Nyāya-sūtra (1.1.4)
indriyārthasannikarṣotpannaṃ jñānam avyapadeśyam
avyabhicāri vyavasāyātmakaṃ pratyakṣam
Все мнения средневековых комментаторов подробно представлены в
Nirvikalpaka Pratyaksha (study) by Sujit Roy
https://www.wisdomlib.org/hinduism/essay/nirvikalpaka-pratyaksha-study/d/doc1211191.html
Главная задача сутракарина - изложить позицию так, чтобы не допустить кривотолков (avyabhicāri - "однозначно").
Готама сформулировал компаунд vyavasāyātmakam
в котором последняя часть (ātmaka) означает "воплощение", "душа/дух", "сущность".
Философски "заменитель атмана".
Предшествующие части суть
vi - ava - sā - yā
Три приставки к "курсу" (yā).
Производное от корня i который при словообразовании трансформируется в yā,
хорошо известное нам по "Махаяна", "Рамаяна".
С приставкой sa- имеет русскую кальку "сопутствие".
Раздельные (vi) "подключения" (ava)
Раздельные параллельные привлечения.
indriyārthasannikarṣotpannaṃ jñānam avyapadeśyam
avyabhicāri vyavasāyātmakaṃ pratyakṣam
Пратьякша - возникающее довербальное знание контакта индрии с объектом.
Однозначно дифференцируемое дополнительными сопутствующими привлечениями.
"Сопутствующие привлечения" (avasāyā) - спецификации общими признаками объекта первого этапа.
На втором этапе восприятия манас может демонстрировать сомнение в том
что было неопределенно фиксировано индрией (дым или пыль?) на первом этапе.
Манас может и не иметь сомнений вообще в случае "миража воды в пустыне".
Такие специфические случаи, когда индрия "недоработала", из определения восприятия исключены.
Буддийский взгляд на пратьякшу отличается тем,
что восприятием считается только первый этап (нирвикалпака-пратьякша),
а второй (савикалпака-пратьякша) относится уже к анумане.
Основной же предмет многовековых дискуссий - это объект обоих видов пратьякши,
двух ее этапов.
Один и тот же у буддийских оппонентов VS
двух разных в буддийской теории восприятия.
У буддистов пратьякша неспособна воспринимать "общие характеристики",
чем и доказывается их отсутствие в объекте,
искусственное их происхождение и налагаемость на реально существующее.
У "аутсайдеров" же как раз воспринимаемость общих характеристик пратьякшей
призвано доказывать их реальное существование.