|
Дхарма Буддийское сообщество
|
Предыдущая :: Следующая тема |
Автор |
Сообщение |
Алексей_Михайлов заблокирован
Зарегистрирован: 21.04.2015 Суждений: 1111
|
№401122Добавлено: Вт 03 Апр 18, 15:02 (7 лет тому назад) БУДДИЗМ И МАТЕРИЯ |
|
|
|
(из авторефрерата к диссертации Пламена Градинарова «Философия индийского атомизма»)
По мнению ранних буддистов, материя бывает двух видов, сообразно онтологическим качествам сгруппированых в рупа-скандхах дхарм.
Первичная материя (бхута) номинально тождественна элементам традиционной индийской философии.
Вторичная материя (бхаутика) понимается как совокупность наложенных качеств (упадая), которые, в известном смысле, производны от первичных элементов. Особое внимание следует уделить тому обстоятельству, что четыре первичных элемента (махабхута) не являются специфичными для отдельных видов материи (как у Вайшешики), а распределены одинаково во всех материальных веществах.
Эта особенность буддийского атомно-элементного учения отграничивает его не только от атомизма Ньяя-Вайшешики, но и от атомизма Джайны. По концепции буддизма, качественные различия объясняются не диспропорциями в распределении дхарм или атомов в данном объекте, а разной степенью интенсивности первичных базисных элементов, Долее в параграфе исследуются возможные логические и онтологические взаимоотношения между дхармами и атомами в домахая-нистском буддизме.
…
Буддизм разрабатывает динамическую теорию структурной организации материи. Основные черты этой теории просматриваются еще в атомизме Сарвастивады и даже в оригинальном учении Будды.
Динамическое представление о Вселенной дает сильный толчок развитию более поздней буддийской диалектики в школах Нагпрджупы и Асанги. По сведениям Сарипуттхи, Будда придерживался взгляда, что каждый базисный материальный элемент (земля, вода и т.д.) появляется и существует только во взаимодействии трех имманентных потоков изменения — потоков порождения, существования и умирания. Их напряжение составляет энергетическое поло любой минимальной единицы материи. Поток порождения связан с возникновением энергии, поток существовения — с разворачиванием энергии, поток умирания — с уничтожением энергии, т.е. с ее преобразованием в пассивное состояние.
Процесс порождения, существования и умирания отдельных дхарм совершается с такой скоростью, что неминуемо создает эффект кинематографической картины. Это широко известное сравнение Щербатского справедливо лишь в той мере, в какой оно устанавливает конечный эмпирический результат динамизирования отдельных "кадров" картины, т.е. отдельных дхарм. Однако сами они не являются статичными образами, а представляют собой энергетические тенденции в изменении. Именно эти минимальные действия обуславливают, в конечном итоге, порождение, существование и смерть самой Вселенной. Они включены в своеобразную циклическую модель бытийной динамики, где в каждый момент наличествует один активный и два потенциальных ("спящих") энергетических фактора, которые последовательно меняются местами в зависимости от интенсивности того или иного элемента. Активный элемент расходует свою энергию, в то время как два "спящих" элемента накапливают энергию, необходимую для их предстоящего взлета. Лежащий в их основе энергетический континуум дхарм находится в состоянии непрерывных вибраций.
…
Буддизм обладает огромной совокупностью . каузальных учений, которые нередко противоречат друг другу. В Стхавира-ваде причинно-следственные отношения распределялись по 24 группам. Атомистическая философия Саравастивады предлагает систему из четырех, каузальных элементов. Такими элементами являются главная причина, причина второго рода, непосредственная обусловленность и объективная связь. Непосредственное отношение к атомизму имеет также разработка так наз. "одновременной причины" (Сйхабху-хету) и основания гомогенности, или подобочастности (сабхага-хету). Должное внимание уделено анализу каузальных функций категории прапти.
…
По мнению буддистов, вселенная бесконечна как в пространственном, так и во временном отношении. Сама бесконечность, однако, имеет две модификации — бесконечность развертывания, или экстенсивную бесконечность, и бесконечность свертывания. Точки пространства и времени — эти своеобразные пространственные и темпоральные атомы — описываются при помощи второго типа бесконечности, в то время как абсолютные измерения пространства и времени фиксируются в терминах экстенсивной бесконечности.
Бесконечность вселенной в пространственном и временном отношении принимается разумом с доверием. Однако попытки определения минимальных значений пространства и времени наталкиваются на подводные рифы рассудочных антиномий. Если допустить, что учение о моментальности всего существующего действительно описывает адекватно природу эмпирического мира, то следует в таком случае определить наше понятие о моменте. Каким бы малым они ни был, рёгресс его значений не может продолжаться до бесконечности; существующий вещи все же существуют, несмотря на их мгновенность.
В рамках хинаянистского буддизма момент превращается в абсолютный принцип существования. Положение Будды о том, что в мире нет ничего постоянного, что все подвержено мощному потоку изменений, постепенно возводится в ранг метафизической догмы (в этой связи отметим, что учение о моментальности всего существующего сопровождается довольно сложным учением о диалектике времени). Именно этот метафизицизм в понимании действительной природы реальности становится предметом острейшей критики со стороны представителей самой диалектической школы в рамках буддистской философии — Мадхьямики.
В системе ранних философских школ буддизма энергетические аналогии и объяснения играют значительную роль. Исходя из этого, можно представить три времени как постоянно действующие энергетические силы, которые обуславливают процесс возникновения и умирания вещей в мире феноменов. Силы прошлого, настоящего и будущего кажутся противопоставленными друг другу. Их совместное действие, однако, приводит к появлению эмпирических данностей, которые и называются дхармами. Каждое из времен выполняет определенные функции, без которых реальное существование феномена было бы невозможным, а космологический процесс в целом был бы немыслим. Прошлое выхватывает дхарму из континуума дхарм, настоящее дает ей жизнь, а будущее убивает ее. Дхарма появляется лишь для того, чтобы исчезнуть. |
|
Наверх |
|
|
Алексей_Михайлов заблокирован
Зарегистрирован: 21.04.2015 Суждений: 1111
|
|
Наверх |
|
|
Алексей_Михайлов заблокирован
Зарегистрирован: 21.04.2015 Суждений: 1111
|
№401337Добавлено: Ср 04 Апр 18, 12:50 (7 лет тому назад) |
|
|
|
Ф.И.Щербатской ЦЕНТРАЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ БУДДИЗМА
И ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНА "ДХАРМА"
"Будучи настойчиво изгоняемыми из буддийской философии и заменяемыми законами внутренней связи, понятия субстанции и качества все же, хоть и окольным путем, частично заняли свое обычное положение. Ибо деление элементов материи на первичные и вторичные (bhuta и bhautika), а ментальных – на основные и производные (chitta и chaitta) очень приближается к отношению субстанции и качества. Вторичные поддерживаются (ashrita)96 первичными, и эта связь неделима; одно не может появиться без другого. По буддийскому толкованию, они, несмотря ни на что, отдельные элементы, хотя и объединены законами причинности. Особая связь одновременности или взаимной причинности (sahabhu) представляется спасением создавшегося положения. Теоретически один элемент так же причина другого, как последующий – причина предыдущего97. Ментальные элементы не включены в сознание (chitta), но сопутствуют с ним, они совместно окутывают (anuparivartante) его, но, несмотря на это, являются отдельными элементами98. Вопреки усилиям поддержать их одинаковые права мы видим, что попытка была неудачной, так как имеется первичное и вторичное состояние; вторичное разъясняется как поддерживаемое первичным, и их связь неделима. Предположительно, что по этой причине Буддхадева [19], одна из знаменитостей школы саутрантиков, восстал против такого неудовлетворительного разъяснения и отрицал разницу между первичными и вторичными элементами. Он считал, что все одинаково были первичными (bhuta, а не bhautika)99. Но эта критика не имела успеха. Она была отставлена со ссылкой на Писание и с указанием, как кажется, на особенный характер чувственных данных, связанных с осязанием. Главные проявления (lakshana) материи – отталкивание, притяжение, жар и движение – все это осязательные явления, и они общи100, в то время как цвет и т.д. может быть воспринят лишь зрением. Кроме того, тонкая материя органов чувств не могла бы существовать, т.е. появляться, не имея за собой более плотных сил"
http://psylib.org.ua/books/shchb01/txt10.htm |
|
Наверх |
|
|
Mindfulness
Зарегистрирован: 09.01.2016 Суждений: 1247
|
№404513Добавлено: Пн 16 Апр 18, 01:34 (7 лет тому назад) |
|
|
|
"Особое внимание следует уделить тому обстоятельству, что четыре первичных элемента (махабхута) не являются специфичными для отдельных видов материи (как у Вайшешики), а распределены одинаково во всех материальных веществах."
=======
Земля - масса
Вода - взаимодействия
Огонь - температура
Ветер - движение
? _________________ "жизнь очень коротка и время смерти совершенно неопределенно. Поле знания очень обширно. Но лучше всего – ухватить его сущность и созерцать"
Последний раз редактировалось: Mindfulness (Пн 16 Апр 18, 01:35), всего редактировалось 2 раз(а)
|
|
Наверх |
|
|
Mindfulness
Зарегистрирован: 09.01.2016 Суждений: 1247
|
№404514Добавлено: Пн 16 Апр 18, 01:34 (7 лет тому назад) |
|
|
|
Если так, то это очень круто _________________ "жизнь очень коротка и время смерти совершенно неопределенно. Поле знания очень обширно. Но лучше всего – ухватить его сущность и созерцать" |
|
Наверх |
|
|
Won Soeng заблокирован(а)
Зарегистрирован: 14.07.2006 Суждений: 14466 Откуда: Королев
|
№404533Добавлено: Пн 16 Апр 18, 12:36 (7 лет тому назад) |
|
|
|
Четыре великих элемента не вечны.
При условии беспокойства возникает огонь. При условии огня возникает воздух. При условии воздуха возникает вода. При условии воды возникает земля. При условии четырех элементов возникает форма.
При условии огня возникает тепло. При условии воздуха возникает жизненная сила. При условии тепла и жизненной силы возникает тело. _________________ Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума. |
|
Наверх |
|
|
the orthodox
Зарегистрирован: 18.02.2012 Суждений: 190
|
№421011Добавлено: Вт 05 Июн 18, 09:54 (6 лет тому назад) |
|
|
|
и в теле возникает мятущийся разум\чувства, отражающий непостоянство соотношений\игры элементов? |
|
Наверх |
|
|
Тред сейчас никто не читает.
|
|
|
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы
|
За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
|