Буддийские форумы Дхарма
Буддийское сообщество
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи  ГруппыГруппы   КалендарьКалендарь   PeгиcтрaцияPeгиcтрaция 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВхoдВхoд 
 Новые постыНовые посты   За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю 
В этом разделе: За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю   За месяцЗа месяц 

Термины

Страницы 1, 2, 3  След.
 
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Чайная
Предыдущая :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Караван
заблокирован


Зарегистрирован: 09.08.2021
Суждений: 163

584389СообщениеДобавлено: Ср 11 Авг 21, 11:17 (3 года тому назад)    Термины Ответ с цитатой

Всем привет!

Когда будет время, поделитесь знанием смысла, значениями терминов.
Если можно, то в составе каких-то цитат, чтобы был понятен контекст.

Первый - Vitarka̱ — вредное влечение?


Ответы на этот пост: Горсть листьев
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30628

584390СообщениеДобавлено: Ср 11 Авг 21, 11:34 (3 года тому назад)    Re: Термины Ответ с цитатой

Караван пишет:
Всем привет!

Когда будет время, поделитесь знанием смысла, значениями терминов.
Если можно, то в составе каких-то цитат, чтобы был понятен контекст.

Первый - Vitarka̱ — вредное влечение?
Витарка или витакка (пали) - направление мысли, то есть целенаправленаая сосредоточенная мысленная деятельность - направление внимания. В первой дхьяне сопровождается вичарой - удержанием вниманияна объекте направления мысли.
_________________
Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 49306

584394СообщениеДобавлено: Ср 11 Авг 21, 11:44 (3 года тому назад)     Ответ с цитатой

Откуда там долгая гласная на конце? Выдрано из композита?
_________________
Буддизм чистой воды


Ответы на этот пост: Караван
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
Караван
заблокирован


Зарегистрирован: 09.08.2021
Суждений: 163

584395СообщениеДобавлено: Ср 11 Авг 21, 11:44 (3 года тому назад)     Ответ с цитатой

О.К.
Я нашёл ещё объяснение:
Цитата:
Если взять нечто усреднённое между различными версиями перевода, то можно сказать, что Витарка – это «размышление». Размышление над чем? Является ли Витарка созерцанием, то есть процессом Дхьяны? И да, и нет. В случае с Витаркой предметом концентрации являются объекты, воспринимаемые органами чувств. Что это значит?

К примеру, в йоге есть такая практика, как тратака – это концентрация на точке, свече или образе. Одним из классических вариантов тратаки является концентрация на так называемой «тханке» - это нечто вроде иконографического изображения с образом просветлённого существа в традиции буддизма. Так вот, концентрация на тханке является типичным примером Витарки – созерцания объекта, который воспринимается органами чувств.

В этом принципиальное отличие Витарки от Вичары, которая является процессом концентрации на более тонких вещах. И Вичара уже является полноценной Дхьяной. Не случайно Патанджали разместил эти понятия именно в таком порядке: сначала следует Витарка, а затем Вичара – более тонкий уровень концентрации.

Можно сказать, что Витарка - это сосредоточение мысли на объекте, который воспринимается органом чувств? (Без "целенаправленности")

Или о Витарке имеет смысл говорить только в контексте произвольного, целенаправленного наблюдения?
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Караван
заблокирован


Зарегистрирован: 09.08.2021
Суждений: 163

584396СообщениеДобавлено: Ср 11 Авг 21, 11:45 (3 года тому назад)     Ответ с цитатой

Откуда там долгая гласная на конце? Выдрано из композита?
Из книги - перевода Свами Сатьянанды Сутр Патанджали.
В чем проблема?


Ответы на этот пост: КИ
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 49306

584397СообщениеДобавлено: Ср 11 Авг 21, 11:49 (3 года тому назад)     Ответ с цитатой

Караван пишет:
Откуда там долгая гласная на конце? Выдрано из композита?
Из книги - перевода Свами Сатьянанды Сутр Патанджали.
В чем проблема?

Нет такого слова - с долгой а на конце (нижняя тильда - долгая а).

Как и нет смысла обсуждать небуддийские термины.

_________________
Буддизм чистой воды


Ответы на этот пост: Караван
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
Караван
заблокирован


Зарегистрирован: 09.08.2021
Суждений: 163

584399СообщениеДобавлено: Ср 11 Авг 21, 11:55 (3 года тому назад)     Ответ с цитатой


Нет такого слова - с долгой а на конце (нижняя тильда - долгая а).

Как и нет смысла обсуждать небуддийские термины.
А по каким признакам это НЕ буддийский термин?
И почему нет смысла?
Разве при наличии текста может быть так, чтобы не было смысла?


Ответы на этот пост: КИ
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 49306

584406СообщениеДобавлено: Ср 11 Авг 21, 12:16 (3 года тому назад)     Ответ с цитатой

Караван пишет:

Нет такого слова - с долгой а на конце (нижняя тильда - долгая а).

Как и нет смысла обсуждать небуддийские термины.
А по каким признакам это НЕ буддийский термин?

По признаку взятия его из не буддийской литературы? В разных системах одно и то же слово имеет разный смысл. И даже внутри одной часто меняет значение от контекста.

_________________
Буддизм чистой воды


Ответы на этот пост: Караван
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30628

584407СообщениеДобавлено: Ср 11 Авг 21, 12:17 (3 года тому назад)     Ответ с цитатой

У Патанджали объяснение термина явно взято от буддистов, но со своими искажениями, в частности - он относит к "настоящей дхьяне" только вичару, а витарку называет чем-то предварительным, в то время как у нас паттхама джхана - это витакка-вичара-пити-суккха-экагата читта.
_________________
Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.


Ответы на этот пост: Караван
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Караван
заблокирован


Зарегистрирован: 09.08.2021
Суждений: 163

584409СообщениеДобавлено: Ср 11 Авг 21, 12:24 (3 года тому назад)     Ответ с цитатой

По признаку взятия его из не буддийской литературы?

Так логика?
Я чайник.
Пришёл к крутым буддистам.
Заглянул в чайную, к тем, кто настроен добродушно. (не в пивную же).
Взял термин там, где знаю.
И прошу привести примеры оттуда, где НЕ знаю.
В чём проблема у буддистов?
В примерах?

В разных системах одно и то же слово имеет разный смысл.
Так это из просьбы понятно. Нет? Не всем?

И даже внутри одной часто меняет значение от контекста.
Так в просьбе про контекст сказано? Нет?
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Караван
заблокирован


Зарегистрирован: 09.08.2021
Суждений: 163

584410СообщениеДобавлено: Ср 11 Авг 21, 12:26 (3 года тому назад)     Ответ с цитатой

Горсть листьев пишет:
у нас паттхама джхана - это витакка-вичара-пити-суккха-экагата читта.
Это от Будды или позднее?

Ответы на этот пост: Горсть листьев
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Караван
заблокирован


Зарегистрирован: 09.08.2021
Суждений: 163

584414СообщениеДобавлено: Ср 11 Авг 21, 13:27 (3 года тому назад)     Ответ с цитатой

Ну О.К.

Второй термин:

himsa̱dayah  -  причинение вреда, насилие

Составное?   Из himsa̱ и  dayah  ?

Цитата:
Если можно, то в составе каких-то цитат, чтобы был понятен контекст.


Последний раз редактировалось: Караван (Ср 11 Авг 21, 13:28), всего редактировалось 1 раз
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 49306

584415СообщениеДобавлено: Ср 11 Авг 21, 13:28 (3 года тому назад)     Ответ с цитатой

https://www.learnsanskrit.cc
_________________
Буддизм чистой воды
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30628

584420СообщениеДобавлено: Ср 11 Авг 21, 13:54 (3 года тому назад)     Ответ с цитатой

Караван пишет:
Горсть листьев пишет:
у нас паттхама джхана - это витакка-вичара-пити-суккха-экагата читта.
Это от Будды или позднее?
Прямо и непосредственно от Самого Будды.
_________________
Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.


Ответы на этот пост: Караван
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Караван
заблокирован


Зарегистрирован: 09.08.2021
Суждений: 163

584425СообщениеДобавлено: Ср 11 Авг 21, 14:38 (3 года тому назад)     Ответ с цитатой

Горсть листьев пишет:
Караван пишет:
Горсть листьев пишет:
у нас паттхама джхана - это витакка-вичара-пити-суккха-экагата читта.
Это от Будды или позднее?
Прямо и непосредственно от Самого Будды.
Будда сам ничего не писал.
Что является общепринятым первоисточником в буддизме?
Ну, какой документ писали с его слов ученики?


Ответы на этот пост: Горсть листьев, ТМ
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Тред сейчас никто не читает.
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Чайная Часовой пояс: GMT + 4
Страницы 1, 2, 3  След.
Страница 1 из 3

 
Перейти:  
Вам нельзя начинать темы
Вам нельзя отвечать на сообщения
Вам нельзя редактировать свои сообщения
Вам нельзя удалять свои сообщения
Вам нельзя голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы



За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
0.031 (0.031) u0.018 s0.000, 18 0.014 [267/0]