|
Дхарма Буддийское сообщество
|
Предыдущая :: Следующая тема |
Автор |
Сообщение |
Кира Кирилл
Зарегистрирован: 18.03.2012 Суждений: 10843 Откуда: Москва
|
№116703Добавлено: Сб 12 Май 12, 23:34 (13 лет тому назад) вопрос про дхармы nama-, pada-, vyanjana-kaya |
|
|
|
добрый вечер, уважаемые участники форума !
насколько я понял Абхидхармакошу, раздел 2, карика 47, дхармы nama-, pada-, vyanjana-kaya "отвечают" за значение слов, предложений и отдельных слогов/звуков.
при этом сарвастивадины различают:
1. само звуковое звучание слова/предложения
2. значение этого звукового звучания, за который и отвечают вышеупомянутые три дхармы
3. и потом уже процесс осознания сознанием этого самого значения
подскажите пожалуйста, уважаемые участники форума,
1) какой смысл может быть у слогов, "например, ка, кха, га, гха", т.е. за что же именно "отвечает" vyanjana-kaya ?
2) нет ли некоей непоследовательности у сарвастивадинов, раз они постулируют отдельно существующий смысл слов и предложений.
Не было бы логичнее с их точки зрения полагать, что именно в процессе сознания осуществляется придание значений звукосочетаниям. А то у них получается, что значения слов и предложений существуют как бы сами по себе, не зависят от конкретного индивида, т.е. получается, что индийский язык существует метафизически-объективно... _________________ новичок на форуме, прочитавший несколько книжек
и доверяющий сведениям, изложенным в метафизическом трактате Д.Андреева "Роза Мира"
Ответы на этот пост: Полосатик |
|
Наверх |
|
|
Полосатик नक्तचारिन्
Зарегистрирован: 08.11.2010 Суждений: 2607
|
№116712Добавлено: Вс 13 Май 12, 09:41 (13 лет тому назад) Re: вопрос про дхармы nama-, pada-, vyanjana-kaya |
|
|
|
1) какой смысл может быть у слогов, "например, ка, кха, га, гха", т.е. за что же именно "отвечает" vyanjana-kaya ?
Это четыре первых согласных заднего ряда. Отвечает за то, что определенные звуки распознаются именно как звуки речи.
Цитата:
2) нет ли некоей непоследовательности у сарвастивадинов, раз они постулируют отдельно существующий смысл слов и предложений. Существующий как и отдельно от чего? |
|
Наверх |
|
|
Кира Кирилл
Зарегистрирован: 18.03.2012 Суждений: 10843 Откуда: Москва
|
№116716Добавлено: Вс 13 Май 12, 11:29 (13 лет тому назад) |
|
|
|
Цитата: Существующий как и отдельно от чего?
"как" точно существующий я понять не смог Но из того, что три вышеуказанные дхармы есть и возникают до человеческого сознания, следует что они как-то существуют.
А существуют они отдельно от человека, т.к. значения слов и предложений не зависят от человека, но человек от рождения им научается. Не человеческое сознание производит преобразование из звукосочетаний в значения слов/предложений. _________________ новичок на форуме, прочитавший несколько книжек
и доверяющий сведениям, изложенным в метафизическом трактате Д.Андреева "Роза Мира"
Ответы на этот пост: Полосатик |
|
Наверх |
|
|
Полосатик नक्तचारिन्
Зарегистрирован: 08.11.2010 Суждений: 2607
|
№116717Добавлено: Вс 13 Май 12, 11:35 (13 лет тому назад) |
|
|
|
Но из того, что три вышеуказанные дхармы есть и возникают до человеческого сознания, следует что они как-то существуют. У других людей.
Цитата: А существуют они отдельно от человека, т.к. значения слов и предложений не зависят от человека, но человек от рождения им научается. От других людей, а не из эфира какого-нибудь.
Цитата: Не человеческое сознание производит преобразование из звукосочетаний в значения слов/предложений. |
|
Наверх |
|
|
Кира Кирилл
Зарегистрирован: 18.03.2012 Суждений: 10843 Откуда: Москва
|
№116718Добавлено: Вс 13 Май 12, 11:44 (13 лет тому назад) |
|
|
|
Цитата: но человек от рождения им научается.
От других людей, а не из эфира какого-нибудь
позвольте тут не согласиться.
Я могу придумать предложение, которое никто ещё на планете не произносил.
А вы сможете понять его смысл, т.е. соответствующая дхарма возникнет в Вашем сознании, а потом Вы уже поймёте смысл предложения. _________________ новичок на форуме, прочитавший несколько книжек
и доверяющий сведениям, изложенным в метафизическом трактате Д.Андреева "Роза Мира"
Ответы на этот пост: Полосатик |
|
Наверх |
|
|
Полосатик नक्तचारिन्
Зарегистрирован: 08.11.2010 Суждений: 2607
|
№116720Добавлено: Вс 13 Май 12, 12:39 (13 лет тому назад) |
|
|
|
А вы сможете понять его смысл, т.е. соответствующая дхарма возникнет в Вашем сознании, а потом Вы уже поймёте смысл предложения. Какая же дхарма возникнет в моем сознании?
Чтобы понять смысл, надо 1) услышать звуки, 2) знать словарь и грамматику. Намакая - это похоже на знание словаря. Падакая - владение грамматикой, умение построить и разобрать предложение.
Это если по-нормальному. Хотя у реалистов предложение может летать в эфире как реальное целое. |
|
Наверх |
|
|
Кира Кирилл
Зарегистрирован: 18.03.2012 Суждений: 10843 Откуда: Москва
|
№116723Добавлено: Вс 13 Май 12, 13:02 (13 лет тому назад) |
|
|
|
Цитата: Намакая - это похоже на знание словаря. Падакая - владение грамматикой, умение построить и разобрать предложение.
вот в том-то и странность. Вайбхашики считают, что эти дхармы не связаны с сознанием..
А знание словаря и умение разобрать предложение, насколько я понимаю, процесс с сознанием связанный. _________________ новичок на форуме, прочитавший несколько книжек
и доверяющий сведениям, изложенным в метафизическом трактате Д.Андреева "Роза Мира"
Ответы на этот пост: Полосатик |
|
Наверх |
|
|
Кира Кирилл
Зарегистрирован: 18.03.2012 Суждений: 10843 Откуда: Москва
|
№116724Добавлено: Вс 13 Май 12, 13:04 (13 лет тому назад) |
|
|
|
Цитата: Какая же дхарма возникнет в моем сознании?
не точно я выразился.
дхарма, не связанная с сознанием, возникнет в сантане. _________________ новичок на форуме, прочитавший несколько книжек
и доверяющий сведениям, изложенным в метафизическом трактате Д.Андреева "Роза Мира" |
|
Наверх |
|
|
Полосатик नक्तचारिन्
Зарегистрирован: 08.11.2010 Суждений: 2607
|
№116725Добавлено: Вс 13 Май 12, 13:28 (13 лет тому назад) |
|
|
|
вот в том-то и странность. Вайбхашики считают, что эти дхармы не связаны с сознанием..
А знание словаря и умение разобрать предложение, насколько я понимаю, процесс с сознанием связанный. Ну скорее это бессознательный процесс, в случае хорошо знакомого языка. В этом процессе выделили три абстрактные составляющие - три лингвистические каи.
И место этим абстракциям нашлось среди випраюкта-самскар. |
|
Наверх |
|
|
КИ 3Д
Зарегистрирован: 17.02.2005 Суждений: 49571
|
№116726Добавлено: Вс 13 Май 12, 14:04 (13 лет тому назад) |
|
|
|
"Не связанная с сознанием", означает: не имеющая причиной предыдущий момент сознания (это моя вольная трактовка). Феноменологически это выражается тем, что все читта-сампраюкты непосредственно зависят от воли, а випраюкты - нет. Например, мы понимаем смысл услышанного слова независимо от того, хотим или нет. Нельзя силой воли заставить себя не понять слово. Так же с прочими випраюктами и соответственно наоборот с сампраюктами. _________________ Буддизм чистой воды |
|
Наверх |
|
|
Кира Кирилл
Зарегистрирован: 18.03.2012 Суждений: 10843 Откуда: Москва
|
№116730Добавлено: Вс 13 Май 12, 15:02 (13 лет тому назад) |
|
|
|
Цитата: Например, мы понимаем смысл услышанного слова независимо от того, хотим или нет. Нельзя силой воли заставить себя не понять слово.
может быть со словами это и так. А вот с пониманием смысла предложений - не так.
Ведь бывает, что люди не могут понять смысл чужого предложения, хоть и проявляют для этого волю.
Вот в комментарии к карике 47 написано:
Цитата: В комментарии к Абхидхарма-дипе цитируется фрагмент из канонического текста: «Пока Благословенный
жил среди нас, слова его обладали природой как речи, так и имени в производ-
ном и первоначальном смыслах (gauna-mukhya-nyayena). Но после вхождения в
Великую Нирвану слова его представляют по своей природе только имя, но не
речь, ибо высочайший среди мудрецов обладал "божественным голосом"
(brahma-svaratvan), не сравнимым ни с какой человеческой речью» [ADV, 12,
с. 11]. По-видимому, на этом основании Яшомитра позднее и утверждал, что,
согласно вайбхашикам, учение Будды есть одновременно и слово и имя. См.
[SAKV, с. 52].
Т.е. слова Будды сейчас "только имя".
При этом есть множество людей, которые эти слова прочитали, но смысла их не поняли, т.е. пада-кайя у них в сантане не возникла.
Т.е. выходит, судя по цитате-комментарию, что слова Будды имеют какое-то своебытие (существуют метафизически-объективно).
А осознаются, насколько я понимаю, (даже при желании) иногда - и именно тогда и возникает дхарма пада-кайя.
А уж уверенность в их правильности - это, насколько я понимаю, работа именно сознания (т.е. возникновение других, не "лингвистических" дхарм). _________________ новичок на форуме, прочитавший несколько книжек
и доверяющий сведениям, изложенным в метафизическом трактате Д.Андреева "Роза Мира" |
|
Наверх |
|
|
КИ 3Д
Зарегистрирован: 17.02.2005 Суждений: 49571
|
№116775Добавлено: Вс 13 Май 12, 20:04 (13 лет тому назад) |
|
|
|
Цитата: Ведь бывает, что люди не могут понять смысл чужого предложения, хоть и проявляют для этого волю.
Отсутствие дхармы понимания не говорит, что с ней что-то "не так". _________________ Буддизм чистой воды |
|
Наверх |
|
|
test 一心
Зарегистрирован: 18.02.2005 Суждений: 18706
|
№116785Добавлено: Вс 13 Май 12, 20:42 (13 лет тому назад) |
|
|
|
"Не связанные с сознанием" не значит, что они никакого отношения к сознанию не имеют. Скорее, это понятийные, более абстрактные дхармы, чем дхармы умственных процессов. |
|
Наверх |
|
|
Тред сейчас никто не читает.
|
|
|
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы
|
За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
|