|
Дхарма Буддийское сообщество
|
Предыдущая :: Следующая тема |
Автор |
Сообщение |
test 一心
Зарегистрирован: 18.02.2005 Суждений: 18706
|
№6800Добавлено: Пт 28 Окт 05, 08:53 (19 лет тому назад) Йогачара - онтология |
|
|
|
Хоть и утверждается, что йогачара, это эпистемология, российский буддолог В. П. Андросов, в своей книге "Будда Шакьямуни", пишет:Цитата: Онтологическое учение йогачар - виджняна-вада, - как наиболее специфическое, дало название всей их философии. Соглавно последней, сознание (виджняна) существует независимо от внешних объектов и наполняет всю вселенную. Философию йогачары называют виджняна-вада (учение о [чистом] сознании), читта-матра-[вада] (учение о том, что есть Только Сознание), а так-же виджняпти-матра (есть точлько Чистое Сознание). Что же это? Ошибка, или есть альтернативные отстаиваемые мнения, что йогачара таки онтология? |
|
Наверх |
|
|
test 一心
Зарегистрирован: 18.02.2005 Суждений: 18706
|
№6801Добавлено: Пт 28 Окт 05, 09:11 (19 лет тому назад) Re: Йогачара - онтология |
|
|
|
В статье Early Yogācāra and its Relationship with the Madhyamaka School сказано, что название "виджняпти-матра" не совсем корректно для указания на раннюю йогачару, так как не использовался Троицей раз, и два так как ранние йогачары не признавали высшую реальность, её ввели в одно (дхармапалинское) из направлений йогачары позже, где утверждали, что "внешний мир лишь трансформация совершенно реального субъективного сознания". (Возможно, это ошибка?)
Цитата: It should be noted, however, that the term 'Vijnaptimātratā' (Cognitive-Representation-Only) is preferable to 'Vijñānavāda' (the doctrine that "consciousness [alone] exists"), when referring to the literature of the early Yogācāra, since the former term (unlike Vijñānavāda) is at least used by Maitreyānātha, Asaṅga, and Vasubandhu. In fact, since the early Yogācārins did not accept the ultimate reality of subjective consciousness (vijñāna), the term 'Vijñānavāda' is particularly inaccurate. This epithet, nevertheless, may be applicable to the later doctrinal position of the Dharmapālan lineage of the Yogācāra, which, according to Yoshifumi Ueda, upheld the view that the external world was merely a transformation of an ultimately real subjective consciousness (vñanapari.nāma). |
|
Наверх |
|
|
КИ 3Д
Зарегистрирован: 17.02.2005 Суждений: 49291
|
№6805Добавлено: Пт 28 Окт 05, 13:31 (19 лет тому назад) |
|
|
|
Метафизическая трактовка йогачары широко распространенное заблуждение. Причем, не только среди некторых западных востоковедов, но и собственно буддистов, например некоторых тибетских. Андросов, насколько я понимаю, и не позиционирует себя как специалиста по виджнянаваде, а просто транслирует такое известное мнение. В Индии наверняка тоже существовали такие взгляды на йогачару, но они не были собственно йогачарскими. Ранней йогачарой называют доасанговскую, то есть те взгляды, что изложен, например, в Ланкаватара-сутре. Онтологизм или феноменологичность здесь зависят скорее от трактовки, а не самого текста. Сомневаться в феноменологичности и эмпиризме классичекой йогачара (от Асанги), оснований очень мало, так как подобные взгляды во многом демонстрировали уже "хинаянские" школы, за много столетий до Асанги\Васубандху. Но онтологическая трактовка йогачары все-таки имеет место быть - в татхагатагабхском "синкретизме". Например, я склонен рассматривать диспут Камалашилы с Хешаном как столкновение двух разных трактовок йогачары. _________________ Буддизм чистой воды |
|
Наверх |
|
|
test 一心
Зарегистрирован: 18.02.2005 Суждений: 18706
|
№6806Добавлено: Пт 28 Окт 05, 14:21 (19 лет тому назад) |
|
|
|
КИ пишет: Например, я склонен рассматривать диспут Камалашилы с Хешаном как столкновение двух разных трактовок йогачары. Именно трактовок? Что подразумевает, что трактуется одно и то же, и одни правы, а другие нет. А не двух ли разных ветвей развития йогачары? |
|
Наверх |
|
|
test 一心
Зарегистрирован: 18.02.2005 Суждений: 18706
|
№6807Добавлено: Пт 28 Окт 05, 14:23 (19 лет тому назад) |
|
|
|
Андросов, кстати, называет Шантаракшиту и Камалашилу мадхьямиками, а их школу йогачара-сватантрика-мадхьям*кой, что это - явное гелукпинское влияние? |
|
Наверх |
|
|
КИ 3Д
Зарегистрирован: 17.02.2005 Суждений: 49291
|
№6811Добавлено: Пт 28 Окт 05, 18:50 (19 лет тому назад) |
|
|
|
Кроме трактовок ничего и не может быть - так как "линия передача" утеряна столетия назад. Но есть трактовки дурацкие, а есть точные, четко подходящие к текстам и просто очевидные.
Да, Шантаракшита с Камалашилой герои тибетской культуры, поэтому и говорят про них с позиции наиболее влиятельной религиозной фракции Тибета. Я вот не увидел у Шантаракшиты никакого "синкретизма" с мадхьямакой. Он использует методы мадхьямаки для критики других воззрений, а также этими методами защищает "эпистемологическую" трактовку от извращений. И объясняет воззрение несколько иносказательно, в упрощенной форме. То есть, явно заметен огромный упадок в уровне публики, для которой он писал. Не даром же он отказался учить тибетцев, сказал, что им тока тантра подойдет и отослал к Падмасамбхаве (его родтсвеннику). _________________ Буддизм чистой воды |
|
Наверх |
|
|
КИ 3Д
Зарегистрирован: 17.02.2005 Суждений: 49291
|
№6812Добавлено: Пт 28 Окт 05, 18:51 (19 лет тому назад) |
|
|
|
Цитата: А не двух ли разных ветвей развития йогачары?
Если только считать "ветвью" тот синкретизм с ТГ. Но это не было развитием для йогачары, просто использовалась часть воззрения. _________________ Буддизм чистой воды |
|
Наверх |
|
|
КИ 3Д
Зарегистрирован: 17.02.2005 Суждений: 49291
|
№6813Добавлено: Пт 28 Окт 05, 18:53 (19 лет тому назад) |
|
|
|
А официальные две ветви - логическая и абхидхармисткая - одинаково феноменологичны и эпистемологичны. Просто они развивали разную методологию. _________________ Буддизм чистой воды |
|
Наверх |
|
|
Nick
Зарегистрирован: 28.05.2005 Суждений: 684
|
№6820Добавлено: Сб 29 Окт 05, 02:06 (19 лет тому назад) |
|
|
|
Хм, мне всегда казалось, что уровни сознания с шапкой "аккумулированного сознания" (АВ), карма-биджи и пр. моменты это чистый антураж онтологического учения. Так, что скорее требуется доказывать, что йогачара эпистемология, чем то, что она - онтология, онтология большая очевидность.
Можно сослаться на Щербатского, который говорить, что гносеологические моменты вводит Васубандху, и отмечает это скорее как дань общейиндийской традиции, поскольку они мало чем отличались от классической ньяи и не очень органично смотрелись на теле йогачары.
А вот Дигнага и Дхармакирти действительно внесли что-то новое в теорию познания Индии в общефилософском смысле, но их "учение" с "последледней реальностью" трудно трактовать как виджняна-ваду или читта-матру в чистом виде, как они были задуманы Васубандхой и Асангой. _________________ ॐ मणि पद्मे हुं! |
|
Наверх |
|
|
КИ 3Д
Зарегистрирован: 17.02.2005 Суждений: 49291
|
№6827Добавлено: Сб 29 Окт 05, 11:45 (19 лет тому назад) |
|
|
|
Цитата: Хм, мне всегда казалось, что уровни сознания с шапкой "аккумулированного сознания" (АВ), карма-биджи и пр. моменты это чистый антураж онтологического учения.
Странно, что так кому-то кажется. Для меня это выглядит аналитическими выводами и понятиями из феноменологии, не более.
Дигнага был ученик Васубандху. Эпистемологическая ветвь создала новую логическую методологию, но сам чистый трансцендентально-феноменологический подход это древняя традиция. _________________ Буддизм чистой воды |
|
Наверх |
|
|
test 一心
Зарегистрирован: 18.02.2005 Суждений: 18706
|
№6829Добавлено: Сб 29 Окт 05, 13:42 (19 лет тому назад) |
|
|
|
Занятный феномен - принятие йогачары за метафизику (если она таковой не является). Можно понять так, что мы как бы говорим о метафизике, (из за того что таков язык), но сказать и показать хотим другое (например эпистемологию). Поэтому можно по ошибке принять йогачару за метафизику (алая-виджняна), а не за "аналитическиме выводы и понятия из феноменологии". (Хотя мне лично пока не понятно, что за выводы.) Пример подобного феномена - понятие пустоты и отрицание в языке - можно говорить "ничего нет" так и "ничего есть" (есть ничто, нет ничего, есть пустота, нет чеголибо, нет чего удодно) с одинаковы умыслом, и нельзя видеть в пустоте предмет который есть, так как пустота как раз отсутсвие предметов. Т.е. можно утверждать пустоту и это равно по смысле отрицанию, но отсутсвие не является сущностью (ни субстанцией). Еще смешнее - несвабхавность не есть реализм, из за того, что она применима и к "реалистическим" взглядам. ps. И вообще насколько я понял из статьи ранняя йогачара Троицы не противопоставляла себя мадхьямаке, так что КИ должен мадхьямаку любить и верно понимать. |
|
Наверх |
|
|
test 一心
Зарегистрирован: 18.02.2005 Суждений: 18706
|
№6830Добавлено: Сб 29 Окт 05, 13:50 (19 лет тому назад) |
|
|
|
Скоро пойму йогачару и КИ у меня попляшет! |
|
Наверх |
|
|
КИ 3Д
Зарегистрирован: 17.02.2005 Суждений: 49291
|
№6831Добавлено: Сб 29 Окт 05, 14:01 (19 лет тому назад) |
|
|
|
Обещаю сплясать, как только поймешь .
"Пустота" это как раз и есть отрицание метафизического воззрения. И ничего другого . _________________ Буддизм чистой воды |
|
Наверх |
|
|
test 一心
Зарегистрирован: 18.02.2005 Суждений: 18706
|
№6833Добавлено: Сб 29 Окт 05, 14:08 (19 лет тому назад) |
|
|
|
КИ пишет: "Пустота" это как раз и есть отрицание метафизического воззрения. И ничего другого . Не совсем. Вот говорят Lord Maitreya said: Цитата: If one understands non-existent emptiness
And likewise existent emptiness
As well as ultimate emptiness,
It is said that one understands emptiness. Т.е. как минимум пустота разная бывает. (Тут возможно соотносится с трисвабхавой.) А "метафизическое" кажется чем-то интеллектуальным. Есть ли метафизическое воззрение на других уровнях нежели просто умозрительность, интеллектуальные бредни? |
|
Наверх |
|
|
test 一心
Зарегистрирован: 18.02.2005 Суждений: 18706
|
№6834Добавлено: Сб 29 Окт 05, 14:47 (19 лет тому назад) |
|
|
|
Вот еще вопрос. Андросов пишет: Цитата: До Дигнаги буддийская эпистемология различала два средства достоверного познания: восприятие (пратьякша) и вывод (анумана). Он и сам в "Прамана-самуччайе" признал эти два способа познания, которые правомерно применять в полемических баталиях. Для духовных же целей он предложил третий источник, или, по-буддийски, валидный познавательный прием, - интуитивное самопознание (свасамведана, или йоги-пратьякша), соеденив тем самым йогическую и полемическую стороны виджнянавады. Что еще за свасамведана? С чем её едят? |
|
Наверх |
|
|
Тред сейчас никто не читает.
|
|
|
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы
|
За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
|