Буддийские форумы Дхарма
Буддийское сообщество
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи  ГруппыГруппы   КалендарьКалендарь   PeгиcтрaцияPeгиcтрaция 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВхoдВхoд 
 Новые постыНовые посты   За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю 
В этом разделе: За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю   За месяцЗа месяц 

Вопрос про клишта-манас

Страницы 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9  След.
 
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Дискуссии
Предыдущая :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Кира
Кирилл


Зарегистрирован: 18.03.2012
Суждений: 10797
Откуда: Москва

593977СообщениеДобавлено: Вс 14 Ноя 21, 03:46 (3 года тому назад)    Вопрос про клишта-манас Ответ с цитатой

Добрый день, уважаемые участники.

Как вы думаете, почему клишта-манас, конструируя иллюзию «объективная реальность», создает ее лишь для видимого/слышимого/обоняемого/осязаемого/вкушаемого, но не для мыслимого. Почему «объективная реальность» предметов стала мировым хитом - все в нее верят, а учение об объективном существовании идей (объективный реализм - яркий представитель которого Платон) не пользуется такой популярностью ?

_________________
новичок на форуме, прочитавший несколько книжек
и доверяющий сведениям, изложенным в метафизическом трактате Д.Андреева "Роза Мира"


Ответы на этот пост: Видьядхар Алайи, Серж, HazelPerez
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Видьядхар Алайи



Зарегистрирован: 24.10.2021
Суждений: 169

593982СообщениеДобавлено: Вс 14 Ноя 21, 10:46 (3 года тому назад)    Re: Вопрос про клишта-манас Ответ с цитатой

Кира пишет:
Как вы думаете, почему клишта-манас, конструируя иллюзию «объективная реальность», создает ее лишь для видимого/слышимого/обоняемого/осязаемого/вкушаемого, но не для мыслимого.
Клишта-манас – это то же самое, что и самскары, только в йогачаре. Всякое мышление (обычный манас или самджна) тоже имеет своим условием какой-то внутренний импульс, самскару.

Ответы на этот пост: Кира
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
ТМ



Зарегистрирован: 05.04.2005
Суждений: 13416

593990СообщениеДобавлено: Вс 14 Ноя 21, 17:03 (3 года тому назад)     Ответ с цитатой

Кира пишет:
>конструируя иллюзию

>создает ее лишь для видимого/слышимого/обоняемого/осязаемого/вкушаемого


Определитесь пож-та. Иллюзия - это ошибка. А видимое, слышимое и т.д. - не ошибка. Это факты, про которые возможны описательные суждения. И изменить ошибающимся умом факты никак. Относительно их можно ошибаться или иметь правильное мнение.

Кира пишет:
Почему «объективная реальность» предметов стала мировым хитом - все в нее верят, а учение об объективном существовании идей (объективный реализм - яркий представитель которого Платон) не пользуется такой популярностью

На уровне людей вещи (объекты 5и способностей) действительно такие, какими их правильно познают. Они - садхарана, общее, сходное. Это знание ежедневно проверяется опытом. А Платон "миром Форм" решал проблему универсалий, по-моему. И проблему абстрактных понятий, применяемых ко множеству физ. объектов. Если мне не изменяет память, то ньяя похоже делала. Основная причина, думаю, в том, что такое знание не востребовано.

_________________
namaḥ samantabhadrāya samantaspharaṇatviṣe
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 49330

593997СообщениеДобавлено: Вс 14 Ноя 21, 18:41 (3 года тому назад)     Ответ с цитатой

Трансцендируются как раз умственные образы. Иллюзия в том, что часть этих образов принимается не за то, что они есть, а за внешнюю реальность. Это ответ на вопрос.

ТМ, так иллюзия в "объективности" (трансцендентности, то есть), а не в видимости или слышимости.

_________________
Буддизм чистой воды


Ответы на этот пост: ТМ
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
Кира
Кирилл


Зарегистрирован: 18.03.2012
Суждений: 10797
Откуда: Москва

594011СообщениеДобавлено: Пн 15 Ноя 21, 02:28 (3 года тому назад)     Ответ с цитатой

ТМ

Цитата:
 Это знание ежедневно проверяется опытом. А Платон "миром Форм" решал проблему универсалий, по-моему. И проблему абстрактных понятий … Основная причина, думаю, в том, что такое знание не востребовано.

Знание 5 восприятий ежедневно проверяется опытом и очень удобно, потому что клишта-манас создал крайне устойчивую иллюзию «объективная реальность».  «Проверяется опытом» - это лишь степень устойчивости этой иллюзии.

Однако знание «мира Форм» как раз очень востребовано - это же вся наука: математика, геометрия, архитектура, физика. Вобщем, точные науки. Практика показывает, что не все люди обладают способностями к точным наукам. А прогресс двигают именно люди с такими способностями. Людей, которые не могут ухватить эти знания, называют «тупыми». А если бы мир форм был бы даден так же явственно, как «объективная реальность», то это было бы очень полезно человечеству. И еще больше бы закабаляло людей в сансаре - потому что люди бы еще более далеки были бы от номинализма.

_________________
новичок на форуме, прочитавший несколько книжек
и доверяющий сведениям, изложенным в метафизическом трактате Д.Андреева "Роза Мира"
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Кира
Кирилл


Зарегистрирован: 18.03.2012
Суждений: 10797
Откуда: Москва

594012СообщениеДобавлено: Пн 15 Ноя 21, 02:37 (3 года тому назад)     Ответ с цитатой

КИ


Цитата:
Трансцендируются как раз умственные образы. Иллюзия в том, что часть этих образов принимается не за то, что они есть, а за внешнюю реальность.

Так вопрос-то в том и есть, почему трансцендируется именно та часть, которая «сознание видимого…вкушаемого»,то есть первые 5 сознаний, а не сознание мыслимого.

Что такого уникального клишта-манас уловил в дхармах-сознание-рупы, и не уловил в сознании №6 ?

_________________
новичок на форуме, прочитавший несколько книжек
и доверяющий сведениям, изложенным в метафизическом трактате Д.Андреева "Роза Мира"


Ответы на этот пост: КИ
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Кира
Кирилл


Зарегистрирован: 18.03.2012
Суждений: 10797
Откуда: Москва

594013СообщениеДобавлено: Пн 15 Ноя 21, 02:47 (3 года тому назад)    Re: Вопрос про клишта-манас Ответ с цитатой

Видьядхар Алайи пишет:
Кира пишет:
Как вы думаете, почему клишта-манас, конструируя иллюзию «объективная реальность», создает ее лишь для видимого/слышимого/обоняемого/осязаемого/вкушаемого, но не для мыслимого.
Клишта-манас – это то же самое, что и самскары, только в йогачаре. Всякое мышление (обычный манас или самджна) тоже имеет своим условием какой-то внутренний импульс, самскару.

Вот я и интересуюсь, отчего мышление, например, видимого имеет дело с очень устойчивой иллюзией, а мышление чего-нибудь теоретического (например, прямоугольных треугольников) - не имеет дело с подобной иллюзией.

_________________
новичок на форуме, прочитавший несколько книжек
и доверяющий сведениям, изложенным в метафизическом трактате Д.Андреева "Роза Мира"


Ответы на этот пост: Горсть листьев, Видьядхар Алайи, ТМ
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 49330

594014СообщениеДобавлено: Пн 15 Ноя 21, 06:55 (3 года тому назад)     Ответ с цитатой

Кира пишет:
КИ


Цитата:
Трансцендируются как раз умственные образы. Иллюзия в том, что часть этих образов принимается не за то, что они есть, а за внешнюю реальность.

Так вопрос-то в том и есть, почему трансцендируется именно та часть, которая «сознание видимого…вкушаемого»,то есть первые 5 сознаний, а не сознание мыслимого.

Что такого уникального клишта-манас уловил в дхармах-сознание-рупы, и не уловил в сознании №6 ?

Перечитайте внимательнее то, что я написал. "Умственные образы принимаются не за то, что они есть".

_________________
Буддизм чистой воды


Ответы на этот пост: Кира
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30630

594015СообщениеДобавлено: Пн 15 Ноя 21, 08:00 (3 года тому назад)    Re: Вопрос про клишта-манас Ответ с цитатой

Кира пишет:
Видьядхар Алайи пишет:
Кира пишет:
Как вы думаете, почему клишта-манас, конструируя иллюзию «объективная реальность», создает ее лишь для видимого/слышимого/обоняемого/осязаемого/вкушаемого, но не для мыслимого.
Клишта-манас – это то же самое, что и самскары, только в йогачаре. Всякое мышление (обычный манас или самджна) тоже имеет своим условием какой-то внутренний импульс, самскару.

Вот я и интересуюсь, отчего мышление, например, видимого имеет дело с очень устойчивой иллюзией, а мышление чего-нибудь теоретического (например, прямоугольных треугольников) - не имеет дело с подобной иллюзией.
Слава буддам и бодхисаттвам!
Если клиштаманас создал иллюзию внешнего мира, то он же создал и вас в этом мире. Это - основная умственная "объектианпя идея",которая может быть доступна непосредственному пониманию.
А вот на вопрос "почему мир идей не дан нам в той же несомненной объективности, что и физический мир?" довольно очевидный ответ может быть таким: "вероятнее всего, потому, что он и не является объективной реальностью".

_________________
Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Видьядхар Алайи



Зарегистрирован: 24.10.2021
Суждений: 169

594016СообщениеДобавлено: Пн 15 Ноя 21, 11:10 (3 года тому назад)    Re: Вопрос про клишта-манас Ответ с цитатой

Кира пишет:
Видьядхар Алайи пишет:
Кира пишет:
Как вы думаете, почему клишта-манас, конструируя иллюзию «объективная реальность», создает ее лишь для видимого/слышимого/обоняемого/осязаемого/вкушаемого, но не для мыслимого.
Клишта-манас – это то же самое, что и самскары, только в йогачаре. Всякое мышление (обычный манас или самджна) тоже имеет своим условием какой-то внутренний импульс, самскару.

Вот я и интересуюсь, отчего мышление, например, видимого имеет дело с очень устойчивой иллюзией, а мышление чего-нибудь теоретического (например, прямоугольных треугольников) - не имеет дело с подобной иллюзией.
Для начала разберитесь с тем, чем является клишта-манас в реальности, а не в разных иррационалистических толкованиях.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
ТМ



Зарегистрирован: 05.04.2005
Суждений: 13416

594028СообщениеДобавлено: Пн 15 Ноя 21, 19:26 (3 года тому назад)     Ответ с цитатой

ТМ, так иллюзия в "объективности" (трансцендентности, то есть), а не в видимости или слышимости.

Мне кажется, что у Киры про буквальное "конструирует". Отчего у него и вопрос такой возник. Объект можно понимать гносеологически, можно - онтологически. Если последнее, то объекты 5 чувственных способностей как раз сильно отличаются от "мира идей".

_________________
namaḥ samantabhadrāya samantaspharaṇatviṣe


Ответы на этот пост: КИ, Кира
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
ТМ



Зарегистрирован: 05.04.2005
Суждений: 13416

594029СообщениеДобавлено: Пн 15 Ноя 21, 19:58 (3 года тому назад)    Re: Вопрос про клишта-манас Ответ с цитатой

Кира пишет:
Вот я и интересуюсь, отчего мышление, например, видимого имеет дело с очень устойчивой иллюзией, а мышление чего-нибудь теоретического (например, прямоугольных треугольников) - не имеет дело с подобной иллюзией.

Речь о приписке к воспринимаемому. Приписка - заблуждение, иллюзия (ошибка), воспринимаемое - то, что и как есть. Платон мир форм как раз из геометрии выводил, пмм.

_________________
namaḥ samantabhadrāya samantaspharaṇatviṣe
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 49330

594030СообщениеДобавлено: Пн 15 Ноя 21, 20:03 (3 года тому назад)     Ответ с цитатой

ТМ, так иллюзия в "объективности" (трансцендентности, то есть), а не в видимости или слышимости.

Мне кажется, что у Киры про буквальное "конструирует". Отчего у него и вопрос такой возник. Объект можно понимать гносеологически, можно - онтологически. Если последнее, то объекты 5 чувственных способностей как раз сильно отличаются от "мира идей".

Ну да, Кира Платона приплел еще. А я написал безотносительно этого - только про гносеологический подход у буддистов.

_________________
Буддизм чистой воды
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
Кира
Кирилл


Зарегистрирован: 18.03.2012
Суждений: 10797
Откуда: Москва

594033СообщениеДобавлено: Пн 15 Ноя 21, 22:24 (3 года тому назад)     Ответ с цитатой

ТМ, так иллюзия в "объективности" (трансцендентности, то есть), а не в видимости или слышимости.

Мне кажется, что у Киры про буквальное "конструирует". Отчего у него и вопрос такой возник. Объект можно понимать гносеологически, можно - онтологически. Если последнее, то объекты 5 чувственных способностей как раз сильно отличаются от "мира идей".

Я, прочитав трактат Васубандху про три природы, заинтересовался вопросом, как же появляется та самая разница между воображаемой и зависимой природами, которую большинство людей называет «объективной реальностью», и которой на самом деле нет.

Авторы буддийской энциклопедии, кажется, описали происхождение этой разницы: что это клишта-манас таким причудливым образом мыслит/воображает/представляет «видимое», что появляется иллюзия объективной реальности. А алая-виджняну клишта-манас представляет как атман, «я». Такое вот объяснение двух популярнейших «хитов» обыденного мышления я прочитал.

И меня заинтересовало, почему хитами стали именно эти две идеи - объективная реальность материальных предметов и «я», а вот идеям прямоугольных треугольников с такой популярностью, например, не повезло.

Почему идея «я» помещается людьми в свой особый мир (мир душ) и люди не сомневаются, что мир душ где-то есть, хоть и невидимый нам, а про мир треугольников так не думают.

Чем треугольники хуже материальных объектов и атмана ?

_________________
новичок на форуме, прочитавший несколько книжек
и доверяющий сведениям, изложенным в метафизическом трактате Д.Андреева "Роза Мира"


Ответы на этот пост: ТМ
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Кира
Кирилл


Зарегистрирован: 18.03.2012
Суждений: 10797
Откуда: Москва

594034СообщениеДобавлено: Пн 15 Ноя 21, 22:30 (3 года тому назад)     Ответ с цитатой

Кира пишет:
КИ


Цитата:
Трансцендируются как раз умственные образы. Иллюзия в том, что часть этих образов принимается не за то, что они есть, а за внешнюю реальность.

Так вопрос-то в том и есть, почему трансцендируется именно та часть, которая «сознание видимого…вкушаемого»,то есть первые 5 сознаний, а не сознание мыслимого.

Что такого уникального клишта-манас уловил в дхармах-сознание-рупы, и не уловил в сознании №6 ?

Перечитайте внимательнее то, что я написал. "Умственные образы принимаются не за то, что они есть".

Ну да, умственные образы яблока включают в себя уверенность, что за видимым яблоком существует яблоко-само-по-себе. А образ прямоугольного треугольника не вызывает идей о том, что где-то есть мир, в котором расположен идеальный прямоугольный треугольник. В этом смысле то, что люди думают о треугольниках, ближе к истине. Вот мой вопрос и был, чем же определяется эта разность в работе клишта-манаса.

_________________
новичок на форуме, прочитавший несколько книжек
и доверяющий сведениям, изложенным в метафизическом трактате Д.Андреева "Роза Мира"


Ответы на этот пост: КИ, Горсть листьев
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Тред сейчас никто не читает.
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Дискуссии Часовой пояс: GMT + 4
Страницы 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9  След.
Страница 1 из 9

 
Перейти:  
Вам нельзя начинать темы
Вам нельзя отвечать на сообщения
Вам нельзя редактировать свои сообщения
Вам нельзя удалять свои сообщения
Вам нельзя голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы



За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
0.031 (0.253) u0.018 s0.000, 18 0.014 [271/0]