 |
Дхарма Буддийское сообщество
|
| Предыдущая :: Следующая тема |
| Автор |
Сообщение |
Горсть листьев Фикус, Историк

Зарегистрирован: 10.09.2010 Суждений: 31173
|
№651879 Добавлено: Пт 16 Май 25, 09:10 (7 мес. назад) |
|
|
|
уважаемые участники, а согласитесь ли вы с тем, что "орган восприятия" в своём философском замысле - это указание на квалии НЕ того вида, какие воспринимаются этим органом.
Пример. Вот есть квалия "осязание". "Орган осязания" - это указание не те не-осязательные дхармы (например, "видимое"), взаимодействие которых вызывает дхарму "осязаемое".
Т.е. орган восприятия ХХХ показывает возникновение дхарм ХХХ через другие дхармы (не ХХХ).
Таким образом органы восприятия как бы соединяют нам картину мира из дхарм ХХХ и не-ХХХ. И получается целостная картина мира.
Как в суттанте описывается пхасса? Это КОНТАКТ рупы определённой модальности (видимые объекты, слышимые, воспринимаемые на вкус и запах, и с помощью осязания, а также (!) воображаемая рупа, служащая объектом умственного восприятия) с органом восприятия соответствующей модальности (глаз, ухо, язык, нос и тело, а также манас, который производит манаси-кару - ментальное взаимодействие с объектом ума, букв. "умственную деятельность"), и в этом контакте задействован третий компонент, делающий его собственно тем, что мы называем буддийским термином пхасса - виньяна, то есть сознание соответствующей модальности. Поэтому зрительный контакт - это рупа-чаккху-чакхувиньяна. Сознание зрения - это важно понимать - выполняет тут функцию регуляции органа зрения, то есть настраивает фокус зрения, прикрывает веки, чтобы уменьшить количество света на сетчатке, или, наоборот, раскрывает глаза шире (что часто происходит с нами, как принято говорить, совершенно неосознанно, когда мы смотрим на что-то, что вызывает, например удивление). Вот эти функции и есть функции зрительного сознания (или сознания органа зрения, "сознание глаза", чакху-виньяна). Важно это понимать и не думать, будто это чаккхувиньяна занимается смысловым анализом того, что видит глаз. Нет, сання - это уже компонент "умственной деятельности".
Таким образом, когда вы пишете "...органы восприятия как бы соединяют нам картину мира из дхарм ХХХ и не-ХХХ. И получается целостная картина мира.", вы упускаете из виду именно этот последний момент. Да, орган зрения "соединяет" зримое в некоторую картинку - вернее, набор картинок, коллаж. А уж вот из этого коллажа из некоторого множества картинок мано-виньяна формирует то, что можно назвать "Картиной мира".
Вы правильно пишете, что эта "картина мира" складывается из дхарм. Только не следует забывать, что дхармы имманентны уму. Дхармы - это картинки (и даже элементы этих картинок) в вашем коллаже на сетчатке глаза. _________________ нео-буддист |
|
| Наверх |
|
 |
Горсть листьев Фикус, Историк

Зарегистрирован: 10.09.2010 Суждений: 31173
|
№651880 Добавлено: Пт 16 Май 25, 09:14 (7 мес. назад) |
|
|
|
Но сначала должно появится тело,иначе где же будут базироваться ощущения? Курица или яйцо,вот в чем вопрос!
Так - метафизически - уже более 100 лет не мыслят в современной философии. А буддисты - вообще никогда. Потому, что это очень странно как-то: сначала появляется бесчувственное тело (кусок глины), а потом он начинает чувствовать (Адам).
Ой. Это именно так и рассказывали древние иудеи! Только там у них ещё Великий Гончар, который вдыхает в глину чувства. А сознание отдельно от тела не странно?Нечто есть,но у него нет органов чувств. Но как оно ощущает что оно есть если нет органов чувств?И как тогда можно сказать что оно есть?Поэтому бросьте уже эту игру,в курицу-яйцо.Бессмысленно. А кто вам сказал или почему вы решили, что отдельное от телесности сознание что-то ощущает?
Вот древние индийцы как раз обратное говорили - "там ничего не ощущается, и это прекрасно".
Вы пишете "как же оно ощущает, что оно есть?" - и забываете, что "я есть" это мысль, а не ощущение. _________________ нео-буддист
Ответы на этот пост: Пустые ножны |
|
| Наверх |
|
 |
Горсть листьев Фикус, Историк

Зарегистрирован: 10.09.2010 Суждений: 31173
|
№651881 Добавлено: Пт 16 Май 25, 09:17 (7 мес. назад) |
|
|
|
Фраза "только ярлыки" служит определителем альтернативно-умных товарищей, начитавшихся пелевиных и шизотериков, и принявших художественную литературу за пособие по йоге. Как вы только что Лонгчемпу в шизотерики определили элегантно.Превращаются брюки,брюки превращаются.....«"Обусловленное бытиё" лишь ярлык, — оно запредельно крайностям существования и несуществования».«Слово "просветление" — не что иное, как ярлык, означающий осознавание своего естественного состояния».
На тибетском прямо так и написано - "лишь ярлык"? Прямо так и перевел Лама Олег (Сонам Дордже).А что думаете тибетцы такие тупые не смогли понять что например буквы в тексте это ярлыки ?
Лама Великий Болтун? В оригинале нет такого смысла. По-моему, в тибетской схоластике это сложнее выражается. Что-то вроде там "качество, приписываемое на соответствующей основе... без соответствующего основания". Наверно, если пишется текст "попроще", так сказать, для непросвещённой публики, то используются и слова попроще. _________________ нео-буддист
Ответы на этот пост: КИ |
|
| Наверх |
|
 |
КИ 3Д

Зарегистрирован: 17.02.2005 Суждений: 51596
|
№651882 Добавлено: Пт 16 Май 25, 09:19 (7 мес. назад) |
|
|
|
Фраза "только ярлыки" служит определителем альтернативно-умных товарищей, начитавшихся пелевиных и шизотериков, и принявших художественную литературу за пособие по йоге. Как вы только что Лонгчемпу в шизотерики определили элегантно.Превращаются брюки,брюки превращаются.....«"Обусловленное бытиё" лишь ярлык, — оно запредельно крайностям существования и несуществования».«Слово "просветление" — не что иное, как ярлык, означающий осознавание своего естественного состояния».
На тибетском прямо так и написано - "лишь ярлык"? Прямо так и перевел Лама Олег (Сонам Дордже).А что думаете тибетцы такие тупые не смогли понять что например буквы в тексте это ярлыки ?
Лама Великий Болтун? В оригинале нет такого смысла. По-моему, в тибетской схоластике это сложнее выражается. Что-то вроде там "качество, приписываемое на соответствующей основе... без соответствующего основания". Наверно, если пишется текст "попроще", так сказать, для непросвещённой публики, то используются и слова попроще.
"Ярлык" - это не "попроще", а не в ту степь и не про то. _________________ Буддизм чистой воды |
|
| Наверх |
|
 |
Пустые ножны
Зарегистрирован: 09.09.2024 Суждений: 155
|
№651883 Добавлено: Пт 16 Май 25, 10:23 (7 мес. назад) |
|
|
|
Но сначала должно появится тело,иначе где же будут базироваться ощущения? Курица или яйцо,вот в чем вопрос!
Так - метафизически - уже более 100 лет не мыслят в современной философии. А буддисты - вообще никогда. Потому, что это очень странно как-то: сначала появляется бесчувственное тело (кусок глины), а потом он начинает чувствовать (Адам).
Ой. Это именно так и рассказывали древние иудеи! Только там у них ещё Великий Гончар, который вдыхает в глину чувства. А сознание отдельно от тела не странно?Нечто есть,но у него нет органов чувств. Но как оно ощущает что оно есть если нет органов чувств?И как тогда можно сказать что оно есть?Поэтому бросьте уже эту игру,в курицу-яйцо.Бессмысленно. А кто вам сказал или почему вы решили, что отдельное от телесности сознание что-то ощущает?
Вот древние индийцы как раз обратное говорили - "там ничего не ощущается, и это прекрасно".
Вы пишете "как же оно ощущает, что оно есть?" - и забываете, что "я есть" это мысль, а не ощущение. Вы об отсутcтвии что ли говорите?Ну тогда тут и говорить не о чем.Смотри, я покажу тебе ничего 
Ответы на этот пост: Горсть листьев, Си-ва-кон |
|
| Наверх |
|
 |
Пустые ножны
Зарегистрирован: 09.09.2024 Суждений: 155
|
№651884 Добавлено: Пт 16 Май 25, 10:26 (7 мес. назад) |
|
|
|
Фраза "только ярлыки" служит определителем альтернативно-умных товарищей, начитавшихся пелевиных и шизотериков, и принявших художественную литературу за пособие по йоге. Как вы только что Лонгчемпу в шизотерики определили элегантно.Превращаются брюки,брюки превращаются.....«"Обусловленное бытиё" лишь ярлык, — оно запредельно крайностям существования и несуществования».«Слово "просветление" — не что иное, как ярлык, означающий осознавание своего естественного состояния».
На тибетском прямо так и написано - "лишь ярлык"? Прямо так и перевел Лама Олег (Сонам Дордже).А что думаете тибетцы такие тупые не смогли понять что например буквы в тексте это ярлыки ?
Лама Великий Болтун? В оригинале нет такого смысла. Всего лишь ваши слова,против всего лишь его слов. |
|
| Наверх |
|
 |
Кира Кирилл

Зарегистрирован: 18.03.2012 Суждений: 11260 Откуда: Москва
|
№651885 Добавлено: Пт 16 Май 25, 10:38 (7 мес. назад) |
|
|
|
Цитата: Поэтому зрительный контакт - это рупа-чаккху-чакхувиньяна. Сознание зрения - это важно понимать - выполняет тут функцию регуляции органа зрения, то есть настраивает фокус зрения, прикрывает веки, чтобы уменьшить количество света на сетчатке, или, наоборот, раскрывает глаза шире
А не может ли так быть, те «органы зрения», которые в аятанах, в дхату, и в контакте - это про разное ?
В аятанах «орган» - указание на то, что есть «спец.канал» («ворота») для поступления зрительной информации. (Закрываем глаза - света не видно, но где эти глаза, видны ли они сами - это не важно. Важно что мы своей волей можем как-то прекратить «видимое»)
В дхату - упор на то, что «квалии» каким-то неведомым образом (с помощью спец.сознания) происходят от материального. Необъяснимым образом. Отсюда и рассуждения про спец.атомы на языке, на глазах, и т.п.
В КОНТАКТЕ - которым завершается последовательность из 4-х звеньев - виджняна-намарупа-6_аятан-контакт - там показывается возникновение картины/иллюзии объективного мира. Там «орган восприятия» уже в самом нам привычном, профанном смысле. _________________ новичок на форуме, прочитавший несколько книжек
и доверяющий сведениям, изложенным в метафизическом трактате Д.Андреева "Роза Мира"
Ответы на этот пост: Горсть листьев |
|
| Наверх |
|
 |
ТМ

Зарегистрирован: 05.04.2005 Суждений: 14625
|
№651886 Добавлено: Пт 16 Май 25, 16:47 (7 мес. назад) |
|
|
|
Цитата: Закрываем глаза - света не видно, но где эти глаза, видны ли они сами - это не важно. Важно что мы своей волей можем как-то прекратить «видимое»
Темнота - это видимое в сарвастиваде. Даже если выколот мясной глаз. Область то видимого никуда не делась. Просто поврежден «трон» индрии и она криво функционирует.
Цитата: своей волей можем как-то прекратить «видимое»
Нет, невозможно. Термин «видимое» может использоваться в разных значениях. Как что то фактическое или как область познания. Последнее вам никуда не деть и ничто с ней не сделать. _________________ namaḥ samantabhadrāya samantaspharaṇatviṣe
Ответы на этот пост: Кира |
|
| Наверх |
|
 |
Горсть листьев Фикус, Историк

Зарегистрирован: 10.09.2010 Суждений: 31173
|
№651887 Добавлено: Пт 16 Май 25, 17:18 (7 мес. назад) |
|
|
|
Но сначала должно появится тело,иначе где же будут базироваться ощущения? Курица или яйцо,вот в чем вопрос!
Так - метафизически - уже более 100 лет не мыслят в современной философии. А буддисты - вообще никогда. Потому, что это очень странно как-то: сначала появляется бесчувственное тело (кусок глины), а потом он начинает чувствовать (Адам).
Ой. Это именно так и рассказывали древние иудеи! Только там у них ещё Великий Гончар, который вдыхает в глину чувства. А сознание отдельно от тела не странно?Нечто есть,но у него нет органов чувств. Но как оно ощущает что оно есть если нет органов чувств?И как тогда можно сказать что оно есть?Поэтому бросьте уже эту игру,в курицу-яйцо.Бессмысленно. А кто вам сказал или почему вы решили, что отдельное от телесности сознание что-то ощущает?
Вот древние индийцы как раз обратное говорили - "там ничего не ощущается, и это прекрасно".
Вы пишете "как же оно ощущает, что оно есть?" - и забываете, что "я есть" это мысль, а не ощущение. Вы об отсутcтвии что ли говорите?Ну тогда тут и говорить не о чем.Смотри, я покажу тебе ничего  Жаль, что вы не поняли написанного. _________________ нео-буддист
Ответы на этот пост: Пустые ножны |
|
| Наверх |
|
 |
Горсть листьев Фикус, Историк

Зарегистрирован: 10.09.2010 Суждений: 31173
|
№651888 Добавлено: Пт 16 Май 25, 17:23 (7 мес. назад) |
|
|
|
последовательность из 4-х звеньев - виджняна-намарупа-6_аятан-контакт - там показывается возникновение картины/иллюзии объективного мира. Разве?
Если есть виджняна, возникает намарума (имярек) -- соответственно возникает 6 каналов восприятия - а раз есть эти шесть каналов, то происходит контакт - в результате которого формируется синергетический эффект, который можно назвать "картина мира". О том, что это иллюзорная картина, ничего ведь не говорится. _________________ нео-буддист
Ответы на этот пост: Кира |
|
| Наверх |
|
 |
Кира Кирилл

Зарегистрирован: 18.03.2012 Суждений: 11260 Откуда: Москва
|
№651889 Добавлено: Пт 16 Май 25, 17:39 (7 мес. назад) |
|
|
|
последовательность из 4-х звеньев - виджняна-намарупа-6_аятан-контакт - там показывается возникновение картины/иллюзии объективного мира. Разве?
Если есть виджняна, возникает намарума (имярек) -- соответственно возникает 6 каналов восприятия - а раз есть эти шесть каналов, то происходит контакт - в результате которого формируется синергетический эффект, который можно назвать "картина мира". О том, что это иллюзорная картина, ничего ведь не говорится.
как мне кажется, звенья 3,4,5,6 можно понять и феноменологически, но также они же показывают, как в сознании рождается иллюзия существования объективного мира:
3) есть сознание опыта
4) опыт можно поделить на внутреннее/внешнее (как бы "я" и "не-я")
5) в опыте выявляем 6 каналов
6) и вот готова иллюзорная картина: объект-сам-по-себе контактирует с "органом восприятия" и чудодейственной-силой-сознания и так получается - иллюзия объективного мира
дальше звенья 7,8,9,10 расписывают другой, альтернативный способ закабаления в сансаре - через желания.
7) есть приятное
8) хотим повторить
9) цепляемся за "объект" (не важно, феноменолгнический или тот иллюзорный что получился на этапе (6)
10) так и получается "житие мое..." (как говорил кинорежиссер Якин)
Обратите внимание
звенья 1,2 - самозамкнутый цикл существования с "субъективной" точки зрения (неведенье / беспокойство)
звенья 3,4,5,6 - показано закабаление через объективную реальность
звенья 7,8,9,10 - показано закабаление "субъективным" способом
звенья 11,12 - опять самозамкнутый цикл существования, но уже с объективной точки зрения (рождение / старость и смерть).
Получается красивая и симметиричная сиситема
И трактовать её можно и в фен.установке, и с акцентом на то, что за иллюзии возникают в под-циклах из 4-х звеньев _________________ новичок на форуме, прочитавший несколько книжек
и доверяющий сведениям, изложенным в метафизическом трактате Д.Андреева "Роза Мира"
Последний раз редактировалось: Кира (Пт 16 Май 25, 17:49), всего редактировалось 2 раз(а)
|
|
| Наверх |
|
 |
Кира Кирилл

Зарегистрирован: 18.03.2012 Суждений: 11260 Откуда: Москва
|
№651890 Добавлено: Пт 16 Май 25, 17:47 (7 мес. назад) |
|
|
|
Цитата: Закрываем глаза - света не видно, но где эти глаза, видны ли они сами - это не важно. Важно что мы своей волей можем как-то прекратить «видимое»
Темнота - это видимое в сарвастиваде. Даже если выколот мясной глаз. Область то видимого никуда не делась. Просто поврежден «трон» индрии и она криво функционирует.
Цитата: своей волей можем как-то прекратить «видимое»
Нет, невозможно. Термин «видимое» может использоваться в разных значениях. Как что то фактическое или как область познания. Последнее вам никуда не деть и ничто с ней не сделать.
более точная формулировка мысли: мы обнаруживаем, что в опыте есть 6 каналов/органов, с помощью которых воспринимаемое изменяется особым образом: глаза открыли - видим дерево, глаза закрыли - не видим дерева, снова открыли - дерево на месте.
При этом мы понимаем, что "управление" опытом с помощью 6_каналов принципиально отличается от того, как объекты опыта ведут себя сами.
В этом деление на аятаны - есть опыт и своеобразные способы как-бы управление им.
Вот так мне кажется.
-----
вообще было бы интересно выявить разницу между "органом восприятия" в 12аятанах и 18дхату. Наверняка там какая-то разность подразумевается. _________________ новичок на форуме, прочитавший несколько книжек
и доверяющий сведениям, изложенным в метафизическом трактате Д.Андреева "Роза Мира"
Ответы на этот пост: ТМ, Си-ва-кон |
|
| Наверх |
|
 |
ТМ

Зарегистрирован: 05.04.2005 Суждений: 14625
|
№651891 Добавлено: Пт 16 Май 25, 19:44 (7 мес. назад) |
|
|
|
Цитата: Закрываем глаза - света не видно, но где эти глаза, видны ли они сами - это не важно. Важно что мы своей волей можем как-то прекратить «видимое»
Темнота - это видимое в сарвастиваде. Даже если выколот мясной глаз. Область то видимого никуда не делась. Просто поврежден «трон» индрии и она криво функционирует.
Цитата: своей волей можем как-то прекратить «видимое»
Нет, невозможно. Термин «видимое» может использоваться в разных значениях. Как что то фактическое или как область познания. Последнее вам никуда не деть и ничто с ней не сделать.
более точная формулировка мысли: мы обнаруживаем, что в опыте есть 6 каналов/органов, с помощью которых воспринимаемое изменяется особым образом: глаза открыли - видим дерево, глаза закрыли - не видим дерева, снова открыли - дерево на месте.
При этом мы понимаем, что "управление" опытом с помощью 6_каналов принципиально отличается от того, как объекты опыта ведут себя сами.
В этом деление на аятаны - есть опыт и своеобразные способы как-бы управление им.
Вот так мне кажется.
-----
вообще было бы интересно выявить разницу между "органом восприятия" в 12аятанах и 18дхату. Наверняка там какая-то разность подразумевается.
Ну вот с ведром на голове «не видно» или «видно внутреннюю часть ведра»? _________________ namaḥ samantabhadrāya samantaspharaṇatviṣe
Ответы на этот пост: Си-ва-кон |
|
| Наверх |
|
 |
Си-ва-кон སྲི་བ་དཀོན

Зарегистрирован: 19.12.2014 Суждений: 8690
|
№651892 Добавлено: Пт 16 Май 25, 21:30 (7 мес. назад) |
|
|
|
вообще было бы интересно выявить разницу между "органом восприятия" в 12 аятанах и 18дхату.
Наверняка там какая-то разность подразумевается. Нверняка Вы чего-то ожидаете/заподозрили. В чем, по-Вашему, должна/может быть разница?
Она в том открыты глаза (тогда дхату) или закрыты (аятаны).
А сами индрии - все те же, других не бывает - "три чистые" если только.
Разница, получается, не в индриях. А в объектах.
18 дхату:
1. Внешний, грубая рупа (атомы махабхут).
2. Отражение внешнего в сознании видимого.
Если внешнее видимое недоступно, нет ничего и в аятанах и в сознании видимого.
12 аятан - это шесть входов для будущего вкушения _________________ Безукоризненная вежливость японцев - следствие их многовековой привычки открыто носить два меча
Последний раз редактировалось: Си-ва-кон (Пт 16 Май 25, 22:33), всего редактировалось 6 раз(а) Ответы на этот пост: Кира |
|
| Наверх |
|
 |
Си-ва-кон སྲི་བ་དཀོན

Зарегистрирован: 19.12.2014 Суждений: 8690
|
№651893 Добавлено: Пт 16 Май 25, 21:33 (7 мес. назад) |
|
|
|
Закрываем глаза - света не видно, но где эти глаза, видны ли они сами - это не важно.
Важно что мы своей волей можем как-то прекратить «видимое» Ну вот с ведром на голове «не видно» или «видно внутреннюю часть ведра»? Вы же не хотите сказать что ведро на голове помогает видеть с закрытыми глазами _________________ Безукоризненная вежливость японцев - следствие их многовековой привычки открыто носить два меча
Последний раз редактировалось: Си-ва-кон (Пт 16 Май 25, 21:42), всего редактировалось 1 раз Ответы на этот пост: КИ, ТМ |
|
| Наверх |
|
 |
| Тред сейчас никто не читает.
|
|
|
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы
|
За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
|