|
Дхарма Буддийское сообщество
|
Предыдущая :: Следующая тема |
Автор |
Сообщение |
Dondhup умер
Зарегистрирован: 05.04.2005 Суждений: 7519 Откуда: СПб
|
№108822Добавлено: Пн 30 Янв 12, 21:58 (13 лет тому назад) |
|
|
|
Термин Свобода воли имеет смысл в рамках авраамических систем. У буддистов взаимозависимое происхождение. Если нет не зависимой самосущнсоти то какой смысл говорить о ее свободе? _________________ ни в сансаре, ни в нирване нет реальной сущности даже размером с пылинку, а причины и следствия и закон взаимозависимого становления безошибочны |
|
Наверх |
|
|
Alex123
Зарегистрирован: 03.03.2011 Суждений: 3385 Откуда: Канада
|
№108824Добавлено: Пн 30 Янв 12, 22:21 (13 лет тому назад) |
|
|
|
Но это ведь всё "части" самого индивида?
Как обусловленного и эмпирического процесса, да. Но может ли "он" свободно выбрать что то иначе чем те принуждающие факторы принуждают?
Опять у вас "он" это нечто отдельное от факторов. Избавьтесь от этой ошибки поскорее.
"Он" отдельного от факторов, нет. Поэтому я написал он в кавычках "он".
Можем переписать еще точней:
можно ли свободно выбрать что то иначе чем то что те принуждающие факторы принуждают? _________________ "Когда двери открыты, нечего лезть через окно" |
|
Наверх |
|
|
КИ 3Д
Зарегистрирован: 17.02.2005 Суждений: 49291
|
№108826Добавлено: Пн 30 Янв 12, 22:44 (13 лет тому назад) |
|
|
|
Можно ли сказать, что индивид может выбрать нечто независимо от своей выбиральной системы? Совокупность факторов это и есть выбор, он и выбирает.
Факторы не принуждают кого-то, а они сами и есть воля, ее часть. Можно ли сказать, что машина едет потому, что ее принуждает к этому мотор и колеса? Можно, но только это будет несколько поэтично (т.е. глупо). Так как машина это совокупность ее частей, и едет не машина отдельно от колес и мотора, а вся она целиком, включая мотор и колеса. _________________ Буддизм чистой воды
Ответы на этот пост: Alex123 |
|
Наверх |
|
|
Алеко Гость
Откуда: Moscow
|
№108836Добавлено: Вт 31 Янв 12, 00:41 (13 лет тому назад) |
|
|
|
Alex123
"можно ли свободно выбрать что то иначе чем то что те принуждающие факторы принуждают?"
-тоесть вопреки им?
-Да, если будут другие факторы способствующие иному выбору чем тот, к которому принуждают, факторы известные самому человеку или неизвестные. Но это будет опять же не свободный абсолютно выбор, а свободный лишь внутри возможных вариантов. И также сам набор известных вариантов, как и их реализация также ограничен совокупностью факторов.
И если человек считает что он выбирает свободно, то это будет иллюзией, либо выбрав что либо, не входящее в его варианты, обусловленные его набором факторов, он не сможет реализовать этот выбор и все равно в итоге вернется к лишь возможным для него вариантам.
На одной из лекций я слышал, как буддийский учитель приводил пример - корридор. Один человек идет по очень узкому корридору и у него нет возможности никуда свернуть, а другой по широкому и в нем есть ответвления - варианты пути. Человек может расширять этот свой корридор, если будет снимать ограничивающие его движение концепции. |
|
Наверх |
|
|
Alex123
Зарегистрирован: 03.03.2011 Суждений: 3385 Откуда: Канада
|
№108839Добавлено: Вт 31 Янв 12, 02:30 (13 лет тому назад) |
|
|
|
Можно ли сказать, что индивид может выбрать нечто независимо от своей выбиральной системы?
Вот это интересный вопрос.
Совокупность факторов это и есть выбор, он и выбирает.
Выбор имеет причины или без причин?
Факторы не принуждают кого-то, а они сами и есть воля, ее часть. Можно ли сказать, что машина едет потому, что ее принуждает к этому мотор и колеса?
Без колес и мотора, машина не поедет. Если есть колеса и слабый двигатель то машина не сможет ехать быстро на гору. Если есть сильный а не слабый двигатель, то машина сможет ехать быстро на гору. Со слабым мотором нельзя будет поехать быстро, а с сильным мотором можно. Результат не свободный а зависим от причин... _________________ "Когда двери открыты, нечего лезть через окно" |
|
Наверх |
|
|
КИ 3Д
Зарегистрирован: 17.02.2005 Суждений: 49291
|
№108846Добавлено: Вт 31 Янв 12, 04:18 (13 лет тому назад) |
|
|
|
Цитата: Выбор имеет причины или без причин?
Выбор (воля) это и есть причины. Все причины (факторы) составляющие выбор это и есть выбор.
Цитата: Результат не свободный а зависим от причин...
Противопоставление свободы причинам лишено логики. Это примерно как противопоставлять синему длинное. В аналогии не шла речь о свободе машины, а шла речь о ее езде. Езда машины = свобода воли. _________________ Буддизм чистой воды
Ответы на этот пост: Alex123 |
|
Наверх |
|
|
Alex123
Зарегистрирован: 03.03.2011 Суждений: 3385 Откуда: Канада
|
№108847Добавлено: Вт 31 Янв 12, 07:23 (13 лет тому назад) |
|
|
|
Выбор (воля) это и есть причины. Все причины (факторы) составляющие выбор это и есть выбор.
То есть выбор само причина для себя?
И почему происходит именно такой а не другой выбор? _________________ "Когда двери открыты, нечего лезть через окно" |
|
Наверх |
|
|
КИ 3Д
Зарегистрирован: 17.02.2005 Суждений: 49291
|
№108848Добавлено: Вт 31 Янв 12, 07:41 (13 лет тому назад) |
|
|
|
Выбор это совокупность (скандха) факторов. Причинный поток (сантана) не означает, что это причина самой себя. Скандха самскар это в основном и есть воля и выбор в самом широком смысле (она описывает факторы воли и волевую деятельность). Какие дхармы в потоке такой путь он "себе" и выбирает. _________________ Буддизм чистой воды
Ответы на этот пост: Alex123 |
|
Наверх |
|
|
Won Soeng заблокирован(а)
Зарегистрирован: 14.07.2006 Суждений: 14466 Откуда: Королев
|
№109024Добавлено: Ср 01 Фев 12, 05:44 (13 лет тому назад) |
|
|
|
Цепляние и удержание (упадана) ограничивают волю (камма четана). Освобождение о цепляния делает волю свободнее. Татхагата - свободная воля. _________________ Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума. |
|
Наверх |
|
|
Alex123
Зарегистрирован: 03.03.2011 Суждений: 3385 Откуда: Канада
|
№109025Добавлено: Ср 01 Фев 12, 05:57 (13 лет тому назад) |
|
|
|
Выбор это совокупность (скандха) факторов.
Входит ли воля в один или несколько Скандх?
Какая причина для возникновения и прекращение той скандхи?
Где тут свобода когда причины влияют на возникновение и прекращении такойто воли? _________________ "Когда двери открыты, нечего лезть через окно" |
|
Наверх |
|
|
КИ 3Д
Зарегистрирован: 17.02.2005 Суждений: 49291
|
№109027Добавлено: Ср 01 Фев 12, 07:11 (13 лет тому назад) |
|
|
|
Я думаю, что воля это санскара-скандха. Свобода в том, что нет полной детерминированности прошлым. _________________ Буддизм чистой воды
Ответы на этот пост: Alex123 |
|
Наверх |
|
|
test 一心
Зарегистрирован: 18.02.2005 Суждений: 18706
|
№109050Добавлено: Ср 01 Фев 12, 18:41 (13 лет тому назад) |
|
|
|
А вот мы некритично принимаем перевод cetana как воля, намерение. А почему это так? Однокоренные слова citta, cetasika, cinteti/ceteti, cinta, это всё просто производные от ума. При чём тут якобы воля/намерение?
MW пишет: cetana mf(%{I4})n. visible , conspicuous , distinguished , excellent RV. AV. ix , 4 , 21 ; percipient , conscious , sentient , intelligent Kat2hUp. v , 13 S3vetUp. vi , 13 Hariv. 3587 KapS. Tattvas. &c. ; m. an intelligent being , man Sarvad. ii , 221 ; soul , mind L. ; n. conspicuousness RV. i , 13 , 11 and 170 , 4 ; iii , 3 , 8 ; iv , 7 , 2 ; soul , mind R. vii , 55 , 17 and 20 ; (%{A}) f. consciousness , understanding , sense , intelligence Ya1jn5. iii , 175 MBh. &c. (often ifc. [f. %{A}] Mn. ix , 67 MBh. &c.) (cf. %{a-} , %{niz-} , %{puru-ce4t-} , %{vi-} , %{sa-} , %{su4-}). |
|
Наверх |
|
|
Alex123
Зарегистрирован: 03.03.2011 Суждений: 3385 Откуда: Канада
|
№109058Добавлено: Ср 01 Фев 12, 21:40 (13 лет тому назад) |
|
|
|
Я думаю, что воля это санскара-скандха. Свобода в том, что нет полной детерминированности прошлым.
Taк воля (cetanā) как скандха зависит от взаимодействия/контакt (phasso).
В ПС воля как saṅkhāra зависит от avijjā, например.
То есть phasso и avijjā это некоторые из причин для воли. И они обуславливают ее. _________________ "Когда двери открыты, нечего лезть через окно" |
|
Наверх |
|
|
КИ 3Д
Зарегистрирован: 17.02.2005 Суждений: 49291
|
№109059Добавлено: Ср 01 Фев 12, 21:41 (13 лет тому назад) |
|
|
|
Обусловленность не противоречит свободе. Уже обсуждали - про то, что воля индивида это все волевые факторы сразу. Термин "свобода воли" осмыслен только когда речь про свободу индивида, а не про свободу кусочка индивида от других его кусочков. _________________ Буддизм чистой воды
Ответы на этот пост: Alex123 |
|
Наверх |
|
|
Alex123
Зарегистрирован: 03.03.2011 Суждений: 3385 Откуда: Канада
|
№109061Добавлено: Ср 01 Фев 12, 22:52 (13 лет тому назад) |
|
|
|
Обусловленность не противоречит свободе. Уже обсуждали - про то, что воля индивида это все волевые факторы сразу.
Все волевые факторы сразу? Даже прошлые и будущие?
Термин "свобода воли" осмыслен только когда речь про свободу индивида, а не про свободу кусочка индивида от других его кусочков.
Под свободой воли я имел ввиду типа:
Допустим есть все условия что бы случилось только А а не Б. И Свободно выбирая можно что бы случилось Б. _________________ "Когда двери открыты, нечего лезть через окно" |
|
Наверх |
|
|
Тред сейчас никто не читает.
|
|
|
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы
|
За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
|