|
Дхарма Буддийское сообщество
|
Предыдущая :: Следующая тема |
Автор |
Сообщение |
Ericsson
Зарегистрирован: 23.12.2015 Суждений: 908 Откуда: Венгрия
|
№382179Добавлено: Вт 13 Фев 18, 01:37 (7 лет тому назад) Эллинизм 4, пример с обсуждением состояния Сангхи Тхеравады, о разных позициях рассмотрения |
|
|
|
Сначала хотел написать в теме "Мысли о правильном и неправильном монашестве". http://dharma.org.ru/board/topic7485.html Но потом подумал, что это слишком далеко от изначальных тезисов Эмпириокритика. По моему давняя история с обсуждениями Сангхи нашими мирянами, обсуждения правомочности и уместности такового обсуждения, сравнения с азиатской ситуацией, и прочее - неплохая возможность продемонстрировать мои идеи о культурных помехах на примере. (Продолжение, ранее тут: http://dharma.org.ru/board/topic7462.html и не только)
Вот эти мысли:
empiriocritic_1900 пишет:
Разумеется, не сказано - просто потому, что Виная не для этого предназначена. Скажем, в правилах дорожного движения тоже не сказано, куда именно автомобилисты должны ехать. Виная регламентирует жизнь монаха, но она не задаёт цель и смысл монашеской жизни - потому что эта цель задаётся Дхаммой.
Все винайные нормы, в том числе полное освобождение бхиккху от любых мирских дел и обязанностей (и, соответственно, возложение на мирян обязанности обеспечивать бхиккху четырьмя необходимостями) имеют смысл именно потому, что бхиккху - это отшельники, ушедшие из дома ради скорейшего достижения Ниббаны. Вся ценность бхиккху сводится к тому, что ему доступны достижения, мирянину, как правило, недоступные -плод анагамина и плод араханта (да и то - плод анагамина, скорее всего, вполне доступен для полумирян-полумонахов, постоянно соблюдающих не пять, а восемь правил).
Достигать этих плодов - не что иное, как работа бхиккху, для выполнения которой мирянам и есть смысл его содержать. И высочайшее почтение, которым миряне должны окружать бхиккху, имеет смысл именно в том случае, если подавляющее большинство бхиккху - арьи, многие из которых - уже анагамины или даже араханты. И в этом случае, действительно, дана монахам является крайне благим деянием.
Понятно, что человек - это хоть и обусловленное существо, но не рукотворная машина. Какой-то части монахов разные препятствия будут мешать достигать даже плода анагамина. И таких бхиккху никто не должен упрекать. Но если ни 60%-70%, ни хотя бы 50% бхиккху не достигает даже плода анагамина - это проблема. Это свидетельство, что сообщество бхиккху функционирует не очень эффективно.
А если этих плодов достигают только единицы? Это уже показатель очень серьезных системных искажений в монашестве. Это показатель, что монастырская среда не только не помогает делать то, ради чего изначально и был создан сам институт бхиккху, но, как и говорилось выше, препятствует немногим практикам в своих рядах.
По сути вопроса уже прозвучали мысли в той теме, а здесь я предлагаю рассмотреть сами тезисы - как пример рассуждений, явно сделанных под влиянием западных навыков мышления. (Или говоря иначе, вот он эллинизм во всей красе.)) (Прошу заранее прощения, Эмпирикритик, что взял ваши мысли для примера и анализа, какой-то текст надо взять в любом случае, и лучше если это мысли кого-то из присутствующих).
Как видим, обсуждение монашества Тхеравады (западного и азиатского) ведется объективно. С позиции стороннего наблюдателя. Сангха в этом случае объект, а мы смотрим на неё со стороны и анализируем. И это привычно для всех нас, именно такой порядок. Каждый сразу включается в обсуждение, можно спорить и доказывать.
А как же другой, субъективный способ рассмотрения? Всё то же самое можно рассмотреть иначе, с позиции просто наблюдателя, а не стороннего. Точнее даже с позиции вовлеченного наблюдателя. Западные привычки требуют объективности, это навык такой. Для нас привычно, что "объективно" это как бы "правильно" и "хорошо". Но ведь не всегда (!), многие вопросы желательно не переводить на объективность, а как раз оставляя в сфере субъективного, в сфере личностного, воспринимать с позиции вовлеченности. И интересно, что в таком случае можно избежать ряда проблем.
Обращаюсь ко всем уважаемым участникам форума. Друзья, рассмотрите вопросы, представленные в приведенных тезисах, изменив объективный взгляд в отношении Сангхи (всей и разных бхиккху по отдельности), мирян, отношений между ними - на субъективный, а позицию стороннего наблюдателя на позицию вовлеченного. Я тоже выскажу свои варианты, но позже, думаю многим будет интересно провести эту (не сложную) операцию самостоятельно.
_________________ АН 1.140 [Бхагаван сказал]: «Монахи (bhikkhave), те бхиккху, которые объясняют неверную Дхамму (adhammaṃ) как неверную, делают это ради благополучия многих людей (bahujanahitāya), ради счастья многих людей (bahujanasukhāya), ради блага (atthāya), благополучия (hitāya) и счастья (sukhāya) многих дэвов и людей (devamanussānaṃ). Эти бхиккху порождают много заслуг (puññaṃ), и укрепляют Истинную Дхамму (saddhammaṃ).
Ответы на этот пост: Лесорубник |
|
Наверх |
|
|
Гость 108 Гость
Откуда: Fayetteville
|
№382186Добавлено: Вт 13 Фев 18, 02:04 (7 лет тому назад) |
|
|
|
Сколько можно флудно-бредовые темы плодить? |
|
Наверх |
|
|
Горсть листьев Фикус, Историк
Зарегистрирован: 10.09.2010 Суждений: 30749
|
№382355Добавлено: Вт 13 Фев 18, 19:54 (7 лет тому назад) |
|
|
|
На мой взгляд, позиция, высказанная Эмпириокритиком, вполне "вовлечённая", даже весьма. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Ответы на этот пост: Ericsson |
|
Наверх |
|
|
Ericsson
Зарегистрирован: 23.12.2015 Суждений: 908 Откуда: Венгрия
|
№383283Добавлено: Пт 16 Фев 18, 20:18 (7 лет тому назад) |
|
|
|
На мой взгляд, позиция, высказанная Эмпириокритиком, вполне "вовлечённая", даже весьма.
Да конечно. Если понимать под "вовлеченностью" только аспект этической вовлеченности (эмоциональной), что опять же нормально и привычно для западных людей. Я говорю об изменении взгляда на менее субъективный, что и может дать естественную позицию рассмотрения, не искривленную западным навыком.
(Похоже никто не хочет сам проделать операцию по изменению взгляда. Ну значит я продолжаю)
Как примеры более естественного порядка рассмотрения предложенного вопроса. Парочка только, а так их больше.
1. Вот Эмпириокритик рассуждает: "Каким образом азиатские народы допустили, чтобы на место бхиккху, занятых достижением Ниббаны, пришли "бхиккху", ничем подобным не занимающиеся, но требующие такого благоговейного отношения, как если бы они были поголовно арахантами? - это исторический вопрос. Что с этим делать в ЮВА? - это, опять же, не наше дело, а дело самих жителей ЮВА." и так далее.
Как видим, здесь указано, по сути дела, на несоответствие двух Сангх. Известна идеальная Сангха по Канону, и известна нынешняя Сангха ЮВА, во многом отошедшая от тех изначальных образцов. Сравниваем одну и другую, видим разницу, делаем выводы. Прекрасно. Очень привычно для нас европейцев так рассуждать. Всё объективно, доходчиво и ясно. Однако. Сангха бхиккху ЮВА взаимодействует с народами стран ЮВА много веков. И за это время "было много всякого", правильно?
И естественный, вовлеченный личностный взгляд по идее должен бы это обстоятельство учитывать. Причем, учитывать не так, как это прозвучало. В тексте рассуждение такое: "Каким образом они допустили...- исторический вопрос... что делать". То есть история как таковая сразу представлена как негативный фактор. Сначала было хорошо, потом была некая история, и вот плохо. История значит под вопросом. Но мы-то знаем, что реальная история всегда неоднозначная. В истории всегда "много всякого". И учитывать надо всё. То есть, мы знаем, что многие века Сангха в странах ЮВА была и выполняла свою роль.
Вспомним хотя бы события бурного 20 века. Сангха как-то себя проявила в Тайланде в 70-х годах, когда в стране был хаос из-за коммунистов, и население это прекрасно помнит. С детства люди знают, что когда в стране была можно сказать гражданская война, взаимодействие между населением и боевиками, засевшими в джунглях часто проходило при посредничестве бхиккху, и многие могут рассказать истории о том, что в такой-то дальней северной провинции старенький местный аджан ходил на переговоры с боевиками, чтобы хоть как-то договорится, ходил и не боялся совсем (он же арахант, ясное дело). Так история становится более многослойной, многозначной, и личностный взгляд это обычно учитывает. И тогда острота вопроса "что с этим делать" почти наверняка снизится. А ведь войны были во всех странах ЮВА в 20 веке, в некоторых странах довольно масштабные.
2. Ещё такой ракурс. Как было сказано: "Во-вторых, никакие последующие слова не относятся лично ни к одному из современных русских монахов Тхеравады. Все эти люди (которых можно пересчитать по пальцам - и пальцы ещё останутся) - это первопроходцы, сталкивающиеся со столь многими препятствиями, что и к их ошибкам нужно относиться со всей возможной снисходительностью".
Получается, можно предметно обсуждать монашество, и при этом "вынести за скобки" всех конкретных бхиккху. Собственно, да, так можно. Это опять же привычно для нашего образа мысли. Абстрагироваться от живых людей, и строить схемы. При естественном, личностном, вовлеченном порядке рассмотрения, (без этой навязчивой традиционно-западной объективации) такая операция по "выведению живых людей за скобки" совсем не обязательна (не неизбежна). Можно задавать вопросы и мыслить некие модели Сангхи будь то русскоязычной, или всей западной, но при этом учитывать в рассмотрении конкретных людей, которых мы и так знаем (да и не плохо знаем).
Конечно это не привычно. Мы-то привыкли мыслить по схемам, заложенным образованием и культурой. Привычно скажем говорить о пролетариате, чиновничестве, буржуазии, не принимая во внимание, что речь в итоге о конкретных допустим пролетариях (Васе, Пете, Сереже) и о чиновниках (Саше, Коле, Гене). Но так трудно выстраивать схему и говорить о тенденциях. Если разобраться, то наши бхиккху это очень очень разные люди. И кроме того, все они (несмотря на различия) хорошие бхиккху, с любой точки зрения.
Если учесть эти моменты, то опять же скорее придешь к мысли, что всё не так плохо, и может духовный потенциал русскоязычной Сангхи (по личному ощущению) - высокий. А если речь о сообществе с высоким духовным потенциалом (явно на очень ранней стадии развития) то напрашивается вывод, что скорее всего и дальше наше монашество сможет достойно отвечать не непростые вызовы. Да? _________________ АН 1.140 [Бхагаван сказал]: «Монахи (bhikkhave), те бхиккху, которые объясняют неверную Дхамму (adhammaṃ) как неверную, делают это ради благополучия многих людей (bahujanahitāya), ради счастья многих людей (bahujanasukhāya), ради блага (atthāya), благополучия (hitāya) и счастья (sukhāya) многих дэвов и людей (devamanussānaṃ). Эти бхиккху порождают много заслуг (puññaṃ), и укрепляют Истинную Дхамму (saddhammaṃ).
Ответы на этот пост: empiriocritic_1900 |
|
Наверх |
|
|
empiriocritic_1900
Зарегистрирован: 26.06.2017 Суждений: 8733
|
№383296Добавлено: Пт 16 Фев 18, 21:05 (7 лет тому назад) |
|
|
|
В тексте рассуждение такое: "Каким образом они допустили...- исторический вопрос... что делать". То есть история как таковая сразу представлена как негативный фактор. Сначала было хорошо, потом была некая история, и вот плохо. История значит под вопросом. Но мы-то знаем, что реальная история всегда неоднозначная. В истории всегда "много всякого". И учитывать надо всё. То есть, мы знаем, что многие века Сангха в странах ЮВА была и выполняла свою роль.
2. Ещё такой ракурс. Как было сказано: "Во-вторых, никакие последующие слова не относятся лично ни к одному из современных русских монахов Тхеравады. Все эти люди (которых можно пересчитать по пальцам - и пальцы ещё останутся) - это первопроходцы, сталкивающиеся со столь многими препятствиями, что и к их ошибкам нужно относиться со всей возможной снисходительностью".
Получается, можно предметно обсуждать монашество, и при этом "вынести за скобки" всех конкретных бхиккху.
1. Нет, то, что история - это негативный фактор, не имелось в виду. Имелось в виду лишь то, что история ЮВА в этом конкретном посте не является предметом рассмотрения (поскольку речь и вообще идёт не о ЮВА, где как-нибудь обойдутся и без наших ценных мнений; в том же Таиланде король есть, вот пусть он за бхиккхуСангхой и надзирает, как это делали поколения его предков и предшественников).
2. Вы в самом деле считаете, что обсуждение личных качеств и действий тех или иных российских (или украинских) бхиккху - это то, что нужно проводить ещё раз? ИМХО, этого и так слишком много. И, во всяком случае, в таких обсуждениях я не вижу смысла участвовать. _________________ Границы мира - это границы языка
Ответы на этот пост: Ericsson |
|
Наверх |
|
|
Корректор Гость
|
№383299Добавлено: Пт 16 Фев 18, 21:21 (7 лет тому назад) |
|
|
|
Ericsson, если я скажу, что вижу ваше следующее перерождение в низших мирах, это мотивирует вас не тратить зря время и сесть под дерево медитировать? |
|
Наверх |
|
|
Корректор Гость
|
№383300Добавлено: Пт 16 Фев 18, 21:28 (7 лет тому назад) |
|
|
|
Оммммм..... Я четко вижу, как вы все кармические деньги сейчас тратите на свою суккху в этой жизни. Вижу, что остальные форумчане - не такие транжиры... приберегают на следующее благоприятное перерождение...
Вон там – подножья деревьев, там – пустые хижины. Медитируйте, ....., не откладывайте на потом, иначе будете позже сожалеть об этом. » |
|
Наверх |
|
|
Ericsson
Зарегистрирован: 23.12.2015 Суждений: 908 Откуда: Венгрия
|
№383381Добавлено: Сб 17 Фев 18, 02:15 (7 лет тому назад) |
|
|
|
empiriocritic_1900 пишет:
1. Нет, то, что история - это негативный фактор, не имелось в виду. Имелось в виду лишь то, что история ЮВА в этом конкретном посте не является предметом рассмотрения (поскольку речь и вообще идёт не о ЮВА, где как-нибудь обойдутся и без наших ценных мнений; в том же Таиланде король есть, вот пусть он за бхиккхуСангхой и надзирает, как это делали поколения его предков и предшественников).
Видимо не до конца выразил мысль. Я тоже в этих рассуждениях намекаю на реальную историю как раз западной Сангхи, в ЮВА история долгая, а на западе короткая, в русскоязычном мире ещё короче, но установка на учет (/не учет) истории отношений - тут уже отличие одного и другого взгляда. Естественный взгляд, это когда есть установка на учет истории, так и в жизни в обычной, когда вовлечен в реальные отношения с кем-то, то история обязательно имеет значение (даже если это не проговаривается). И тогда есть чувство, что взглянуть на ситуацию "со стороны", полностью объективно - нельзя.
empiriocritic_1900 пишет: 2. Вы в самом деле считаете, что обсуждение личных качеств и действий тех или иных российских (или украинских) бхиккху - это то, что нужно проводить ещё раз? ИМХО, этого и так слишком много. И, во всяком случае, в таких обсуждениях я не вижу смысла участвовать.
Нет, я такого не говорил. Не надо никого конкретно обсуждать, тем более речь не об обсуждении кого-то из наших бхиккху объективно, глядя со стороны. В этом примере я показываю возможность взгляда на вопрос с другой позиции. Без объективности и без позиции стороннего наблюдателя, а личностно, вовлеченным взглядом. В этом случае знакомство с нашими бхиккху (хотя бы через сеть) это фактор, который многое меняет. _________________ АН 1.140 [Бхагаван сказал]: «Монахи (bhikkhave), те бхиккху, которые объясняют неверную Дхамму (adhammaṃ) как неверную, делают это ради благополучия многих людей (bahujanahitāya), ради счастья многих людей (bahujanasukhāya), ради блага (atthāya), благополучия (hitāya) и счастья (sukhāya) многих дэвов и людей (devamanussānaṃ). Эти бхиккху порождают много заслуг (puññaṃ), и укрепляют Истинную Дхамму (saddhammaṃ).
Ответы на этот пост: Рената Скот |
|
Наверх |
|
|
Рената Скот
Зарегистрирован: 29.09.2017 Суждений: 12920
|
№383438Добавлено: Сб 17 Фев 18, 12:18 (7 лет тому назад) |
|
|
|
empiriocritic_1900 пишет:
1. Нет, то, что история - это негативный фактор, не имелось в виду. Имелось в виду лишь то, что история ЮВА в этом конкретном посте не является предметом рассмотрения (поскольку речь и вообще идёт не о ЮВА, где как-нибудь обойдутся и без наших ценных мнений; в том же Таиланде король есть, вот пусть он за бхиккхуСангхой и надзирает, как это делали поколения его предков и предшественников).
Видимо не до конца выразил мысль. Я тоже в этих рассуждениях намекаю на реальную историю как раз западной Сангхи, в ЮВА история долгая, а на западе короткая, в русскоязычном мире ещё короче, но установка на учет (/не учет) истории отношений - тут уже отличие одного и другого взгляда. Естественный взгляд, это когда есть установка на учет истории, так и в жизни в обычной, когда вовлечен в реальные отношения с кем-то, то история обязательно имеет значение (даже если это не проговаривается). И тогда есть чувство, что взглянуть на ситуацию "со стороны", полностью объективно - нельзя.
empiriocritic_1900 пишет: 2. Вы в самом деле считаете, что обсуждение личных качеств и действий тех или иных российских (или украинских) бхиккху - это то, что нужно проводить ещё раз? ИМХО, этого и так слишком много. И, во всяком случае, в таких обсуждениях я не вижу смысла участвовать.
Нет, я такого не говорил. Не надо никого конкретно обсуждать, тем более речь не об обсуждении кого-то из наших бхиккху объективно, глядя со стороны. В этом примере я показываю возможность взгляда на вопрос с другой позиции. Без объективности и без позиции стороннего наблюдателя, а личностно, вовлеченным взглядом. В этом случае знакомство с нашими бхиккху (хотя бы через сеть) это фактор, который многое меняет. Типа как бабушки на лавочке, щелкая семечки, обсуждают молодых женщин, живущих неподалеку, так и нам вы предлагаете поболтать о том, кто когда и как с каким монахом пообщался и у кого какие по этому поводу впечатления. Уж не заскучали ли вы с вашей сукхой? |
|
Наверх |
|
|
Ericsson
Зарегистрирован: 23.12.2015 Суждений: 908 Откуда: Венгрия
|
№385686Добавлено: Пт 23 Фев 18, 02:13 (7 лет тому назад) |
|
|
|
Продолжаю приводить примеры рассуждений в рамках субъективного личностного взгляда на западное монашество, как возможность преодолеть привычку к отстраненному объективному рассмотрению.
3. Я уже говорил в той изначальной теме, тут повторю: Сангха это единственный объект, нет разных Сангх, а есть только современная Сангха Тхеравады. С разных точек зрения это так, можно говорить об одной Сангхе, и с точки зрения Канона, и с точки зрения реальной практики. В Каноне сказано, что мирянину не следует перебирать какие бхиккху по его мнению более достойны, а какие менее, а следует поддерживать всю Сангху. И фактически, сегодня всё сообщество бхиккху Тхеравады внутренне едино, все друг друга признают и поддерживают, независимо от национальности и страны проживания, нет каких-то видимых расколов. Это значит, что для объективного оценочного взгляда недостаточно пространства. Нет смысла оценивать то, что одно, ведь нет выбора. Два примера чтобы пояснить:
Пример с Солнцем. Солнце одно, его можно рассматривать объективно, как бы со стороны, говорить, что вот, небольшая звезда, а есть звезды гораздо ярче. Но при этом все прекрасно понимают, что выбора-то нет, для нас Солнце единственно. И отношение к нему, если оно вообще есть, будет более личностным и вовлеченным. Пример с матерью. Мать у каждого тоже одна. Это женщина, которую тоже формально можно рассматривать объективно, сторонним невовлеченным взглядом. Никто не запретит, можно думать, что вот, мамы есть и получше (красивее, образованнее, готовят лучше...). Но так не принято делать, потому что обычно есть понимание - мама одна, и норма в данном случае - личностное отношение, вовлеченность, избегание позиции объективности. И да, Сангха для нас как мать. Будда он как отец, а Сангха как мать. _________________ АН 1.140 [Бхагаван сказал]: «Монахи (bhikkhave), те бхиккху, которые объясняют неверную Дхамму (adhammaṃ) как неверную, делают это ради благополучия многих людей (bahujanahitāya), ради счастья многих людей (bahujanasukhāya), ради блага (atthāya), благополучия (hitāya) и счастья (sukhāya) многих дэвов и людей (devamanussānaṃ). Эти бхиккху порождают много заслуг (puññaṃ), и укрепляют Истинную Дхамму (saddhammaṃ).
Ответы на этот пост: Лесорубник |
|
Наверх |
|
|
Лесорубник Гость
|
№389833Добавлено: Пн 05 Мар 18, 00:02 (7 лет тому назад) Re: Эллинизм 4, пример с обсуждением состояния Сангхи Тхеравады, о разных позициях рассмотрения |
|
|
|
А как же другой, субъективный способ рассмотрения? Всё то же самое можно рассмотреть иначе, с позиции просто наблюдателя, а не стороннего. Это как? |
|
Наверх |
|
|
Лесорубник Гость
|
№389835Добавлено: Пн 05 Мар 18, 00:07 (7 лет тому назад) |
|
|
|
Продолжаю приводить примеры рассуждений в рамках субъективного личностного взгляда на западное монашество, как возможность преодолеть привычку к отстраненному объективному рассмотрению.
3. Я уже говорил в той изначальной теме, тут повторю: Сангха это единственный объект, нет разных Сангх, а есть только современная Сангха Тхеравады. С разных точек зрения это так, можно говорить об одной Сангхе, и с точки зрения Канона, и с точки зрения реальной практики. Просто не доходит. И с точки зрения Канона, и с точки зрения реальной практики? Есть основания опасаться вопроса "что же вы такое практикуете"? |
|
Наверх |
|
|
Тред сейчас никто не читает.
|
|
|
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы
|
За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
|