Буддийские форумы Дхарма
Буддийское сообщество
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи  ГруппыГруппы   КалендарьКалендарь   PeгиcтрaцияPeгиcтрaция 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВхoдВхoд 
 Новые постыНовые посты   За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю 
В этом разделе: За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю   За месяцЗа месяц 

Ньяя


 
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Дискуссии
Предыдущая :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Си-ва-кон
སྲི་བ་དཀོན


Зарегистрирован: 19.12.2014
Суждений: 8690

654732СообщениеДобавлено: Сб 12 Июл 25, 18:21 (5 мес. назад)    Ньяя Ответ с цитатой

Nyāya-sūtra (1.1.4)
indriyārthasannikarṣotpannaṃ jñānam avyapadeśyam
avyabhicāri vyavasāyātmakaṃ pratyakṣam

Все мнения средневековых комментаторов подробно представлены в
Nirvikalpaka Pratyaksha (study) by Sujit Roy
https://www.wisdomlib.org/hinduism/essay/nirvikalpaka-pratyaksha-study/d/doc1211191.html

Главная задача сутракарина - изложить позицию так, чтобы не допустить кривотолков (avyabhicāri - "однозначно").
Готама сформулировал компаунд vyavasāyātmakam
в котором последняя часть (ātmaka) означает "воплощение", "душа/дух", "сущность".
Философски "заменитель атмана".

Предшествующие части суть
vi - ava - sā - yā
Три приставки к "курсу" (yā).
Производное от корня i который при словообразовании трансформируется в yā,
хорошо известное нам по "Махаяна", "Рамаяна".
С приставкой sa- имеет русскую кальку "сопутствие".

Раздельные (vi) "подключения" (ava)
Раздельные параллельные привлечения.

indriyārthasannikarṣotpannaṃ jñānam avyapadeśyam
avyabhicāri vyavasāyātmakaṃ pratyakṣam

Пратьякша -  возникающее довербальное знание контакта индрии с объектом.
Однозначно дифференцируемое дополнительными  сопутствующими привлечениями.

"Сопутствующие привлечения" (avasāyā) - спецификации общими признаками объекта первого этапа.
На втором этапе восприятия манас может демонстрировать сомнение в том
что было неопределенно фиксировано индрией (дым или пыль?) на первом этапе.
Манас может и не иметь сомнений вообще в случае "миража воды в пустыне".

Такие специфические случаи, когда индрия "недоработала", из определения восприятия исключены.

Буддийский взгляд на пратьякшу отличается тем,
что восприятием считается только первый этап (нирвикалпака-пратьякша),
а второй (савикалпака-пратьякша) относится уже к анумане.

Основной же предмет многовековых дискуссий - это объект обоих видов пратьякши,
двух ее этапов.
Один и тот же у буддийских оппонентов VS
двух разных в буддийской теории восприятия.

У буддистов пратьякша неспособна воспринимать "общие характеристики",
чем и доказывается их отсутствие в объекте,
искусственное их происхождение и налагаемость на реально существующее.

У "аутсайдеров" же как раз воспринимаемость общих характеристик пратьякшей
призвано доказывать их реальное существование.

_________________
Безукоризненная вежливость японцев - следствие их многовековой привычки открыто носить два меча


Ответы на этот пост: Android
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail
Android



Зарегистрирован: 23.09.2012
Суждений: 4498
Откуда: South Indiana

654849СообщениеДобавлено: Ср 16 Июл 25, 20:45 (5 мес. назад)    Re: Ньяя Ответ с цитатой

Си-ва-кон пишет:
Nyāya-sūtra (1.1.4)
indriyārthasannikarṣotpannaṃ jñānam avyapadeśyam
avyabhicāri vyavasāyātmakaṃ pratyakṣam

Все мнения средневековых комментаторов подробно представлены в
Nirvikalpaka Pratyaksha (study) by Sujit Roy
https://www.wisdomlib.org/hinduism/essay/nirvikalpaka-pratyaksha-study/d/doc1211191.html

Главная задача сутракарина - изложить позицию так, чтобы не допустить кривотолков (avyabhicāri - "однозначно").
Готама сформулировал компаунд vyavasāyātmakam
в котором последняя часть (ātmaka) означает "воплощение", "душа/дух", "сущность".
Философски "заменитель атмана".

Предшествующие части суть
vi - ava - sā - yā
Три приставки к "курсу" (yā).
Производное от корня i который при словообразовании трансформируется в yā,
хорошо известное нам по "Махаяна", "Рамаяна".
С приставкой sa- имеет русскую кальку "сопутствие".

Раздельные (vi) "подключения" (ava)
Раздельные параллельные привлечения.

indriyārthasannikarṣotpannaṃ jñānam avyapadeśyam
avyabhicāri vyavasāyātmakaṃ pratyakṣam

Пратьякша -  возникающее довербальное знание контакта индрии с объектом.
Однозначно дифференцируемое дополнительными  сопутствующими привлечениями.

"Сопутствующие привлечения" (avasāyā) - спецификации общими признаками объекта первого этапа.
На втором этапе восприятия манас может демонстрировать сомнение в том
что было неопределенно фиксировано индрией (дым или пыль?) на первом этапе.
Манас может и не иметь сомнений вообще в случае "миража воды в пустыне".

Такие специфические случаи, когда индрия "недоработала", из определения восприятия исключены.

Буддийский взгляд на пратьякшу отличается тем,
что восприятием считается только первый этап (нирвикалпака-пратьякша),
а второй (савикалпака-пратьякша) относится уже к анумане.

Основной же предмет многовековых дискуссий - это объект обоих видов пратьякши,
двух ее этапов.
Один и тот же у буддийских оппонентов VS
двух разных в буддийской теории восприятия.

У буддистов пратьякша неспособна воспринимать "общие характеристики",
чем и доказывается их отсутствие в объекте,
искусственное их происхождение и налагаемость на реально существующее.

У "аутсайдеров" же как раз воспринимаемость общих характеристик пратьякшей
призвано доказывать их реальное существование.

кто из них в кратце оказался наиболее адекватным и наименее мракобесным в итоге?

_________________
sarva-dharmāḥ prakṛti-śuddhāḥ


Ответы на этот пост: Си-ва-кон
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
Си-ва-кон
སྲི་བ་དཀོན


Зарегистрирован: 19.12.2014
Суждений: 8690

654927СообщениеДобавлено: Пт 18 Июл 25, 21:09 (5 мес. назад)    Re: Ньяя Ответ с цитатой

Android пишет:
Си-ва-кон пишет:
Nyāya-sūtra (1.1.4)
indriyārthasannikarṣotpannaṃ jñānam avyapadeśyam
avyabhicāri vyavasāyātmakaṃ pratyakṣam
У буддистов пратьякша неспособна воспринимать "общие характеристики",
чем и доказывается их отсутствие в объекте,
искусственное их происхождение и налагаемость на реально существующее.

У "аутсайдеров" же как раз воспринимаемость общих характеристик пратьякшей
призвано доказывать их реальное существование.
кто из них в кратце оказался наиболее адекватным и наименее мракобесным в итоге?
Каждый кулик в своем болоте

Если по совр логике, то понятие формируемо, с течением времени может корректироваться
и не существует до факта непосредственного восприятия "наглядного" его примера
(птичка, летающая в джунглях, которую никто пока не видел)

Уже говорил Вам, что с течением времени совр наука и христианство меняли
некоторые свои положения в пользу буддийских, но буддизм за это время
пока не изменил ни одного своего положения в "их пользу".

_________________
Безукоризненная вежливость японцев - следствие их многовековой привычки открыто носить два меча
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail
Си-ва-кон
སྲི་བ་དཀོན


Зарегистрирован: 19.12.2014
Суждений: 8690

654949СообщениеДобавлено: Пт 18 Июл 25, 23:43 (5 мес. назад)     Ответ с цитатой

indriyārthasannikarṣotpannaṃ.
jñānam.
avyapadeśyam.
avyabhicāri.
vyavasāyātmakaṃ.
Пропуск любого из этих терминов делает определение «слишком широким» (ati-vyāpti).

Uddyotakara (600 A.D) говорит, что
выражение «indriyārthasannikarṣotpannaṃ» в определении исключает вывод и т. д.,

выражение «jñāna» в определении исключает удовольствие (sukha), боль и т. д.,

выражение «avyapadeśyam» в определении исключает познание, полученное посредством слов (śabda-jñāna),

выражение «avyabhicāri» в определении исключает иллюзорное восприятие (viparyaya),

а выражение «vyavasāyātmaka» в определении исключает сомнительное познание (saṃśayātmaka-pratyakṣa).

Определение пратьякши свободно от всех видов излишней полноты (ati-vyāpti).

_________________
Безукоризненная вежливость японцев - следствие их многовековой привычки открыто носить два меча
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail
Си-ва-кон
སྲི་བ་དཀོན


Зарегистрирован: 19.12.2014
Суждений: 8690

654950СообщениеДобавлено: Пт 18 Июл 25, 23:52 (5 мес. назад)     Ответ с цитатой

Слово «indriya» в сутре означает шесть органов чувств, то есть
(а) пять внешних чувств,
а именно обоняние, вкус, зрение, кожа и слух, которые Гаутама упоминает в сутре (1.1.12)
и
(б) один внутренний орган чувств, а именно mānas, который он упоминает в сутре (1.1.16).

Слово «artha» означает объект восприятия. Объекты восприятия бывают трёх видов:
(а) физические объекты, например, стол, стул и т. д.,
(б) конкретные объекты или чувственные качества, например, цвет, звук, любое осязаемое качество и т. д.,
(в) внутренние объекты, например, удовольствие, боль и т. д.

_________________
Безукоризненная вежливость японцев - следствие их многовековой привычки открыто носить два меча
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail
Си-ва-кон
སྲི་བ་དཀོན


Зарегистрирован: 19.12.2014
Суждений: 8690

654951СообщениеДобавлено: Сб 19 Июл 25, 00:02 (5 мес. назад)     Ответ с цитатой

Контакт чувств и объектов бывает шести видов:

(a) Соединение (saṃyoga):
В пратьякше субстанции контакт чувств и объектов имеет природу соединения.
Так, например, когда мы видим кувшин, происходит контакт между органом зрения и кувшином.

(b) Принадлежность к тому, что соединёно (saṃyukta-samavāya):
В пратьякше качества контакт чувств и объектов имеет природу принадлежности к тому, что соединёно.
Так, например, когда мы видим цвет кувшина, цвет присущ кувшину, который соприкасается с органом зрения.

(c) Принадлежность к тому, что присуще соединённому (saṃyukta-samaveta-samavāya):
В пратьякше всеобщей присущности по качеству и движению
контакт чувств с объектом имеет природу присущности тому, что присуще соединённому.
Так, например, когда мы видим цвет кувшина, цвет присущ цвету, который присущ кувшину,
соприкасающемуся с органом зрения.

(d) Принадлежность (samavāya):
В пратьякше звука контакт чувств с объектом имеет природу присущности.
Так, например, когда мы слышим звук, звук присущ органу слуха.
Здесь звук является атрибутом, и он присущ субстанциям ākāśa,
а само слуховое чувство имеет природу ākāśa.
Итак, чувство слуха соприкасается со звуком, который присущ самому чувству.

(e) Принадлежность к присущему (samaveta-samavāya):
В пратьякше универсальной звучности контакт чувств с объектом имеет природу присущности присущему.
Так, например, когда мы воспринимаем звучность звука,
эта звучность присуща звуку, который присущ органу слуха.

(f) Отношение квалифицирующего фактора (viśeṣyaviśeṣaṇabhāva):
В пратьякше присущности и отсутствия
контакт чувств с объектом имеет природу присущности квалифицирующего фактора.
Так, например, когда мы воспринимаем неразрывную связь между кувшином и его цветом,
неразрывность является характеристикой цвета,
или когда мы воспринимаем отсутствие чего-либо,
несуществование является характеристикой его местоположения.

_________________
Безукоризненная вежливость японцев - следствие их многовековой привычки открыто носить два меча
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail
Си-ва-кон
སྲི་བ་དཀོན


Зарегистрирован: 19.12.2014
Суждений: 8690

654962СообщениеДобавлено: Сб 19 Июл 25, 03:23 (5 мес. назад)     Ответ с цитатой

(f) Отношение квалифицирующего фактора (viśeṣyaviśeṣaṇabhāva)
viśeṣya - квалифицируемое,
viśeṣaṇa - квалифицирующее
bhāva - наличие.

"Отношение" их подобны охватываемому и охватывающему.
По сути здесь эквивалентность терминов  санскр и европейской логики
объем понятия - viśeṣaṇa
его содержание - viśeṣya
Далее - цитаты из Уч Лгк ("Сталинский")
"Знание о круге предметов, существенные признаки которых отображены в понятии"
и
"Знание о совокупности существенных признаков класса предметов"
(соответственно).

Это не с Учебника:
Знание о круге (viśeṣaṇa), охватываемом разграничителями (viśeṣya)

С учебника:
Содержание понятия электричество менялось,
обогащалось новыми признаками
...
глубже и вернее отражая сущность явлений электричества

Мне больше всего нравится
Меняется "само понятие",
а не глубина/верность его отражения
т.е. отразится только запись из памяти.

_________________
Безукоризненная вежливость японцев - следствие их многовековой привычки открыто носить два меча
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail
Тред читают: Гость
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Дискуссии Часовой пояс: GMT + 4
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вам нельзя начинать темы
Вам нельзя отвечать на сообщения
Вам нельзя редактировать свои сообщения
Вам нельзя удалять свои сообщения
Вам нельзя голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы



За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
0.032 (0.139) u0.012 s0.002, 17 0.020 [251/0]