Буддийские форумы Дхарма
Буддийское сообщество
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи  ГруппыГруппы   КалендарьКалендарь   PeгиcтрaцияPeгиcтрaция 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВхoдВхoд 
 Новые постыНовые посты   За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю 
В этом разделе: За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю   За месяцЗа месяц 

Пятигорский о дхьянах, смерти, рождении


 
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Буддистская философия
Предыдущая :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Алексей_Михайлов
заблокирован


Зарегистрирован: 21.04.2015
Суждений: 1111

335534СообщениеДобавлено: Пн 17 Июл 17, 22:41 (7 лет тому назад)    Пятигорский о дхьянах, смерти, рождении Ответ с цитатой

Теперь переходим к описанию четырех созерцаний дхьян. Но сначала — главное. Вхождение созерцателя в созерцание длится одно мгновение сознания или мысли. В это мгновение созерцатель вырывается из естественного потока (континуума) жизни. В этом смысле каждый акт созерцания — это перерыв в жизни. В созерцании созерцающий не живет.

3.1.   Вот шесть черт, присущих первому созерцанию (или первой дхьяне):
(1) Созерцатель оставляет все чувственные желания, полностью себя от них отделяя;
(2) объектом созерцания («особой вещью», касиной) в этом случае будет земля;
(3) созерцатель весь преисполнен счастья и радости;
(4) его спокойствие в отношении ко всему становится полным и он достигает совершенной нейтральности;
(5) его ум очищается от всех помрачений и освобождается от всех препятствий;
(6) он абсолютно доволен и удовлетворен.

Господь говорит, что в первом созерцании нет чувственных удовольствий, ибо они уже исчезли в интервале между вхождением в него и моментом пребывания в нем. Созерцающий отверг их все. Первое созерцание является, по словам Господа, уходом от чувственных удовольствий, побегом от них. Далее, первое созерцание возникает вместе с еще двумя умственными феноменами, это — начальное приложение ума и последующее или поддержанное приложение ума. Начальное — это когда созерцатель только начинает думать о созерцании. Это, согласно старейшине Нагасене, подобно (первому) удару по барабану, когда барабан начинает реверберировать. Тогда как поддержанное приложение ума Нагасена уподобляет дальнейшей реверберации барабана, издающего уже поток звуков. Поддержанное приложение ума включает в себя работу ума над его объектом — называние объекта, признание объекта как уже известного такими-то и такими-то чертами или особенностями. Первое созерцание — это состояние блаженства. Все чувства приятны и радостны. Особым объектом сосредоточения сознания, касиной в первом созерцании, служит шарообразный комок земли, символизирующий всю землю. В этот комок земли входит мысль созерцателя и целиком им поглощается и усваивается.

3.2. Во втором созерцании созерцатель отбросил всякое умственное усилие и прекратил как начальное, так и поддержанное приложение ума. Состояния сознания, дхармы, присутствовавшие в первом созерцании уменьшаются в числе. Оставшиеся же от первого созерцания, такие как, скажем, контакт органа чувств с его объектом, оказываются сильно измененными. Еще одной чертой второго созерцания служит то, что в нем прекращается восприятие всех вещей, образованных из грубых материальных элементов. И, наконец, оно также отмечено ясностью и возвышенностью мысли. Так, когда созерцатель выходит из первого созерцания счастливый, обладающий одноточечностью мысли и исполненный покоя, то он вновь воспроизводит в сознании особый объект, касину, комок земли и, повторяя «земля, земля», вызывает в уме мысль, прерывающую его поток (континуум) жизни.

Другими признаками второго созерцания служат, во-первых, направленность мышления на внутренние объекты, но какие? В каком смысле внутренние? Прежде всего в смысле «мои» объекты, а не «другого». Но что еще важнее — в смысле «относящиеся к моему» (т.е. «того, кто созерцает») потоку жизни. Последнее же имеет в виду объекты, как ум, органы чувств и т.д. Во-вторых, такой признак сознания созерцателя, как твердая вера и полная его утвержденность в дхарме. В-третьих же, это то, что второе созерцание «рождается из сосредоточения сознания, достигнутого в первом созерцании».

3.3. Если уже во втором созерцании оба приложения ума приостановлены, то в третьем созерцании они просто отсутствуют. Главная черта третьего созерцания — это отстранение. Третье созерцание возникает, когда чувства счастья и радости, присущие для второго созерцания, воспринимаются созерцателем как слишком для него грубые. Теперь созерцатель, продолжая удерживать в своем сознании особый объект, касину (первого и второго созерцаний), комок земли, переходит в сферу чистой формы[213] и оказывается вступающим в третье созерцание. Счастье и радость улетучились из его сознания, и он пребывает в блаженстве совершенного спокойствия ко всему. Он еще созерцает касину земли, но сам уже стал абсолютно нейтральным ко всем внешним и внутренним объектам, даже к собственным ощущениям телесного и умственного удовольствия.

3.4. Ни удовольствия, ни страдания нет в четвертом созерцании. Сама способность страдания исчезает здесь, как только появляется. Это созерцание отмечено чистотой обратного вспоминания, сущность которого в том, что, пребывая в нем, созерцатель присутствует во всяком объекте (своей) прежней мысли. Четвертое созерцание полностью свободно от всех противоположностей и умственных противопоставлений; так что созерцателю нет нужды их преодолевать. Страдание, грусть, удовольствие отброшены в момент вступления в это созерцание. Чувство нейтральности здесь полностью господствует. Но это чувство не есть само отсутствие страдания или удовольствия, но является особым, самостоятельным состоянием (дхармой), ведущим к освобождению сознания.

3.5-6. Теперь очень кратко о четырех сферах трансцендентального созерцания (иногда они называются сферами трансцендентального сосредоточения сознания, самадхи).
(1) Сначала, преодолев все восприятия материальных объектов и их свойств в сфере чистой формы, созерцатель достигает бесконечного пространства. В этой сфере все объекты лишены своей пространственной определенности и своих рамок и места в отношении друг друга, ибо здесь нет восприятия формы и мысль не выходит (к объектам) через пять дверей органов чувств. Притом, конечно, здесь отсутствует и контакт органов чувств с их объектами.
(2) Затем созерцатель сосредотачивается на сфере бесконечного сознания. Сознание здесь бесконечно, ибо возникает в бесконечном пространстве.
(3) Когда же и созерцание и его объект, оба уже преодолены, созерцатель достигает сферы ничто. «Объектом созерцания» здесь является исчезновение сознания в пространстве (или, может быть, исчезновение сознания как пространства).
(4) Только после этого созерцатель достигает сферы, где нет ни восприятия, ни не-восприятия. Восприятие здесь полностью утрачивает свою действенность. То же самое и с другими агрегатами, скандхами индивидуального существования: чувство становится не чувством и не не-чувством, сознание — не сознанием и не не-сознанием и т.д. Восприятие взято здесь только как пример, как типичное состояние (дхарма), связанное с другими подобными состояниями.

4. Теперь перехожу к описанию вспоминания смерти. Смерть — это перерыв в действии способности к жизни в одном данном, настоящем существовании. В то же время смерть можно определить как распад пяти агрегатов, скандх индивидуального существования. Таковы два определения смерти. Смерть бывает двух родов: нормальная, «своевременная смерть» и дурная, так сказать, «безвременная смерть». Тогда, если смотреть с кармической точки зрения, своевременная смерть происходит либо от иссякания, истощения благих и дурных кармических факторов, либо вследствие полного завершения срока данной жизни, либо по обеим этим причинам. Дурная же, безвременная смерть обычно случается из-за того, что один кармический фактор (или «одна карма») прерывает действие другого. При этом, говоря об иссякании благих кармических факторов, я имею в виду только те, которые возникли в одном из прошлых рождений, но только в данном завершилось их латентное созревание. Хотя и в этом случае можно считать, что оставались и благие кармические факторы, благоприятствующие продлению той же жизни. Вообще же, в самом общем смысле, смерть — это слово, обозначающее вспоминание о перерыве Данного индивидуального потока жизни.

5.1. Для того чтобы в данном настоящем рождении образовалось сознание-связка, т.е. сознание, связывающее одно рождение с другим, необходимы следующие пять факторов, создающие карму в прошлых рождениях:
(1) заблуждение из-за неведения, авидьи;
(2) накопление (дурных) дхарм вследствие действия санскар;
(3) привязанность, возникающая вследствие, алчбы;
(4) схватывание из-за приверженности чувственным переживаниям;
(5) воля к продолжению существования. Эти пять факторов, действующие в прошлом (времени) процесса кармы, и являются условиями для возникновения сознания-связки в данном настоящем рождении.
Сейчас, в настоящем рождении, имеется сознание-связка (которое само есть сознание), имеется нисхождение в лоно (матку) сознательной основы телесного, имеется весь комплекс чувственного восприятия, контакт органов чувств с их объектами, имеются эмоции и то, что их вызывает; так же, как и в предыдущем случае, действуют те же пять факторов, обусловленные кармой, произведенной в прошлом. Сейчас, в настоящем рождении, вместе с образованием основ чувственного восприятия здесь есть заблуждение из-за неведения и прочие факторы, те же, что и в предыдущем случае. Эти факторы и обуславливают сознание-связку в будущем (существовании).


Ответы на этот пост: Прям
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Прям
Рыжик, дудкин


Зарегистрирован: 05.12.2014
Суждений: 1307
Откуда: Рязань

335575СообщениеДобавлено: Вт 18 Июл 17, 00:53 (7 лет тому назад)    Re: Пятигорский о дхьянах, смерти, рождении Ответ с цитатой

Алексей_Михайлов пишет:
каждый акт созерцания — это перерыв в жизни. В созерцании созерцающий не живет.
Всё как раз прямо наоборот. Именно в акте созерцания происходит истинная, 100% жизнь. Перерывы в этой жизни - вся остальная бытовая суета.
Пятигорский конечно сильно начитанный, но в этих вопросах дурак-дураком, что и сам всегда признавал.


Ответы на этот пост: Си-ва-кон
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Росс
Гость





335648СообщениеДобавлено: Вт 18 Июл 17, 17:22 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Это обычная филосовская импровизация на заданную тему. Джяс.)
Наверх
Си-ва-кон
སྲི་བ་དཀོན


Зарегистрирован: 19.12.2014
Суждений: 7329

335665СообщениеДобавлено: Вт 18 Июл 17, 21:28 (7 лет тому назад)    Re: Пятигорский о дхьянах, смерти, рождении Ответ с цитатой

дудкин пишет:
Алексей_Михайлов пишет:
каждый акт созерцания — это перерыв в жизни. В созерцании созерцающий не живет.
Всё как раз прямо наоборот. Именно в акте созерцания происходит истинная, 100% жизнь. Перерывы в этой жизни - вся остальная бытовая суета.
Пятигорский конечно сильно начитанный, но в этих вопросах дурак-дураком, что и сам всегда признавал.

Это уловка

Немного просмотрел - об арупа-дхьянах. Все правильно, канону не противоречит, смущает лишь одно: сказано, что они считаются "трансцендентальными".
Изложение Абхидхармы начинается с подчеркивания, что трансцендентально (локоттара) то, что ВНЕ трех миров
В Абхидхаммасамгани во 2-м параграфе (1-й - восхваления) попунктно перечисляются лаукика: 1.кама-, 2.рупа- и 3.арупа-локи, и 4."запредельная" (перечисленным трем мирам) локоттара

_________________
Безукоризненная вежливость японцев - следствие их многовековой привычки открыто носить два меча
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail
Алексей_Михайлов
заблокирован


Зарегистрирован: 21.04.2015
Суждений: 1111

335686СообщениеДобавлено: Вт 18 Июл 17, 23:31 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

У Пятигорского:
Трансцендентальный» в смысле не воспринимаемый органами чувств и обыкновенным, не преобразованным созерцанием умом."

"Объекты пятого класса — это четыре не-материальных и бесформенных состояния, которые служат трансцендентальными объектами[209] сосредоточения сознания; ими являются: (1) бесконечное пространство, (2) бесконечное сознание, (3) ничто, (4) состояние ни восприятия, ни не-восприятия."

"...
V. Наконец, о монахи, когда полностью оставлены позади форма и восприятие формы, чувственное восприятие, восприятие (т.е. состояния сознания (6)-(10)),тогда Шарипутра, осознающий, что «пространство бесконечно», входит в сферу бесконечного пространства. Состояния сознания этой сферы таковы: восприятие сферы безграничного пространства (V, (21)), одноточечность мысли (I—IV, (3)), а также все остальные перечисленные в первых четырех дхьянах.
VI. Затем Шарипутра выходит за пределы сферы бесконечного пространства и, осознавая, что «сознание бесконечно», входит в сферу бесконечного сознания. Состояния сознания этой сферы таковы: восприятие сферы бесконечного сознания (VI, (22)), одноточечность мысли, а остальные — как в четырех дхьянах и т.д...
VII.  Затем, покинув сферу бесконечного сознания и осознав, что «ничего нет», Шарипутра вступает в сферу ничто, состояниями сознания которой являются восприятие сферы ничто (VII, (23)) и одноточечность мысли. А остальные опять же, как в четырех дхьянах и т.д...
VIII. Но и сферу ничто Шарипутра покидает и входит в сферу ни восприятия, ни не-восприятия. Там он пребывает, а, выйдя из нее, созерцает прошлые дхармы, те, что исчезли, ушли из становления. Так он осознает: «Воистину, не быв, эти дхармы возникли. Возникнув, исчезли, ушли[229]». И были ему абсолютно безразличны все они, ни отталкивали они его и не притягивали.
IX. Уйдя из сферы ни восприятия, ни не-восприятия, Шарипутра достиг сферы прекращения восприятия и чувствования..."


Majyhima-Nikaya. The Middle-length Discourses of the Buddha / Transi, by Bhikkhu Nonamoli, ed. and revised by Bhikkhu Bodhi. Boston Mass.: Wisdom Publications, 1995. P. 899-902.
http://coollib.com/b/277305/read#r216
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Си-ва-кон
སྲི་བ་དཀོན


Зарегистрирован: 19.12.2014
Суждений: 7329

335771СообщениеДобавлено: Ср 19 Июл 17, 22:27 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Цитата:
IX. Уйдя из сферы ни восприятия, ни не-восприятия, Шарипутра достиг сферы прекращения восприятия и чувствования...
Тем самым  вступил в локоттара, покинув три мира

"Абхидхаммасамгани"
§ 3.
tattha cittam tāva catubbidhara hoti:
1. kāmāvacaram
2. rūpāvacaram
3. arūpāvacaram

4. lokuttaram c'ati

Loka + Uttara = Lokuttara. Here Loka, means the five aggregates. Uttara means above, beyond or that which transcends. It is the supra-mundane consciousness that enables one to transcend this world of mind-body
The first three classes of consciousness are called lokiya (mundane).


"Согласно Асанге, «мирское (laukika) есть то, что относится к трем сферам существования, а также то, что может быть обретено после сверхмирской мудрости, будучи ее иллюзорным отражением (tatpratibhasam)". (Рудой, АК)

Асанга (AS):
... Сверхмирское (внемирское) есть то, что противоположно трем сферам существования; состояние неразличения (nirvikalpa) также есть сверхмирское, ибо оно свободно от иллюзорности, свободно от ложного воображения (nisprapanca), свободно от [интеллектуального] различения. Кроме того, то, что остается после сверхмирской мудрости, в определенном смысле также есть сверхмирское, ибо связано с внемирским состоянием

Thomas E. Wood ("Mind Only", p51):
The mano-vijnana does not exist in the Arhat, nor in the state of cessation (nirodha-samapatti), nor in the world transcending path (lokottara-marga)
Напомню: согласно АК Васубандху плод архата достигается только в 9-й дхьяне (или анагамина)

Кроме того, у Васубандху ясно сказано, что бхавагру (8-ю дхьяну) достигают на 16-й момент (из общих 34-х моментов Окончательного Просветления) еще будучи в качестве prthagjna

_________________
Безукоризненная вежливость японцев - следствие их многовековой привычки открыто носить два меча
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 49291

338313СообщениеДобавлено: Чт 03 Авг 17, 19:22 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Нирвикальпа - это прямое ясное знание без сомнений, а не какое-то там тупое "неразличение". Противоположны трем локам - 4БИ.
_________________
Буддизм чистой воды
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
Тред сейчас никто не читает.
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Буддистская философия Часовой пояс: GMT + 4
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вам нельзя начинать темы
Вам нельзя отвечать на сообщения
Вам нельзя редактировать свои сообщения
Вам нельзя удалять свои сообщения
Вам нельзя голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы



За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
0.026 (0.346) u0.012 s0.000, 18 0.015 [250/0]