Буддийские форумы Дхарма
Буддийское сообщество
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи  ГруппыГруппы   КалендарьКалендарь   PeгиcтрaцияPeгиcтрaция 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВхoдВхoд 
 Новые постыНовые посты   За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю 
В этом разделе: За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю   За месяцЗа месяц 

Йогические корни чань-буддизма

Страницы 1, 2  След.
 
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Дальневосточный буддизм
Предыдущая :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Atmel



Зарегистрирован: 18.04.2025
Суждений: 47
Откуда: NNovgorod

650772СообщениеДобавлено: Пт 18 Апр 25, 23:01 (8 мес. назад)    Йогические корни чань-буддизма Ответ с цитатой

Приветствую форумчан!
Как-то читая Дюмулена наткнулся на факт существования йогического направления в чань .
Также известна история возникновения чань, восходящая к Бодхидхарме, который поселился в Шаолинсы, где , как считается, научил монахов "47 движениям архатов", т.е., практике и тренировке безоружного боя.
Также легенда гласит, что Бодхидхарма оставил учение и трактат о "промывании костного мозга", который потом был утрачен вместе с истинным знанием.
Это что-то вроде нынешнего цигуна, приводящего к истинному просветлению.
В "Сутре помоста шестого патриарха встретились слова Хуэйнэна: "не вдыхайте холодный воздух", намекающий, видимо, на йогическую практику, которой он оппонировал.
Связывая все воедино, получаем, что йогический чань, возможно, уходит корнями к той традиции, которую принес Бодхидхарма

Хотелось бы , чтобы сведующие люди поделились знаниями с этом вопросе, и услышать ваши представления о нем.


Ответы на этот пост: Алексей А, blevaka, Кукай
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 31173

650773СообщениеДобавлено: Пт 18 Апр 25, 23:10 (8 мес. назад)     Ответ с цитатой

Тут какая-то путаница.
Есть такое направление буддийской философии как йогачара. Буквально значит "практика йоги". Но это не про физкультуру, а про особое культивирование ума. Собственно, это как раз то, что проповедовал Дамо (Бодхидхарма), поскольку легенда гласит, что он завещал своим ученикам изучать Ланкаватара-сутру, а это как раз базовый текст йогачары.
Про Шаолинь и "движения архатов" - это всё китайский фольклор.
Алтарная сутра Шестого патриарха - вообще-то художественное произведение. Первый в истории буддизма приключенческо-духовный роман.

_________________
нео-буддист
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Atmel



Зарегистрирован: 18.04.2025
Суждений: 47
Откуда: NNovgorod

650776СообщениеДобавлено: Пт 18 Апр 25, 23:22 (8 мес. назад)     Ответ с цитатой

Конечно, считать все, что написано в этой сутре, исторической правдой, наивно, однако относить ее к фольклору как-то политически радикально, тем более, что это основополагающее произведение для чань. Так ведь и все истории про Будду можно отнести исключительно к мифологии.
И в Алтарной сутре отражены те концепции, которые считаются поворотными в истории чань.


Ответы на этот пост: Горсть листьев
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 31173

650785СообщениеДобавлено: Сб 19 Апр 25, 11:18 (8 мес. назад)     Ответ с цитатой

Atmel пишет:
Конечно, считать все, что написано в этой сутре, исторической правдой, наивно, однако относить ее к фольклору как-то политически радикально, тем более, что это основополагающее произведение для чань. Так ведь и все истории про Будду можно отнести исключительно к мифологии.
И в Алтарной сутре отражены те концепции, которые считаются поворотными в истории чань.
Да, "Сутра Шестого патриарха" является базовой идеологической книгой китайского буддизма - поскольку в этом произведений представлен именно тот романтический герой, который воплощает собой особенность китайского буддизма: неграмотный простак, оказавшийся круче всех книжников, изучавших индийские премудрости, в понимании Дао и владении магией.
Это и есть китайской буддийский фольклор. И это, одновременно, основа чань-буддизма, в которой отражаются заветы великой легендарной фигуры рыжебородого Бодхидхармы.
Фигура же Хуэйнэна в этой сутре полностью художественная. Интересно, что аббат по имени Хуэйнэн действительно жил чуть раньше, чем Шеньхуэй начал свою знаменитую протестантскую проповедь "народного буддизма" made in China.
Если интересна эта история, то вот хорошая книжка:
https://terebess.hu/zen/hag.pdf

Как дзэн-буддист, я уверен в том, что мы должны знать обе стороны монеты, которыми расплачиваемся у входа в храм судьбы.

_________________
нео-буддист


Ответы на этот пост: Atmel, Кукай
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Алексей А



Зарегистрирован: 04.07.2017
Суждений: 137

650787СообщениеДобавлено: Сб 19 Апр 25, 11:21 (8 мес. назад)    Re: Йогические корни чань-буддизма Ответ с цитатой

Atmel пишет:

В "Сутре помоста шестого патриарха встретились слова Хуэйнэна: "не вдыхайте холодный воздух", намекающий, видимо, на йогическую практику, которой он оппонировал.
Связывая все воедино, получаем, что йогический чань, возможно, уходит корнями к той традиции, которую принес Бодхидхарма
Не видел там такой фразы. Буквально недавно перечитывал.
Сутра помоста про прозрение собственной природы, там больше ничего нет в принципе.

А про связь патриархов с кунгфу Шаолиня это притянуто за уши. Это не сфера деятельности патриархов чань.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Atmel



Зарегистрирован: 18.04.2025
Суждений: 47
Откуда: NNovgorod

650797СообщениеДобавлено: Сб 19 Апр 25, 20:04 (8 мес. назад)     Ответ с цитатой

Да, разыскиваю, откуда это взял, но точно помню эти слова.
А по Шаолиню, я не говорил о связи патриархов с ним, да и сама их плеяда могла сформироваться только после "канонизации" чань в том виде, каком мы ее сейчас знаем, а именно окончательная (но не бесповоротная) победа доктрины "мгновенного просветления" и имманентной природы Будды каждому существу изначально. И не жили патриархи в  Шаолине (Шаолинях). Ну разве что кроме Бодхидхармы, конечно)

А то, что Шаолинь был центром практики боевых искусств, сомневаться не приходится, и в этом нет ничего удивительного, принимая во внимание психические особенности и реакции, которые воспитывает и развивает  практика чань.   Например, в уезде Чжэнь-чжоу военный наставник Ван был последователем школы Линь-цзи и даже приглашал главу школы руководить психической тренировкой солдат и офицеров .


Ответы на этот пост: Горсть листьев
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Atmel



Зарегистрирован: 18.04.2025
Суждений: 47
Откуда: NNovgorod

650798СообщениеДобавлено: Сб 19 Апр 25, 20:22 (8 мес. назад)     Ответ с цитатой

Горсть листьев пишет:
Atmel пишет:
Конечно, считать все, что написано в этой сутре, исторической правдой, наивно, однако относить ее к фольклору как-то политически радикально, тем более, что это основополагающее произведение для чань. Так ведь и все истории про Будду можно отнести исключительно к мифологии.
И в Алтарной сутре отражены те концепции, которые считаются поворотными в истории чань.
Да, "Сутра Шестого патриарха" является базовой идеологической книгой китайского буддизма - поскольку в этом произведений представлен именно тот романтический герой, который воплощает собой особенность китайского буддизма: неграмотный простак, оказавшийся круче всех книжников, изучавших индийские премудрости, в понимании Дао и владении магией.
Это и есть китайской буддийский фольклор. И это, одновременно, основа чань-буддизма, в которой отражаются заветы великой легендарной фигуры рыжебородого Бодхидхармы.
Фигура же Хуэйнэна в этой сутре полностью художественная.
Возможно, возможно. Вполне может быть эта фигура собирательная. Подмечаю в этой истории и  драматизм, когда юноша Хуэйнэн оставляет престарелую мать и уходит за истиной. Этакий религиозный экстремизм. И все в ней несет определенный поучительный подтекст.
Только мне показалось, что вы относитесь к сутре сатирически, и возникает впечатление, что чань как таковой вы не воспринимаете всерьез, возможно, считая его нееим упрощением "настоящего", "сложного" индийского буддизма. Если это так, то мне бы хотелось бы понять эти причины.

Горсть листьев пишет:

Как дзэн-буддист, я уверен в том, что мы должны знать обе стороны монеты, которыми расплачиваемся у входа в храм судьбы.
Доверяй, но проверяй?))

Ответы на этот пост: Горсть листьев
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
ТМ



Зарегистрирован: 05.04.2005
Суждений: 14622

650800СообщениеДобавлено: Сб 19 Апр 25, 20:40 (8 мес. назад)     Ответ с цитатой

Про холодный/теплый воздух - это из древней медицины-йоги. Часто встречается в тибетских наставлениях о пранаяме. Что если ощущение, что жар, надо представлять холодный воздух. Если озноб - теплый. Считалось, что это избавит от дисбаланса махабхут.

А вообще оно ниоткуда кроме Индии не могло взяться. Она была чем-то вроде Римской империи в культурном плане для соседних стран. И если там что-то есть похожее (как дыхание хара, цигун…), то оно оттуда. Переосмысленное в рамках другой культуры.

_________________
namaḥ samantabhadrāya samantaspharaṇatviṣe
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 31173

650807СообщениеДобавлено: Вс 20 Апр 25, 10:12 (8 мес. назад)     Ответ с цитатой

Atmel пишет:
Например, в уезде Чжэнь-чжоу военный наставник Ван был последователем школы Линь-цзи и даже приглашал главу школы руководить психической тренировкой солдат и офицеров .
И ещё некоторые китайские воеводы и чиновники использовали боевую силу Шаолиня для решения политических задач.
_________________
нео-буддист
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 31173

650810СообщениеДобавлено: Вс 20 Апр 25, 10:25 (8 мес. назад)     Ответ с цитатой

Atmel пишет:
...мне показалось, что вы относитесь к сутре сатирически, и возникает впечатление, что чань как таковой вы не воспринимаете всерьез, возможно, считая его нееим упрощением "настоящего", "сложного" индийского буддизма. Если это так, то мне бы хотелось бы понять эти причины.
Спасибо за этот вопрос.
Моё отношение к данному произведению сложнее, нежели просто сатирическое. Это очень вдохновляющее произведение для меня, в частности в том, чтобы решительно доверять собственному просветлению.
Китайский и японский дхьяновый буддизм, вне всяких сомнений, можно рассматривать как "упрощённую версию" средневекового буддизма пандитов вроде Васубандху или Дхармакирти. Собственно, сама базовая установка дзэн-буддизма на "передачу мудрости без текстов" (имеются в виду философские тексты и трудные сутры праджняпарамиты) и "прямое указание на ум" (то есть состояние и содержание ума здесь и сейчас) является непосредственным выражением как раз такого "упрощения". Или, правильнее сказать, опрощения (в толстовском и одновременно даоистском смысле). При этом в дзэн-буддизме развивается собственная, аутентичная сложность, которая более 20 лет назад и явилась для меня основной привлекательной силой, и продолжает быть силой, удерживающей меня на этом пути, где слева от меня Риндзай, справа Доген, а сзади подгоняют Мэн-цзы и Банкэй.

_________________
нео-буддист
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Atmel



Зарегистрирован: 18.04.2025
Суждений: 47
Откуда: NNovgorod

650820СообщениеДобавлено: Вс 20 Апр 25, 11:06 (8 мес. назад)     Ответ с цитатой

Понял Вас.
Лично меня в чань как раз привлекает эта отстраненность от "мудрости сутр". Хотя в той же Алтарной сутре постоянно идут ссылки на индийские сутры, как в ссср все философы и руководители должны были вкраплять в свои тезисы и речи ссылки на марксистско-ленинское учение.
Откуда у нас уверенность, что в сутрах не ошибаются? Что все там написанное - правда и соответсвует действительности? И вот, чань призывает не дрверять никому, а лишь только своему личному опыту. И неважно, кто автор Алтарной сутры, важно, что провозглашаемые в ней методы интуитивно валидны и оправдываются на практике.

Но возврашаясь к основному моему вопросу, в Шаолине , по всей видимости, практиковалась существенно  иная методология, чем традиционная для нынешнего чань, а именно тренировка и управление "ци" и концентрация на даньтянь именно как на энергетическом центре. Здесь есть некоторые (отнюдь не полные) корреляции с индийской йогой. Вот в какой связи я упомянул будто бы существовавший и затем исчезнувший трактат авторства Бодхидхармы "Промывание костного мозга", где излагалась методология психофизического тренинга, приводящего к определенному состоянию сознания, адекватного просветлению и превосходящего все другие методы. Вместо индийской йоги уместнее было бы поставить позднюю даосскую методику поднятия духа "шэнь". Но сами отсылки к этому трактату, по своей сути не вписывающемуся в рамки чань, интригуют. Поэтому я и вспоминал Шаолинь - а ведь согласно преданию именно там обосновался Бодхидхарма.

И когда я вспоминаю про слова "не вдыхайте холодный воздух" (по-моему, это было в монографии Абаева) я еще также помню комментарий автора, что это про то, что не нужно заниматься практикой психофизической тренировки, скорее всего, тем, что написал выше. Мне так представляется. И я пытаюсь собрать и обобщить информацию об этом.
Был ли Шаолинь одной из школ, которые затем будут расценены как "еретические" и полность удалены из всего "канонического"?
Современая концепция чань провозглашает, что не должно быть никакого самовнушения никакого определенного состояния сознания, оно должно быть совершенно естественным и спонтанным.
Мог ли Бодхидхарма быть автором такого трактата, если он был последователем йогачары? Вроде бы она с физической йогой общности не имела? Нет же дыма без огня.


Ответы на этот пост: Горсть листьев
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 51593

650828СообщениеДобавлено: Вс 20 Апр 25, 12:57 (8 мес. назад)     Ответ с цитатой

Алтарная сутра - нормальный абхидхармический текст в том стиле, когда много играют словами и смыслами. Там нет ничего выходящего за рамки классики.
_________________
Буддизм чистой воды


Ответы на этот пост: Горсть листьев
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 31173

650844СообщениеДобавлено: Вс 20 Апр 25, 19:13 (8 мес. назад)     Ответ с цитатой

Алтарная сутра - нормальный абхидхармический текст в том стиле, когда много играют словами и смыслами. Там нет ничего выходящего за рамки классики.
Да, это такой своеобразный средневековый китайский "пост-модернизм".
_________________
нео-буддист
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 31173

650845СообщениеДобавлено: Вс 20 Апр 25, 19:14 (8 мес. назад)     Ответ с цитатой

Atmel пишет:

Мог ли Бодхидхарма быть автором такого трактата, если он был последователем йогачары? Вроде бы она с физической йогой общности не имела? Нет же дыма без огня.
Я уверен, что даосского там гораздо больше, чем собственно дзэнского.
_________________
нео-буддист


Ответы на этот пост: Кукай
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Atmel



Зарегистрирован: 18.04.2025
Суждений: 47
Откуда: NNovgorod

653912СообщениеДобавлено: Вс 22 Июн 25, 23:08 (6 мес. назад)     Ответ с цитатой

Нашел, где я это видел
В Линьцзи-лу
Цитата:
Изучающие Путь! Не ищите ничего в письменах, не изнуряйте свою психику внутренней работой (т.е., психофизической тренировкой. - Н. А.) , не вдыхайте без пользы холодный воздух. Гораздо лучше, если в вашем сознании ни одна мысль не будет порождать причинное возникновение...

Здесь явная отсылка к даосским методам, практикующимся в Шаолиньсы.
Еще:
Цитата:

Изучающие Путь! Есть такого рода лысые дураки, которые посвящают себя занятиям внутренней практикой, намереваясь найти трансцендентную Дхарму. Какое заблуждение!

Также Линьцзы оппонирует внешней даосской практике "выплавления пилюли бессмертия" (вай гун):
Цитата:
Как сказал один один древний мудрец, "внешней практикой занимаются только упрямые дураки"


Таким образом, в речениях Линцзи отпечаталась другая традиция практики, имеющая явно даосские корни.

В книге Ян Цзуймина "Цигун" автор пытается обосновать легенду о том, как Бодхидхарма пришел в Китай, просидел 9 лет в медитации , а затем написал два трактата "трактат об промывании костного мозга" ( сисуй цзин)  и "Трактат об изменении мышц и сухожилий" (" ицзинь цзин"), которые затем монахами Шаолиня были утеряны, и в них будто бы содержались методики по достижению истинного просветления. И затем монахи якобы деградировали, но шаолиньская школа считалась среди буддистов (и чань в том числе) "еретической". А именно эту методику по мнению автора и практиковали в Северной школе чань, возглавляемой в определенный период патриархом Шэньсю.

На деле, по всей видимости, произошло создание легенды для обоснования древности и истинности своих методик.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Тред сейчас никто не читает.
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Дальневосточный буддизм Часовой пояс: GMT + 4
Страницы 1, 2  След.
Страница 1 из 2

 
Перейти:  
Вам нельзя начинать темы
Вам нельзя отвечать на сообщения
Вам нельзя редактировать свои сообщения
Вам нельзя удалять свои сообщения
Вам нельзя голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы



За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
0.035 (0.650) u0.015 s0.001, 18 0.020 [267/0]