|
Дхарма Буддийское сообщество
|
Предыдущая :: Следующая тема |
Автор |
Сообщение |
КИ 3Д
Зарегистрирован: 17.02.2005 Суждений: 49290
|
№620471Добавлено: Пн 13 Фев 23, 13:01 (2 года тому назад) |
|
|
|
С сознанием же другая совсем тема - может ли сознание быть объектом самого себя?
На первый взгляд да - когда объектом читты является другая читта?
Не "другая". С другой вопросов нет. _________________ Буддизм чистой воды
Ответы на этот пост: LS Сергей |
|
Наверх |
|
|
LS_rus78 LS Сергей
Зарегистрирован: 16.09.2021 Суждений: 2440 Откуда: Мартышкино
|
№620472Добавлено: Пн 13 Фев 23, 13:15 (2 года тому назад) |
|
|
|
С сознанием же другая совсем тема - может ли сознание быть объектом самого себя?
На первый взгляд да - когда объектом читты является другая читта?
Не "другая". С другой вопросов нет.
Надо будет подумать.
Читта может быть объектом другой читты?
Читта - это сознание?
Если да и да, то почему бы и нет?
Одна читта не может быть объектом самой же себя по определению, поскольку она существует один момент ума.
Однако разве читта не может иметь своим объектом другую читту того же типа?
Хотя, две читты одного и того же типа в разные моменты ума - это уже разные сознания, вроде как
Ответы на этот пост: КИ |
|
Наверх |
|
|
Экалавья
Зарегистрирован: 26.12.2021 Суждений: 2397 Откуда: Пантикапей
|
№620473Добавлено: Пн 13 Фев 23, 13:20 (2 года тому назад) |
|
|
|
Наблюдатель и есть наблюдаемое.
Я в этом не уверен.
Когда я наблюдаю яблоко, а потом меня как наблюдателя убрали - куда подевалось яблоко?
Неужели оно исчезло вместе со мной? Ясен пень, что нет - есть и другие наблюдатели, которые продолжают его наблюдать.
Или другие наблюдатели тоже исчезли вместе со мной? Это маловероятно
Уберут оставшихся наблюдателей - уберут и яблоко. |
|
Наверх |
|
|
КИ 3Д
Зарегистрирован: 17.02.2005 Суждений: 49290
|
№620474Добавлено: Пн 13 Фев 23, 13:35 (2 года тому назад) |
|
|
|
Одна читта не может быть объектом самой же себя по определению, поскольку она существует один момент ума.
У мадхьямиков не может - аналогия "топор не рубит сам себя".
У йогачаринов может - аналогия "лампа освещает саму себя". _________________ Буддизм чистой воды
Ответы на этот пост: Krie, СлаваА |
|
Наверх |
|
|
ТМ
Зарегистрирован: 05.04.2005 Суждений: 13373
|
№620475Добавлено: Пн 13 Фев 23, 15:23 (2 года тому назад) |
|
|
|
Однако же сам по себе феномен сознания не обладает атрибутом необходимости иметь объект)
Обладает, вернее это его сущность. См. аламбана паччаю. Всегда есть объект знания. Специально пишу «знание», потому что у сознания в Западном смысле есть еще критичность, понимание, этическая сторона. И без них типа сознания нет. Как у кота, смотрящего в зеркало, но без понимания, что он видит, что это он. _________________ namaḥ samantabhadrāya samantaspharaṇatviṣe
Ответы на этот пост: Горсть листьев |
|
Наверх |
|
|
Krie баловник
Зарегистрирован: 18.01.2006 Суждений: 3432 Откуда: russia
|
№620481Добавлено: Пн 13 Фев 23, 18:57 (2 года тому назад) |
|
|
|
Одна читта не может быть объектом самой же себя по определению, поскольку она существует один момент ума.
У мадхьямиков не может - аналогия "топор не рубит сам себя".
У йогачаринов может - аналогия "лампа освещает саму себя". Лампа , не любое освещение. Масло по фитилю перетекает и испаряется в синий спектр. _________________ достаточнее предположенных |
|
Наверх |
|
|
СлаваА
Зарегистрирован: 31.10.2017 Суждений: 17830 Откуда: Москва
|
№620482Добавлено: Пн 13 Фев 23, 19:01 (2 года тому назад) |
|
|
|
Одна читта не может быть объектом самой же себя по определению, поскольку она существует один момент ума.
У мадхьямиков не может - аналогия "топор не рубит сам себя".
У йогачаринов может - аналогия "лампа освещает саму себя". Почему у йогачаринов это не намек на атман тогда? Сам себя наблюдаешь.
P.S. Можно, конечно, сказать, что каждый момент новая читта сама себя опять наблюдает, поэтому постоянного атмана нет. Но с другой стороны между этими читттами есть взаимосвязь и каждая из них сама себя "наблюдает". Скрытый атман какой-то? _________________ Практикую интегральную йогу Шри Ауробиндо, интересуюсь буддизмом. Очень нравится как учит буддизму Далай Лама и его общественная деятельность.
Ответы на этот пост: КИ |
|
Наверх |
|
|
КИ 3Д
Зарегистрирован: 17.02.2005 Суждений: 49290
|
№620484Добавлено: Пн 13 Фев 23, 19:11 (2 года тому назад) |
|
|
|
Одна читта не может быть объектом самой же себя по определению, поскольку она существует один момент ума.
У мадхьямиков не может - аналогия "топор не рубит сам себя".
У йогачаринов может - аналогия "лампа освещает саму себя". Почему у йогачаринов это не намек на атман тогда? Сам себя наблюдаешь.
P.S. Можно, конечно, сказать, что каждый момент новая читта сама себя опять наблюдает, поэтому постоянного атмана нет. Но с другой стороны между этими читттами есть взаимосвязь и каждая из них сама себя "наблюдает". Скрытый атман какой-то?
Лампа, значит, имеет атман? Жгите еще. _________________ Буддизм чистой воды
Ответы на этот пост: СлаваА |
|
Наверх |
|
|
ТМ
Зарегистрирован: 05.04.2005 Суждений: 13373
|
|
Наверх |
|
|
СлаваА
Зарегистрирован: 31.10.2017 Суждений: 17830 Откуда: Москва
|
№620491Добавлено: Пн 13 Фев 23, 19:37 (2 года тому назад) |
|
|
|
Одна читта не может быть объектом самой же себя по определению, поскольку она существует один момент ума.
У мадхьямиков не может - аналогия "топор не рубит сам себя".
У йогачаринов может - аналогия "лампа освещает саму себя". Почему у йогачаринов это не намек на атман тогда? Сам себя наблюдаешь.
P.S. Можно, конечно, сказать, что каждый момент новая читта сама себя опять наблюдает, поэтому постоянного атмана нет. Но с другой стороны между этими читттами есть взаимосвязь и каждая из них сама себя "наблюдает". Скрытый атман какой-то?
Лампа, значит, имеет атман? Жгите еще. Я имел ввиду, что сознание, в такой интерпретации читт, - почти атман. Во всяком случае обладает одной из характеристик атмана - самонаблюдения.
P.S. Лампа сама себя освещает одна из хороших аналогий для атмана в том числе. _________________ Практикую интегральную йогу Шри Ауробиндо, интересуюсь буддизмом. Очень нравится как учит буддизму Далай Лама и его общественная деятельность.
Ответы на этот пост: Горсть листьев, КИ |
|
Наверх |
|
|
Горсть листьев Фикус, Историк
Зарегистрирован: 10.09.2010 Суждений: 30621
|
№620492Добавлено: Пн 13 Фев 23, 19:48 (2 года тому назад) |
|
|
|
Однако же сам по себе феномен сознания не обладает атрибутом необходимости иметь объект)
Обладает, вернее это его сущность. См. аламбана паччаю. Всегда есть объект знания. Специально пишу «знание», потому что у сознания в Западном смысле есть еще критичность, понимание, этическая сторона. И без них типа сознания нет. Как у кота, смотрящего в зеркало, но без понимания, что он видит, что это он. Просто в западном представлении Сознание - это не только виджняна, но и самскара, и самджня. Ведана с рупой относятся к разделу физиологии. То есть общий термин, вроде буддийского читта в самом его популярном смысле.
Ответы на этот пост: СлаваА |
|
Наверх |
|
|
СлаваА
Зарегистрирован: 31.10.2017 Суждений: 17830 Откуда: Москва
|
№620494Добавлено: Пн 13 Фев 23, 19:51 (2 года тому назад) |
|
|
|
Однако же сам по себе феномен сознания не обладает атрибутом необходимости иметь объект)
Обладает, вернее это его сущность. См. аламбана паччаю. Всегда есть объект знания. Специально пишу «знание», потому что у сознания в Западном смысле есть еще критичность, понимание, этическая сторона. И без них типа сознания нет. Как у кота, смотрящего в зеркало, но без понимания, что он видит, что это он. Просто в западном представлении Сознание - это не только виджняна, но и самскара, и самджня. Ведана с рупой относятся к разделу физиологии. То есть общий термин, вроде буддийского читта в самом его популярном смысле. В самом "широком" восточно-западном представлении сознание может быть атманом. И может быть без объекта. _________________ Практикую интегральную йогу Шри Ауробиндо, интересуюсь буддизмом. Очень нравится как учит буддизму Далай Лама и его общественная деятельность. |
|
Наверх |
|
|
Горсть листьев Фикус, Историк
Зарегистрирован: 10.09.2010 Суждений: 30621
|
№620495Добавлено: Пн 13 Фев 23, 19:52 (2 года тому назад) |
|
|
|
Одна читта не может быть объектом самой же себя по определению, поскольку она существует один момент ума.
У мадхьямиков не может - аналогия "топор не рубит сам себя".
У йогачаринов может - аналогия "лампа освещает саму себя". Почему у йогачаринов это не намек на атман тогда? Сам себя наблюдаешь.
P.S. Можно, конечно, сказать, что каждый момент новая читта сама себя опять наблюдает, поэтому постоянного атмана нет. Но с другой стороны между этими читттами есть взаимосвязь и каждая из них сама себя "наблюдает". Скрытый атман какой-то?
Лампа, значит, имеет атман? Жгите еще. Я имел ввиду, что сознание, в такой интерпретации читт, - почти атман. Во всяком случае обладает одной из характеристик атмана - самонаблюдения.
P.S. Лампа сама себя освещает одна из хороших аналогий для атмана в том числе. Не просто "одна из хороших", а довольно часто встречавшаяся мне в текстах атманистов.
Но йогачарины, конечно же, имели в виду вовсе другой контент. Он чисто атрибутивен: топор - это такой же инструмент, как и лампа. Поэтому не надо наделять лампу каким-то мистическим смыслом - мы говорим о лампе, которая просто лампа. Вот эта вот, стоящая на столе. (поэтому и усмешка КИ)
Последний раз редактировалось: Горсть листьев (Пн 13 Фев 23, 19:53), всего редактировалось 1 раз Ответы на этот пост: СлаваА |
|
Наверх |
|
|
СлаваА
Зарегистрирован: 31.10.2017 Суждений: 17830 Откуда: Москва
|
№620497Добавлено: Пн 13 Фев 23, 19:55 (2 года тому назад) |
|
|
|
Одна читта не может быть объектом самой же себя по определению, поскольку она существует один момент ума.
У мадхьямиков не может - аналогия "топор не рубит сам себя".
У йогачаринов может - аналогия "лампа освещает саму себя". Почему у йогачаринов это не намек на атман тогда? Сам себя наблюдаешь.
P.S. Можно, конечно, сказать, что каждый момент новая читта сама себя опять наблюдает, поэтому постоянного атмана нет. Но с другой стороны между этими читттами есть взаимосвязь и каждая из них сама себя "наблюдает". Скрытый атман какой-то?
Лампа, значит, имеет атман? Жгите еще. Я имел ввиду, что сознание, в такой интерпретации читт, - почти атман. Во всяком случае обладает одной из характеристик атмана - самонаблюдения.
P.S. Лампа сама себя освещает одна из хороших аналогий для атмана в том числе. Не просто "одна из хороших", а довольно часто встречавшаяся мне в текстах атманистов.
Но йогачарины, конечно же, имели в виду вовсе другой контент. Он чисто атрибутивен: топор - это такой же инструмент, как и лампа. Поэтому не надо наделять лампу каким-то мистическим смыслом - мы говорим о лампе, которая просто лампа. Вот эта вот, стоящая на столе. (поэтому и усмешка КИ) Странно тогда, что и в йогачаре эту аналогию тоже используют. Влияние атманистов?) _________________ Практикую интегральную йогу Шри Ауробиндо, интересуюсь буддизмом. Очень нравится как учит буддизму Далай Лама и его общественная деятельность.
Ответы на этот пост: Горсть листьев |
|
Наверх |
|
|
КИ 3Д
Зарегистрирован: 17.02.2005 Суждений: 49290
|
№620498Добавлено: Пн 13 Фев 23, 19:56 (2 года тому назад) |
|
|
|
Одна читта не может быть объектом самой же себя по определению, поскольку она существует один момент ума.
У мадхьямиков не может - аналогия "топор не рубит сам себя".
У йогачаринов может - аналогия "лампа освещает саму себя". Почему у йогачаринов это не намек на атман тогда? Сам себя наблюдаешь.
P.S. Можно, конечно, сказать, что каждый момент новая читта сама себя опять наблюдает, поэтому постоянного атмана нет. Но с другой стороны между этими читттами есть взаимосвязь и каждая из них сама себя "наблюдает". Скрытый атман какой-то?
Лампа, значит, имеет атман? Жгите еще. Я имел ввиду, что сознание, в такой интерпретации читт, - почти атман. Во всяком случае обладает одной из характеристик атмана - самонаблюдения.
P.S. Лампа сама себя освещает одна из хороших аналогий для атмана в том числе.
Даже у индуистов, сознание - не атман. Знание знает, что есть знание - это не про атман, а наоборот про то, что атман не нужен, так как функцией знать самого себя обладает сознание, которое не атман.
Пользуйтесь конечным правилом Асанги - полагайтесь на то воззрение, которое приводит вас к найратме, и избегайте обратного, ведущего к атману. У людей разные заморочки, и даже самое правильное воззрение может направить их не туда. Поэтому, фильтруйте своё понимание согласно правилу. _________________ Буддизм чистой воды |
|
Наверх |
|
|
|
|
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы
|
За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
|