Буддийские форумы Дхарма
Буддийское сообщество
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи  ГруппыГруппы   КалендарьКалендарь   PeгиcтрaцияPeгиcтрaция 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВхoдВхoд 
 Новые постыНовые посты   За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю 
В этом разделе: За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю   За месяцЗа месяц 

«осязание» и тело

Страницы Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7  След.
 
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Буддистская философия
Предыдущая :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 31173

651879СообщениеДобавлено: Пт 16 Май 25, 09:10 (7 мес. назад)     Ответ с цитатой

Кира пишет:
уважаемые участники, а согласитесь ли вы с тем, что "орган восприятия" в своём философском замысле - это указание на квалии НЕ того вида, какие воспринимаются этим органом.

Пример. Вот есть квалия "осязание". "Орган осязания" - это указание не те не-осязательные дхармы (например, "видимое"), взаимодействие которых вызывает дхарму "осязаемое".

Т.е. орган восприятия ХХХ показывает возникновение дхарм ХХХ через другие дхармы (не ХХХ).

Таким образом органы восприятия как бы соединяют нам картину мира из дхарм ХХХ и не-ХХХ. И получается целостная картина мира.

Как в суттанте описывается пхасса? Это КОНТАКТ рупы определённой модальности (видимые объекты, слышимые, воспринимаемые на вкус и запах, и с помощью осязания, а также (!) воображаемая рупа, служащая объектом умственного восприятия) с органом восприятия соответствующей модальности (глаз, ухо, язык, нос и тело, а также манас, который производит манаси-кару - ментальное взаимодействие с объектом ума, букв. "умственную деятельность"), и в этом контакте задействован третий компонент, делающий его собственно тем, что мы называем буддийским термином пхасса - виньяна, то есть сознание соответствующей модальности. Поэтому зрительный контакт - это рупа-чаккху-чакхувиньяна. Сознание зрения - это важно понимать - выполняет тут функцию регуляции органа зрения, то есть настраивает фокус зрения, прикрывает веки, чтобы уменьшить количество света на сетчатке, или, наоборот, раскрывает глаза шире (что часто происходит с нами, как принято говорить, совершенно неосознанно, когда мы смотрим на что-то, что вызывает, например удивление). Вот эти функции и есть функции зрительного сознания (или сознания органа зрения, "сознание глаза", чакху-виньяна). Важно это понимать и не думать, будто это чаккхувиньяна занимается смысловым анализом того, что видит глаз. Нет, сання - это уже компонент "умственной деятельности".

Таким образом, когда вы пишете "...органы восприятия как бы соединяют нам картину мира из дхарм ХХХ и не-ХХХ. И получается целостная картина мира.", вы упускаете из виду именно этот последний момент. Да, орган зрения "соединяет" зримое в некоторую картинку - вернее, набор картинок, коллаж. А уж вот из этого коллажа из некоторого множества картинок мано-виньяна формирует то, что можно назвать "Картиной мира".
Вы правильно пишете, что эта "картина мира" складывается из дхарм. Только не следует забывать, что дхармы имманентны уму. Дхармы - это картинки (и даже элементы этих картинок) в вашем коллаже на сетчатке глаза.

_________________
нео-буддист
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 31173

651880СообщениеДобавлено: Пт 16 Май 25, 09:14 (7 мес. назад)     Ответ с цитатой

Пустые ножны пишет:
Горсть листьев пишет:
Пустые ножны пишет:
Но сначала должно появится тело,иначе где же будут базироваться ощущения?   Курица или яйцо,вот в чем вопрос!

Так - метафизически - уже более 100 лет не мыслят в современной философии. А буддисты - вообще никогда.
Потому, что это очень странно как-то: сначала появляется бесчувственное тело (кусок глины), а потом он начинает чувствовать (Адам).
Ой. Это именно так и рассказывали древние иудеи! Только там у них ещё Великий Гончар, который вдыхает в глину чувства.
А сознание отдельно от тела не странно?Нечто есть,но у него нет органов чувств. Но как оно ощущает что оно есть если нет органов чувств?И как тогда можно сказать что оно есть?Поэтому бросьте уже эту игру,в курицу-яйцо.Бессмысленно.
А кто вам сказал или почему вы решили, что отдельное от телесности сознание что-то ощущает?
Вот древние индийцы как раз обратное говорили - "там ничего не ощущается, и это прекрасно".
Вы пишете "как же оно ощущает, что оно есть?" - и забываете, что "я есть" это мысль, а не ощущение.

_________________
нео-буддист


Ответы на этот пост: Пустые ножны
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 31173

651881СообщениеДобавлено: Пт 16 Май 25, 09:17 (7 мес. назад)     Ответ с цитатой

Пустые ножны пишет:
Пустые ножны пишет:
Фраза "только  ярлыки" служит определителем альтернативно-умных товарищей, начитавшихся пелевиных и шизотериков, и принявших художественную литературу за пособие по йоге.
Как вы только что Лонгчемпу в шизотерики определили элегантно.Превращаются брюки,брюки превращаются.....«"Обусловленное бытиё" лишь ярлык, — оно запредельно крайностям существования и несуществования».«Слово "просветление" — не что иное, как ярлык, означающий осознавание своего естественного состояния».

На тибетском прямо так и написано - "лишь ярлык"?
Прямо так и перевел Лама Олег (Сонам Дордже).А что думаете тибетцы такие тупые не смогли понять что например буквы в тексте это ярлыки ?

Лама Великий Болтун? В оригинале нет такого смысла.
По-моему, в тибетской схоластике это сложнее выражается. Что-то вроде там "качество, приписываемое на соответствующей основе... без соответствующего основания". Наверно, если пишется текст "попроще", так сказать, для непросвещённой публики, то используются и слова попроще.
_________________
нео-буддист


Ответы на этот пост: КИ
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 51596

651882СообщениеДобавлено: Пт 16 Май 25, 09:19 (7 мес. назад)     Ответ с цитатой

Горсть листьев пишет:
Пустые ножны пишет:
Пустые ножны пишет:
Фраза "только  ярлыки" служит определителем альтернативно-умных товарищей, начитавшихся пелевиных и шизотериков, и принявших художественную литературу за пособие по йоге.
Как вы только что Лонгчемпу в шизотерики определили элегантно.Превращаются брюки,брюки превращаются.....«"Обусловленное бытиё" лишь ярлык, — оно запредельно крайностям существования и несуществования».«Слово "просветление" — не что иное, как ярлык, означающий осознавание своего естественного состояния».

На тибетском прямо так и написано - "лишь ярлык"?
Прямо так и перевел Лама Олег (Сонам Дордже).А что думаете тибетцы такие тупые не смогли понять что например буквы в тексте это ярлыки ?

Лама Великий Болтун? В оригинале нет такого смысла.
По-моему, в тибетской схоластике это сложнее выражается. Что-то вроде там "качество, приписываемое на соответствующей основе... без соответствующего основания". Наверно, если пишется текст "попроще", так сказать, для непросвещённой публики, то используются и слова попроще.

"Ярлык" - это не "попроще", а не в ту степь и не про то.

_________________
Буддизм чистой воды
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
Пустые ножны



Зарегистрирован: 09.09.2024
Суждений: 155

651883СообщениеДобавлено: Пт 16 Май 25, 10:23 (7 мес. назад)     Ответ с цитатой

Горсть листьев пишет:
Пустые ножны пишет:
Горсть листьев пишет:
Пустые ножны пишет:
Но сначала должно появится тело,иначе где же будут базироваться ощущения?   Курица или яйцо,вот в чем вопрос!

Так - метафизически - уже более 100 лет не мыслят в современной философии. А буддисты - вообще никогда.
Потому, что это очень странно как-то: сначала появляется бесчувственное тело (кусок глины), а потом он начинает чувствовать (Адам).
Ой. Это именно так и рассказывали древние иудеи! Только там у них ещё Великий Гончар, который вдыхает в глину чувства.
А сознание отдельно от тела не странно?Нечто есть,но у него нет органов чувств. Но как оно ощущает что оно есть если нет органов чувств?И как тогда можно сказать что оно есть?Поэтому бросьте уже эту игру,в курицу-яйцо.Бессмысленно.
А кто вам сказал или почему вы решили, что отдельное от телесности сознание что-то ощущает?
Вот древние индийцы как раз обратное говорили - "там ничего не ощущается, и это прекрасно".
Вы пишете "как же оно ощущает, что оно есть?" - и забываете, что "я есть" это мысль, а не ощущение.
Вы об отсутcтвии что ли говорите?Ну тогда тут и говорить не о чем.Смотри, я покажу тебе ничего Laughing

Ответы на этот пост: Горсть листьев, Си-ва-кон
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Пустые ножны



Зарегистрирован: 09.09.2024
Суждений: 155

651884СообщениеДобавлено: Пт 16 Май 25, 10:26 (7 мес. назад)     Ответ с цитатой

Пустые ножны пишет:
Пустые ножны пишет:
Фраза "только  ярлыки" служит определителем альтернативно-умных товарищей, начитавшихся пелевиных и шизотериков, и принявших художественную литературу за пособие по йоге.
Как вы только что Лонгчемпу в шизотерики определили элегантно.Превращаются брюки,брюки превращаются.....«"Обусловленное бытиё" лишь ярлык, — оно запредельно крайностям существования и несуществования».«Слово "просветление" — не что иное, как ярлык, означающий осознавание своего естественного состояния».

На тибетском прямо так и написано - "лишь ярлык"?
Прямо так и перевел Лама Олег (Сонам Дордже).А что думаете тибетцы такие тупые не смогли понять что например буквы в тексте это ярлыки ?

Лама Великий Болтун? В оригинале нет такого смысла.
Всего лишь ваши слова,против всего лишь его слов.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Кира
Кирилл


Зарегистрирован: 18.03.2012
Суждений: 11260
Откуда: Москва

651885СообщениеДобавлено: Пт 16 Май 25, 10:38 (7 мес. назад)     Ответ с цитатой

Цитата:
Поэтому зрительный контакт - это рупа-чаккху-чакхувиньяна. Сознание зрения - это важно понимать - выполняет тут функцию регуляции органа зрения, то есть настраивает фокус зрения, прикрывает веки, чтобы уменьшить количество света на сетчатке, или, наоборот, раскрывает глаза шире

А не может ли так быть, те «органы зрения», которые в аятанах, в дхату, и в контакте - это про разное ?

В аятанах «орган» - указание на то, что есть «спец.канал» («ворота») для поступления зрительной информации. (Закрываем глаза - света не видно, но где эти глаза, видны ли они сами - это не важно. Важно что мы своей волей можем как-то прекратить «видимое»)

В дхату - упор на то, что «квалии» каким-то неведомым образом (с помощью спец.сознания) происходят от материального. Необъяснимым образом. Отсюда и рассуждения про спец.атомы на языке, на глазах, и т.п.

В КОНТАКТЕ - которым завершается последовательность из 4-х звеньев - виджняна-намарупа-6_аятан-контакт - там показывается возникновение картины/иллюзии объективного мира. Там «орган восприятия» уже в самом нам привычном, профанном смысле.

_________________
новичок на форуме, прочитавший несколько книжек
и доверяющий сведениям, изложенным в метафизическом трактате Д.Андреева "Роза Мира"


Ответы на этот пост: Горсть листьев
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
ТМ



Зарегистрирован: 05.04.2005
Суждений: 14625

651886СообщениеДобавлено: Пт 16 Май 25, 16:47 (7 мес. назад)     Ответ с цитатой

Цитата:
Закрываем глаза - света не видно, но где эти глаза, видны ли они сами - это не важно. Важно что мы своей волей можем как-то прекратить «видимое»

Темнота - это видимое в сарвастиваде. Даже если выколот мясной глаз. Область то видимого никуда не делась. Просто поврежден «трон» индрии и она криво функционирует.

Цитата:
своей волей можем как-то прекратить «видимое»

Нет, невозможно. Термин «видимое» может использоваться в разных значениях. Как что то фактическое или как область познания. Последнее вам никуда не деть и ничто с ней не сделать.

_________________
namaḥ samantabhadrāya samantaspharaṇatviṣe


Ответы на этот пост: Кира
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 31173

651887СообщениеДобавлено: Пт 16 Май 25, 17:18 (7 мес. назад)     Ответ с цитатой

Пустые ножны пишет:
Горсть листьев пишет:
Пустые ножны пишет:
Горсть листьев пишет:
Пустые ножны пишет:
Но сначала должно появится тело,иначе где же будут базироваться ощущения?   Курица или яйцо,вот в чем вопрос!

Так - метафизически - уже более 100 лет не мыслят в современной философии. А буддисты - вообще никогда.
Потому, что это очень странно как-то: сначала появляется бесчувственное тело (кусок глины), а потом он начинает чувствовать (Адам).
Ой. Это именно так и рассказывали древние иудеи! Только там у них ещё Великий Гончар, который вдыхает в глину чувства.
А сознание отдельно от тела не странно?Нечто есть,но у него нет органов чувств. Но как оно ощущает что оно есть если нет органов чувств?И как тогда можно сказать что оно есть?Поэтому бросьте уже эту игру,в курицу-яйцо.Бессмысленно.
А кто вам сказал или почему вы решили, что отдельное от телесности сознание что-то ощущает?
Вот древние индийцы как раз обратное говорили - "там ничего не ощущается, и это прекрасно".
Вы пишете "как же оно ощущает, что оно есть?" - и забываете, что "я есть" это мысль, а не ощущение.
Вы об отсутcтвии что ли говорите?Ну тогда тут и говорить не о чем.Смотри, я покажу тебе ничего Laughing
Жаль, что вы не поняли написанного.
_________________
нео-буддист


Ответы на этот пост: Пустые ножны
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 31173

651888СообщениеДобавлено: Пт 16 Май 25, 17:23 (7 мес. назад)     Ответ с цитатой

Кира пишет:
последовательность из 4-х звеньев - виджняна-намарупа-6_аятан-контакт - там показывается возникновение картины/иллюзии объективного мира.
Разве?
Если есть виджняна, возникает намарума (имярек) -- соответственно возникает 6 каналов восприятия - а раз есть эти шесть каналов, то происходит контакт - в результате которого формируется синергетический эффект, который можно назвать "картина мира". О том, что это иллюзорная картина, ничего ведь не говорится.

_________________
нео-буддист


Ответы на этот пост: Кира
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Кира
Кирилл


Зарегистрирован: 18.03.2012
Суждений: 11260
Откуда: Москва

651889СообщениеДобавлено: Пт 16 Май 25, 17:39 (7 мес. назад)     Ответ с цитатой

Горсть листьев пишет:
Кира пишет:
последовательность из 4-х звеньев - виджняна-намарупа-6_аятан-контакт - там показывается возникновение картины/иллюзии объективного мира.
Разве?
Если есть виджняна, возникает намарума (имярек) -- соответственно возникает 6 каналов восприятия - а раз есть эти шесть каналов, то происходит контакт - в результате которого формируется синергетический эффект, который можно назвать "картина мира". О том, что это иллюзорная картина, ничего ведь не говорится.

как мне кажется, звенья 3,4,5,6 можно понять и феноменологически, но также они же показывают, как в сознании рождается иллюзия существования объективного мира:
3) есть сознание опыта
4) опыт можно поделить на внутреннее/внешнее  (как бы "я" и "не-я")
5) в опыте выявляем 6 каналов
6) и вот готова иллюзорная картина: объект-сам-по-себе контактирует с "органом восприятия" и чудодейственной-силой-сознания и так получается -  иллюзия объективного мира

дальше звенья 7,8,9,10 расписывают другой, альтернативный способ закабаления в сансаре - через желания.
7) есть приятное
8) хотим повторить
9) цепляемся за "объект" (не важно, феноменолгнический или тот иллюзорный что получился на этапе (6)
10) так и получается "житие мое..." (как говорил кинорежиссер Якин)

Обратите внимание
звенья 1,2 - самозамкнутый цикл существования с "субъективной" точки зрения (неведенье / беспокойство)
звенья 3,4,5,6 - показано закабаление через объективную реальность
звенья 7,8,9,10 - показано закабаление "субъективным" способом
звенья 11,12 - опять самозамкнутый цикл существования, но уже с объективной точки зрения (рождение / старость и смерть).

Получается красивая и симметиричная сиситема Smile
И трактовать её можно и в фен.установке, и с акцентом на то, что за иллюзии возникают в под-циклах из 4-х звеньев

_________________
новичок на форуме, прочитавший несколько книжек
и доверяющий сведениям, изложенным в метафизическом трактате Д.Андреева "Роза Мира"


Последний раз редактировалось: Кира (Пт 16 Май 25, 17:49), всего редактировалось 2 раз(а)
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Кира
Кирилл


Зарегистрирован: 18.03.2012
Суждений: 11260
Откуда: Москва

651890СообщениеДобавлено: Пт 16 Май 25, 17:47 (7 мес. назад)     Ответ с цитатой

Цитата:
Закрываем глаза - света не видно, но где эти глаза, видны ли они сами - это не важно. Важно что мы своей волей можем как-то прекратить «видимое»

Темнота - это видимое в сарвастиваде. Даже если выколот мясной глаз. Область то видимого никуда не делась. Просто поврежден «трон» индрии и она криво функционирует.

Цитата:
своей волей можем как-то прекратить «видимое»

Нет, невозможно. Термин «видимое» может использоваться в разных значениях. Как что то фактическое или как область познания. Последнее вам никуда не деть и ничто с ней не сделать.

более точная формулировка мысли: мы обнаруживаем, что в опыте есть 6 каналов/органов, с помощью которых воспринимаемое изменяется особым образом: глаза открыли - видим дерево, глаза закрыли - не видим дерева, снова открыли - дерево на месте.

При этом мы понимаем, что "управление" опытом с помощью 6_каналов принципиально отличается от того, как объекты опыта ведут себя сами.

В этом деление на аятаны - есть опыт и своеобразные способы как-бы управление им.

Вот так мне кажется.

-----

вообще было бы интересно выявить разницу между "органом восприятия" в 12аятанах и 18дхату.  Наверняка там какая-то разность подразумевается.

_________________
новичок на форуме, прочитавший несколько книжек
и доверяющий сведениям, изложенным в метафизическом трактате Д.Андреева "Роза Мира"


Ответы на этот пост: ТМ, Си-ва-кон
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
ТМ



Зарегистрирован: 05.04.2005
Суждений: 14625

651891СообщениеДобавлено: Пт 16 Май 25, 19:44 (7 мес. назад)     Ответ с цитатой

Кира пишет:
Цитата:
Закрываем глаза - света не видно, но где эти глаза, видны ли они сами - это не важно. Важно что мы своей волей можем как-то прекратить «видимое»

Темнота - это видимое в сарвастиваде. Даже если выколот мясной глаз. Область то видимого никуда не делась. Просто поврежден «трон» индрии и она криво функционирует.

Цитата:
своей волей можем как-то прекратить «видимое»

Нет, невозможно. Термин «видимое» может использоваться в разных значениях. Как что то фактическое или как область познания. Последнее вам никуда не деть и ничто с ней не сделать.

более точная формулировка мысли: мы обнаруживаем, что в опыте есть 6 каналов/органов, с помощью которых воспринимаемое изменяется особым образом: глаза открыли - видим дерево, глаза закрыли - не видим дерева, снова открыли - дерево на месте.

При этом мы понимаем, что "управление" опытом с помощью 6_каналов принципиально отличается от того, как объекты опыта ведут себя сами.

В этом деление на аятаны - есть опыт и своеобразные способы как-бы управление им.

Вот так мне кажется.

-----

вообще было бы интересно выявить разницу между "органом восприятия" в 12аятанах и 18дхату.  Наверняка там какая-то разность подразумевается.

Ну вот с ведром на голове «не видно» или «видно внутреннюю часть ведра»?

_________________
namaḥ samantabhadrāya samantaspharaṇatviṣe


Ответы на этот пост: Си-ва-кон
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Си-ва-кон
སྲི་བ་དཀོན


Зарегистрирован: 19.12.2014
Суждений: 8690

651892СообщениеДобавлено: Пт 16 Май 25, 21:30 (7 мес. назад)     Ответ с цитатой

Кира пишет:
вообще было бы интересно выявить разницу между "органом восприятия" в 12 аятанах и 18дхату.  
Наверняка там какая-то разность подразумевается.
Нверняка Вы чего-то ожидаете/заподозрили. В чем, по-Вашему, должна/может быть разница?

Она в том открыты глаза (тогда дхату) или закрыты (аятаны).
А сами индрии - все те же, других не бывает - "три чистые" если только.

Разница, получается, не в индриях. А в объектах.
18 дхату:
1. Внешний, грубая рупа (атомы махабхут).
2. Отражение внешнего в сознании видимого.

Если внешнее видимое недоступно, нет ничего и в аятанах и в сознании видимого.
12 аятан - это шесть входов для будущего вкушения

_________________
Безукоризненная вежливость японцев - следствие их многовековой привычки открыто носить два меча


Последний раз редактировалось: Си-ва-кон (Пт 16 Май 25, 22:33), всего редактировалось 6 раз(а)
Ответы на этот пост: Кира
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail
Си-ва-кон
སྲི་བ་དཀོན


Зарегистрирован: 19.12.2014
Суждений: 8690

651893СообщениеДобавлено: Пт 16 Май 25, 21:33 (7 мес. назад)     Ответ с цитатой

Кира пишет:
Закрываем глаза - света не видно, но где эти глаза, видны ли они сами - это не важно.
Важно что мы своей волей можем как-то прекратить «видимое»
Ну вот с ведром на голове «не видно» или «видно внутреннюю часть ведра»?
Вы же не хотите сказать что ведро на голове помогает видеть с закрытыми глазами
_________________
Безукоризненная вежливость японцев - следствие их многовековой привычки открыто носить два меча


Последний раз редактировалось: Си-ва-кон (Пт 16 Май 25, 21:42), всего редактировалось 1 раз
Ответы на этот пост: КИ, ТМ
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail
Тред сейчас никто не читает.
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Буддистская философия Часовой пояс: GMT + 4
Страницы Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7  След.
Страница 3 из 7

 
Перейти:  
Вам нельзя начинать темы
Вам нельзя отвечать на сообщения
Вам нельзя редактировать свои сообщения
Вам нельзя удалять свои сообщения
Вам нельзя голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы



За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
0.044 (0.206) u0.022 s0.001, 18 0.022 [270/0]