Буддийские форумы Дхарма
Буддийское сообщество
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи  ГруппыГруппы   КалендарьКалендарь   PeгиcтрaцияPeгиcтрaция 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВхoдВхoд 
 Новые постыНовые посты   За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю 
В этом разделе: За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю   За месяцЗа месяц 

Йогические корни чань-буддизма

Страницы Пред.  1, 2
 
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Дальневосточный буддизм
Предыдущая :: Следующая тема  
Автор Сообщение
blevaka



Зарегистрирован: 27.12.2023
Суждений: 50

655628СообщениеДобавлено: Сб 09 Авг 25, 05:48 (4 мес. назад)    Re: Йогические корни чань-буддизма Ответ с цитатой

Atmel пишет:

В "Сутре помоста шестого патриарха встретились слова Хуэйнэна: "не вдыхайте холодный воздух"
Не могли бы вы процитировать этот отрывок. Что-то я не припомню такого.
Помню только одну историю где мастер дзен страдавший от чаньской болезни практиковал цигун под руководством даоса-отшельника.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
blevaka



Зарегистрирован: 27.12.2023
Суждений: 50

655658СообщениеДобавлено: Сб 09 Авг 25, 17:19 (4 мес. назад)     Ответ с цитатой

[quote=Atmel#653912]Нашел, где я это видел
В Линьцзи-лу
Цитата:
Изучающие Путь! Не ищите ничего в письменах, не изнуряйте свою психику внутренней работой (т.е., психофизической тренировкой. - Н. А.) , не вдыхайте без пользы холодный воздух. Гораздо лучше, если в вашем сознании ни одна мысль не будет порождать причинное возникновение...

Так это метафора, в смысле нашего зря воздух коптить  Very Happy

И все остальное это лишь еще одно напоминание что медитация это не способ достижения, а практика тк все существа с самого начала находятся в нирване
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Кукай



Зарегистрирован: 02.12.2016
Суждений: 1913

656967СообщениеДобавлено: Пт 19 Сен 25, 04:05 (3 мес. назад)     Ответ с цитатой

Горсть листьев пишет:

Да, "Сутра Шестого патриарха" является базовой идеологической книгой китайского буддизма - поскольку в этом произведений представлен именно тот романтический герой, который воплощает собой особенность китайского буддизма: неграмотный простак, оказавшийся круче всех книжников, изучавших индийские премудрости, в понимании Дао и владении магией.

Великолепное объяснение!

В общем-то и китайский коммунизм такой же. Простаковый и бытовой. Пашем и идем к светлому будущему. Вопросов не задаем.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Кукай



Зарегистрирован: 02.12.2016
Суждений: 1913

656968СообщениеДобавлено: Пт 19 Сен 25, 04:13 (3 мес. назад)    Re: Йогические корни чань-буддизма Ответ с цитатой

Atmel пишет:
Приветствую форумчан!
Как-то читая Дюмулена наткнулся на факт существования йогического направления в чань .
Также известна история возникновения чань, восходящая к Бодхидхарме, который поселился в Шаолинсы, где , как считается, научил монахов "47 движениям архатов", т.е., практике и тренировке безоружного боя.
Также легенда гласит, что Бодхидхарма оставил учение и трактат о "промывании костного мозга", который потом был утрачен вместе с истинным знанием.
Это что-то вроде нынешнего цигуна, приводящего к истинному просветлению.
В "Сутре помоста шестого патриарха встретились слова Хуэйнэна: "не вдыхайте холодный воздух", намекающий, видимо, на йогическую практику, которой он оппонировал.
Связывая все воедино, получаем, что йогический чань, возможно, уходит корнями к той традиции, которую принес Бодхидхарма

Хотелось бы , чтобы сведующие люди поделились знаниями с этом вопросе, и услышать ваши представления о нем.

Ну блин. Вопрос у Вас сложный.

Ну посмотрите на Азию. Таиланд, Бирма - там драки на руках и ногах. Вот прям как оно было в раннем средневековье.

А что такое Китай в Средневековье? Это войны и мятежи, разбойники которые напападают на храмы. Нужно было овладевать защитой. Уметь драться чтобы храм вообще выжил. Бороться с разбойниками и грабителями. Поэтому в храмах был комплекс упражнений развивающий навыки борьбы, умения драться, владеть мечом или посохом. Мечи могли и запрещать носить и пользоваться в городе. Поэтому посох вообще идеальное оружие. Не запрещенное.

Вот Вам и практическая потребность в комплексах Архатов.

Тот же тайцзицюань - это внутренний стиль ушу, в общем-то потенциально боевой. Но для монахов он как комплекс тренировок и поддержания здоровья и физической силы. В даоских храмах тайцзицуань практикуют. В чаньских я подозреваю что тоже.

Ну какой-то там храм канонизировал комплекс упражнений для практики. Бог с ними.

Причем здесь Бодхидхарма? Даже если он умел драться и владел каким-то индийским единоборством, то они уже давно выродились и неактуальны. А комплексы упражнений мог и принести, а мог и не принести, потому что в Азии в разных странах и деревнях сотни видов единоборств, разных стилей. Раньше мужчина обязан был уметь драться потому что обстановка была напряженная.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Кукай



Зарегистрирован: 02.12.2016
Суждений: 1913

656969СообщениеДобавлено: Пт 19 Сен 25, 04:15 (3 мес. назад)     Ответ с цитатой

Горсть листьев пишет:
Atmel пишет:

Мог ли Бодхидхарма быть автором такого трактата, если он был последователем йогачары? Вроде бы она с физической йогой общности не имела? Нет же дыма без огня.
Я уверен, что даосского там гораздо больше, чем собственно дзэнского.

Кхм. А чем даосское отличается от дзенского? Дзенское это и есть чань, сплав буддизма и даосизма.


Ответы на этот пост: Горсть листьев
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 31173

657040СообщениеДобавлено: Сб 20 Сен 25, 20:29 (3 мес. назад)     Ответ с цитатой

Кукай пишет:
Горсть листьев пишет:
Atmel пишет:

Мог ли Бодхидхарма быть автором такого трактата, если он был последователем йогачары? Вроде бы она с физической йогой общности не имела? Нет же дыма без огня.
Я уверен, что даосского там гораздо больше, чем собственно дзэнского.

Кхм. А чем даосское отличается от дзенского? Дзенское это и есть чань, сплав буддизма и даосизма.
Не сплав. Чжуан-цзы хотя и созвучен в чём-то мастерам дзэн, но всё же это другое учение.
_________________
нео-буддист


Ответы на этот пост: Кукай
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Кукай



Зарегистрирован: 02.12.2016
Суждений: 1913

657063СообщениеДобавлено: Пн 22 Сен 25, 02:36 (2 мес. назад)     Ответ с цитатой

Горсть листьев пишет:
Кукай пишет:
Горсть листьев пишет:
Atmel пишет:

Мог ли Бодхидхарма быть автором такого трактата, если он был последователем йогачары? Вроде бы она с физической йогой общности не имела? Нет же дыма без огня.
Я уверен, что даосского там гораздо больше, чем собственно дзэнского.

Кхм. А чем даосское отличается от дзенского? Дзенское это и есть чань, сплав буддизма и даосизма.
Не сплав. Чжуан-цзы хотя и созвучен в чём-то мастерам дзэн, но всё же это другое учение.

Японский дзен буддизм произошел от китайского чань. Это все знают. И все знают что чань буддизм впитал в себя многое из даосизма. Многие буддисткие тексты и китайские и японские встречают упоминание Дао.

Так что, я бы сказал, слишком во многом созвучен.


Ответы на этот пост: Горсть листьев
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Atmel



Зарегистрирован: 18.04.2025
Суждений: 47
Откуда: NNovgorod

657090СообщениеДобавлено: Вт 23 Сен 25, 22:13 (2 мес. назад)     Ответ с цитатой

Чжуан-цзы тоже не сразу пришел к своему даосизму. Те, кто исследовал эти книги, например , в этой статье ,
 наблюдали его последовательное движение от конфуцианства через янизм к мистицизму. Впоследствии даосизм получил большое распррстранение и авторитет.
Очевидно, многие мотивы в чань пришли оттуда, принципы не-деяния, терминология дао... Но даосизм не призывал к такому тотальному самоотказу, как буддизм.
Но речь не об этом. Сначала даосизм был, скорее, философским течением, но наверное, лишь потом стал обретать психофизические методики саморегуляции. И постепенно они стали вбирать методики упрааления дыханием, ци, вершиной практики было поднятие дух шэнь к головному мозгу. Вероятно, это описание некоего мистического ощущения, что описывалось как состояние просветления. Это именовалось нэйгун. Потом вообще готовили "зародыша" в голове, который должен был обеспечить бессмертие.

Если посмотреть на чаньскую практику в шаолине, то она имеет много общего с даосской. И в этом нет ничего странного, если принять во внимание практики, принятые в тибете. Мне они не близки и представляются искусственными, но в даосской практике что-то есть.
Если учесть, что даосские методы были широко распространены, то вполне вероятно, что Линь-цзи оппонировал именно им.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 31173

657241СообщениеДобавлено: Сб 27 Сен 25, 00:40 (2 мес. назад)     Ответ с цитатой

Кукай пишет:
Горсть листьев пишет:
Кукай пишет:
Горсть листьев пишет:
Atmel пишет:

Мог ли Бодхидхарма быть автором такого трактата, если он был последователем йогачары? Вроде бы она с физической йогой общности не имела? Нет же дыма без огня.
Я уверен, что даосского там гораздо больше, чем собственно дзэнского.

Кхм. А чем даосское отличается от дзенского? Дзенское это и есть чань, сплав буддизма и даосизма.
Не сплав. Чжуан-цзы хотя и созвучен в чём-то мастерам дзэн, но всё же это другое учение.

Японский дзен буддизм произошел от китайского чань. Это все знают. И все знают что чань буддизм впитал в себя многое из даосизма. Многие буддисткие тексты и китайские и японские встречают упоминание Дао.

Так что, я бы сказал, слишком во многом созвучен.
Да, в текстах китайских буддистов "дао" выступает синонимом Дхармы. Но это именно синоним, а не подмена.
Ровно таким же синонимом могло бы стать Царство Небесное, если бы руським людям 12-го века пришлось бы культивировать индийскую премудрость на христианской почве.
Безусловно, даосизм был страше китайского буддизма - и буддизм во многом подражал ему, как младший брат подражает старшему.
Однако чань/дзэн-буддизм всё же не сплав с даосизмом и "впитал" он не так уж много. Возможно, потому, что реальный даосизм в средневековом Китае - это либо мудрёная придворная алхимия, либо редкие чудаки-одиночки, изредка навещающие публичные места. Вот со вторыми у чань/дзэн есть что-то общее.

_________________
нео-буддист
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Atmel



Зарегистрирован: 18.04.2025
Суждений: 47
Откуда: NNovgorod

657261СообщениеДобавлено: Вс 28 Сен 25, 21:38 (2 мес. назад)     Ответ с цитатой

Да уж... также как католические пропопедники облачались в буддийские и даосские одежды и втирали китайцам христианские представления о боге и грехе, используя даосские понятия.

А есть истории, как придворные императорские "даосы" времен опиумных войн надоумили императора уничтожать европейские боевые корабли, посылая к ним по реке корзины, наполненные мочой девственниц.
Ко времени появления чань даосы исчезли как классовое явление, но оставили мощный культурный слой.

Тут возникает закономерный вопрос, и не один...
Вроде в буддизме были понятия и о покорности судьбе, о недеянии, пустоте  внезапном просветлении, мирском пути к просветлению, но только в чань последние были взяты в качестве фундаментальных . Какие еще будлийские школы оперировали даосской терминологией и предоставляли столько аллюзий к даосским понятиям и даосской спонтанности, отвергали печатное слово? А посмотреть на "асоциальное" поведение просветленных монахов - как оно напоминает нонконформизм даосов, противников конфуцианства!

Другой - а откуда в раннем даосизме, когда он еще только выделился из древних шаманских практик и даже не имел своего названия, (которое придумали примерно во 2 веке до н.э)., все эти глубокие понятия появились?  

Как бы то ни было, но мне кажется, что влияние даосизма недооценивать нельзя, хотя чань и школа буддизма, а не даосский филиал.


Ответы на этот пост: blevaka, Горсть листьев, Кукай
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
blevaka



Зарегистрирован: 27.12.2023
Суждений: 50

657262СообщениеДобавлено: Пн 29 Сен 25, 04:16 (2 мес. назад)     Ответ с цитатой

Atmel пишет:

Другой - а откуда в раннем даосизме, когда он еще только выделился из древних шаманских практик и даже не имел своего названия, (которое придумали примерно во 2 веке до н.э)., все эти глубокие понятия появились?  

Как бы то ни было, но мне кажется, что влияние даосизма недооценивать нельзя, хотя чань и школа буддизма, а не даосский филиал.

Думаю, люди чаще думали. Отвлекающих факторов было меньше, как и потребностей.
Сидели у костра и размышляли. А благодаря необходимости все делать самому(выживать) ум был остр и гибок.
Есть правда и другая теория - теория инволюции А. Белова (Энтропиологический институт).
Космологическая.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 31173

657283СообщениеДобавлено: Пн 29 Сен 25, 21:52 (2 мес. назад)     Ответ с цитатой

Atmel пишет:
а откуда в раннем даосизме, когда он еще только выделился из древних шаманских практик и даже не имел своего названия
А что мы вообще знаем про этот "прото-даосизм"? По сути ничего.
_________________
нео-буддист
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Кукай



Зарегистрирован: 02.12.2016
Суждений: 1913

657331СообщениеДобавлено: Сб 04 Окт 25, 08:21 (2 мес. назад)     Ответ с цитатой

Atmel пишет:

Другой - а откуда в раннем даосизме, когда он еще только выделился из древних шаманских практик и даже не имел своего названия, (которое придумали примерно во 2 веке до н.э)., все эти глубокие понятия появились?  

Влияние индийского буддизма времен эпохи Маурьев на азиатский регион было огромным. Это было до нашей эры.

Полагаю, что идеи даосизма сформировались в еще более ранее время до появления конкретно китайского буддизма уже в первые века нашей эры. То есть где-то в IV-I веке до н.э. Обреклись они в свою китайскую форму и стали основой для практиков отшельников в горах. Между путем Дао и путем Дхармы - много общего. Думаю, со временем исследователи откопают как именно происходило влияние идей.

Но возможно и было влияние с шелкового пути, с региона Бактрии и Средней Азии.

Так что, можно сказать что в китайской среде духовных практиков сформировалось учение из совокупности популярных идей и концепций того времени.
Это можно воспринимать как один этап развития философии, науки и мистики.

А появление непосредственно буддизма, это уже следующий этап, новый виток развития философии, мистики и науки в регионе.
Опять же как его называли? Учения о Дхарме или как оно называлось в Китае?

Причины могут быть чисто политическо-экономические. Прерывание контактов в торговле из-за краха империй и обновление философии и религии после их возобновления.

На смену первому китайскому буддизму приходит тантрический буддизм во времена Танской династии, потом мода на тантру исчезает. Из чего можно сделать выводы что процесс происходит волнами. То одно учение приходит и захватывает и потом деградирует, то появляется новое и начинает захват. Или возвращают старое и очищают от нового иноземного.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Тред сейчас никто не читает.
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Дальневосточный буддизм Часовой пояс: GMT + 4
Страницы Пред.  1, 2
Страница 2 из 2

 
Перейти:  
Вам нельзя начинать темы
Вам нельзя отвечать на сообщения
Вам нельзя редактировать свои сообщения
Вам нельзя удалять свои сообщения
Вам нельзя голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы



За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
0.038 (0.538) u0.015 s0.001, 18 0.023 [260/0]