|
Дхарма Буддийское сообщество
|
Страницы Пред. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 След.
|
Предыдущая :: Следующая тема |
Автор |
Сообщение |
Полосатик नक्तचारिन्
Зарегистрирован: 08.11.2010 Суждений: 2607
|
№272275Добавлено: Чт 10 Мар 16, 18:08 (9 лет тому назад) |
|
|
|
Весь фокус как раз в том, что чувство "я" - да, того самого иллюзорного "я" - совершенно не иллюзорно. Мало того, оно совершенно естественно, точно так же, как чувство "наступления дня", когда "восходит солнце". Буддийским ответом на это будет: "чувства непостоянны и возникают в зависимости от условий" Безусловно! Есть условия для восприятия змеи - есть восприятие змеи. Есть условия для распознания иллюзии змеи - есть понимание/восприятие иллюзии наличия змеи. У первого и второго есть общие условия и есть частные, специфические для данного "формата" восприятия. "Чувство я" - разновидность чувств вообще. Буддист рассматривает возникновение чувств, убеждается в их непостоянстве и избавляется от привязанности.
До "неиллюзорных Я" при такой методике не доходят.
Ответы на этот пост: Горсть листьев, Философ |
|
Наверх |
|
|
КИ 3Д
Зарегистрирован: 17.02.2005 Суждений: 49291
|
№272277Добавлено: Чт 10 Мар 16, 18:26 (9 лет тому назад) |
|
|
|
Не знаете, что такое восприятие у буддистов?...
Не знаете, иначе бы не написали "ну вот как раз змея-то и воспринимается". Именно потому что хорошо знаю - у буддистов точно такое же восприятие, как и у всех остальных людей. У всех остальных людей буддийская теория познания?
КИРеалистическая позиция прасангиков? Раскройте вопрос чуть подробнее, пожалуйста. Много раз уже на форуме это "раскрывал". _________________ Буддизм чистой воды
Ответы на этот пост: Горсть листьев, Горсть листьев |
|
Наверх |
|
|
Горсть листьев Фикус, Историк
Зарегистрирован: 10.09.2010 Суждений: 30625
|
№272278Добавлено: Чт 10 Мар 16, 18:28 (9 лет тому назад) |
|
|
|
"Чувство я" - разновидность чувств вообще. Буддист рассматривает возникновение чувств, убеждается в их непостоянстве и избавляется от привязанности.
До "неиллюзорных Я" при такой методике не доходят. А кто-то здесь говорил про какие-то "неиллюзорные Я"? Мы столкнулись в обсуждении того, что такое "чувство "я есть". Вам знакомо это чувство? Уверен, что да. Тогда, разве можете вы назвать его иллюзорным? Что это вообще такое - "иллюзорное чувство"? Например, есть такой оборот речи в отношении опьянения - "у меня возникло иллюзорное чувство свободы". Но это ни что иное, как описательная рационализация вспоминающего состояние опьянения протрезвевшего человека. Сейчас, в момент рассказа о прошлых событиях, он понимает, что та свобода была иллюзорна. Но в тот самый момент это чувство было вполне реальным, иначе не о чем было бы говорить.
Другой приемлемый пример "иллюзорного чувства" - это ощущение наличия ампутированной конечности. Но издесь всё практически то же самое - чувство есть, хотя конечности уже нет. При этом она - ампутированная конечность - может даже "болеть". То есть, обнаруживается самая настоящая иллюзия наличия конечности, обусловленная физиологией мозга.
Поэтому говорить об "иллюзорном чувстве" мы можем лишь как о фигуре речи. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Ответы на этот пост: Полосатик |
|
Наверх |
|
|
Горсть листьев Фикус, Историк
Зарегистрирован: 10.09.2010 Суждений: 30625
|
№272279Добавлено: Чт 10 Мар 16, 18:32 (9 лет тому назад) |
|
|
|
у буддистов точно такое же восприятие, как и у всех остальных людей. У всех остальных людей буддийская теория познания?. Буддийская теория познания, как и все другие научные теории, применима ко всем людям, а не только к буддистам. В противном случае это не теория, а бред. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Ответы на этот пост: КИ |
|
Наверх |
|
|
Горсть листьев Фикус, Историк
Зарегистрирован: 10.09.2010 Суждений: 30625
|
№272280Добавлено: Чт 10 Мар 16, 18:34 (9 лет тому назад) |
|
|
|
Реалистическая позиция прасангиков? Раскройте вопрос чуть подробнее, пожалуйста. Много раз уже на форуме это "раскрывал". Будьте добры, раскройте ещё раз вкратце или дайте ссылку на свой пост с таковым изложением. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся. |
|
Наверх |
|
|
КИ 3Д
Зарегистрирован: 17.02.2005 Суждений: 49291
|
№272281Добавлено: Чт 10 Мар 16, 18:40 (9 лет тому назад) |
|
|
|
у буддистов точно такое же восприятие, как и у всех остальных людей. У всех остальных людей буддийская теория познания?. Буддийская теория познания, как и все другие научные теории, применима ко всем людям, а не только к буддистам. В противном случае это не теория, а бред.
По буддийской теории познания, которая применима ко всем людям, в ситуациях "веревка-змея", нет восприятия змеи.
Реалистическая позиция прасангиков? Раскройте вопрос чуть подробнее, пожалуйста. Много раз уже на форуме это "раскрывал". Будьте добры, раскройте ещё раз вкратце или дайте ссылку на свой пост с таковым изложением. Это только малая часть:
https://dharma.org.ru/board/topic132.html
https://dharma.org.ru/board/topic2613.html
https://dharma.org.ru/board/topic4577.html
https://dharma.org.ru/board/topic3119.html _________________ Буддизм чистой воды |
|
Наверх |
|
|
Философ Гость
Откуда: Wakefield
|
№272282Добавлено: Чт 10 Мар 16, 20:06 (9 лет тому назад) |
|
|
|
"Чувство я" - разновидность чувств вообще. Буддист рассматривает возникновение чувств, убеждается в их непостоянстве и избавляется от привязанности.
До "неиллюзорных Я" при такой методике не доходят. То есть все явления берутся во взаимозависимости и рассматриваются как группа совокупностей, именно поэтому можно говорить о причине и условии. Ну да, есть пять групп. Группа чувств или желаний, которые деляться или суммируются как чувства приятного или неприятного, нейтрального.
Будда указывал что Я не сводится к группам совокупностей, но и без них не рассматривается. Таким образом я является скорее этическим принципом, статусом благородного человека.
Ваш вывод о том, что иллюзорность не является методом рассмотрения чувств, верен.
Желания возникают как осознанная потребность, в противном случае можноговорить о влечении.
Далее (на основании правильного воззрения) можно говорить о решимости, то есть о принципе воли и намерения. |
|
Наверх |
|
|
Философ Гость
Откуда: Wakefield
|
№272283Добавлено: Чт 10 Мар 16, 20:13 (9 лет тому назад) |
|
|
|
Будда рассматривал этот мир как мир желаний. Мир существует с безначальных времен, но фуннционирует по принципу пяти чувств. Можно посмотреть сутту о Всем. Философский вывод из данной сутты: Ответ обусловлен вопросом. Нет никакой необходимости расширять границу понятий.
Как это отстоит от материализма? - опять же это спекулятивный, то есть спорный вопрос, така у каждого изначально свой опыт, а понятия об этом опыте общие.
Ответы на этот пост: КИ |
|
Наверх |
|
|
Полосатик नक्तचारिन्
Зарегистрирован: 08.11.2010 Суждений: 2607
|
№272284Добавлено: Чт 10 Мар 16, 21:28 (9 лет тому назад) |
|
|
|
Другой приемлемый пример "иллюзорного чувства" - это ощущение наличия ампутированной конечности. Но издесь всё практически то же самое - чувство есть, хотя конечности уже нет. При этом она - ампутированная конечность - может даже "болеть". То есть, обнаруживается самая настоящая иллюзия наличия конечности, обусловленная физиологией мозга. Если относится к таким идеям предельно снисходительно, то да, "чувство себя" есть и отличается от "чувства наличия ноги" только размытостью, меньшей убедительностью.
В этом направлении можно придумать ещё "чувство истинности буддизма" (дхарма щраддха?) и проч. |
|
Наверх |
|
|
КИ 3Д
Зарегистрирован: 17.02.2005 Суждений: 49291
|
№272285Добавлено: Чт 10 Мар 16, 22:53 (9 лет тому назад) |
|
|
|
у каждого изначально свой опыт, а понятия об этом опыте общие.
Понимаете "общее", как общее для разных индивидов? _________________ Буддизм чистой воды
Ответы на этот пост: Философ |
|
Наверх |
|
|
Философ Гость
Откуда: Wakefield
|
№272286Добавлено: Пт 11 Мар 16, 00:33 (9 лет тому назад) |
|
|
|
у каждого изначально свой опыт, а понятия об этом опыте общие.
Понимаете "общее", как общее для разных индивидов?
Нет, скорее всего это индивидуальный способ выражения. Так например, сутты Будды цитируют, но им не подражают. Общим является язык, но не способ выражения.
Другой вопрос, это в каком контексте говориться об опыте. Можно снова применить группы, но это опять не заменит способ выражения, как во времени так и в пространстве, то есть в ситуации как она есть. |
|
Наверх |
|
|
Философ Гость
Откуда: Wakefield
|
№272287Добавлено: Пт 11 Мар 16, 00:35 (9 лет тому назад) |
|
|
|
Этакое Дао пути или просто путь. |
|
Наверх |
|
|
КИ 3Д
Зарегистрирован: 17.02.2005 Суждений: 49291
|
№272288Добавлено: Пт 11 Мар 16, 00:37 (9 лет тому назад) |
|
|
|
То есть, это всё было не про "общее" в логическом смысле. Ясно. "Общее" в "общих понятиях" - от "обобщение". _________________ Буддизм чистой воды
Ответы на этот пост: Философ |
|
Наверх |
|
|
Горсть листьев Фикус, Историк
Зарегистрирован: 10.09.2010 Суждений: 30625
|
№272290Добавлено: Пт 11 Мар 16, 09:00 (9 лет тому назад) |
|
|
|
Фикус, современная психология слишком узка по сравнению с Дхармой. Не говори о том, чего не знаешь, и не будешь выглядеть глупо. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Ответы на этот пост: xormx |
|
Наверх |
|
|
Горсть листьев Фикус, Историк
Зарегистрирован: 10.09.2010 Суждений: 30625
|
№272291Добавлено: Пт 11 Мар 16, 10:43 (9 лет тому назад) |
|
|
|
КИ
Я понимаю, почему в связи с обсуждаемой темой вы построили привязку к известной фабуле Змея-верёвка. Вполнепонятно, что буддологу удобнее ввести разговор в рамки известных ему цитат. Однако именно на этой почве и возникло недопонимание того, что я высказал. Эту "ошибку восприятия" я сейчас постараюсь объяснить,
Вам лучше меня известно, и вы об этом множество раз говорили, что основной научной проблемой древних буддийских учёных была проблема правильного познания. Собственно психология восприятия рассматривалась лишь косвенно, утилитарно по отношению к основной проблеме. По сути, единственным собственно психологическим методом познания у них была интроспекция, самонаблюдение. Точно таким же был метод практически всех древних учёных философов. Эксперименты проводились ad libuitum, без чёткой процедуры, все основные выводы для построения теорий строились преимущественно на основе собственных измышлений. Именно поэтому главенствующее место занимала логика, или даже "высшая логика" - праджня, "мать мудрейших".
Правильное познание является основной научной проблемой буддизма в полном соответствии с Дхармой, как необходимый пререквизит освобождения от дуккхи. В приведённой фабуле Змея-верёвка эта парадигма выражена совершенно ясно: есть испуг (дуккха), возникающий в результате неведения (отсутствия правильного познания).
Собмтвенно, всё рассмотрение в данном treatise сводится имено к акту познания/понимания, а собственно психология восприятия "пробегает" фоном и очень вскользь. Йогачарины пришли к пониманию того, где же кроется ошибка, ухватили дуккху за вершки и воскликнули - ура, мы нашли способ освобождения!
Но не всё так просто оказалось, и современным буддийским учёным это ясно. К счастью, в западной психологии есть необходимые наработки, помогающие выйти из стагнации теории, ведущей к её необратимой деградации. Примером которой служат многие представители религиозно-мистического крыла наших форумчан, а также некоторые "просветлённые" гости. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Ответы на этот пост: КИ |
|
Наверх |
|
|
Тред сейчас никто не читает.
|
|
|
Буддийские форумы -> Буддистская философия |
Часовой пояс: GMT + 4 Страницы Пред. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 След.
|
Страница 3 из 11 |
|
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы
|
За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
|