 |
Дхарма Буддийское сообщество
|
Предыдущая :: Следующая тема |
Автор |
Сообщение |
superpuper заблокирован
Зарегистрирован: 02.10.2021 Суждений: 244
|
№594423 Добавлено: Пн 22 Ноя 21, 05:00 (3 года тому назад) |
|
|
|
Есть слово "понятие". Что обозначает это слово? Абстракцию? Всегда ли слово "понятие" обозначает нечто абстрактное?
http://dharma.org.ru/board/post594387.html#594387
Цитата: Концепции - это вполне реальная вещь. Мозг настраивает классификаторы внутри себя, которые как раз собирают единичные вещи в общие понятия. Эти классификаторы возникают, пребывают и уничтожаются как и все прочее.
например
Фразу "Мозг настраивает классификаторы внутри себя" в данном случае можно понимать как "развитая мановиджняна присуща человеческой форме (нама рупе)".
Т.е. понятия (концепции) возникают в каждом конкретном уме каждого человека, и это возникновение обусловлено человеческой нама-рупой. А для обозначения концепций используются слова.
И вот в том, что слова только обозначают внутренние концепции, и бывают сложности с пониманием другого человека, поскольку одно и то же слово у разных людей может означать разные (внутренние) концепции, по причине разного опыта и различной способностей к абстрактному мышлению.
Например, кто-то, кто никогда не видел красных яблок, может считать, что яблоки могут быть только зеленого и желтого цветов, и спорить до пены из рта о "правильном" цвете яблок.
Предвещая ваши вопросы и возражения - концепции не существуют нигде больше, кроме как во внимании (конкретной) мановиджняны.
Ответы на этот пост: Горсть листьев |
|
Наверх |
|
 |
Видьядхар Алайи
Зарегистрирован: 24.10.2021 Суждений: 169
|
№594433 Добавлено: Пн 22 Ноя 21, 11:38 (3 года тому назад) |
|
|
|
Любая концептуализация - это результат научения (абориген из леса, как и маленький ребёнок из города, просто не умеет правильно опознавать объекты в перспективе), а вот учить толкаться и тянуться никого не нужно. Учить (и учиться) приходится тому, чтобы не толкаться и не тянуться. Это результат не только научения, но и творчества. Что результат творчества? Концептуализация чего-либо, разумеется. Чтобы кого-то научить, к примеру, языку, его сначала нужно было кому-то изобрести. Языки никто не изобретал, ну, кроме эсперанто или бэйсика но насчёт участия воображения, что и есть основа любого творчества, в концептуализации - не спорю, это важный момент. Они самовозникли чудесным образом? Типа того. Развились в ходе эволюции. Идея эволюции антиметафизична, в ней нет места чудесам. А в возникновении и развитии языков никаких чудес и нет. Значит, они были созданы, а затем доработаны – что тоже является творческим делом – кем-то. Еали нечто обозначается как созданное, не подразусевает ли это наличие создателя? Но если говорить, что у естественого языка был (должен быть) некий создатель, не означает ли это, что у такого создателя предполагается сначала наличие концепция языка - и это при том, что у создателя не было языка, то есть средства выражения концепций? Не получается ли, что в таком предположении следствие предшествует своей причине? Для формирования идей не обязателен язык. Достаточно чувственной сферы, на основе которой можно что-то воображать, и развитой способности к воображению. Вы говорите о наглядно-образном мышлении, но идеи относятся к более сложному абстрактному мышлению. И как вы себе представляете безыдейное (читай: безобразное) мышление? Для меня это такой же абсурд, как и жаренный лёд. А для более отвлечённого мышления тоже не обязателен язык. Достаточно каких-либо идей в качестве основы. Для меня всё имеется существенная разница между образом и идеей. Поясню так: например, образ чайника относится к его внешним признакам, в то время как идея чайника выражает его функциональность и при этом не так уж важен его внешний вид. Чайник как функция – это тоже образ, который является результатом практики в чувственной сфере. Язык для возникновения данного образа не обязателен. |
|
Наверх |
|
 |
Горсть листьев Фикус, Историк

Зарегистрирован: 10.09.2010 Суждений: 30882
|
№594439 Добавлено: Пн 22 Ноя 21, 14:15 (3 года тому назад) |
|
|
|
Есть слово "понятие". Что обозначает это слово? Абстракцию? Всегда ли слово "понятие" обозначает нечто абстрактное?
http://dharma.org.ru/board/post594387.html#594387
Цитата: Концепции - это вполне реальная вещь. Мозг настраивает классификаторы внутри себя, которые как раз собирают единичные вещи в общие понятия. Эти классификаторы возникают, пребывают и уничтожаются как и все прочее.
например
Фразу "Мозг настраивает классификаторы внутри себя" в данном случае можно понимать как "развитая мановиджняна присуща человеческой форме (нама рупе)".
Т.е. понятия (концепции) возникают в каждом конкретном уме каждого человека, и это возникновение обусловлено человеческой нама-рупой. А для обозначения концепций используются слова.
И вот в том, что слова только обозначают внутренние концепции, и бывают сложности с пониманием другого человека, поскольку одно и то же слово у разных людей может означать разные (внутренние) концепции, по причине разного опыта и различной способностей к абстрактному мышлению.
Например, кто-то, кто никогда не видел красных яблок, может считать, что яблоки могут быть только зеленого и желтого цветов, и спорить до пены из рта о "правильном" цвете яблок.
Предвещая ваши вопросы и возражения - концепции не существуют нигде больше, кроме как во внимании (конкретной) мановиджняны. А что вы могли бы ответить моему собеседнику, который считает, что функциональная идея чайника = образ чайника? _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Ответы на этот пост: superpuper |
|
Наверх |
|
 |
superpuper заблокирован
Зарегистрирован: 02.10.2021 Суждений: 244
|
№594443 Добавлено: Пн 22 Ноя 21, 14:45 (3 года тому назад) |
|
|
|
А что вы могли бы ответить моему собеседнику, который считает, что функциональная идея чайника = образ чайника?
Гаф гаф, конечно. Шутка.
Мне кажется, что образы видят и животные, и видимые ими образы достаточно функциональны - "враг" бежать или сражаться, "яблоко" - еда и тп.
Так что визуальный образ чайника животное конечно увидит, но что вот в нем можно еще и воду кипятить - такой идеи у него не возникнет.
Другое дело, что животные не очень способны к обучению, к созданию новых внутренних представлений, отличных от привычных животных, предназначенных для решения проблем выживания, размножения и тп.
Именно поэтому животных нельзя обучить Дхарме - нет у них способности создавать в своем уме новые сложные концепции.
Ответы на этот пост: Рената Скот, LS Сергей |
|
Наверх |
|
 |
Рената Скот
Зарегистрирован: 29.09.2017 Суждений: 12920
|
№594462 Добавлено: Пн 22 Ноя 21, 17:22 (3 года тому назад) |
|
|
|
Именно поэтому животных нельзя обучить Дхарме - нет у них способности создавать в своем уме новые сложные концепции. Вроде бы ранее вы писали, что учение просветленных сводится для вас к неделанию зла, достижению добра, очищению ума. Где же тут нашлось место "новым сложным концепциям"?
Ответы на этот пост: superpuper |
|
Наверх |
|
 |
superpuper заблокирован
Зарегистрирован: 02.10.2021 Суждений: 244
|
№594478 Добавлено: Вт 23 Ноя 21, 03:50 (3 года тому назад) |
|
|
|
Именно поэтому животных нельзя обучить Дхарме - нет у них способности создавать в своем уме новые сложные концепции. Вроде бы ранее вы писали, что учение просветленных сводится для вас к неделанию зла, достижению добра, очищению ума. Где же тут нашлось место "новым сложным концепциям"?
Вроде бы ранее вы писали, что понимаете все, написанное в ПК. Откуда тогда вопросы по цитатам из канона? Это нам впору вас спрашивать, что вы там такого всего-всего напонимали.
Ответы на этот пост: Рената Скот |
|
Наверх |
|
 |
Рената Скот
Зарегистрирован: 29.09.2017 Суждений: 12920
|
№594489 Добавлено: Вт 23 Ноя 21, 13:14 (3 года тому назад) |
|
|
|
Именно поэтому животных нельзя обучить Дхарме - нет у них способности создавать в своем уме новые сложные концепции. Вроде бы ранее вы писали, что учение просветленных сводится для вас к неделанию зла, достижению добра, очищению ума. Где же тут нашлось место "новым сложным концепциям"?
Вроде бы ранее вы писали, что понимаете все, написанное в ПК. Откуда тогда вопросы по цитатам из канона? Это нам впору вас спрашивать, что вы там такого всего-всего напонимали. Вопрос к вашим высказываниям. В одной теме вы сообщаете, что учение мудрых - неделание зла, достижение добра, очищение ума. В другой, через пару дней, вы сообщаете, что Дхамме нельзя обучиться, если нету способности создавать в своем уме "новые сложные концепции". Получается, что неделание зла, достижение добра и очищение ума - это для вас новая и сложная концепция.
Ответы на этот пост: superpuper |
|
Наверх |
|
 |
superpuper заблокирован
Зарегистрирован: 02.10.2021 Суждений: 244
|
№594490 Добавлено: Вт 23 Ноя 21, 13:45 (3 года тому назад) |
|
|
|
Именно поэтому животных нельзя обучить Дхарме - нет у них способности создавать в своем уме новые сложные концепции. Вроде бы ранее вы писали, что учение просветленных сводится для вас к неделанию зла, достижению добра, очищению ума. Где же тут нашлось место "новым сложным концепциям"?
Вроде бы ранее вы писали, что понимаете все, написанное в ПК. Откуда тогда вопросы по цитатам из канона? Это нам впору вас спрашивать, что вы там такого всего-всего напонимали. Вопрос к вашим высказываниям. В одной теме вы сообщаете, что учение мудрых - неделание зла, достижение добра, очищение ума. В другой, через пару дней, вы сообщаете, что Дхамме нельзя обучиться, если нету способности создавать в своем уме "новые сложные концепции". Получается, что неделание зла, достижение добра и очищение ума - это для вас новая и сложная концепция.
Ну вы тут одна знаток ПК, истинно понимающий слова Будды. Вот расскажите, где в приведенной цитате сложные концепции, а где простые.
Ответы на этот пост: Рената Скот |
|
Наверх |
|
 |
Рената Скот
Зарегистрирован: 29.09.2017 Суждений: 12920
|
№594525 Добавлено: Вт 23 Ноя 21, 18:58 (3 года тому назад) |
|
|
|
Ну вы тут одна знаток ПК, истинно понимающий слова Будды. Вот расскажите, где в приведенной цитате сложные концепции, а где простые. Сложные и простые для кого? Для вас "неделание зла" - очень сложная концепция? |
|
Наверх |
|
 |
LS_rus78 LS Сергей

Зарегистрирован: 16.09.2021 Суждений: 2730 Откуда: Мартышкино
|
№594526 Добавлено: Вт 23 Ноя 21, 20:44 (3 года тому назад) |
|
|
|
Именно поэтому животных нельзя обучить Дхарме - нет у них способности создавать в своем уме новые сложные концепции. это вы зря, и концепции - это не довод
я вот тут наблюдал своего черного кота - он точно минимум в третьей джане был
мне вообще не совсем понятно пренебрежительное отношение к животным - они по многим параметрам арахаты изначально, с них пример бы брать |
|
Наверх |
|
 |
HazelPerez
Зарегистрирован: 19.11.2021 Суждений: 150
|
№594669 Добавлено: Вт 30 Ноя 21, 19:51 (3 года тому назад) Re: Вопрос про клишта-манас |
|
|
|
Добрый день, уважаемые участники.
Как вы думаете, почему клишта-манас, конструируя иллюзию «объективная реальность», создает ее лишь для видимого/слышимого/обоняемого/осязаемого/вкушаемого, но не для мыслимого. Почему «объективная реальность» предметов стала мировым хитом - все в нее верят, а учение об объективном существовании идей (объективный реализм - яркий представитель которого Платон) не пользуется такой популярностью ? Разум воспринимает объекты чувств по умолчанию как реальные из-за (очевидности свойств):
а) независимости и устойчивости
А также:
б) необходимости избегать опасности (хищников и пр.)
в) необходимости удовлетворять потребности (пища и пр.)
"Мыслимое" ("воображаемое") не воспринимается по умолчанию как реальное, так как относительно свободно в силу природы разума, сами объекты кажутся зависимыми и неустойчивыми (от периодов мышления; в отличие от "хищников и еды"). Также, соответственно, там нет необходимости избегать опасности и удовлетворять потребности. |
|
Наверх |
|
 |
humanist

Зарегистрирован: 04.06.2019 Суждений: 381
|
№628553 Добавлено: Чт 08 Июн 23, 11:16 (2 года тому назад) |
|
|
|
Ну вот, в споре кажется родилась истина: ученые - это проститутки с пониженной социальной ответственностью, которых во время войн власть имущие привлекают, когда надо кому-то навязать свои правила, и у которых клишта-манас транцедентирует чувственную (рупа) объективную реальность, а идеи Платона не трансцедентирует, потому что они науке не нужны.
Наука это обоюдоострый меч, который можно использовать как для добра, так и для зла.
А понять и увидеть идеи Платона могут лишь те, кто обладает божественным разумом. _________________ Ты сам должен прилагать усилия, Татхагаты лишь учителя. Вступившие на путь, медитирующие, освободятся от оков Мары.
Дхаммапада 276 |
|
Наверх |
|
 |
Тред сейчас никто не читает.
|
|
|
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы
|
За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
|