 |
Дхарма Буддийское сообщество
|
Предыдущая :: Следующая тема |
Автор |
Сообщение |
Евгений В. Балакирев
Зарегистрирован: 11.04.2006 Суждений: 561
|
№45970 Добавлено: Чт 20 Дек 07, 22:57 (17 лет тому назад) Кураевский форум: "Мысли о буддизме". Диалог. |
|
|
|
http://kuraev.ru/index.php?option=com_smf&Itemid=63&topic=106422.0
В словах критика есть доля правды. Буддизм (как и любую религию) можно извратить. Но больше ли степень риска, чем с христианством? Нет. В буддизме критерий этичности поступка не просто мотивация ("что хочу, то ворочу"): конкретно, мотивация помощи другим. Но что полезно для другого - вопрос спорный. Будда завещал быть светильниками самим себе, и если из опыта ясно, что дело дрянь - не вовлекаться. Если в писаниях какая-то сомнительная информация (найдена, якобы, Сутра или Тантра, или фрагменты, явно не соответствующие духу Учения) - её отбрасывают. Не следуют слепо традиции: ни письменной, ни практической. Обязательно нужно точно понять: как конкретно то или иное действие служит благу другого, почему оно не противоречит нетварному нравственному закону (Дхарме). Будда не может призвать к нарушению Дхармы, не может произвольно изменить этические нормы.
Про следование Гуру (на примере Гелуг). Если Гуру требует совершить что-то неправедное, следует вежливо отказатся и объяснить, почему. В случае осложнений - уважительно перестать следовать Гуру: и в этом, согласно Гелуг, подлинное следование. Если Гуру вдруг заявит: "Убей, убей этих людей!" возможно и предположение, что в образе Гуру проявился злобный демон. Форма губ и носа, видимый облик (пусть даже уважаемого Гуру) - не причина слепо исполнять все указания. Всякое может быть.
Для того, чтоб знать, что кто-то намерен (да так, что нельзя разубедить) совершить неслыханное злодеяние, о котором никому не говорит, и почему-то единственный способ его остановить - это убийство, нужно обладать ясновидением. Такие сиддхи на дороге не валяются. Только безумец (и то - редкий безумец) начнёт убивать людей направо и налево, не имея ясновидения. Откуда бы такой идее появиться: что пора кого-то убивать? От Гуру? А Гуру ли это - может, злобный оборотень? То, что звучит как голос Гуру, может оказаться и галлюцинацией: вдруг в хлебе были примеси спорыньи, или сработала генетика, приступ шизофрении. Нет и не может быть призывов в духе: "Хотя неясно, почему это добро, так Будда повелел: иди и делай! Добрый Будда злого не прикажет!" Это важно.
Поскольку критерий нравственности поступка - благо для другого, а другой это Будда (пусть даже потенциальный) - другой вызывает уважение. Его мнение о том, что благо лично для него, не отвергается с порога. Пусть другой заблуждается. Но это - заблуждения спящего Будды.
Кто знает (опять же, у кого есть ясновидение?) что быстрее приведёт другого к Пробуждению, что надёжнее удержит от рождения в аду? Казалось бы, принятие Прибежища. Но это сильнейшее поле накопления заслуг: если человек принимает Прибежище, а потом распространяет идею, что Будда это Бог, и так далее, он ухудшает своё положение и перерождается в аду. Доброжелательный же к Дхарме иноверец закладывает предпослыки стать в следующей жизни искренним буддистом. Одним словом, даже такая бесспорная вещь, как польза Дхармы - понимается не в одностороннем порядке, а в ДИАЛОГЕ с другими. В Ваджраяне, с которой оппонент связывает наибольшие опасения, специально приучают себя видеть в других Будд. А Будда - это ценность. Не пустое место, и не тот, кого сходу ставят перед фактом "заведомо истинных" благодеяний. Для буддизма совершенно естественен диалог, совместное выяснение, что нужно для друго, что именно ему полезно, в его особой ситуации. Если нет всеведения, это единственный путь точно узнать, что для другого благо, как правильно с ним поступить. А у кого из людей есть всеведение?
Василий Иванов, наш критик, пишет:
"Для буддийского мировоззрения характерна следующая черта. Для буддиста мотивация совершения поступка (например - убийства) важнее самого поступка, так как благая, с точки зрения буддиста, цель является оправданием средств ее достижения (даже с помощью убийства)."
То, что критерием нравственности служит благо другого, с которым (если нет всеведения) нужно вести ДИАЛОГ, чтоб понять, в чём конкретно оно заключается - мощный механизм защиты буддизма от крайностей. И этот механизм реально работает. Взять, например, Тибет. Политические противники Гелуг - Бон, Кагью - не были физически истреблены. А сделать это было, суровым горцам - раз плюнуть. Но не было мотивов. Да, в истории буддизма тоже была кровь. Но сколько крови? По историческим меркам, немного.
Защиту от крайностей обеспечивает необходимый ДИАЛОГ и нетварный НРАВСТВЕННЫЙ ЗАКОН (Дхарма) как источник этики.
Отлучение от Церкви: да, это полезный механизм защиты. Но и в буддийских школах практикуется подобное, и в монашеской Сангхе - кто скажет, что Будда Шакьямуни не смог обозначить, что Девадатта - не буддист?! Другое дело, что сектантов-раскольников отлучения не останавливают: они только уменьшают количество их последователей. (Что тоже хорошо.)
Джа-"лама" был официально осуждён "своей" школой, школой Гелуг, в лице Далай-Ламы и Богдо-Гэгена. Чего не хватает? Чтоб высказался корейский орден Чоге? Ведь всем понятно: Джа-"лама" псевдо-буддист. Этого достаточно. Точно так же, когда Сёко Асахара провозгласил себя учеником Далай-Ламы - Его Святейшество это опроверг. Зачем, к примеру, решение Тхеравадин Шри-Ланки? Никому, кроме особо одарённых, не придёт в голову считать, что Асахара имел отношение к Тхераваде. Что в христианских Церквях, что в буддийских школах одинаково есть механизм официального отлучения. В буддизме, кроме этого:
1. Не нужно следовать за Гуру, если он вдруг начинает призывать к чему-то противному Дхарме.
2. Не обладая всеведением, обязательно приходится вести диалог с другими, чтоб понять, что именно для них полезно.
История показывает, что это хорошо работает. За историю буддизма, в целом - отнюдь не стыдно.
Буддизм не опасней христианства - такая же нормальная религия.
Практическая (обращённая в мир) этика буддизма почти на 100% совпадает с христианской.
Обе традиции учат "Золотому правилу" морали ("не делай другому то, чего не желаешь себе"), удерживающему от крайностей.
Последний раз редактировалось: Евгений В. Балакирев (Пт 21 Дек 07, 20:58), всего редактировалось 19 раз(а)
|
|
Наверх |
|
 |
КИ 3Д

Зарегистрирован: 17.02.2005 Суждений: 49900
|
№45972 Добавлено: Чт 20 Дек 07, 23:23 (17 лет тому назад) |
|
|
|
Благо для других в буддизме абсолютно конкретно - освобождение от сансары. _________________ Буддизм чистой воды |
|
Наверх |
|
 |
Бенито Анагарика Гость
Откуда: Moscow
|
№62165 Добавлено: Пт 23 Янв 09, 22:30 (16 лет тому назад) |
|
|
|
Вообще-то золотое правило морали Конфуций сформулировал. Но вы правы, буддизм такие воззрения тоже поддерживает. Так что буддизм, как я писал неоднократно и буду писать, - религия гуманизма, неизвестного на Западе. |
|
Наверх |
|
 |
КILL not Вill

Зарегистрирован: 19.07.2008 Суждений: 995
|
№62173 Добавлено: Сб 24 Янв 09, 04:43 (16 лет тому назад) |
|
|
|
Бенито! Нормальный,такой гумманизм, молотком по голове(см.Дацан Сп.Б.) 8) |
|
Наверх |
|
 |
Бенито Анагарика Гость
Откуда: Moscow
|
№62192 Добавлено: Сб 24 Янв 09, 19:43 (16 лет тому назад) |
|
|
|
Это крайность, а норма иная. |
|
Наверх |
|
 |
КILL not Вill

Зарегистрирован: 19.07.2008 Суждений: 995
|
№62194 Добавлено: Сб 24 Янв 09, 21:30 (16 лет тому назад) |
|
|
|
За слова отвечать надо  |
|
Наверх |
|
 |
капитан Котов заблокирован
Зарегистрирован: 09.02.2009 Суждений: 63 Откуда: хз
|
№62875 Добавлено: Ср 11 Фев 09, 07:45 (16 лет тому назад) |
|
|
|
Евгений, вы пишете о буддизме: "То, что критерием нравственности служит благо другого." Это неверно относительно буддизма, в котором единственный критерий нравственности - это твои обеты. "Его мнение о том, что благо лично для него, не отвергается с порога." В буддизме Махаяны его мнение отвергается сходу, т.к. вся необходимая Дхарма уже дана Буддой, т.е. потакание "ему"- метод, неприемлимый для буддизма - не получается практики. "Да, в истории буддизма тоже была кровь. Но сколько крови? По историческим меркам, немного." Вспомните все войны монголов. "А Будда - это ценность." Будда - это драгоценность для буддиста. "Ведь всем понятно: Джа-"лама" псевдо-буддист. Этого достаточно." Формы практики бывают различны. Тот, о ком Вы говорите, практиковал таким вот образом. И кучи трупов врагов Дхармы тому подтверждения. |
|
Наверх |
|
 |
капитан Котов заблокирован
Зарегистрирован: 09.02.2009 Суждений: 63 Откуда: хз
|
№62876 Добавлено: Ср 11 Фев 09, 07:52 (16 лет тому назад) |
|
|
|
КИ пишет: Благо для других в буддизме абсолютно конкретно - освобождение от сансары. Так я слышал из Алмазной сутры :"Все бодхисаттвы-махасаттвы должны так
овладевать своим сознанием: сколько бы ни было существ, должны
они думать, рождающихся из яиц, рождающихся из утробы, рождаю-
щихся из сырости или вследствие превращений, имеющих цвето [фор-
му] или не имеющих ее, мыслящих или не мыслящих или не-мыс-
лящих и не не-мыслящих, всех их должен я привести в нирвану без
остатка и уничтожить их, даже если речь идет о несчетном, неиз-
меримом и бесконечном числе живых существ. Однако в действитель-
ности ни одно существо не может быть уничтожено." |
|
Наверх |
|
 |
КILL not Вill

Зарегистрирован: 19.07.2008 Суждений: 995
|
№63206 Добавлено: Чт 19 Фев 09, 16:43 (16 лет тому назад) |
|
|
|
Солгав,рискуешь стать тяжелее на 9 грамм(ов)  |
|
Наверх |
|
 |
Fritz

Зарегистрирован: 02.11.2006 Суждений: 4464
|
№63401 Добавлено: Вт 24 Фев 09, 13:36 (16 лет тому назад) |
|
|
|
КИ пишет: Благо для других в буддизме абсолютно конкретно - освобождение от сансары.
капитан Котов, это Вы к чему процитировали сутру, что Вы хотели сказать?
На всякий случай подмечу, что выражение это, про освобождение гот сансары, крайне условно и метафорично, разумеется, никакого освобождения от сансары нет как такового, т.к. освобождающегося нет, но есть только сансара. Так что всё несколько сложнее. |
|
Наверх |
|
 |
Тред сейчас никто не читает.
|
|
|
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы
|
За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
|