Буддийские форумы Дхарма
Буддийское сообщество
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи  ГруппыГруппы   КалендарьКалендарь   PeгиcтрaцияPeгиcтрaция 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВхoдВхoд 
 Новые постыНовые посты   За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю 
В этом разделе: За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю   За месяцЗа месяц 

АК II.34 "читта, манас и виджняна..."

Страницы Пред.  1, 2, 3, 4
 
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Дискуссии
Предыдущая :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Си-ва-кон
སྲི་བ་དཀོན


Зарегистрирован: 19.12.2014
Суждений: 7783

648413СообщениеДобавлено: Вс 05 Янв 25, 19:46 (3 мес. назад)     Ответ с цитатой

Си-ва-кон пишет:

Архат это не Татхагата?
Нет.
Си-ва-кон пишет:
Татха́гата (дев. तथागत) в санскрите и пали — букв. «так ушедший» или «тот, кто вышел за пределы»
... в буддийской философии хинаяны и махаяны (см., напр., Алмазную сутру) для Будды Шакьямуни и для других Будд.

... Все татхагаты являются архатами (букв. «достойными; святыми»),
но не все архаты являются татхагатами, — сказано в палийском каноне.

Поэтому, правильный ответ на ваш вопрос - "нет".

не все архаты являются татхагатами => некоторые да, некоторые нет.
Не совпало.

)) Догадываетесь, в каких случаях архат "совпадает" с татхаготой, а в каких - нет?

_________________
Безукоризненная вежливость японцев - следствие их многовековой привычки открыто носить два меча


Ответы на этот пост: КИ
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail  
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 49807

648416СообщениеДобавлено: Вс 05 Янв 25, 20:31 (3 мес. назад)     Ответ с цитатой

Си-ва-кон пишет:
Си-ва-кон пишет:

Архат это не Татхагата?
Нет.
Си-ва-кон пишет:
Татха́гата (дев. तथागत) в санскрите и пали — букв. «так ушедший» или «тот, кто вышел за пределы»
... в буддийской философии хинаяны и махаяны (см., напр., Алмазную сутру) для Будды Шакьямуни и для других Будд.

... Все татхагаты являются архатами (букв. «достойными; святыми»),
но не все архаты являются татхагатами, — сказано в палийском каноне.

Поэтому, правильный ответ на ваш вопрос - "нет".

не все архаты являются татхагатами => некоторые да, некоторые нет.
Не совпало.

)) Догадываетесь, в каких случаях архат "совпадает" с татхаготой, а в каких - нет?

Догадайтесь проштудировать учебник логики на тему отношения понятий.

" букв. «так ушедший» или «тот, кто вышел за пределы» " -  никаких хождений, а "обретший истину", и т.п.

_________________
Буддизм чистой воды


Ответы на этот пост: Си-ва-кон
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора  
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 49807

648417СообщениеДобавлено: Вс 05 Янв 25, 22:23 (3 мес. назад)     Ответ с цитатой

JohnDoe пишет:
Си-ва-кон пишет:
Так я не спорю с тем что нирвана у него "в кармане".
У кого? У Татхагаты? Татхагата уже "нирванирует". В кармане она у арьев до архата.

Си-ва-кон пишет:
Без остатка - это без самскар, которые есть карма для будущих рождений.
"Без остатка" это ан-упади-сеса - без-"упади"-остаток, то есть остаток это упадана. И это не про Татхагату/архатов. У них нет остатка упаданы.

В общем, мы кажется уже поняли позиции. Позиция излагаемая вами - архату/татхагате еще надо подождать до смерти и только тогда "полная" нирвана. Позиция излагаемая мной - у архата/татхагаты уже "полная" нирвана с момента ее достижения и ничего ждать не надо.

На санскрите там, все-таки, -padhi-.

Зато два таких слова в словаре:

nirupadhisheSa - one in whom no remainder of guile is left

sopadhisheSa - one in whom a residue of guile is left

_________________
Буддизм чистой воды


Ответы на этот пост: Си-ва-кон
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора  
Си-ва-кон
སྲི་བ་དཀོན


Зарегистрирован: 19.12.2014
Суждений: 7783

648507СообщениеДобавлено: Вт 07 Янв 25, 06:32 (3 мес. назад)     Ответ с цитатой

Зато два таких слова в словаре:

nirupadhisheSa - one in whom no remainder of guile is left

sopadhisheSa - one in whom a residue of guile is left
тот, в ком не осталось никакого остатка инфекции

тот, в ком остался остаток инфекции

Edgerton Buddhist Hybrid Sanskrit Dictionary
Sopadhiśeṣa (सोपधिशेष).—(= Pali sa-upādi-sesa, compare under upadhi),
characterized by a remnant of upadhi = skandhas, i.e. with normal life not fully extinct;
opp. to nir-upadhi°, an-upadhi°

остаток, "инфекция нирваны" - еще не угасшие скандхи еще живого святого.
НБО - посмертно.

_________________
Безукоризненная вежливость японцев - следствие их многовековой привычки открыто носить два меча
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail  
Си-ва-кон
སྲི་བ་དཀོན


Зарегистрирован: 19.12.2014
Суждений: 7783

648508СообщениеДобавлено: Вт 07 Янв 25, 06:37 (3 мес. назад)     Ответ с цитатой

Си-ва-кон пишет:
Си-ва-кон пишет:

Архат это не Татхагата?
Нет.
Си-ва-кон пишет:
Татха́гата (дев. तथागत) в санскрите и пали — букв. «так ушедший» или «тот, кто вышел за пределы»
... в буддийской философии хинаяны и махаяны (см., напр., Алмазную сутру) для Будды Шакьямуни и для других Будд.

... Все татхагаты являются архатами (букв. «достойными; святыми»),
но не все архаты являются татхагатами, — сказано в палийском каноне.

Поэтому, правильный ответ на ваш вопрос - "нет".

не все архаты являются татхагатами => некоторые да, некоторые нет.
Не совпало.

)) Догадываетесь, в каких случаях архат "совпадает" с татхаготой, а в каких - нет?

Догадайтесь проштудировать учебник логики на тему отношения понятий.

" букв. «так ушедший» или «тот, кто вышел за пределы» " -  никаких хождений, а "обретший истину", и т.п.

Отношения понятий по учебнику логики показывают,
что здесь
Все татхагаты являются архатами,
но не все архаты являются татхагатами
в одном случае термины равны, а в другом случае один из них шире.
И ответ как два случая в задаче про кота Шредингера - при мертвом коте VS при живом.

Скандхи же упадана - это скандхи, которые до момента N творят карму для будущих рождений
анупадана - это скандхи, которые с момента N НЕ творят карму для будущих рождений
круг вращающийся после последнего прикосновения гончара

_________________
Безукоризненная вежливость японцев - следствие их многовековой привычки открыто носить два меча


Ответы на этот пост: КИ
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail  
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 49807

648510СообщениеДобавлено: Вт 07 Янв 25, 08:21 (3 мес. назад)     Ответ с цитатой

Си-ва-кон пишет:
в одном случае термины равны, а в другом случае один из них шире.

Откуда тут два "случая" взялось? Тут один.  Laughing

_________________
Буддизм чистой воды


Ответы на этот пост: Си-ва-кон
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора  
JohnDoe



Зарегистрирован: 17.08.2023
Суждений: 106

648518СообщениеДобавлено: Вт 07 Янв 25, 15:06 (3 мес. назад)     Ответ с цитатой

Скандха это теоретическое общее понятие, а не единичная вещь/феномен или их набор, так как она включает в себя, например, "любую" (yā) рупу, а также ненаблюдаемое - прошлую рупу и будущую рупу.

Any kind of form at all—past, future, or present; internal or external; solid or subtle; inferior or superior; far or near: this is called the aggregate of form.
Yaṁ kiñci, bhikkhave, rūpaṁ atītānāgatapaccuppannaṁ ajjhattaṁ vā bahiddhā vā oḷārikaṁ vā sukhumaṁ vā hīnaṁ vā paṇītaṁ vā yaṁ dūre santike vā, ayaṁ vuccati rūpakkhandho.


Ответы на этот пост: Си-ва-кон
Наверх
Профиль Послать личное сообщение  
Си-ва-кон
སྲི་བ་དཀོན


Зарегистрирован: 19.12.2014
Суждений: 7783

648836СообщениеДобавлено: Ср 22 Янв 25, 15:48 (2 мес. назад)     Ответ с цитатой

Си-ва-кон пишет:
в одном случае термины равны, а в другом случае один из них шире.
Все татхагаты являются архатами,
но не все архаты являются татхагатами
Откуда тут два "случая" взялось? Тут один.  Laughing
Именно два (иначе высказывание само-противоречиво = бессмысленно)
"пересекающихся множества":
1) Всякое А есть В
2) Не всякое В есть A

Всякий лед - это H2O
Но не всякое H2O - лед

Одно понятие "шире" другого.

И  шире оно только в случае "круговорота воды в природе",
а вот в случае "вода замерзла навсегда" - понятия уже вечно равны.

_________________
Безукоризненная вежливость японцев - следствие их многовековой привычки открыто носить два меча


Последний раз редактировалось: Си-ва-кон (Ср 22 Янв 25, 17:14), всего редактировалось 2 раз(а)
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail  
Си-ва-кон
སྲི་བ་དཀོན


Зарегистрирован: 19.12.2014
Суждений: 7783

648837СообщениеДобавлено: Ср 22 Янв 25, 16:44 (2 мес. назад)     Ответ с цитатой

JohnDoe пишет:
Скандха это теоретическое общее понятие, а не единичная вещь/феномен или их набор, так как она включает в себя, например, "любую" (yā) рупу, а также ненаблюдаемое - прошлую рупу и будущую рупу.

Yaṁ kiñci, bhikkhave, rūpaṁ atītānāgatapaccuppannaṁ ajjhattaṁ vā bahiddhā vā oḷārikaṁ vā sukhumaṁ vā hīnaṁ vā paṇītaṁ vā yaṁ dūre santike vā, ayaṁ vuccati rūpakkhandho.
Та форма которая прошедшая, будущая или настоящая; внутренняя или внешняя; плотная или тонкая;
низшая или высшая; далекая или близкая: это называется "rūpakkhandho".

Общие понятия "рупа" и "рупа-скандха" НЕ совпадают.
Будда указывает какая именно рупа включается в скандху "Рупа":
"плотная и тонкая"  - грубая рупа и прасада.
внешняя и внутренняя - по аятанам
далекая или близкая - по вишайе "видимое"...

Сопостовляя с более детальными классификациями мы исчисляем все дхармы рупы
и рассортировываем каждую из них согласно скандхам, дхату и аятанам.

Кстати, переводить Yaṁ kiñci как "всякая" (sarva) - слишком расширительно,
В нашем контексте это будет "та, которая [указывается далее]".
Всякая - из указанных.

Самое здесь интересное, что в скандхе "Рупа" - грубая материя, атомы махабхут (4 вида),
а в аятанах - видимое, слышимое... - тонкая материя, прасада-рупа (5 видов).
9 разных дхарм (список "75 дхарм саутрантики")

Плюс еще одна (отдельная от 9-ти уже упомянутых) дхарма -  самджня-рупа "мыслимая форма".
Объект мановиджняны, которые оба, в отличие от всего нами уже исчисленного - нематериальны
(даже не прасада)

_________________
Безукоризненная вежливость японцев - следствие их многовековой привычки открыто носить два меча
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail  
Тред сейчас никто не читает.
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Дискуссии Часовой пояс: GMT + 4
Страницы Пред.  1, 2, 3, 4
Страница 4 из 4

 
Перейти:  
Вам нельзя начинать темы
Вам нельзя отвечать на сообщения
Вам нельзя редактировать свои сообщения
Вам нельзя удалять свои сообщения
Вам нельзя голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы



За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
0.031 (0.915) u0.019 s0.000, 16 0.012 [256/0]