|
Дхарма Буддийское сообщество
|
Предыдущая :: Следующая тема |
Автор |
Сообщение |
Ктото
Зарегистрирован: 05.02.2017 Суждений: 7305
|
№504485Добавлено: Чт 19 Сен 19, 20:01 (5 лет тому назад) О 7 и 8 факторах Благородного Восмеричного Пути |
|
|
|
Предлагаю вопрос рассмотреть с тхеравадинской точки зрения, потому что там Четвертая БИ включает в себя только Б8П.
Випассана-бхавана (ведущая к прозрению в природу феноменов, которое, в свою очередь, развивает мудрость - панню - и ведет к пробуждению) считается более важной техникой, чем саматха-бхавана (ведущая к успокоению ума - саматхе, а на более глубоком уровне к сосредоточению ума - самадхи).
Випассана-бхавана использует саматха-бхавану в качестве опоры, а может практиковаться и без нее (сукха випассана), причем с тем же результатом - развитием мудрости и пробуждением.
Саматха-бхавана без випассана-бхаваны с буддийской точки зрения к пробуждению не ведет.
7-й фактор Пути - самма сати - насколько я понимаю, связан с випассана-бхаваной (с сатипаттханой, направленной на изменчивые феномены (дхаммы)).
8-й фактор Пути - самма самадхи - насколько я понимаю, связан с саматха-бхаваной (с сатипаттханой, направленной на концепции (панняти)).
В связи с этим, 2 вопроса:
1. Почему в последовательности факторов Пути самма сати идет перед самма самадхи, а не после него?
Мой вариант ответа: это связано с тем, что при пробуждении объектом ума является Ниббана. А раз Ниббана неизменна (хоть она и феномен - дхамма), то это объект саматха-бхаваны, а не випассана-бхаваны. Поэтому последним фактором Пути является правильное самадхи, а именно - сосредоточение на Ниббане.
2. Почему 7 фактор Пути - самма сати - относится не к развитию панни (мудрости), а к развитию самадхи (сосредоточенности)?
Здесь имеется в виду связь 8 факторов пути с развитием трех качеств - мудрость (пання), нравственность (сила), сосредоточенность (самадхи).
Мне это не понятно, потому что если фактор самма сати связан с випассана-бхаваной, то он, по идее, должен вести к прозрению, к мудрости. _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид." |
|
Наверх |
|
|
КИ 3Д
Зарегистрирован: 17.02.2005 Суждений: 49625
|
№504487Добавлено: Чт 19 Сен 19, 20:31 (5 лет тому назад) |
|
|
|
Мудрость это различение факторов, а сати это припоминание, удержание в уме, что очень близко к вниманию (самадхи). _________________ Буддизм чистой воды
Ответы на этот пост: Ктото, Ассаджи |
|
Наверх |
|
|
Ктото
Зарегистрирован: 05.02.2017 Суждений: 7305
|
№504488Добавлено: Чт 19 Сен 19, 20:36 (5 лет тому назад) |
|
|
|
Мудрость это различение факторов, а сати это припоминание, удержание в уме, что очень близко к вниманию (самадхи).
Почему же почти везде пишут, что випассана-бхавана ведет к развитию мудрости, и редко упоминают, что она ведет к развитию одного из видов сосредоточенности - мгновенной сосредоточенности (кханика-самадхи)?
Поэтому у меня и сложилась ассоциация випассана-бхаваны прежде всего с мудростью (пання), а не с сосредоточенностью (самадхи). _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Последний раз редактировалось: Ктото (Чт 19 Сен 19, 20:49), всего редактировалось 1 раз
|
|
Наверх |
|
|
Ктото
Зарегистрирован: 05.02.2017 Суждений: 7305
|
№504490Добавлено: Чт 19 Сен 19, 20:39 (5 лет тому назад) |
|
|
|
Скажу о том же, но иначе: с одной стороны, в буддизме считается, что самадхи индуистских йогов не ведет к окончательному освобождению, а с другой - именно фактором самма самадхи завершается Б8П. _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид." |
|
Наверх |
|
|
Ктото
Зарегистрирован: 05.02.2017 Суждений: 7305
|
№504491Добавлено: Чт 19 Сен 19, 20:41 (5 лет тому назад) |
|
|
|
Вот если бы 7 фактором было самма самадхи, было бы понятно:
индуистские йоги останавливаются на 7 факторе, а буддийские йоги идут дальше - самма сати (8 фактор). _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид." |
|
Наверх |
|
|
КИ 3Д
Зарегистрирован: 17.02.2005 Суждений: 49625
|
№504492Добавлено: Чт 19 Сен 19, 20:43 (5 лет тому назад) |
|
|
|
8БП - это не последовательность этапов. Все могут быть одновременно. _________________ Буддизм чистой воды
Ответы на этот пост: Ктото |
|
Наверх |
|
|
Ктото
Зарегистрирован: 05.02.2017 Суждений: 7305
|
№504493Добавлено: Чт 19 Сен 19, 20:47 (5 лет тому назад) |
|
|
|
8БП - это не последовательность этапов. Все могут быть одновременно.
Могут - и одновременно, и в последовательности, но в другой (например, человек развил правильную речь до того, как узнал о правильных воззрениях).
И все же некоторая последовательность (отражающая некую общую закономерность) здесь есть.
И мне понятна логика последовательности всех факторов, кроме 7, который из этой логики выпадает. И понятна логика отнесения всех факторов к 3 качествам (сила, пання, самадхи), кроме 7. _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид." |
|
Наверх |
|
|
КИ 3Д
Зарегистрирован: 17.02.2005 Суждений: 49625
|
№504495Добавлено: Чт 19 Сен 19, 20:53 (5 лет тому назад) |
|
|
|
Уже самъяк-дришти дает плодом святость. Как она возможна без прочих элементов? _________________ Буддизм чистой воды
Ответы на этот пост: Ктото |
|
Наверх |
|
|
Ктото
Зарегистрирован: 05.02.2017 Суждений: 7305
|
№504497Добавлено: Чт 19 Сен 19, 20:59 (5 лет тому назад) |
|
|
|
Уже самъяк-дришти дает плодом святость. Как она возможна без прочих элементов?
Б8П, как и ПС, можно представить как спираль с множеством витков.
В случае Б8П каждый виток включает в себя все 8 факторов. То есть к работе над каждым фактором человек возвращается вновь и вновь - множество раз.
И все же у Б8П факторы описаны в определенной последовательности. Не думаю, что случайной. _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид." |
|
Наверх |
|
|
КИ 3Д
Зарегистрирован: 17.02.2005 Суждений: 49625
|
№504500Добавлено: Чт 19 Сен 19, 21:06 (5 лет тому назад) |
|
|
|
Про спираль - это чья-то придумка с Википедии?
У Асанги самъяк-самадхи - это "концентрация на других элементах Пути". Но, это не "с тхеравадинской точки зрения". То есть, не с т.з. современных придумок. _________________ Буддизм чистой воды
Ответы на этот пост: Ктото, Ктото |
|
Наверх |
|
|
Ктото
Зарегистрирован: 05.02.2017 Суждений: 7305
|
|
Наверх |
|
|
Samantabhadra удаленный аккаунт
Зарегистрирован: 10.01.2009 Суждений: 10755
|
№504502Добавлено: Чт 19 Сен 19, 21:17 (5 лет тому назад) |
|
|
|
Полагаю, 8-й фактор, как надмирское, выделен последним, а сати, предшествует дхьяне. Вообще, логика списка идёт от установки воззрения в направление разворачивания дхармического действия. Есть символ пути - колесо с восемью спицами. Можно представить спицы полыми, а их наполнение - сознание человека. Каждая спица на какой-то процент наполнена, по-разному в разные моменты, в зависимости от кармы. Когда спицы наполняются полностью, круг в колесе замыкается
Ответы на этот пост: Ктото |
|
Наверх |
|
|
Амарант Гость
|
№504503Добавлено: Чт 19 Сен 19, 21:17 (5 лет тому назад) |
|
|
|
Ктото
Випассана-бхавана использует саматха-бхавану в качестве опоры, а может практиковаться и без нее (сукха випассана), причем с тем же результатом - развитием мудрости и пробуждением. Возможно, все это следствие очередных противоречий тэравады своему собственному коренному тексту (ПК). На сколько мне известно, освобождение мудростью в сутрах не подразумевает отсутствие саматхи вообще, а подразумевает лишь отсутствие достижения 4-х бесформенных сфер.
А представление о том, что можно освободиться без саматхи возможно идет от исторического периода отсутствия в монашеской традиции тэравады практики медитации (вроде как перестали медитировать с какого-то момента, а потом уже ближе к нашему времени практику реконструировали по сутрам).
Ответы на этот пост: Ктото |
|
Наверх |
|
|
Ктото
Зарегистрирован: 05.02.2017 Суждений: 7305
|
№504504Добавлено: Чт 19 Сен 19, 21:21 (5 лет тому назад) |
|
|
|
У Асанги самъяк-самадхи - это "концентрация на других элементах Пути".
Надо еще раз перечитать Асангу - уже более цельно, а то я кусками читала.
Такой подход может быть ответом на вопрос.
Самьяк-самадхи - это некий интегрирующий фактор в системе 8 факторов (наподобие пятой скандхи в системе 5 скандх).
Тогда к самьяк-смрити относятся оба вида медитации - и шаматха-бхавана, и випашьяна-бхавана. Не случайно оба вида медитации - это варианты смритьюпрастханы с разными объектами.
И хотя випашьяна-бхавана из 3 качеств (шила, праджня, самадхи) больше ведет к развитию праджни, но в целом бхавана (випашьяна-бхавана и шаматха-бхавана) больше ведет к развитию самадхи.
Такое толкование правильное? _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид." |
|
Наверх |
|
|
Ктото
Зарегистрирован: 05.02.2017 Суждений: 7305
|
№504505Добавлено: Чт 19 Сен 19, 21:25 (5 лет тому назад) |
|
|
|
Ктото
Випассана-бхавана использует саматха-бхавану в качестве опоры, а может практиковаться и без нее (сукха випассана), причем с тем же результатом - развитием мудрости и пробуждением. Возможно, все это следствие очередных противоречий тэравады своему собственному коренному тексту (ПК). На сколько мне известно, освобождение мудростью в сутрах не подразумевает отсутствие саматхи вообще, а подразумевает лишь отсутствие достижения 4-х бесформенных сфер.
А представление о том, что можно освободиться без саматхи возможно идет от исторического периода отсутствия в монашеской традиции тэравады практики медитации (вроде как перестали медитировать с какого-то момента, а потом уже ближе к нашему времени практику реконструировали по сутрам).
Возможно. _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид." |
|
Наверх |
|
|
Тред сейчас никто не читает.
|
|
|
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы
|
За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
|