Предыдущая :: Следующая тема |
Автор |
Сообщение |
Караван заблокирован
Зарегистрирован: 09.08.2021 Суждений: 163
|
№584389Добавлено: Ср 11 Авг 21, 11:17 (3 года тому назад) Термины |
|
|
|
Всем привет!
Когда будет время, поделитесь знанием смысла, значениями терминов.
Если можно, то в составе каких-то цитат, чтобы был понятен контекст.
Первый - Vitarka̱ — вредное влечение?
Ответы на этот пост: Горсть листьев |
|
Наверх |
|
|
Горсть листьев Фикус, Историк
Зарегистрирован: 10.09.2010 Суждений: 30628
|
№584390Добавлено: Ср 11 Авг 21, 11:34 (3 года тому назад) Re: Термины |
|
|
|
Всем привет!
Когда будет время, поделитесь знанием смысла, значениями терминов.
Если можно, то в составе каких-то цитат, чтобы был понятен контекст.
Первый - Vitarka̱ — вредное влечение? Витарка или витакка (пали) - направление мысли, то есть целенаправленаая сосредоточенная мысленная деятельность - направление внимания. В первой дхьяне сопровождается вичарой - удержанием вниманияна объекте направления мысли. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся. |
|
Наверх |
|
|
КИ 3Д
Зарегистрирован: 17.02.2005 Суждений: 49306
|
№584394Добавлено: Ср 11 Авг 21, 11:44 (3 года тому назад) |
|
|
|
Откуда там долгая гласная на конце? Выдрано из композита? _________________ Буддизм чистой воды
Ответы на этот пост: Караван |
|
Наверх |
|
|
Караван заблокирован
Зарегистрирован: 09.08.2021 Суждений: 163
|
№584395Добавлено: Ср 11 Авг 21, 11:44 (3 года тому назад) |
|
|
|
О.К.
Я нашёл ещё объяснение:
Цитата: Если взять нечто усреднённое между различными версиями перевода, то можно сказать, что Витарка – это «размышление». Размышление над чем? Является ли Витарка созерцанием, то есть процессом Дхьяны? И да, и нет. В случае с Витаркой предметом концентрации являются объекты, воспринимаемые органами чувств. Что это значит?
К примеру, в йоге есть такая практика, как тратака – это концентрация на точке, свече или образе. Одним из классических вариантов тратаки является концентрация на так называемой «тханке» - это нечто вроде иконографического изображения с образом просветлённого существа в традиции буддизма. Так вот, концентрация на тханке является типичным примером Витарки – созерцания объекта, который воспринимается органами чувств.
В этом принципиальное отличие Витарки от Вичары, которая является процессом концентрации на более тонких вещах. И Вичара уже является полноценной Дхьяной. Не случайно Патанджали разместил эти понятия именно в таком порядке: сначала следует Витарка, а затем Вичара – более тонкий уровень концентрации.
Можно сказать, что Витарка - это сосредоточение мысли на объекте, который воспринимается органом чувств? (Без "целенаправленности")
Или о Витарке имеет смысл говорить только в контексте произвольного, целенаправленного наблюдения? |
|
Наверх |
|
|
Караван заблокирован
Зарегистрирован: 09.08.2021 Суждений: 163
|
№584396Добавлено: Ср 11 Авг 21, 11:45 (3 года тому назад) |
|
|
|
Откуда там долгая гласная на конце? Выдрано из композита? Из книги - перевода Свами Сатьянанды Сутр Патанджали.
В чем проблема?
Ответы на этот пост: КИ |
|
Наверх |
|
|
КИ 3Д
Зарегистрирован: 17.02.2005 Суждений: 49306
|
№584397Добавлено: Ср 11 Авг 21, 11:49 (3 года тому назад) |
|
|
|
Откуда там долгая гласная на конце? Выдрано из композита? Из книги - перевода Свами Сатьянанды Сутр Патанджали.
В чем проблема?
Нет такого слова - с долгой а на конце (нижняя тильда - долгая а).
Как и нет смысла обсуждать небуддийские термины. _________________ Буддизм чистой воды
Ответы на этот пост: Караван |
|
Наверх |
|
|
Караван заблокирован
Зарегистрирован: 09.08.2021 Суждений: 163
|
№584399Добавлено: Ср 11 Авг 21, 11:55 (3 года тому назад) |
|
|
|
Нет такого слова - с долгой а на конце (нижняя тильда - долгая а).
Как и нет смысла обсуждать небуддийские термины. А по каким признакам это НЕ буддийский термин?
И почему нет смысла?
Разве при наличии текста может быть так, чтобы не было смысла?
Ответы на этот пост: КИ |
|
Наверх |
|
|
КИ 3Д
Зарегистрирован: 17.02.2005 Суждений: 49306
|
№584406Добавлено: Ср 11 Авг 21, 12:16 (3 года тому назад) |
|
|
|
Нет такого слова - с долгой а на конце (нижняя тильда - долгая а).
Как и нет смысла обсуждать небуддийские термины. А по каким признакам это НЕ буддийский термин?
По признаку взятия его из не буддийской литературы? В разных системах одно и то же слово имеет разный смысл. И даже внутри одной часто меняет значение от контекста. _________________ Буддизм чистой воды
Ответы на этот пост: Караван |
|
Наверх |
|
|
Горсть листьев Фикус, Историк
Зарегистрирован: 10.09.2010 Суждений: 30628
|
№584407Добавлено: Ср 11 Авг 21, 12:17 (3 года тому назад) |
|
|
|
У Патанджали объяснение термина явно взято от буддистов, но со своими искажениями, в частности - он относит к "настоящей дхьяне" только вичару, а витарку называет чем-то предварительным, в то время как у нас паттхама джхана - это витакка-вичара-пити-суккха-экагата читта. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Ответы на этот пост: Караван |
|
Наверх |
|
|
Караван заблокирован
Зарегистрирован: 09.08.2021 Суждений: 163
|
№584409Добавлено: Ср 11 Авг 21, 12:24 (3 года тому назад) |
|
|
|
По признаку взятия его из не буддийской литературы?
Так логика?
Я чайник.
Пришёл к крутым буддистам.
Заглянул в чайную, к тем, кто настроен добродушно. (не в пивную же).
Взял термин там, где знаю.
И прошу привести примеры оттуда, где НЕ знаю.
В чём проблема у буддистов?
В примерах?
В разных системах одно и то же слово имеет разный смысл. Так это из просьбы понятно. Нет? Не всем?
И даже внутри одной часто меняет значение от контекста. Так в просьбе про контекст сказано? Нет? |
|
Наверх |
|
|
Караван заблокирован
Зарегистрирован: 09.08.2021 Суждений: 163
|
№584410Добавлено: Ср 11 Авг 21, 12:26 (3 года тому назад) |
|
|
|
у нас паттхама джхана - это витакка-вичара-пити-суккха-экагата читта. Это от Будды или позднее?
Ответы на этот пост: Горсть листьев |
|
Наверх |
|
|
Караван заблокирован
Зарегистрирован: 09.08.2021 Суждений: 163
|
№584414Добавлено: Ср 11 Авг 21, 13:27 (3 года тому назад) |
|
|
|
Ну О.К.
Второй термин:
himsa̱dayah - причинение вреда, насилие
Составное? Из himsa̱ и dayah ?
Цитата: Если можно, то в составе каких-то цитат, чтобы был понятен контекст.
Последний раз редактировалось: Караван (Ср 11 Авг 21, 13:28), всего редактировалось 1 раз
|
|
Наверх |
|
|
КИ 3Д
Зарегистрирован: 17.02.2005 Суждений: 49306
|
|
Наверх |
|
|
Горсть листьев Фикус, Историк
Зарегистрирован: 10.09.2010 Суждений: 30628
|
№584420Добавлено: Ср 11 Авг 21, 13:54 (3 года тому назад) |
|
|
|
у нас паттхама джхана - это витакка-вичара-пити-суккха-экагата читта. Это от Будды или позднее? Прямо и непосредственно от Самого Будды. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Ответы на этот пост: Караван |
|
Наверх |
|
|
Караван заблокирован
Зарегистрирован: 09.08.2021 Суждений: 163
|
№584425Добавлено: Ср 11 Авг 21, 14:38 (3 года тому назад) |
|
|
|
у нас паттхама джхана - это витакка-вичара-пити-суккха-экагата читта. Это от Будды или позднее? Прямо и непосредственно от Самого Будды. Будда сам ничего не писал.
Что является общепринятым первоисточником в буддизме?
Ну, какой документ писали с его слов ученики?
Ответы на этот пост: Горсть листьев, ТМ |
|
Наверх |
|
|
Тред сейчас никто не читает.
|
|