|
Дхарма Буддийское сообщество
|
Предыдущая :: Следующая тема |
Автор |
Сообщение |
Алексей_Михайлов заблокирован
Зарегистрирован: 21.04.2015 Суждений: 1111
|
№405461Добавлено: Чт 19 Апр 18, 11:25 (7 лет тому назад) Наблюдатель и citta/caitta - А. Парибок |
|
|
|
"В философии абхидхармы есть трудная теоретическая проблема соотношения citta с caitta (на пали cetasika). - Citta - событие жизни для кого-то-моего сознания (это важное уточнение, потому что абхидхарма, в отличие от психологии, не занимается объективированным чужим сознанием), характеризующееcя выбором интенционального объекта (artha). А caitta - дхармы, непременно связанные с citt'ой , например, понимание, влечение, переживание, усталость. Они тоже всегда чьи-то (для кого-то-мои), они всегда ПРИ citt'е, но они НЕ citta. И нельзя утверждать, что они части citt'ы, потому что тогда будет признано, что citta - нечто составное и, тем самым, НЕ дхарма согласно понятию дхармы. Категориальная квалификация этой связи буксует.
Так толком и не справились абхидхармисты с этой проблемой...
... Надо учесть, что абхидхарма представляет собою квантовый уровень рассмотрения себя в отличие от классического уровня, который дан в наблюдаемом поведении человека. А для квантового уровня существенно указание позиции наблюдателя Так вот, наблюдение за собою как за citt'ой несовместимо с наблюдением за собою согласно какой-то схеме дхарм, то есть за некоторым мультиплетом из caitta. Может даже оказаться, что тут свой вариант соотношения неопределенности Гейзенберга.
Васубандху поясняет, что и санджня (третья скандха) и ведана (вторая скандха) о способу бытия суть санскары (четвертая скандха), только они особо важные. Но ведь санскары (побудители ) суть как раз энергетический аспект, а citta- временной аспект. Так что это соотношение неопределенности будет подобно тому, что связывает время и энергию."
- Андрей Парибок
Ответы на этот пост: test |
|
Наверх |
|
|
Won Soeng заблокирован(а)
Зарегистрирован: 14.07.2006 Суждений: 14466 Откуда: Королев
|
№405474Добавлено: Чт 19 Апр 18, 14:37 (7 лет тому назад) |
|
|
|
Да, тоже много размышлял в этом направлении.
Но практически это вполне конкретные признаки. Читта это буквально признак "состояние изменилось". А четасики это что конкретно изменилось.
Что касается четасик, которые включают в себя ведана, самджня и санскара, то это все же другой взгляд на дхармы, не через совокупности, которые между собой соединены, а на конкретную проявленность.
Поэтому довольно грубо определять ведана и самджня как санскара. Просто все три совокупности проявляются как четасики. Ключевое слово - проявляются. И в этом смысле совокупность это квантовая запутанность, а читта - это как раз редукция к определенному варианту. Тут важно, что читта - это буквально "определенность". _________________ Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума. |
|
Наверх |
|
|
test 一心
Зарегистрирован: 18.02.2005 Суждений: 18706
|
№407434Добавлено: Ср 25 Апр 18, 03:17 (7 лет тому назад) |
|
|
|
"И нельзя утверждать, что они части citt'ы, потому что тогда будет признано, что citta - нечто составное и, тем самым, НЕ дхарма согласно понятию дхармы."
В абхидхарме анализ так не делается. Если знание (будхи) предмета не прекращается при его аналитическом разложении, то тогда это парамартха дхарма. То что читта "составное" ничего не значит, как не значит и для рупы, и веданы, что они "разлагаются", при желании, на составляющие цвет, звук, приятную, неприятную, прошлую, будущую и т.д. — их свабхава сохраняется. Кроме того, дхармы могут быть и дравья, и праджняпти.
Проблема читта-чаитта рассматривалась, они считались как находящимися в определенных видах тождества, так и различными по функции.
По моей версии, характеристика читты это осознанность присущая всем шести сознаниям, но не присущая материальному. Этого достаточно, чтоб выделить отдельную дхарму. |
|
Наверх |
|
|
Алексей_Михайлов заблокирован
Зарегистрирован: 21.04.2015 Суждений: 1111
|
№407498Добавлено: Ср 25 Апр 18, 13:03 (7 лет тому назад) |
|
|
|
test
Спасибо |
|
Наверх |
|
|
Тред сейчас никто не читает.
|
|
|
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы
|
За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
|