 |
Дхарма Буддийское сообщество
|
Страницы Пред. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 ... 99, 100, 101, 102, 103, 104, 105 ... 125, 126, 127, 128, 129, 130, 131, 132 След.
|
| Предыдущая :: Следующая тема |
| Автор |
Сообщение |
empiriocritic_1900

Зарегистрирован: 26.06.2017 Суждений: 8733
|
№433157 Добавлено: Ср 01 Авг 18, 09:33 (7 лет тому назад) |
|
|
|
В том то и дело, что это уже вопросы веры. Не сможете Вы доказать Анатту человеку который переживал в своем опыте активного действующего Брахмана и который напрямую видел, что Брахман стоит и за безличными процессами. Что не умаляет, конечно, и необходимости для ограниченной человеческой личности увидеть Анатту по отношению к этой ограниченной личности, которой мы сейчас являемся.
Пережить в своём опыте можно, в общем, всё что угодно. Предмет для обсуждения появляется в тот момент, когда собеседники предъявляют воспроизводимую методику этого "переживания в опыте". Вы можете представить методику, с помощью которой в опыте переживается "активный действующий Брахман"? С помощью какой методики можно (при соблюдении ряда предварительных условий) увидеть в опыте безличность, я могу объяснить (да, собственно, и делал это: https://dharma.org.ru/board/topic7973.html ). _________________ Границы мира - это границы языка
Ответы на этот пост: СлаваА, СлаваА |
|
| Наверх |
|
 |
empiriocritic_1900

Зарегистрирован: 26.06.2017 Суждений: 8733
|
№433158 Добавлено: Ср 01 Авг 18, 09:45 (7 лет тому назад) |
|
|
|
empiriocritic_1900 пишет:
2. Дуккха. Ну, тут всё просто. Да, способность испытывать физическое страдание - это необходимое качество живых существ, нечто, без чего они (мы) не могут существовать. Но способность испытывать страдание идёт в паре со способностью испытывать удовольствие. Почему второе менее важно, чем первое? Миллионы живых существ считают испытываемые страдания (и риск испытать ещё большие при неблагоприятном стечении обстоятельств), приемлемой ценой за те удовольствия, которые удаётся от жизни получить. NB! Это я не к тому говорю, что "миллионы живых существ не могут ошибаться", а к тому, что Вы ещё не доказали, что они ошибаются.
Так «удовольствие» - это просто тонкий вид страдания. И, например Фрейд это отлично доказывал в своем «По ту сторону принципа удовольствия».
Цитата: 3. Анатта. А вот здесь совсем интересно. Вещи, о которых Вы говорите, если что и могли бы доказывать, то совсем не анатта. Они бы доказывали, что человеческая личность возникает в результате соединения целого ряда биологических и социальных условий - но отнюдь не то, что она отсутствует; отнюдь не то, что кхандхи безличны. Например, советские философы и психологи были вполне в курсе этих вещей, но у них была в чём-то даже интересная концепция личности (можете почитать кого-нибудь из школы Выготского, например, Леонтьева, от психологов, или Ильенкова от философов, чтобы убедиться в этом). И вот, они считали, что человеческая личность, возникнув, как обусловленная всем этим, дальше существует и действует как вполне реальная, и даже обладает определенной свободой воли, определенной свободой распоряжения совокупностями.
Из философов например Дэвид Юм говорил об Анатте.
А) научность и доказательность поздних работ Фрейда сама под большим вопросом. Не уверен, что стоит на него ссылаться.
Б) Да, Юм, и ещё Эрнст Мах. Я приводил некоторые цитаты из него ( https://buddhismvevrope.wordpress.com/2018/04/05/%D1%8D%D1%80%D0%BD%D1%81%D1%82-%D0%BC%D0%B0%D1%85-%D0%B8-%D1%8D%D0%BB%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B-%D0%B1%D1%83%D0%B4%D0%B4%D0%B8%D0%B7%D0%BC%D0%B0/ ). Из современных ещё Д. Деннет (его соратника по "новому атеизму", упомянутого выше Сэма Харриса, я сюда не включаю, потому что он - секулярный буддист, изучавший анатта буддийскими методами). Но это ведь отдельные гениальные личности. Вероятно, камма предыдущих существований сработала. _________________ Границы мира - это границы языка |
|
| Наверх |
|
 |
Just process Гость
|
№433159 Добавлено: Ср 01 Авг 18, 09:49 (7 лет тому назад) |
|
|
|
empiriocritic_1900 пишет:
А почему Вы считаете, что "напрямую увидеть" - это не то же самое, что "увидеть мудростью", но то же самое, что "коснуться телом"? Paññā, которую переводят как "мудрость" - это ведь не познание посредством рассуждений (силлогизмов, умозаключений), но как раз "прямое видение", видение-как-есть. Upas выше приводил цитату на этот счёт.
Ну, по-моему, это просто самоочевидно. То есть то, что «видеть мудростью» - это познание посредством рассуждений, а «коснуться телом» - это прямое медитативное восприятие Ниббаны.
Ответы на этот пост: empiriocritic_1900, Кевалин |
|
| Наверх |
|
 |
СлаваА
Зарегистрирован: 31.10.2017 Суждений: 18720 Откуда: Москва
|
№433160 Добавлено: Ср 01 Авг 18, 09:50 (7 лет тому назад) |
|
|
|
empiriocritic_1900 пишет: empiriocritic_1900 пишет:
Арахант отличается не наличием прямого видения, а тем, что у него стопроцентно развиты и нравственность, и сосредоточенность, и мудрость, и нет даже тонких форм жажды. Впрочем, я не отрицаю, что у Вас есть право считать так, как Вам угодно  Однако следует иметь в виду, что в данном случае Антарадхана излагает не традиционную точку зрения южного буддизма (которая выражена в Висуддхимагга и в Абхидхамматтха Сангаха, и которая как раз предполагает, что для вступления в поток нужно прямое видение), а одну из многих авторских интерпретаций сутт (в данном случае она принадлежит, видимо, тому монаху, на которого он ссылается, дост. Дхаммавудхо - а в России её пропагандирует SV). На мой взгляд, такая позиция (про отличия Араханта) противоречит суттам. Однако, у Вас есть право считать так, как Вам угодно.
Надеюсь, Вы не сочтёте пренебрежением к Вашему знанию и пониманию, если я скажу, что (при всём уважении) не считаю, что Вы понимаете сутты лучше, чем Буддагоса и Ануруддха? Во-первых, я бы не ставил в один ряд Ануруддху и Буддагосу. Буддагоса на мой взгляд просто хороший философ, систематизатор буддийского знания. Анураддха же очевидно арахант и не рядовой арахант, а с большим прямым знанием.
И потом, что значит знать сутты лучше чем кто-то другой? Дхамма это нечто вечно существующее, а люди в своем понимании дхаммы просто делают разные акценты на том или другом. Вы делаете акцент на том, что вот ты временно увидел истину, поэтому это и есть величайшая истина, которую потом надо только довести до постоянной реализации араханта - и в этом тоже есть истина. Просто надо понимать, что это только один из акцентов.
Ответы на этот пост: Just process, empiriocritic_1900, Горсть листьев, Antaradhana |
|
| Наверх |
|
 |
СлаваА
Зарегистрирован: 31.10.2017 Суждений: 18720 Откуда: Москва
|
№433162 Добавлено: Ср 01 Авг 18, 09:52 (7 лет тому назад) |
|
|
|
empiriocritic_1900 пишет:
В том то и дело, что это уже вопросы веры. Не сможете Вы доказать Анатту человеку который переживал в своем опыте активного действующего Брахмана и который напрямую видел, что Брахман стоит и за безличными процессами. Что не умаляет, конечно, и необходимости для ограниченной человеческой личности увидеть Анатту по отношению к этой ограниченной личности, которой мы сейчас являемся.
Пережить в своём опыте можно, в общем, всё что угодно. Предмет для обсуждения появляется в тот момент, когда собеседники предъявляют воспроизводимую методику этого "переживания в опыте". Вы можете представить методику, с помощью которой в опыте переживается "активный действующий Брахман"? С помощью какой методики можно (при соблюдении ряда предварительных условий) увидеть в опыте безличность, я могу объяснить (да, собственно, и делал это: https://dharma.org.ru/board/topic7973.html ). Интегральная йога об этом. Это методика. Бхагават гита Кришны еще одна методика.
Ответы на этот пост: empiriocritic_1900 |
|
| Наверх |
|
 |
empiriocritic_1900

Зарегистрирован: 26.06.2017 Суждений: 8733
|
№433164 Добавлено: Ср 01 Авг 18, 10:08 (7 лет тому назад) |
|
|
|
empiriocritic_1900 пишет:
А почему Вы считаете, что "напрямую увидеть" - это не то же самое, что "увидеть мудростью", но то же самое, что "коснуться телом"? Paññā, которую переводят как "мудрость" - это ведь не познание посредством рассуждений (силлогизмов, умозаключений), но как раз "прямое видение", видение-как-есть. Upas выше приводил цитату на этот счёт.
Ну, по-моему, это просто самоочевидно. То есть то, что «видеть мудростью» - это познание посредством рассуждений, а «коснуться телом» - это прямое медитативное восприятие Ниббаны.
Ну вот по-Вашему это самоочевидно. А на самом деле paññā - это синоним понятия vipassanā (англ. insight, русск. прозрение). Сравните сами:
Katamaṃ tasmiṃ samaye paññindriyaṃ hoti?
Yā tasmiṃ samaye paññā pajānatā vicayo pavicayo dhammavicayo sallakkhaṇā upalakkhaṇā paccupalakkhaṇā paṇḍiccaṃ kosallaṃ nepuññaṃ vebhavyā cintā upaparikkhā bhuri medhā parināyikā. Vipassanā sampajaññaṃ patodo paññā paññindriyaṃ paññābalaṃ paññāsatthaṃ paññāpāsādo paññāāloko paññāobhāso paññāpajjoto paññāratanaṃ amoho dhammavicayo sammādiṭṭhi-idaṃ tasmiṃ samaye paññindriyaṃ hoti.
Katamā tasmiṃ samaye vipassanā hoti?
Yā tasmiṃ samaye paññā pajānatā vicayo pavicayo dhammavicayo sallakkhaṇā upalakkhaṇā paccupalakkhaṇā paṇḍiccaṃ kosallaṃ nepuññaṃ vebhavyā cintā upaparikkhā bhūrī medhā parināyikā vipassanā sampajaññaṃ patodo paññā paññindriyaṃ paññābalaṃ paññāsatthaṃ paññāpāsādo paññāāloko paññāobhāso paññāpajjoto paññāratanaṃ amoho dhammavicayo sammādiṭṭhi - ayaṃ tasmiṃ samaye vipassanā hoti.
https://suttacentral.net/ds2.1.1/pli/ms _________________ Границы мира - это границы языка
Ответы на этот пост: Just process |
|
| Наверх |
|
 |
Just process Гость
|
№433166 Добавлено: Ср 01 Авг 18, 10:09 (7 лет тому назад) |
|
|
|
[
Во-первых, я бы не ставил в один ряд Ануруддху и Буддагосу. Буддагоса на мой взгляд просто хороший философ, систематизатор буддийского знания. Анураддха же очевидно арахант и не рядовой арахант, а с большим прямым знанием.
И потом, что значит знать сутты лучше чем кто-то другой? Дхамма это нечто вечно существующее, а люди в своем понимании дхаммы просто делают разные акценты на том или другом. Вы делаете акцент на том, что вот ты временно увидел истину, поэтому это и есть величайшая истина, которую потом надо только довести до постоянной реализации араханта - и в этом тоже есть истина. Просто надо понимать, что это только один из акцентов.
Возможно этот «Анураддха» - это совсем не тот Анураддха, о котором говорится в суттах, а скорее всего кто-то другой. |
|
| Наверх |
|
 |
Jane

Зарегистрирован: 20.09.2017 Суждений: 1209
|
№433167 Добавлено: Ср 01 Авг 18, 10:09 (7 лет тому назад) |
|
|
|
Никто еще, будучи под властью концепций и веря в "реальный" мир, не стал сотапанной (и никогда не станет). Действительно, три хар-ки довольно очевидны для проницательных людей, но они их не приводят к озарению и, тем более, к разрыву шаблона, а достижение пути и плода это именно разрыв прежнего восприятия.
Например, физик при помощи своих приборов видит постоянное колебание частиц материи, их возникновение и исчезновение в тот же миг. Но отсутствие йонисо -манасикара и сати не заставляет его воскликнуть, мол, аничча вата санкхара! И открыть око Дхаммы.
Или врач, который каждый день видит массу страдания, оперирует, наблюдая кровь, боль, нечистоту тела. Разве постигает он 4 истины, разве проникается ими? Да он спокойно идет домой кушать и обниматься с женой и детьми, не думая, что все они рано или поздно окажутся на операционном столе.
Анатту видеть сложно, но даже аниччи и дуккхи было бы достаточно для вхождения в поток для огромного количества людей, но ничего не происходит.
Ответы на этот пост: Frithegar, Antaradhana |
|
| Наверх |
|
 |
Frithegar заблокирован

Зарегистрирован: 27.04.2015 Суждений: 5882
|
№433168 Добавлено: Ср 01 Авг 18, 10:10 (7 лет тому назад) |
|
|
|
я вот тут созерцал ментальные феномены, как вы меня научили... Потом на глаза попался этот фрагмент:
Цитата: «Если бы меня спросили так, Учитель, я бы ответил так: «Друзья, есть эти три чувства. Какие три? Приятное чувство, болезненное чувство, ни-приятное-ни-болезненное чувство. Эти три чувства, друзья, непостоянны. Всё, что непостоянно – то страдательно. Когда это было понято [мной], наслаждения чувствами более не наличествовало во мне». Будучи спрошенным так, Учитель, вот как я бы ответил».
«Хорошо, хорошо, Сарипутта! А вот ещё один способ объяснения вкратце того же самого: «Всё, что чувствуется, включено в страдание»
http://www.theravada.ru/Teaching/Canon/Suttanta/Texts/sn12_32-kalara-sutta-sv.htm#link4
почему: «Всё, что чувствуется, включено в страдание»?
вопрос к специалистам
‘‘Sādhu sādhu, sāriputta. Ayampi kho, sāriputta, pariyāyo, etasseva atthassa saṃkhittena veyyākaraṇāya – ‘yaṃ kiñci vedayitaṃ taṃ dukkhasmi’’’nti. _________________ живите больше
Ответы на этот пост: empiriocritic_1900 |
|
| Наверх |
|
 |
empiriocritic_1900

Зарегистрирован: 26.06.2017 Суждений: 8733
|
№433169 Добавлено: Ср 01 Авг 18, 10:11 (7 лет тому назад) |
|
|
|
Во-первых, я бы не ставил в один ряд Ануруддху и Буддагосу. Буддагоса на мой взгляд просто хороший философ, систематизатор буддийского знания. Анураддха же очевидно арахант и не рядовой арахант, а с большим прямым знанием.
Чисто для интереса - почему у Вас автор "Висуддхимагга" в таком приниженном положении по отношению к автору Абхидхамматтха Сангаха? _________________ Границы мира - это границы языка
Ответы на этот пост: СлаваА |
|
| Наверх |
|
 |
СлаваА
Зарегистрирован: 31.10.2017 Суждений: 18720 Откуда: Москва
|
№433170 Добавлено: Ср 01 Авг 18, 10:13 (7 лет тому назад) |
|
|
|
empiriocritic_1900 пишет:
Во-первых, я бы не ставил в один ряд Ануруддху и Буддагосу. Буддагоса на мой взгляд просто хороший философ, систематизатор буддийского знания. Анураддха же очевидно арахант и не рядовой арахант, а с большим прямым знанием.
Чисто для интереса - почему у Вас автор "Висуддхимагга" в таком приниженном положении по отношению к автору Абхидхамматтха Сангаха? Наверное, действительно мы думаем о разных Анураддхах. Я говорил вот об этом.
Ануруддха о себе:
«Я знаю прошлые свои рождения,
И где и как я жил, а годы пролетали прочь,
Среди богов Тридцати-Трёх был Саккой я.
Семь раз царём людей я был,
Властителем земли от края до края,
Завоевателем, владыкой Джамбудипы,
Без армий и оружия я правил с истиной,
С той жизни семь, и ещё семь,
Даже четырнадцать рождений вижу я,
Даже потом, когда в небесном мире я родился».
http://www.theravada.ru/History/Buddhalife/anuruddha-sv.htm
Последний раз редактировалось: СлаваА (Ср 01 Авг 18, 10:15), всего редактировалось 1 раз Ответы на этот пост: empiriocritic_1900 |
|
| Наверх |
|
 |
empiriocritic_1900

Зарегистрирован: 26.06.2017 Суждений: 8733
|
№433171 Добавлено: Ср 01 Авг 18, 10:15 (7 лет тому назад) |
|
|
|
Интегральная йога об этом. Это методика.
А можете эту методику кратко изложить, в одном посте - только, конечно, не в разделе Южного буддизма, а в Дискуссиях или в Чайной? И, желательно, не в туманно-восторженном стиле текстов Ауробиндо или Сатпрема, которые Вы цитировали неоднократно, а именно как технику. "Сначала давим окурок одной ногой, потом давим окурок второй ногой, теперь давим окурок обеими ногами". _________________ Границы мира - это границы языка
Ответы на этот пост: СлаваА |
|
| Наверх |
|
 |
Кевалин Гость
Откуда: Azov
|
№433172 Добавлено: Ср 01 Авг 18, 10:16 (7 лет тому назад) |
|
|
|
empiriocritic_1900 пишет:
А почему Вы считаете, что "напрямую увидеть" - это не то же самое, что "увидеть мудростью", но то же самое, что "коснуться телом"? Paññā, которую переводят как "мудрость" - это ведь не познание посредством рассуждений (силлогизмов, умозаключений), но как раз "прямое видение", видение-как-есть. Upas выше приводил цитату на этот счёт.
Ну, по-моему, это просто самоочевидно. То есть то, что «видеть мудростью» - это познание посредством рассуждений, а «коснуться телом» - это прямое медитативное восприятие Ниббаны.
"Видеть мудростью" — это смесь опыта прогрессирующего отрешения и предвкушения, что данный опыт имеет логическое завершение. |
|
| Наверх |
|
 |
empiriocritic_1900

Зарегистрирован: 26.06.2017 Суждений: 8733
|
№433173 Добавлено: Ср 01 Авг 18, 10:19 (7 лет тому назад) |
|
|
|
я вот тут созерцал ментальные феномены, как вы меня научили... Потом на глаза попался этот фрагмент:
Цитата: «Если бы меня спросили так, Учитель, я бы ответил так: «Друзья, есть эти три чувства. Какие три? Приятное чувство, болезненное чувство, ни-приятное-ни-болезненное чувство. Эти три чувства, друзья, непостоянны. Всё, что непостоянно – то страдательно. Когда это было понято [мной], наслаждения чувствами более не наличествовало во мне». Будучи спрошенным так, Учитель, вот как я бы ответил».
«Хорошо, хорошо, Сарипутта! А вот ещё один способ объяснения вкратце того же самого: «Всё, что чувствуется, включено в страдание»
http://www.theravada.ru/Teaching/Canon/Suttanta/Texts/sn12_32-kalara-sutta-sv.htm#link4
почему: «Всё, что чувствуется, включено в страдание»?
вопрос к специалистам
‘‘Sādhu sādhu, sāriputta. Ayampi kho, sāriputta, pariyāyo, etasseva atthassa saṃkhittena veyyākaraṇāya – ‘yaṃ kiñci vedayitaṃ taṃ dukkhasmi’’’nti.
Это ровно перед тем объясняет Сарипутта. Будда лишь говорит ему, как обобщить всё сказанное одной формулой. _________________ Границы мира - это границы языка
Ответы на этот пост: Frithegar, Горсть листьев |
|
| Наверх |
|
 |
СлаваА
Зарегистрирован: 31.10.2017 Суждений: 18720 Откуда: Москва
|
№433174 Добавлено: Ср 01 Авг 18, 10:20 (7 лет тому назад) |
|
|
|
empiriocritic_1900 пишет:
Интегральная йога об этом. Это методика.
А можете эту методику кратко изложить, в одном посте - только, конечно, не в разделе Южного буддизма, а в Дискуссиях или в Чайной? И, желательно, не в туманно-восторженном стиле текстов Ауробиндо или Сатпрема, которые Вы цитировали неоднократно, а именно как технику. "Сначала давим окурок одной ногой, потом давим окурок второй ногой, теперь давим окурок обеими ногами". Мне надо будет помедитировать над Вашим предложением. Возможно напишу позже. На самом деле подходы к практике очень похожи с тем, о чем пишите Вы, но как всегда есть и принципиальные нюансы. |
|
| Наверх |
|
 |
| Тред сейчас никто не читает.
|
|
 |
Буддийские форумы -> Южный буддизм |
Часовой пояс: GMT + 4 Страницы Пред. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 ... 99, 100, 101, 102, 103, 104, 105 ... 125, 126, 127, 128, 129, 130, 131, 132 След.
|
| Страница 102 из 132 |
|
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы
|
За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
|