 |
Дхарма Буддийское сообщество
|
Предыдущая :: Следующая тема |
Автор |
Сообщение |
КИ 3Д

Зарегистрирован: 17.02.2005 Суждений: 49777
|
№383829 Добавлено: Вс 18 Фев 18, 12:38 (7 лет тому назад) Почему только пять скандх. |
|
|
|
Переводить, думаю, смысла мало - кому нужно, посмотрите в машинном переводе.
Why are there only five aggregates? Because of the five ways in which the concept of self (ātman) makes its appearance:
1. self as physical apprehension,
2. self as experience,
3. self as expression,
4. self as the doer of all good and all evil, and
5. self as the basis of all of that.
(AS, Asanga)
Собственно, это одновременно говорит и все остальное про скандхи - зачем этот список, и что с ним делать. _________________ Буддизм чистой воды
Ответы на этот пост: Ктото, Кира |
|
Наверх |
|
 |
Frithegar заблокирован

Зарегистрирован: 27.04.2015 Суждений: 5882
|
№383845 Добавлено: Вс 18 Фев 18, 13:08 (7 лет тому назад) |
|
|
|
интересно заметить, что третий пункт назван именно "выражением". Или тем, что называется "представляющей способностью" (санна saññā, санджня). Если еще больше детализировать, то это познание мира посредством выражения его через абстрактные идеи. Или распознавание уже познанного через абстрактную идею. Слово, понятие.
четвертый пункт проще всего понять как "хотение" (санкхара). Если речь идет о конкретном хотении конкретной вещи. И это "мечта", когда речь идет о чем-то отвлеченном. _________________ живите больше |
|
Наверх |
|
 |
КИ 3Д

Зарегистрирован: 17.02.2005 Суждений: 49777
|
№383848 Добавлено: Вс 18 Фев 18, 13:12 (7 лет тому назад) |
|
|
|
Четвертый - это "я есть волевое действие (тот, кто проявляет волю)". В буддизме поступки рассматривают в разрезе благого и неблагого, поэтому там такое определение. _________________ Буддизм чистой воды |
|
Наверх |
|
 |
Frithegar заблокирован

Зарегистрирован: 27.04.2015 Суждений: 5882
|
№383858 Добавлено: Вс 18 Фев 18, 13:32 (7 лет тому назад) |
|
|
|
Благое, то что ведет к освобождению от страдания. Неблагое - то, что ведет к тому, что придется переживать как страдание. Других определений нет того, что есть благое или не благое. Каких-то отвлеченно морально этических. В буддизме такая логика, как я понял. ... Но в том то вся и суть: что всякий побуждаем к действию именно страданием. Нет иных побудителей. И всякий сам для себя решает, что именно избавит его от страдания и каким образом это надо осуществить. Отсюда все хотения - санкхары. ... Тот, кто не страдает - он ничего не хочет. Но для этого нужно найти правильный путь к этому состоянию _________________ живите больше
Ответы на этот пост: Горсть листьев |
|
Наверх |
|
 |
Frithegar заблокирован

Зарегистрирован: 27.04.2015 Суждений: 5882
|
№383862 Добавлено: Вс 18 Фев 18, 13:36 (7 лет тому назад) |
|
|
|
И личное "я" (и вообще какое бы то ни было "я") существует только когда есть страдание. Потому, что реальное страдание (как ощущение, а не как представление) не может быть игнорировано. Тем больше, чем больше страдание. Отсюда "я страдаю". А потом уже "я хочу". Потому, Будда и говорил о страдании как об основе его учения. _________________ живите больше |
|
Наверх |
|
 |
Frithegar заблокирован

Зарегистрирован: 27.04.2015 Суждений: 5882
|
№383864 Добавлено: Вс 18 Фев 18, 13:41 (7 лет тому назад) |
|
|
|
Торчинов писал:
Цитата: Как хорошо известно, Кант считал веру в бессмертие души одним из постулатов нравственности. Буддизм, напротив, утверждает, что именно чувство “я” и возникающая из него привязанность к “я” есть источник всех прочих привязанностей, страстей и влечений, всего того, что образует клеши – омраченную аффективность, затягивающую живое существо в трясину сансарического существования.
http://www.psylib.ukrweb.net/books/_torch01.htm
это как раз то, о чем пишу выше. Только Торчинов в данном случае не указал причину - страдание.
... и это прямо относится к цитате из Асанги (как я понял). Что ощущение "я", побуждаемое страданием первично, а всё остальное исходит уже из этого первичного ощущения. _________________ живите больше
Последний раз редактировалось: Frithegar (Вс 18 Фев 18, 13:44), всего редактировалось 1 раз
|
|
Наверх |
|
 |
КИ 3Д

Зарегистрирован: 17.02.2005 Суждений: 49777
|
№383866 Добавлено: Вс 18 Фев 18, 13:43 (7 лет тому назад) |
|
|
|
В обоих случаях - у Канта и в буддизме - речь идет про веру в воздаяние после смерти. Странно, что Торчинов увидел в этом различие. _________________ Буддизм чистой воды |
|
Наверх |
|
 |
Горсть листьев Фикус, Историк

Зарегистрирован: 10.09.2010 Суждений: 30852
|
№383867 Добавлено: Вс 18 Фев 18, 13:45 (7 лет тому назад) |
|
|
|
Благое, то что ведет к освобождению от страдания. Неблагое - то, что ведет к тому, что придется переживать как страдание. Других определений нет того, что есть благое или не благое. Гораздо чаще можно встретить "ведущее к приятному и неприятному", "хорошему или плохому" - kusala / akusala. Однако можно обобщить, конечно, что ведущее к освобождению от страданий есть ведущее к приятному. Можно ли сделать в этом случае реверсию? Ведущее к приятному ведёт ли к освобождению от страданий... _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Ответы на этот пост: Frithegar |
|
Наверх |
|
 |
Frithegar заблокирован

Зарегистрирован: 27.04.2015 Суждений: 5882
|
№383869 Добавлено: Вс 18 Фев 18, 13:48 (7 лет тому назад) |
|
|
|
Буддизм не верит в Атмана и вообще во что бы то ни было как в "само по себе". Или как в "вещь в себе". Что провозглашал Кант.
В том то все и дело, что нет Атмана (того состояния, которое подразумевается под этим) не вообще, как вы говорите. Но отдельно от нынешнего состояния сознания. Отдельно от нынешнего момента.
Всё в настоящем моменте. И нет чего-то где-то там. _________________ живите больше |
|
Наверх |
|
 |
Frithegar заблокирован

Зарегистрирован: 27.04.2015 Суждений: 5882
|
№383872 Добавлено: Вс 18 Фев 18, 13:55 (7 лет тому назад) |
|
|
|
Благое, то что ведет к освобождению от страдания. Неблагое - то, что ведет к тому, что придется переживать как страдание. Других определений нет того, что есть благое или не благое. Гораздо чаще можно встретить "ведущее к приятному и неприятному", "хорошему или плохому" - kusala / akusala. Однако можно обобщить, конечно, что ведущее к освобождению от страданий есть ведущее к приятному. Можно ли сделать в этом случае реверсию? Ведущее к приятному ведёт ли к освобождению от страданий...
говорится в разных вариантах, что "если бы что-то (элемент-дхату вообще или форма в частности) не было бы приятным - то существа не стремились бы войти в сочетание с этим. И как следствие - не загрязнялись бы". ... Но и наоборот: "Если бы это что-то не приносило бы страдания - то существа не отвращались бы от этого"... и как следствие не очищались бы. Опять та же суровая буддийская логика: есть приятное только на время. Это приятное, каким бы оно ни было - оно "загрязняет". Загрязняет - значит творит карму страдания. И то, что давало радость и счастье - именно это становится причиной страдания. Но и наоборот: всякое страдание только на время. Только в тех пределах, в каких само существо его породило _________________ живите больше |
|
Наверх |
|
 |
КИ 3Д

Зарегистрирован: 17.02.2005 Суждений: 49777
|
№383873 Добавлено: Вс 18 Фев 18, 13:57 (7 лет тому назад) |
|
|
|
Дхату и аятаны - это другие деления, не на скандхи. Не надо путать и смешивать, особенно в этом разделе форума. Три основных деления - скандхи, дхату, аятаны - все имеют свою специфику, и несколько разное применение. _________________ Буддизм чистой воды |
|
Наверх |
|
 |
Frithegar заблокирован

Зарегистрирован: 27.04.2015 Суждений: 5882
|
№383878 Добавлено: Вс 18 Фев 18, 14:13 (7 лет тому назад) |
|
|
|
да, не будем. Всё последовательно... употребил слово "дхату" просто потому, что это наиболее общее абстрактное выражение чего-то совокупно-подобного. Есть авидья-дхату, есть рупа-дхату. Отсюда видно, что слово "дхату" применимо почти ко всему. Когда хотят сказать как можно в общем. ... В этом смысле и говорю выше, что если есть желание и страсть к какому-то дхату с целью получить удовольствие от него, то существо "загрязняется". Если есть "вираго" или прекращение страсти к дхату - то существо "очищается". В этом смысле. Но это оффтопик, вероятно. Хоть и не во флуд, как по мне. Но берите бразды темы в свои руки) _________________ живите больше |
|
Наверх |
|
 |
Ктото

Зарегистрирован: 05.02.2017 Суждений: 7305
|
№385721 Добавлено: Пт 23 Фев 18, 11:15 (7 лет тому назад) |
|
|
|
Переводить, думаю, смысла мало - кому нужно, посмотрите в машинном переводе.
Why are there only five aggregates? Because of the five ways in which the concept of self (ātman) makes its appearance:
1. self as physical apprehension,
2. self as experience,
3. self as expression,
4. self as the doer of all good and all evil, and
5. self as the basis of all of that.
(AS, Asanga)
Собственно, это одновременно говорит и все остальное про скандхи - зачем этот список, и что с ним делать.
КИ, спасибо!
Надо таки осилить АС Асанги, тем более что, действительно, английский там несложный и изложение ясное. _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид." |
|
Наверх |
|
 |
Кира Кирилл

Зарегистрирован: 18.03.2012 Суждений: 10885 Откуда: Москва
|
№385728 Добавлено: Пт 23 Фев 18, 11:52 (7 лет тому назад) |
|
|
|
А почему атман проявляется именно этими 5 путями ?
Потому что природа опыта так устроена.
Так что никакое это не объяснение, а лишь констатация факта.
Так дано, и все тут. _________________ новичок на форуме, прочитавший несколько книжек
и доверяющий сведениям, изложенным в метафизическом трактате Д.Андреева "Роза Мира"
Ответы на этот пост: КИ, КИ, Svaha |
|
Наверх |
|
 |
Горсть листьев Фикус, Историк

Зарегистрирован: 10.09.2010 Суждений: 30852
|
№385749 Добавлено: Пт 23 Фев 18, 12:37 (7 лет тому назад) |
|
|
|
Кира
Констатацию факта вы относите к метафизическим утверждениям? _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Ответы на этот пост: Кира |
|
Наверх |
|
 |
Тред сейчас никто не читает.
|
|
|
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы
|
За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
|