 |
Дхарма Буддийское сообщество
|
Предыдущая :: Следующая тема |
Автор |
Сообщение |
Алексей_Михайлов заблокирован

Зарегистрирован: 21.04.2015 Суждений: 1111
|
№484450 Добавлено: Вс 26 Май 19, 07:37 (6 лет тому назад) Буддизм не отрицает свободу воли (санскритолог Р. Пишель, буддолог В. Г. Лысенко) |
|
|
|
Санскритолог Р. Пишель считал, что Будда был сторонником существования свободы воли[4] и указывал на её существование следующими словами: «Я учу, что есть действие, дело, воля»[5].
В современной буддологии считается, что свобода воли прямо связана с концепцией кармы. Согласно последней концепции, у кармы существуют две части: дайва (судьба) и пуруша-кара («человеческое действие»). Первая часть кармы связана с прошлыми поступками и является частью, которую человек не может изменить. Вторая часть является «свободной инициативой», с помощью которой человек может действовать таким образом, чтобы создать условия для изменения будущего. В качестве предельного проявления пуруша-кары человек может «прекратить действие закона кармы» и достигнуть нирваны[6].
Буддолог В. Г. Лысенко также отмечает, что свобода воли в традиции может пониматься через следующие утверждения[7]:
«Дхармы сознания обладают свойством подавлять и направлять действие других дхарм».
При помощи четаны (намерения) осуществляется выбор участи человека, ведущей к «религиозной добродетели» или «омрачениям».
Таким образом, указывает Лысенко, свобода выбора является «объективным» событием, появляющимся вследствие действия прочих внешних и внутренних событий, которые, в свою очередь, не отделены друг от друга, а являются «единством многих дхармических линий»[8].
_
4. Пишель Р. Будда, его жизнь и учение / Сост. Г. Г. Горбунова, доп. А. И. Кузьмина. — М.: Амрита-Русь, 2004. — 184 с
6. Лысенко В. Г. Карма // Философия буддизма: энциклопедия / отв. ред. М. Т. Степанянц;. — М.: Восточная литература, ИФ РАН, 2011. — С. 360—369. — 1045 с. — ISBN 978-5-02-036492-9.
7. Лысенко В. Г. Ранний буддизм: религия и философия. Учебное пособие. — М.: ИФ РАН, 2003. — 246 с. — ISBN 5-201-02123-9.
8. Лысенко В. Г. Ранний буддизм: религия и философия. Учебное пособие. — М.: ИФ РАН, 2003. — 246 с. — ISBN 5-201-02123-9. |
|
Наверх |
|
 |
Си-ва-кон སྲི་བ་དཀོན

Зарегистрирован: 19.12.2014 Суждений: 7783
|
№484471 Добавлено: Вс 26 Май 19, 11:04 (6 лет тому назад) |
|
|
|
Исключение свободы воли делает безначальную авидью бесконечной, нирвану недостижимой.
Решение достичь нирваны позволяет процессу завершиться, без чего он будет оставаться бесконечным. _________________ Безукоризненная вежливость японцев - следствие их многовековой привычки открыто носить два меча |
|
Наверх |
|
 |
Antaradhana Wolfshadow

Зарегистрирован: 16.01.2016 Суждений: 10000
|
№484523 Добавлено: Вс 26 Май 19, 15:02 (6 лет тому назад) |
|
|
|
Свобода воли есть, но она весьма ограничена обусловленностью. Например, если человек родился и был воспитан в племени дикарей-охотников, то у него немного шансов выйти за рамки регулярных убийств животных на охоте и периодических убийств людей, в стычках с соседними племенами. Что уж говорить про хищных животных, которые с рождения обречены на убийства других.
Ответы на этот пост: Горсть листьев |
|
Наверх |
|
 |
Горсть листьев Фикус, Историк

Зарегистрирован: 10.09.2010 Суждений: 30881
|
№484536 Добавлено: Вс 26 Май 19, 15:45 (6 лет тому назад) |
|
|
|
Свобода воли есть, но она весьма ограничена обусловленностью. Например, если человек родился и был воспитан в племени дикарей-охотников, то у него немного шансов выйти за рамки регулярных убийств животных на охоте и периодических убийств людей, в стычках с соседними племенами. Что уж говорить про хищных животных, которые с рождения обречены на убийства других. Или же, если человек родился в семье советских коммунистов, воспитанных невежественными воспитателями, и вырос в клане вечно недовольных своей жизнью провинциальных интеллигентов и госслужащих, то каковы его шансы вырваться из пут догматического мышления и всеотравляющего негативизма? _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Ответы на этот пост: Ёжик, Antaradhana |
|
Наверх |
|
 |
Ёжик заблокирован
Зарегистрирован: 08.03.2014 Суждений: 16142
|
№484538 Добавлено: Вс 26 Май 19, 15:52 (6 лет тому назад) |
|
|
|
Свобода воли есть, но она весьма ограничена обусловленностью. Например, если человек родился и был воспитан в племени дикарей-охотников, то у него немного шансов выйти за рамки регулярных убийств животных на охоте и периодических убийств людей, в стычках с соседними племенами. Что уж говорить про хищных животных, которые с рождения обречены на убийства других. Или же, если человек родился в семье советских коммунистов, воспитанных невежественными воспитателями, и вырос в клане вечно недовольных своей жизнью провинциальных интеллигентов и госслужащих, то каковы его шансы вырваться из пут догматического мышления и всеотравляющего негативизма? Имеющего язык основанный на христианских понятиях (спасибо, и др), культурном коде православия где идеал - воскрешение и вечная жизнь, и вдруг стать буддистом желающим ее прекратить.
Ответы на этот пост: Горсть листьев |
|
Наверх |
|
 |
Горсть листьев Фикус, Историк

Зарегистрирован: 10.09.2010 Суждений: 30881
|
№484540 Добавлено: Вс 26 Май 19, 16:01 (6 лет тому назад) |
|
|
|
Свобода воли есть, но она весьма ограничена обусловленностью. Например, если человек родился и был воспитан в племени дикарей-охотников, то у него немного шансов выйти за рамки регулярных убийств животных на охоте и периодических убийств людей, в стычках с соседними племенами. Что уж говорить про хищных животных, которые с рождения обречены на убийства других. Или же, если человек родился в семье советских коммунистов, воспитанных невежественными воспитателями, и вырос в клане вечно недовольных своей жизнью провинциальных интеллигентов и госслужащих, то каковы его шансы вырваться из пут догматического мышления и всеотравляющего негативизма? Имеющего язык основанный на христианских понятиях (спасибо, и др), культурном коде православия где идеал - воскрешение и вечная жизнь, и вдруг стать буддистом желающим ее прекратить. Так с православием ещё его родители разделались. Христианский культурный код хотя и имеется, но это ведь не более, чем просто набор привычек, не правда ли? К их осмыслению и переосмыслению ведь ещё вкус и навык нужно развить... Слово "вдруг" мне тут кажется крайне неуместным. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся. |
|
Наверх |
|
 |
Ёжик заблокирован
Зарегистрирован: 08.03.2014 Суждений: 16142
|
№484543 Добавлено: Вс 26 Май 19, 16:10 (6 лет тому назад) |
|
|
|
Горсть листьев
На дню несколько раз поминать Бога, говоря спасибо - это как? А христианская калька буддийских понятий? Далай-лама - ихний Папа, ламы - попы, Будда - царевич Иоасаф….
Цель жизни - жить праведно, умереть, чтобы после Пришествия воскреснуть и жить вечно, восседая за одним столом на пиру с Христосом... это как сочетается с буддийской отреченностью от жизни?
Конечно население может не вдавалась в тонкости воскрешения и последующей вечной жизни, но аннигилировать в небытие точно не было готово. Хотите попасть в рай? - ну если повезет... Хотите прекратить жить вообще, никакого вам ни рая, ни ада? ...мммм, это чета не по христиански...
Ответы на этот пост: Горсть листьев |
|
Наверх |
|
 |
Antaradhana Wolfshadow

Зарегистрирован: 16.01.2016 Суждений: 10000
|
№484544 Добавлено: Вс 26 Май 19, 16:12 (6 лет тому назад) |
|
|
|
Свобода воли есть, но она весьма ограничена обусловленностью. Например, если человек родился и был воспитан в племени дикарей-охотников, то у него немного шансов выйти за рамки регулярных убийств животных на охоте и периодических убийств людей, в стычках с соседними племенами. Что уж говорить про хищных животных, которые с рождения обречены на убийства других. Или же, если человек родился в семье советских коммунистов, воспитанных невежественными воспитателями, и вырос в клане вечно недовольных своей жизнью провинциальных интеллигентов и госслужащих, то каковы его шансы вырваться из пут догматического мышления и всеотравляющего негативизма? Тут, все же есть шансы вести добродетельную жизнь, воздерживаясь от убийств и других неблагих деяний и даже есть шанс встретить Дхамму, склонить к ней ум, и начать следовать ей, что для дикарей в Африке, живущих охотой - недоступно.
Ответы на этот пост: Горсть листьев |
|
Наверх |
|
 |
Ёжик заблокирован
Зарегистрирован: 08.03.2014 Суждений: 16142
|
№484547 Добавлено: Вс 26 Май 19, 16:15 (6 лет тому назад) |
|
|
|
Antaradhana
Оле Нидал говорит что у африканцев, даже современных есть определенные проблемы с Дхармой. Поэтому его ежегодный всемирный тур по континентам не включает Африку. |
|
Наверх |
|
 |
Горсть листьев Фикус, Историк

Зарегистрирован: 10.09.2010 Суждений: 30881
|
№484549 Добавлено: Вс 26 Май 19, 16:20 (6 лет тому назад) |
|
|
|
Это сообщение доступно только после авторизации. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Ответы на этот пост: Ёжик |
|
Наверх |
|
 |
Горсть листьев Фикус, Историк

Зарегистрирован: 10.09.2010 Суждений: 30881
|
№484550 Добавлено: Вс 26 Май 19, 16:22 (6 лет тому назад) |
|
|
|
Свобода воли есть, но она весьма ограничена обусловленностью. Например, если человек родился и был воспитан в племени дикарей-охотников, то у него немного шансов выйти за рамки регулярных убийств животных на охоте и периодических убийств людей, в стычках с соседними племенами. Что уж говорить про хищных животных, которые с рождения обречены на убийства других. Или же, если человек родился в семье советских коммунистов, воспитанных невежественными воспитателями, и вырос в клане вечно недовольных своей жизнью провинциальных интеллигентов и госслужащих, то каковы его шансы вырваться из пут догматического мышления и всеотравляющего негативизма? Тут, все же есть шансы вести добродетельную жизнь, воздерживаясь от убийств и других неблагих деяний и даже есть шанс встретить Дхамму, склонить к ней ум, и начать следовать ей, что для дикарей в Африке, живущих охотой - недоступно. Конечно, связь с культурой европейского Просвещения - большое наше преимущество перед коренным населением тундры. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся. |
|
Наверх |
|
 |
Ёжик заблокирован
Зарегистрирован: 08.03.2014 Суждений: 16142
|
№484552 Добавлено: Вс 26 Май 19, 16:31 (6 лет тому назад) |
|
|
|
Это сообщение доступно только после авторизации.
Ответы на этот пост: Горсть листьев |
|
Наверх |
|
 |
Горсть листьев Фикус, Историк

Зарегистрирован: 10.09.2010 Суждений: 30881
|
№484558 Добавлено: Вс 26 Май 19, 16:51 (6 лет тому назад) |
|
|
|
Это сообщение доступно только после авторизации. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся. |
|
Наверх |
|
 |
Ёжик заблокирован
Зарегистрирован: 08.03.2014 Суждений: 16142
|
№484591 Добавлено: Вс 26 Май 19, 18:17 (6 лет тому назад) |
|
|
|
Горсть листьев
В таком случае пятый: если анатта, то и Дхарма мне не указ, поскольку меня нет - некому указывать и воспринимать указания. Некому страдать, некому получать дурную карму, некому достигать нирваны и просветления.
Ответы на этот пост: КИ, Горсть листьев |
|
Наверх |
|
 |
КИ 3Д

Зарегистрирован: 17.02.2005 Суждений: 49807
|
№484594 Добавлено: Вс 26 Май 19, 18:24 (6 лет тому назад) |
|
|
|
Некому страдать, некому получать дурную карму, некому достигать нирваны и просветления.
Что не отменяет наличия страданий, дурной кармы, и невозможности нирваны и просветления для флудеров и троллей. _________________ Буддизм чистой воды
Ответы на этот пост: Ёжик |
|
Наверх |
|
 |
Тред сейчас никто не читает.
|
|
|
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы
|
За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
|