|
Дхарма Буддийское сообщество
|
Предыдущая :: Следующая тема |
Автор |
Сообщение |
hroniko
Зарегистрирован: 16.02.2019 Суждений: 66
|
№623714Добавлено: Вт 04 Апр 23, 11:34 (2 года тому назад) Вопросы по шаматхе |
|
|
|
Здравствуйте, если добавляю тему не в тот раздел, то извините.
На 8 ступени шаматхи наступает экаграта, значит ли это, что это уже первая джхана? Ведь во всех джханах есть экаграта. Также меня смущает, что на тханке на 7 стадии шаматхи у монаха у же нет лассо и стрекала - значит ли это что вичара и витакка исчезли? И почему они исчезли до джхан?
Спасибо всем заранее. |
|
Наверх |
|
|
Серж
Зарегистрирован: 28.01.2011 Суждений: 4126
|
№623744Добавлено: Вт 04 Апр 23, 21:24 (2 года тому назад) |
|
|
|
Там слон главный персонаж. Не на забой же его ведут |
|
Наверх |
|
|
Горсть листьев Фикус, Историк
Зарегистрирован: 10.09.2010 Суждений: 30625
|
№623836Добавлено: Чт 06 Апр 23, 11:57 (2 года тому назад) |
|
|
|
Экаграта (собранность ума на чём-то одном, противоположность обыденной рассеянности сознания) есть во всех стадиях дхьяны, просто в последней остаётся только она.
Витакка и вичара прекращаются просто за ненадобностью. В текстах наставления говорится "медитатор отбрасывает, прекращает их, поскольку ощущает их тягостность и ненужность".
Это как если бы вы взяли для внимательного изучения какой-то вопрос и полностью и окончательно для себя его прояснили - и всё, более направлять и удерживать на нём мысль не нужно, это становится тягостным. Вы прекращаете это просто за ненадобностью продолжения. Вопрос закрыт, есть понимание, просветление во тьме неведения, заблуждений и сомнений. |
|
Наверх |
|
|
Твик
Зарегистрирован: 06.01.2013 Суждений: 819 Откуда: New Moscow, Old Russia
|
№623840Добавлено: Чт 06 Апр 23, 13:25 (2 года тому назад) |
|
|
|
Кстати, мне вот не совсем понятно вот что.
Согласно абхидхарме, экаггата как универсальная четасика сопровождает ВСЕ читты. Значит не может быть читты без экаггаты Джахны - это читты.
Понятно, виттака и вичара - возникают при определенных условиях, но зачем тогда выделять экаггату как отдельный джхановый фактор если она присутствует в КАЖДОЙ читте?
Единственное объяснение я вижу в том, что при джханах у читт потока ума экаггата имеет один и тот же объект, поэтому и обобщают на более высоком уровне субъективного анализа сохранив то же название у фактора как и у четасик.
Но и здесь возникает вопрос - для джхан ВСЕ читты потока должны иметь один и тот же объект экаггаты или не все? Если же речь идет о том, что при джхане все читты должны быть однонаправлены на один и тот же объект, то я не представляю что ум человека может достичь такого уровня собранности читт. И я не уверен, что это возможно даже с точки зрения теории абхидхармы, так как практик может переключать внимание в джханах. А это значит, что не весь поток ума занят объектом медитации. Но так далеко, я еще не углублялся в тему, что бы утверждать определенно.
Ответы на этот пост: Горсть листьев, СлаваА, ТМ |
|
Наверх |
|
|
hroniko
Зарегистрирован: 16.02.2019 Суждений: 66
|
№623842Добавлено: Чт 06 Апр 23, 14:08 (2 года тому назад) |
|
|
|
1. Как соотносятся стадии шаматхи и джханы? Джханы следуют после 9 стадии шаматхи? То есть это 10 стадия шаматхи?
2. Почему на 7 стадии шаматхи исчезает лассо и стрекало?
3. Правильно ли, что на 8 стадии шаматхи появляется экаграта?
4. Что на тханке 9 стадий шаматхи символизирует летящий человек?
5. Человек с мечом на слоне значит випашьяну и мудрость?
6. Говорится, что чтобы развить шаматху надо практиковать в уединении. Что значит в данном случае уединение? На 9 стадии шаматхи медитатор изображен в пещере, то есть только достигший 9 стадии может уйти в отшельничество. Тогда в чем разница между отшельничеством и уединением?
7. Почему на 7 стадии шаматхи монах оказался позади слона хотя на предыдущих стадиях и на следующих он впереди слона?
8. Что значит радуга из сердца на 9 стадии? Это имеет какое-то отношение к радужному телу?
9. А почему 5 предметов, символизирующие чувственные соблазны, разбросаны именно так? (около определенной стадии шаматхи по одному предмету) В этом есть какой-то смысл?
10. На некоторых тханках о шаматхе есть какой-то домик в самом верху, это Чистые Земли?
11. А мужик с мечом справа (не на слоне) - это кто? Манджушри?
12. И почему там около слона появился огонь? На этой стадии уже нет усилий, разве не так? Тогда что символизирует огонь? (прилагаю тханку ниже)
13. У наездника с мечом из сердца фигачит радуга - одна в домик, другая в... луну? Что это значит? Луна - нирвана? Это значит что он уходит в Чистые Земли продолжать свою практику в нирвану? Я имею в виду вот эту тханку:
|
|
Наверх |
|
|
Твик
Зарегистрирован: 06.01.2013 Суждений: 819 Откуда: New Moscow, Old Russia
|
№623844Добавлено: Чт 06 Апр 23, 15:18 (2 года тому назад) |
|
|
|
Как уже не однократно обсуждалось на форуме, в настоящее время никто в мире не знает, что такое джханы. Все современные представления о джханах, как у монахов тхеравады, так и у практикующих на Западе, в том числе и на этом форуме - это реконструкции по текстам с добавлением личных представлений.
Шаматха - это не джханы. Согласно тибетскому буддизму - это успокоение ума и достижение уровня собранности ума, позволяющего перейти к випассане. Не факт даже, что этот уровень сосредоточения соответствует даже упачара самадхи, не говоря уже о классических джханах. Скорее всего, это уровень кханика-самадхи, что якобы достаточно для практики випассаны. Но опять же таки все эти аналогии условны.
Ответы на этот пост: АНАБХОГИН |
|
Наверх |
|
|
Горсть листьев Фикус, Историк
Зарегистрирован: 10.09.2010 Суждений: 30625
|
№624003Добавлено: Пт 07 Апр 23, 22:24 (2 года тому назад) |
|
|
|
Кстати, мне вот не совсем понятно вот что.
Согласно абхидхарме, экаггата как универсальная четасика сопровождает ВСЕ читты. Значит не может быть читты без экаггаты Джахны - это читты.
Понятно, виттака и вичара - возникают при определенных условиях, но зачем тогда выделять экаггату как отдельный джхановый фактор если она присутствует в КАЖДОЙ читте?
Единственное объяснение я вижу в том, что при джханах у читт потока ума экаггата имеет один и тот же объект, поэтому и обобщают на более высоком уровне субъективного анализа сохранив то же название у фактора как и у четасик.
Но и здесь возникает вопрос - для джхан ВСЕ читты потока должны иметь один и тот же объект экаггаты или не все? Если же речь идет о том, что при джхане все читты должны быть однонаправлены на один и тот же объект, то я не представляю что ум человека может достичь такого уровня собранности читт. И я не уверен, что это возможно даже с точки зрения теории абхидхармы, так как практик может переключать внимание в джханах. А это значит, что не весь поток ума занят объектом медитации. Но так далеко, я еще не углублялся в тему, что бы утверждать определенно. Однонаправленность - это свойство, которое сохраняется и при переключении внимания. Свойство, противоположное рассеянности. Экаггата - синоним самадхи.
Ответы на этот пост: Твик |
|
Наверх |
|
|
Горсть листьев Фикус, Историк
Зарегистрирован: 10.09.2010 Суждений: 30625
|
№624004Добавлено: Пт 07 Апр 23, 22:30 (2 года тому назад) |
|
|
|
Просто не надо мистифицировать дхьяну, и тогда многое встанет на свои места.
А про эту картину есть много подробных объяснений. Одно из самых простых можно найти на видео в Я-дзе у Музея истории мировых религий.
https://dzen.ru/museumreligion _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Ответы на этот пост: Твик |
|
Наверх |
|
|
СлаваА
Зарегистрирован: 31.10.2017 Суждений: 17830 Откуда: Москва
|
№624006Добавлено: Пт 07 Апр 23, 22:38 (2 года тому назад) |
|
|
|
Если же речь идет о том, что при джхане все читты должны быть однонаправлены на один и тот же объект, то я не представляю что ум человека может достичь такого уровня собранности читт. И я не уверен, что это возможно даже с точки зрения теории абхидхармы, так как практик может переключать внимание в джханах. А это значит, что не весь поток ума занят объектом медитации. Но так далеко, я еще не углублялся в тему, что бы утверждать определенно. Извините за банальность. Но например в состоянии влюбленности все читты человека сосредоточены только на одном объекте. _________________ Практикую интегральную йогу Шри Ауробиндо, интересуюсь буддизмом. Очень нравится как учит буддизму Далай Лама и его общественная деятельность.
Ответы на этот пост: Твик |
|
Наверх |
|
|
Твик
Зарегистрирован: 06.01.2013 Суждений: 819 Откуда: New Moscow, Old Russia
|
№624008Добавлено: Пт 07 Апр 23, 22:44 (2 года тому назад) |
|
|
|
Кстати, мне вот не совсем понятно вот что.
Согласно абхидхарме, экаггата как универсальная четасика сопровождает ВСЕ читты. Значит не может быть читты без экаггаты Джахны - это читты.
Понятно, виттака и вичара - возникают при определенных условиях, но зачем тогда выделять экаггату как отдельный джхановый фактор если она присутствует в КАЖДОЙ читте?
Единственное объяснение я вижу в том, что при джханах у читт потока ума экаггата имеет один и тот же объект, поэтому и обобщают на более высоком уровне субъективного анализа сохранив то же название у фактора как и у четасик.
Но и здесь возникает вопрос - для джхан ВСЕ читты потока должны иметь один и тот же объект экаггаты или не все? Если же речь идет о том, что при джхане все читты должны быть однонаправлены на один и тот же объект, то я не представляю что ум человека может достичь такого уровня собранности читт. И я не уверен, что это возможно даже с точки зрения теории абхидхармы, так как практик может переключать внимание в джханах. А это значит, что не весь поток ума занят объектом медитации. Но так далеко, я еще не углублялся в тему, что бы утверждать определенно. Однонаправленность - это свойство, которое сохраняется и при переключении внимания. Свойство, противоположное рассеянности. Экаггата - синоним самадхи.
А куда девать экаггату как четасику? Почему тогда она упоминается среди семи универсальных чайт, сопровождающих КАЖДУЮ читту? Получается, что каждая читта - это самадхи? Значит это скорее всего разные понятия экаггата как четасика и как фактор джханы. Есть ли между ними связь?
Ответы на этот пост: Горсть листьев |
|
Наверх |
|
|
Твик
Зарегистрирован: 06.01.2013 Суждений: 819 Откуда: New Moscow, Old Russia
|
№624009Добавлено: Пт 07 Апр 23, 22:57 (2 года тому назад) |
|
|
|
Просто не надо мистифицировать дхьяну, и тогда многое встанет на свои места.
А про эту картину есть много подробных объяснений. Одно из самых простых можно найти на видео в Я-дзе у Музея истории мировых религий.
https://dzen.ru/museumreligion
Можно и не мистифицировать. Но, возвращаясь к теме топика, всё равно джханы, даже реконструированные, это не шаматха - так как джханы возникают при медитации на нимитту. До нимитты - это сосредоточение доступа.
И факторы джхан должны четко проявиться - в частности с восторгом (пити), который "заполняет все тело", а не только удовольствие (сукха) от отстранения от препятствий.
Ответы на этот пост: Горсть листьев |
|
Наверх |
|
|
Твик
Зарегистрирован: 06.01.2013 Суждений: 819 Откуда: New Moscow, Old Russia
|
№624010Добавлено: Пт 07 Апр 23, 22:57 (2 года тому назад) |
|
|
|
Если же речь идет о том, что при джхане все читты должны быть однонаправлены на один и тот же объект, то я не представляю что ум человека может достичь такого уровня собранности читт. И я не уверен, что это возможно даже с точки зрения теории абхидхармы, так как практик может переключать внимание в джханах. А это значит, что не весь поток ума занят объектом медитации. Но так далеко, я еще не углублялся в тему, что бы утверждать определенно. Извините за банальность. Но например в состоянии влюбленности все читты человека сосредоточены только на одном объекте.
И в туалет влюбленный не ходит, и кушать не хочет? |
|
Наверх |
|
|
Горсть листьев Фикус, Историк
Зарегистрирован: 10.09.2010 Суждений: 30625
|
№624015Добавлено: Сб 08 Апр 23, 01:25 (2 года тому назад) |
|
|
|
Кстати, мне вот не совсем понятно вот что.
Согласно абхидхарме, экаггата как универсальная четасика сопровождает ВСЕ читты. Значит не может быть читты без экаггаты Джахны - это читты.
Понятно, виттака и вичара - возникают при определенных условиях, но зачем тогда выделять экаггату как отдельный джхановый фактор если она присутствует в КАЖДОЙ читте?
Единственное объяснение я вижу в том, что при джханах у читт потока ума экаггата имеет один и тот же объект, поэтому и обобщают на более высоком уровне субъективного анализа сохранив то же название у фактора как и у четасик.
Но и здесь возникает вопрос - для джхан ВСЕ читты потока должны иметь один и тот же объект экаггаты или не все? Если же речь идет о том, что при джхане все читты должны быть однонаправлены на один и тот же объект, то я не представляю что ум человека может достичь такого уровня собранности читт. И я не уверен, что это возможно даже с точки зрения теории абхидхармы, так как практик может переключать внимание в джханах. А это значит, что не весь поток ума занят объектом медитации. Но так далеко, я еще не углублялся в тему, что бы утверждать определенно. Однонаправленность - это свойство, которое сохраняется и при переключении внимания. Свойство, противоположное рассеянности. Экаггата - синоним самадхи.
А куда девать экаггату как четасику? Почему тогда она упоминается среди семи универсальных чайт, сопровождающих КАЖДУЮ читту? Получается, что каждая читта - это самадхи? Значит это скорее всего разные понятия экаггата как четасика и как фактор джханы. Есть ли между ними связь? Разные, но между ними есть связь. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся. |
|
Наверх |
|
|
Горсть листьев Фикус, Историк
Зарегистрирован: 10.09.2010 Суждений: 30625
|
№624016Добавлено: Сб 08 Апр 23, 01:28 (2 года тому назад) |
|
|
|
Просто не надо мистифицировать дхьяну, и тогда многое встанет на свои места.
А про эту картину есть много подробных объяснений. Одно из самых простых можно найти на видео в Я-дзе у Музея истории мировых религий.
https://dzen.ru/museumreligion
Можно и не мистифицировать. Но, возвращаясь к теме топика, всё равно джханы, даже реконструированные, это не шаматха - так как джханы возникают при медитации на нимитту. До нимитты - это сосредоточение доступа.
И факторы джхан должны четко проявиться - в частности с восторгом (пити), который "заполняет все тело", а не только удовольствие (сукха) от отстранения от препятствий. Вы что-нибудь знаете про анимитта-самадхи?
Нимитта - это слово для обозначения того признака, что возникает в глубокой дхьяне. Как чисто технический термин используется и для обозначения объекта сосредоточения, но это, скажем так, переносное значение.
Samatha is a prerequisite for the dhyana.
As The Buddha said, (first) kaya passadhi (then) citta passadhi. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся. |
|
Наверх |
|
|
ТМ
Зарегистрирован: 05.04.2005 Суждений: 13382
|
№624017Добавлено: Сб 08 Апр 23, 02:20 (2 года тому назад) |
|
|
|
Анимитта - это отсутствие 10 нимитт: 5 панчендрий, м и ж, 4 лакшан обусловленного.
К нимитте у шаматхи непонятно как относится, скорее всего, что никак. _________________ namaḥ samantabhadrāya samantaspharaṇatviṣe
Ответы на этот пост: Горсть листьев, Твик |
|
Наверх |
|
|
Тред сейчас никто не читает.
|
|
|
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы
|
За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
|