|
Дхарма Буддийское сообщество
|
Предыдущая :: Следующая тема |
Автор |
Сообщение |
Ктото
Зарегистрирован: 05.02.2017 Суждений: 7305
|
№462410Добавлено: Чт 20 Дек 18, 01:35 (6 лет тому назад) Re: Есть ли "я" в буддизме на уровне самврити-сатьи? |
|
|
|
А что вы думаете по этому поводу? Если мы говорим о современных буддизмах, то атта есть:
- в Дхаммакае, как нирвана
- у лесных монахов тхеравады, как читта
Да, привязанность к атте такая сильная, что ее, при желании, можно найти даже в анатмаваде. _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Последний раз редактировалось: Ктото (Чт 20 Дек 18, 03:23), всего редактировалось 1 раз
|
|
Наверх |
|
|
Ктото
Зарегистрирован: 05.02.2017 Суждений: 7305
|
№462411Добавлено: Чт 20 Дек 18, 01:39 (6 лет тому назад) |
|
|
|
18. Атмана не существует.
Какова природа атмана, который, как ложно предполагают, отбрасывает одни
группы и принимает другие в качестве новой формы своего существования?
Такого Пуруши, субъекта деятельности, не существует.
Сказал Бхагаван: «Есть действие, есть "созревание" [его результата], однако нигде не обнаруживается субъект действия, который
отбрасывает одни группы и принимает другие как новую форму существования, помимо условного обозначения дхарм*. Суть данного обозначения в следующем: при наличии этого возникает то; в развернутом
виде это причинно-зависимое возникновение»
5
.
— Что же такое тогда атман, [существование которого] не отрицается?
Только группы...
Если в метафорическом смысле [словом] «атман» обозначаются только
группы, то тогда он не отрицается.
* Dharmasamketa — в интерпретации Ф. И. Щербатского «теории эле
ментов» (см.: [Stcherbatsky, 1923, с. 28]).
В ряде контекстов samketa выступает синонимом vyavahara — «условное или
обыденное обозначение» (см.: [BHSD, с. 546]). Именно в таком значении интер
претирует эту фразу Парамартха: «Существование субъекта нигде не обнаружива
ется... за исключение тех случаев, когда, следуя обыденному словоупотреблению, о
дхармах говорят, что они и есть "эмпирическая личность (пудгала)"»
Комментатор «Энциклопедии Абхидхармы» Яшомитра, однако, толкует samketa
в значении «установления причинно-следственной связи» АК т.3 Локанирдеша
Короче, там не самврити, а самкета или вйавахара сатья.
Спасибо _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид." |
|
Наверх |
|
|
Adzamaro
Зарегистрирован: 11.12.2013 Суждений: 1767 Откуда: Москва
|
№462412Добавлено: Чт 20 Дек 18, 01:40 (6 лет тому назад) |
|
|
|
Ктото
Есть еще такой вариант, что это никакая не привязанность, а так и есть на самом деле. Анатмавада не обязательно должна отрицать атту вообще, она может отрицать атту в чем-то - конкретно в дукхе, в пяти совокупностях и т.д. И все это также соответствует текстам ПК. Дхаммакая обосновывает атту как минимум сутрами, а лесные монахи еще и своим медитативным опытом.
Ответы на этот пост: Ктото |
|
Наверх |
|
|
Ктото
Зарегистрирован: 05.02.2017 Суждений: 7305
|
№462419Добавлено: Чт 20 Дек 18, 01:45 (6 лет тому назад) |
|
|
|
Ктото
Есть еще такой вариант, что это никакая не привязанность, а так и есть на самом деле. Анатмавада не обязательно должна отрицать атту вообще, она может отрицать атту в чем-то - конкретно в дукхе, в пяти совокупностях и т.д. И все это также соответствует текстам ПК. Дхаммакая обосновывает атту как минимум сутрами, а лесные монахи еще и своим медитативным опытом.
В таком случае анатмавада ничем не отличалась бы от атмавады джняна-йога или последователя адвайта-веданты, которые тоже считают, что атман - это не тело, не мысли и т.д. _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Последний раз редактировалось: Ктото (Чт 20 Дек 18, 03:23), всего редактировалось 1 раз
|
|
Наверх |
|
|
Adzamaro
Зарегистрирован: 11.12.2013 Суждений: 1767 Откуда: Москва
|
№462426Добавлено: Чт 20 Дек 18, 02:01 (6 лет тому назад) |
|
|
|
Ктото
Отличие в том, что конкретно считать, а что не считать аттой. Например, в некоторых Упанишадах аттой считается виджняна. А у Будды виджняна - анатта.
Многие воззрения могут содержать в себе Дхарму. Пемасири Тхера, например, говорит что Упанишады частично содержат учения прошлых Будд. А адвайта-веданта могла быть создана Шанкарой под влиянием буддизма. |
|
Наверх |
|
|
КИ 3Д
Зарегистрирован: 17.02.2005 Суждений: 49625
|
№462427Добавлено: Чт 20 Дек 18, 02:02 (6 лет тому назад) |
|
|
|
Если у вас есть в кармане деньги, то вам надо об этом знать, и пользоваться ими.
Если у вас нет денег, то хорошо бы знать об этом, и правильно владеть ситуацией.
Особо же глупым поведением будет верить в то, что хоть деньги и не нашлись в карманах, они все таки где-то при себе есть, и действовать в магазине так, как будто ты при деньгах. _________________ Буддизм чистой воды |
|
Наверх |
|
|
Antaradhana Wolfshadow
Зарегистрирован: 16.01.2016 Суждений: 10000
|
|
Наверх |
|
|
Ктото
Зарегистрирован: 05.02.2017 Суждений: 7305
|
№462429Добавлено: Чт 20 Дек 18, 02:14 (6 лет тому назад) |
|
|
|
Adzamaro
В моем понимании буддизм - это не о несуществовании атмана, а о том, что:
1. атман никак не познается - ни восприятием, ни логическим выводом,
2. бессмысленно фантазировать о том или опираться на то, что никак не познается,
3. почему (из-за неведения и жажды) и как (разные виды отождествления и присваивания совокупностей) возникают иллюзии атмана,
4. как (медитации и т.д.) можно распознать, что это не атман, а вполне познаваемое нечто иное (ощущения, эмоции, мысли и т.д.). _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид." |
|
Наверх |
|
|
Adzamaro
Зарегистрирован: 11.12.2013 Суждений: 1767 Откуда: Москва
|
№462431Добавлено: Чт 20 Дек 18, 02:17 (6 лет тому назад) |
|
|
|
Ктото
Ну, как я уже говорил, если мы рассматриваем современные буддизмы, то атта там есть. И ан-атта, разумеется, тоже никуда не девается при этом. И она там не просто есть, а вполне обосновывается сутрами и йогическим опытом.
Ответы на этот пост: Ктото, Antaradhana |
|
Наверх |
|
|
Ктото
Зарегистрирован: 05.02.2017 Суждений: 7305
|
№462434Добавлено: Чт 20 Дек 18, 02:23 (6 лет тому назад) |
|
|
|
Ктото
Ну, как я уже говорил, если мы рассматриваем современные буддизмы, то атта там есть. И ан-атта, разумеется, тоже никуда не девается при этом. И она там не просто есть, а вполне обосновывается сутрами и йогическим опытом.
И атта, и анатта...
Это ничем не отличается от атмавады, где обычно тоже есть граница между аттой и анаттой. _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Ответы на этот пост: Adzamaro |
|
Наверх |
|
|
Antaradhana Wolfshadow
Зарегистрирован: 16.01.2016 Суждений: 10000
|
№462435Добавлено: Чт 20 Дек 18, 02:24 (6 лет тому назад) |
|
|
|
Ктото
Ну, как я уже говорил, если мы рассматриваем современные буддизмы, то атта там есть. И ан-атта, разумеется, тоже никуда не девается при этом. И она там не просто есть, а вполне обосновывается сутрами и йогическим опытом.
Если есть атта - то это адхамма, а не буддизм. С таким же успехом, можно секту Дэвадатты буддизмом называть, да еще одной из самых древних школ
Ответы на этот пост: КИ, ТМ |
|
Наверх |
|
|
Ктото
Зарегистрирован: 05.02.2017 Суждений: 7305
|
|
Наверх |
|
|
КИ 3Д
Зарегистрирован: 17.02.2005 Суждений: 49625
|
|
Наверх |
|
|
КИ 3Д
Зарегистрирован: 17.02.2005 Суждений: 49625
|
№462438Добавлено: Чт 20 Дек 18, 02:37 (6 лет тому назад) |
|
|
|
Ктото
Ну, как я уже говорил, если мы рассматриваем современные буддизмы, то атта там есть. И ан-атта, разумеется, тоже никуда не девается при этом. И она там не просто есть, а вполне обосновывается сутрами и йогическим опытом.
Если есть атта - то это адхамма, а не буддизм. С таким же успехом, можно секту Дэвадатты буддизмом называть, да еще одной из самых древних школ
Бханте Топпер именно так ее и называет - как пример буддийской школы, монахи которой при переходе в другую буддийскую школу (обратно к Шакьямуни), должны подвергаться испытательному сроку. _________________ Буддизм чистой воды
Последний раз редактировалось: КИ (Чт 20 Дек 18, 02:38), всего редактировалось 1 раз
|
|
Наверх |
|
|
Ктото
Зарегистрирован: 05.02.2017 Суждений: 7305
|
№462439Добавлено: Чт 20 Дек 18, 02:38 (6 лет тому назад) |
|
|
|
То есть конвенциональная истина была введена для того, чтобы "легализовать" понятие"существо".
Но даже введения конвециональной истины недостаточно для того, чтобы "легализовать" понятие "я". В этом вопросе буддизм (кроме прасангиков и пудгалавадинов) на уступки не идёт.
Я правильно понимаю?
КИ, ответьте, пожалуйста, на этот вопрос
Не отвечаю, так как не понимаю. Про какое именно "понятие я" идет речь? У местоимения нет понятия. Понятие о метафизическом "я" - это нечто из других даршан, на бытовом уровне обычных людей его нет.
Ага. Поняла свою ошибку - я написала так, будто бы за местоимением "я" всё-таки скрывается что-то вполне определенное, а не разное _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Последний раз редактировалось: Ктото (Чт 20 Дек 18, 02:39), всего редактировалось 1 раз
|
|
Наверх |
|
|
Тред сейчас никто не читает.
|
|
|
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы
|
За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
|