмет анализа, а предмет называния.
Он не простой потому, что называние есть, а предмета нет.
Простой, потому что подразумевает изначальную обусловленность возможности задавать вопросы.

Последний раз редактировалось: Dron (Сб 21 Май 16, 14:41), всего редактировалось 1 раз
Ответы на этот пост: Горсть листьев
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30623

280634СообщениеДобавлено: Сб 21 Май 16, 14:40 (9 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Frithegar пишет:
Вопрос теперь: может ли человек хотеть свободно?
Буддийский ответ хорошо известен: У всего есть условия и причина, в том числе и у "хотения".
_________________
Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.


Ответы на этот пост: Frithegar
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30623

280635СообщениеДобавлено: Сб 21 Май 16, 14:44 (9 лет тому назад)     Ответ с цитатой

...подразумевает изначальную обусловленность возможности задавать вопросы.
Задавать вопросы, искать и находить ответы - это полезно. Это путь Сиддх-артхи.
_________________
Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.


Ответы на этот пост: Dron
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Dron



Зарегистрирован: 01.01.2010
Суждений: 9322

280636СообщениеДобавлено: Сб 21 Май 16, 14:48 (9 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Фикус пишет:
...подразумевает изначальную обусловленность возможности задавать вопросы.
Задавать вопросы, искать и находить ответы - это полезно. Это путь Сиддх-артхи.
Это путь все Будд, не надо делать ненужные акценты.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Полосатик
नक्तचारिन्


Зарегистрирован: 08.11.2010
Суждений: 2607

280637СообщениеДобавлено: Сб 21 Май 16, 14:57 (9 лет тому назад)    Re: Анализ свободы воли Ответ с цитатой

Кира пишет:
Подскажите пожалуйста, уважаемые участники, правильно ли я понимаю свободу воли с точки зрения дхармического анализа.

Вот есть мыслитель, который исследует свой ум.
Мыслитель будет считать себя свободным, если обнаружит что за дхармой «желание» следует дхарма с исполненным результатом этого желания.
Буддист свободен, если он может сказать "пусть этой дхармы не будет, пусть будет другая" - и это исполнится.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Кира
Кирилл


Зарегистрирован: 18.03.2012
Суждений: 10754
Откуда: Москва

280677СообщениеДобавлено: Сб 21 Май 16, 21:12 (9 лет тому назад)    Re: Анализ свободы воли Ответ с цитатой

Frithegar пишет:
Кира пишет:
Подскажите пожалуйста, уважаемые участники, правильно ли я понимаю свободу воли с точки зрения дхармического анализа.


Скажите кратко, вы имеете в виду свободу действия или свободу хотения? Можно делать то или иное, если уже хочется. Можно не делать то или иное, если не хочется. Но можно ли изначально хотеть свободно?

Я пытался как раз рассмотреть вопрос "можно ли хотеть свободно?".

_________________
новичок на форуме, прочитавший несколько книжек
и доверяющий сведениям, изложенным в метафизическом трактате Д.Андреева "Роза Мира"
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Кира
Кирилл


Зарегистрирован: 18.03.2012
Суждений: 10754
Откуда: Москва

280678СообщениеДобавлено: Сб 21 Май 16, 21:14 (9 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Фикус пишет:
Буддийский абхидхармический анализ подразумевает "обратную последовательность": не водитель производит волю, а волитель есть производное воли.
Это сложный для понимания вопрос, но некоторую подсказку даёт знание философской основы биологии: биос как воля к жизни является источником существования всех живых существ.

Так как откуда же берется свобода воли ? Smile

_________________
новичок на форуме, прочитавший несколько книжек
и доверяющий сведениям, изложенным в метафизическом трактате Д.Андреева "Роза Мира"


Ответы на этот пост: Frithegar, Горсть листьев
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Frithegar
заблокирован


Зарегистрирован: 27.04.2015
Суждений: 5882

280684СообщениеДобавлено: Сб 21 Май 16, 22:36 (9 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Фикус пишет:
Frithegar пишет:
Вопрос теперь: может ли человек хотеть свободно?
Буддийский ответ хорошо известен: У всего есть условия и причина, в том числе и у "хотения".

это не ответ. И не рассуждение с вариантами возможных ответов

_________________
живите больше
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Frithegar
заблокирован


Зарегистрирован: 27.04.2015
Суждений: 5882

280685СообщениеДобавлено: Сб 21 Май 16, 22:37 (9 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Кира пишет:


Так как откуда же берется свобода воли ? Smile

Из знания следствий. И знания как волю направить

_________________
живите больше
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
xormx



Зарегистрирован: 19.05.2012
Суждений: 2885

280686СообщениеДобавлено: Сб 21 Май 16, 22:49 (9 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Свобода воли, всегда связана только с чувствами-эмоциями. Через них она связывается с намерением и действием, кармой. Человек обладает свободой воли и может с помощью разума управлять своими действиями, даже вопреки чувствам-эмоциям, намерениям и обстоятельствам (карма). А вот Ёжик и Дрон не может!  Very Happy  Very Happy  Very Happy  Very Happy

Ответы на этот пост: Frithegar, Frithegar
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Frithegar
заблокирован


Зарегистрирован: 27.04.2015
Суждений: 5882

280687СообщениеДобавлено: Сб 21 Май 16, 22:53 (9 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Но вопрос не так прост как кажется. Если очень кратко: для того чтобы воля активизировалась - нужен мотив. Мотив у нас, людей - это умственное представление объекта, который несет радость или страдание. Если проследить, как именно образуются мотивы, то они образуются следующим образом. Они образуются эволюционно: растение не может передвигаться, для того чтобы избегнуть страдания от опасности или поймать добычу, потому оно, растение, живет раздражителями. Поворачивается к свету, избегает тени и проч. Но следующая ступень эволюции - это существа, которые уже накопили достаточно опыта, пока "перерождались" в растительном мире. Они уже могут преследовать добычу или спасаться от опасности. Насекомые, земноводные, млекопитающие ... Вот два основных мотива - радость и страдание, которые движут любым живым существом. В нашем мире, мире людей эти два мотива являются не только как непосредственные объекты физического мира, но и как умственные представления. Эти представления многообразны: вот вкусное блюдо. А вот умственное воспоминание о нем и желание повторения приятных ощущений при поедании этого вкусного блюда. Это приятный мотив. А вот появился какой-то недоброжелатель. Воспоминание о нем и его облике - неприятный мотив.

И вот, воля, доселе спящая, при воспоминании о приятном или неприятном мотиве активизируется и возникает желание: либо приблизить приятное, либо отдалить отбросить неприятное. Далее, возникает хотение практически осуществить то, что хочется. Приблизить или избавиться. Вот самое приблизительное описание действия воли. Если воля сознает в общих чертах, что происходит - она свободна что-то изменить в лучшую сторону. Если нет - то не свободна.

_________________
живите больше
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Тред сейчас никто не читает.
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Буддистская философия Часовой пояс: GMT + 4
Страницы Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 ... 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26  След.
Страница 2 из 26

 
Перейти:  
Вам нельзя начинать темы
Вам нельзя отвечать на сообщения
Вам нельзя редактировать свои сообщения
Вам нельзя удалять свои сообщения
Вам нельзя голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы



За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
0.030 (0.049) u0.016 s0.001, 18 0.014 [266/0]