|
Дхарма Буддийское сообщество
|
Предыдущая :: Следующая тема |
Автор |
Сообщение |
Полосатик नक्तचारिन्
Зарегистрирован: 08.11.2010 Суждений: 2607
|
№126285Добавлено: Сб 22 Сен 12, 15:59 (12 лет тому назад) "Трансцендентальный момент" Канта-Щербатского |
|
|
|
Как же можно достигнуть свалакшану Дхармакирти? Она же, в понимании Шербатского, моментальна.
Выходит, целесообразная деятельность направлена на воображаемую реальную вещь, устойчивый во времени набор интересующих нас качеств (красная горшковость, скажем). Но достигнута ли эта вещь (или, насколько мы от неё уклонились), устанавливается по критерию ясности образа (акары), изготавливаемого из актуальных моментальных ощущений. |
|
Наверх |
|
|
КИ 3Д
Зарегистрирован: 17.02.2005 Суждений: 49290
|
№126286Добавлено: Сб 22 Сен 12, 16:23 (12 лет тому назад) |
|
|
|
Если свалакшана это единичное в опыте, то о каком достижении речь? "Вот слон" - в комплексном объекте есть понятийное (общее) и единичное. Понятийное дано мышлением, единичное дано восприятием. Что еще? _________________ Буддизм чистой воды |
|
Наверх |
|
|
Полосатик नक्तचारिन्
Зарегистрирован: 08.11.2010 Суждений: 2607
|
№126287Добавлено: Сб 22 Сен 12, 16:41 (12 лет тому назад) |
|
|
|
Нет, свалакашана не "единичное в опыте" (нет таких слов в оригинале), а то, представление о чём меняется в зависимости от удалённости. Это раз.
Оно же будет парамартха-сат по причине того, что всякий васту есть потенция полезности, артхакрия-самартхья.
То есть, конкретная (свалакшана) вещь (васту), которая есть на самом деле (парамартха-сат). И это, сказано, есть вишая (предметная область) восприятия.
Имеем ряд "синонимов": васту, свалакшана, парамартхасат. То, что обозначается этими словами, является полезным и достижимым.
Имеем также утверждение, что это - кшана, момент. А что можно делать с моментом, чем он полезен? Он даже недостижим. |
|
Наверх |
|
|
КИ 3Д
Зарегистрирован: 17.02.2005 Суждений: 49290
|
№126288Добавлено: Сб 22 Сен 12, 16:48 (12 лет тому назад) |
|
|
|
Цитата: представление о чём меняется в зависимости от удалённости Годная дефиниция для единичного.
Цитата: нет таких слов в оригинале В оригинале это и есть "свалакшана" - единичное нормальный перевод термина.
Цитата: Имеем также утверждение, что это - кшана, момент. Разумеется, если всё имеющее длительность относится у них к продукту мышления, то единичное моментарно.
Вот это моментарное в "этом слоне" и создает единичность (свалакашана) "этого слона". _________________ Буддизм чистой воды |
|
Наверх |
|
|
Полосатик नक्तचारिन्
Зарегистрирован: 08.11.2010 Суждений: 2607
|
№126290Добавлено: Сб 22 Сен 12, 17:06 (12 лет тому назад) |
|
|
|
Цитата: Цитата: представление о чём меняется в зависимости от удалённости Годная дефиниция для единичного. Для единичной вещи, заметьте. Вроде стула. Не для "трансцендентального момента" или какой-то там "реальной подкладки опыта".
Цитата: Цитата: нет таких слов в оригинале В оригинале это и есть "свалакшана" - единичное нормальный перевод термина. Про свалакшану сам Щербатской говорит, что это слово обозначает то вещь, то что-то моментальное. Но зачем было бы индийцам устраивать такую путаницу?
Цитата: Разумеется, если всё имеющее длительность относится у них к продукту мышления, то единичное моментарно. То есть недостижимо и бесполезно, то есть это не реальная вещь.
Цитата: Вот это моментарное в "этом слоне" и создает единичность (свалакашана) "этого слона". Это уже (антиреалистическая) интерпретация, что трансцендентально-моментарное придаёт познавательному образу качество свалакшаны. |
|
Наверх |
|
|
КИ 3Д
Зарегистрирован: 17.02.2005 Суждений: 49290
|
№126291Добавлено: Сб 22 Сен 12, 17:14 (12 лет тому назад) |
|
|
|
Цитата: Для единичной вещи, заметьте. Вроде стула. Именно - единичное в нормальном "западном" понимании, как характеристика конкретной вещи, без всяких атомов.
Цитата: Не для "трансцендентального момента" или какой-то там "реальной подкладки опыта". При редукции мыслительного в конкретном, получаем моменты. А то, что единичное и есть то, что отличает воображаемое от реального, и так понятно - "вот слон" видимый, и просто абстрактный слон без единичного - разница именно в свалакшане.
Цитата: Про свалакшану сам Щербатской говорит, что это слово обозначает то вещь, то что-то моментальное. Но зачем было бы индийцам устраивать такую путаницу? В случае с вещью имеется комплекс из разных познаний, и там слово обозначает единичность вещи в простом смысле, без редукции всего иного (мыслительного).
Цитата: То есть недостижимо и бесполезно, то есть это не реальная вещь. У Дхармоттары же есть комментарий - оба вида познания бесполезны для обычного человека взятые друг без друга. Мышление без восприятия будет пустым фантазированием, а одно восприятие без мышления не даст ничего в опыт. _________________ Буддизм чистой воды
Ответы на этот пост: Полосатик |
|
Наверх |
|
|
Полосатик नक्तचारिन्
Зарегистрирован: 08.11.2010 Суждений: 2607
|
№126298Добавлено: Сб 22 Сен 12, 17:52 (12 лет тому назад) |
|
|
|
Именно - единичное в нормальном "западном" понимании, как характеристика конкретной вещи, без всяких атомов. Дхармакирти вообще об атомах ни слова.
Цитата: При редукции мыслительного в конкретном, получаем моменты. А то, что единичное и есть то, что отличает воображаемое от реального, и так понятно - "вот слон" видимый, и просто абстрактный слон без единичного - разница именно в свалакшане. Вы говорите о редукции сложного образа, который продукт восприятия и умозаключения. Результат редукции будет момент, а он никак не вещь, не предмет целесообразного действия.
Цитата: В случае с вещью имеется комплекс из разных познаний, и там слово обозначает единичность вещи в простом смысле, без редукции всего иного (мыслительного). Вещь (она объект действия) отличается от комплексного познавательного образа (не он объект действия).
Цитата: У Дхармоттары же есть комментарий - оба вида познания бесполезны для обычного человека взятые друг без друга. Мышление без восприятия будет пустым фантазированием, а одно восприятие без мышления не даст ничего в опыт. Где там сказано о бесполезности и "не даст ничего в опыт"? |
|
Наверх |
|
|
КИ 3Д
Зарегистрирован: 17.02.2005 Суждений: 49290
|
№126304Добавлено: Сб 22 Сен 12, 18:01 (12 лет тому назад) |
|
|
|
Цитата: Где там сказано о бесполезности и "не даст ничего в опыт"? Я читал лет 7 назад и пересказываю своими словами запомненный смысл. Там что-то иное дословно?
Цитата: Вы говорите о редукции сложного образа, который продукт восприятия и умозаключения. Результат редукции будет момент, а он никак не вещь, не предмет целесообразного действия. Так и целесообразные действия осуществляются не с моментом, а с той (комплексной) вещью, как она дана познанию.
Цитата: Вещь (она объект действия) отличается от комплексного познавательного образа (не он объект действия). Не факт, что у ДДД это различается. _________________ Буддизм чистой воды |
|
Наверх |
|
|
Полосатик नक्तचारिन्
Зарегистрирован: 08.11.2010 Суждений: 2607
|
№126421Добавлено: Пн 24 Сен 12, 12:08 (12 лет тому назад) |
|
|
|
Цитата: Я читал лет 7 назад и пересказываю своими словами запомненный смысл. Там что-то иное дословно? Что-то такое пишет Щербатской (в Buddhist Logic) в сноске к таким словам из тики:
Цитата: Слово 'и', соединяющее восприятие и умозаключение (указывает на то, что эти два способа достоверного познания) имеют равную силу.
Цитата: Цитата: Вещь (она объект действия) отличается от комплексного познавательного образа (не он объект действия). Не факт, что у ДДД это различается.Цитата: 13. Объект, представление о котором изменяется в зависимости от его близости или отдаленности, есть конкретное (свалакшана). |
|
Наверх |
|
|
КИ 3Д
Зарегистрирован: 17.02.2005 Суждений: 49290
|
№126425Добавлено: Пн 24 Сен 12, 12:54 (12 лет тому назад) |
|
|
|
Цитата: Слово 'и', соединяющее восприятие и умозаключение (указывает на то, что эти два способа достоверного познания) имеют равную силу. Там где-то есть подробнее - в томе с комментариями ФИЩ, где-то ближе к концу.
Русская версия II том стр. 226-228 - оттуда это ясно.
Буддисты этому
противополагают свою теорию, что в заключении познается
ничуть не более того, что познается в так называемом вос-
приятии, так как восприятие без мышления не совершается,
и мышление не в состоянии идти дальше сферы, доступной
чувствам.
под восприятием и умозаключением разуме-
ется собственно чувство и мышление как два внеопытных и
взаимнопротивоположных источника знания. В опыте же ни
один из них в отдельности не дает никакого знания, мы име-
ем лишь совместные продукты того и другого.
И где-то еще было подробно про это - может в статье какой-то.
Цитата: 13. Объект, представление о котором изменяется в зависимости от его близости или отдаленности, есть конкретное (свалакшана). Где здесь различие? _________________ Буддизм чистой воды
Ответы на этот пост: Полосатик |
|
Наверх |
|
|
Полосатик नक्तचारिन्
Зарегистрирован: 08.11.2010 Суждений: 2607
|
№126431Добавлено: Пн 24 Сен 12, 15:05 (12 лет тому назад) |
|
|
|
Буддисты этому
противополагают свою теорию, что в заключении познается
ничуть не более того, что познается в так называемом вос-
приятии, так как восприятие без мышления не совершается,
и мышление не в состоянии идти дальше сферы, доступной
чувствам. "так называемое восприятие" - это савикалпака.
ДДД под восприятием понимают и са- и нирвикалпаку, причём используют определение калпанаподха в отношении только одного вида восприятия?
Цитата: Цитата: 13. Объект, представление о котором изменяется в зависимости от его близости или отдаленности, есть конкретное (свалакшана). Где здесь различие? Различают объект (свалакшану) и разные его представления.
Если свалакшану считать какой-то моментальной точкой, то для него не может быть меняющихся представлений. |
|
Наверх |
|
|
КИ 3Д
Зарегистрирован: 17.02.2005 Суждений: 49290
|
№126433Добавлено: Пн 24 Сен 12, 15:51 (12 лет тому назад) |
|
|
|
А что, у ДДД разве есть савикальпика восприятие? У Дхармакирти ведь определение, что восприятие есть "генетически" отличное от мышления.
Цитата: Различают объект (свалакшану) и разные его представления. Не припомню такого. Объект это и есть представление - результат синтеза. _________________ Буддизм чистой воды |
|
Наверх |
|
|
Fritz
Зарегистрирован: 02.11.2006 Суждений: 4456
|
№126436Добавлено: Пн 24 Сен 12, 16:08 (12 лет тому назад) |
|
|
|
Свалакшана - это разве не универсалия?
Ответы на этот пост: КИ |
|
Наверх |
|
|
КИ 3Д
Зарегистрирован: 17.02.2005 Суждений: 49290
|
№126437Добавлено: Пн 24 Сен 12, 16:12 (12 лет тому назад) |
|
|
|
Свалакшана - это разве не универсалия?
Наоборот - обратное ей, единичное. _________________ Буддизм чистой воды |
|
Наверх |
|
|
Fritz
Зарегистрирован: 02.11.2006 Суждений: 4456
|
№126438Добавлено: Пн 24 Сен 12, 16:22 (12 лет тому назад) |
|
|
|
Само понятие - универсалия. Вроде нет дхармы "свалакшана". |
|
Наверх |
|
|
Тред сейчас никто не читает.
|
|
|
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы
|
За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
|