|
Дхарма Буддийское сообщество
|
Предыдущая :: Следующая тема |
Автор |
Сообщение |
Горсть листьев Фикус, Историк
Зарегистрирован: 10.09.2010 Суждений: 30630
|
№612446Добавлено: Сб 29 Окт 22, 13:57 (2 года тому назад) Прото-коан в индийском тексте |
|
|
|
Намо Буддая
В сутре Шурамгама-самадхи есть такой диалог. В нём участвуют бодхисаттва Дридхамати и дэвапутра, божество Матьябхумика (его полное имя, скорее всего, Буддхаматиябхумика, то есть божество из сонма окружающих Будду, одна из его эманаций).
Разговор идёт о мастерстве Шурамгама-самадхи - искусстве представления и воздействия на умы. Бодхисаттва спрашивает:
- Куда идёт, куда направлено это самадхи?
Божество отвечает - оно направлено на умы и дела людей, но не имеет целью обучение правильным навыкам; оно направлено на место рождения, но не погружено в него (это не этнография и не социология); оно направлено к буддам всех вселенных, но занимается их толкованием (это не теософия и не буддология); оно направлено на звуки и наречия (nirukti), но не занимается грамматикой; оно представляет учение Будды, но не занимается его преподаванием.
Ты спрашиваешь, куда идёт это самадхи? Что ж, я скажу - оно всегда и везде идёт туда, куда идёт Будда.
И вот, далее следует фрагмент диалога, на который я хочу обратить ваше внимание.
Бодхисаттва:
- А куда идут все будды?
Божество:
- Будды - татхагаты, а татхата означает, что они никуда не идут.
Бодхисаттва:
- Но разве будды не идут в нирвану?
Божество:
- Все дхармы (татхата) уже в нирване (атьянта-ниврита); поэтому татхатагаты не идут в нирвану. Почему так? Потому, что сама природа нирваны такова - никто не идёт в нирвану.
Последняя реплика - практически коан. Хотя далее эта тема в диалоге имеет некоторое развитие, но максимальная образная ёмкость выражена именно здесь. Далее в диалоге присутствует лишь беглое упоминание одной из главных концепций праджняпарамиты, звучащей ранее в сутре - дхармы не возникают и не прекращаются, они лишь обнаруживаются или не обнаруживаются, подобно пространству (которое всегда есть, но не всегда присутствует в уме - так я понимаю эту метафору).
Ответы на этот пост: СлаваА, aurum, Экалавья |
|
Наверх |
|
|
КИ 3Д
Зарегистрирован: 17.02.2005 Суждений: 49330
|
№612449Добавлено: Сб 29 Окт 22, 14:07 (2 года тому назад) |
|
|
|
Может по форме это выглядит коаном или иной хитрой загадкой. Но по смыслу обычная абхидхарма, никаких парадоксов нет. Такие игры словами (обычно там еще именно они, но это пропадает в переводе) обычны для позднего буддизма, были популярны. _________________ Буддизм чистой воды
Последний раз редактировалось: КИ (Сб 29 Окт 22, 14:12), всего редактировалось 2 раз(а) Ответы на этот пост: Горсть листьев |
|
Наверх |
|
|
СлаваА
Зарегистрирован: 31.10.2017 Суждений: 17830 Откуда: Москва
|
№612451Добавлено: Сб 29 Окт 22, 14:11 (2 года тому назад) Re: Прото-коан в индийском тексте |
|
|
|
И вот, далее следует фрагмент диалога, на который я хочу обратить ваше внимание.
Бодхисаттва:
- А куда идут все будды?
Божество:
- Будды - татхагаты, а татхата означает, что они никуда не идут.
Бодхисаттва:
- Но разве будды не идут в нирвану?
Божество:
- Все дхармы (татхата) уже в нирване (атьянта-ниврита); поэтому татхатагаты не идут в нирвану. Почему так? Потому, что сама природа нирваны такова - никто не идёт в нирвану.
Поделюсь своим пониманием или скорее непониманием. Понимание, что есть что-то, что никуда не идет не очень помогает в обычной жизни, где мы всегда куда-то идем и что-то делаем. И остановка в этом движении "куда-то" как правило еще более плачевна - депрессия, отсутствие смысла даже в простых действиях. Ведь если все и так в нирване, то зачем что-то делать? Поэтому чисто философски идея красивая, но практически скорее вредная. _________________ Практикую интегральную йогу Шри Ауробиндо, интересуюсь буддизмом. Очень нравится как учит буддизму Далай Лама и его общественная деятельность.
Ответы на этот пост: Горсть листьев |
|
Наверх |
|
|
Горсть листьев Фикус, Историк
Зарегистрирован: 10.09.2010 Суждений: 30630
|
№612455Добавлено: Сб 29 Окт 22, 14:18 (2 года тому назад) |
|
|
|
Может по форме это выглядит коаном или иной хитрой загадкой. Но по смыслу обычная абхидхарма, никаких парадоксов нет. Такие игры словами (обычно там еще именно они, но это пропадает в переводе) обычны для позднего буддизма, были популярны. Совершенно верно. Так и в коанах - парадоксальность высказывания лишь видимость парадокса. Поэтому коан - "публичное дело" - всегда имеет решение. Это не просто словесная игра. В данном тексте вы это легко увидели, но если воспроизвести лишь последнюю фразу божества, то эта очевидность не столь очевидна, а фраза выглядит загадочно и самопротиворечиво.
Ответы на этот пост: КИ |
|
Наверх |
|
|
Горсть листьев Фикус, Историк
Зарегистрирован: 10.09.2010 Суждений: 30630
|
№612457Добавлено: Сб 29 Окт 22, 14:24 (2 года тому назад) Re: Прото-коан в индийском тексте |
|
|
|
И вот, далее следует фрагмент диалога, на который я хочу обратить ваше внимание.
Бодхисаттва:
- А куда идут все будды?
Божество:
- Будды - татхагаты, а татхата означает, что они никуда не идут.
Бодхисаттва:
- Но разве будды не идут в нирвану?
Божество:
- Все дхармы (татхата) уже в нирване (атьянта-ниврита); поэтому татхатагаты не идут в нирвану. Почему так? Потому, что сама природа нирваны такова - никто не идёт в нирвану.
Поделюсь своим пониманием или скорее непониманием. Понимание, что есть что-то, что никуда не идет не очень помогает в обычной жизни, где мы всегда куда-то идем и что-то делаем. И остановка в этом движении "куда-то" как правило еще более плачевна - депрессия, отсутствие смысла даже в простых действиях. Ведь если все и так в нирване, то зачем что-то делать? Поэтому чисто философски идея красивая, но практически скорее вредная. Вредная, потому что ведёт к успокоению, а не к возбуждению?
И тут, кстати, речь о том, о чём и вы любите говорить - experiencing vs. intellectual comprehending. Последнее не даёт успокоения, только первое даёт.
Последний раз редактировалось: Горсть листьев (Сб 29 Окт 22, 14:28), всего редактировалось 1 раз Ответы на этот пост: СлаваА |
|
Наверх |
|
|
КИ 3Д
Зарегистрирован: 17.02.2005 Суждений: 49330
|
№612458Добавлено: Сб 29 Окт 22, 14:26 (2 года тому назад) |
|
|
|
Может по форме это выглядит коаном или иной хитрой загадкой. Но по смыслу обычная абхидхарма, никаких парадоксов нет. Такие игры словами (обычно там еще именно они, но это пропадает в переводе) обычны для позднего буддизма, были популярны. Совершенно верно. Так и в коанах - парадоксальность высказывания лишь видимость парадокса. Поэтому коан - "публичное дело" - всегда имеет решение. Это не просто словесная игра. В данном тексте вы это легко увидели, но если воспроизвести лишь последнюю фразу божества, то эта очевидность не столь очевидна, а фраза выглядит загадочно и самопротиворечиво.
Как раз последняя фраза банальна для любого, изучавшего тему. Найратмя. _________________ Буддизм чистой воды
Ответы на этот пост: Горсть листьев |
|
Наверх |
|
|
СлаваА
Зарегистрирован: 31.10.2017 Суждений: 17830 Откуда: Москва
|
№612459Добавлено: Сб 29 Окт 22, 14:27 (2 года тому назад) Re: Прото-коан в индийском тексте |
|
|
|
И вот, далее следует фрагмент диалога, на который я хочу обратить ваше внимание.
Бодхисаттва:
- А куда идут все будды?
Божество:
- Будды - татхагаты, а татхата означает, что они никуда не идут.
Бодхисаттва:
- Но разве будды не идут в нирвану?
Божество:
- Все дхармы (татхата) уже в нирване (атьянта-ниврита); поэтому татхатагаты не идут в нирвану. Почему так? Потому, что сама природа нирваны такова - никто не идёт в нирвану.
Поделюсь своим пониманием или скорее непониманием. Понимание, что есть что-то, что никуда не идет не очень помогает в обычной жизни, где мы всегда куда-то идем и что-то делаем. И остановка в этом движении "куда-то" как правило еще более плачевна - депрессия, отсутствие смысла даже в простых действиях. Ведь если все и так в нирване, то зачем что-то делать? Поэтому чисто философски идея красивая, но практически скорее вредная. Вредная, потому что ведёт к успокоению, а не к возбуждению? Ведет к тамасу. А нужно за пределы гун выйти. Просто возбуждение (раджас) тоже, конечно, ни к чему хорошему не ведет. _________________ Практикую интегральную йогу Шри Ауробиндо, интересуюсь буддизмом. Очень нравится как учит буддизму Далай Лама и его общественная деятельность.
Ответы на этот пост: Горсть листьев |
|
Наверх |
|
|
Горсть листьев Фикус, Историк
Зарегистрирован: 10.09.2010 Суждений: 30630
|
№612460Добавлено: Сб 29 Окт 22, 14:32 (2 года тому назад) |
|
|
|
Может по форме это выглядит коаном или иной хитрой загадкой. Но по смыслу обычная абхидхарма, никаких парадоксов нет. Такие игры словами (обычно там еще именно они, но это пропадает в переводе) обычны для позднего буддизма, были популярны. Совершенно верно. Так и в коанах - парадоксальность высказывания лишь видимость парадокса. Поэтому коан - "публичное дело" - всегда имеет решение. Это не просто словесная игра. В данном тексте вы это легко увидели, но если воспроизвести лишь последнюю фразу божества, то эта очевидность не столь очевидна, а фраза выглядит загадочно и самопротиворечиво.
Как раз последняя фраза банальна для любого, изучавшего тему. Найратмя. И опять соглашусь. Как и в коане про луну в ведре - поэтично, но с учёной точки зрения довольно банально.
Ответы на этот пост: СлаваА |
|
Наверх |
|
|
Горсть листьев Фикус, Историк
Зарегистрирован: 10.09.2010 Суждений: 30630
|
№612461Добавлено: Сб 29 Окт 22, 14:32 (2 года тому назад) Re: Прото-коан в индийском тексте |
|
|
|
И вот, далее следует фрагмент диалога, на который я хочу обратить ваше внимание.
Бодхисаттва:
- А куда идут все будды?
Божество:
- Будды - татхагаты, а татхата означает, что они никуда не идут.
Бодхисаттва:
- Но разве будды не идут в нирвану?
Божество:
- Все дхармы (татхата) уже в нирване (атьянта-ниврита); поэтому татхатагаты не идут в нирвану. Почему так? Потому, что сама природа нирваны такова - никто не идёт в нирвану.
Поделюсь своим пониманием или скорее непониманием. Понимание, что есть что-то, что никуда не идет не очень помогает в обычной жизни, где мы всегда куда-то идем и что-то делаем. И остановка в этом движении "куда-то" как правило еще более плачевна - депрессия, отсутствие смысла даже в простых действиях. Ведь если все и так в нирване, то зачем что-то делать? Поэтому чисто философски идея красивая, но практически скорее вредная. Вредная, потому что ведёт к успокоению, а не к возбуждению? Ведет к тамасу. А нужно за пределы гун выйти. Просто возбуждение (раджас) тоже, конечно, ни к чему хорошему не ведет. Почему вы решили, что ведёт к тамасу? На базе своего чисто интеллектуального понимания?
Ответы на этот пост: СлаваА |
|
Наверх |
|
|
СлаваА
Зарегистрирован: 31.10.2017 Суждений: 17830 Откуда: Москва
|
№612463Добавлено: Сб 29 Окт 22, 14:34 (2 года тому назад) |
|
|
|
Может по форме это выглядит коаном или иной хитрой загадкой. Но по смыслу обычная абхидхарма, никаких парадоксов нет. Такие игры словами (обычно там еще именно они, но это пропадает в переводе) обычны для позднего буддизма, были популярны. Совершенно верно. Так и в коанах - парадоксальность высказывания лишь видимость парадокса. Поэтому коан - "публичное дело" - всегда имеет решение. Это не просто словесная игра. В данном тексте вы это легко увидели, но если воспроизвести лишь последнюю фразу божества, то эта очевидность не столь очевидна, а фраза выглядит загадочно и самопротиворечиво.
Как раз последняя фраза банальна для любого, изучавшего тему. Найратмя. И опять соглашусь. Как и в коане про луну в ведре - поэтично, но с учёной точки зрения довольно банально. А тут не может быть ловушки, что тебе кажется, что понимаешь, а на самом деле не понимаешь? _________________ Практикую интегральную йогу Шри Ауробиндо, интересуюсь буддизмом. Очень нравится как учит буддизму Далай Лама и его общественная деятельность.
Ответы на этот пост: КИ |
|
Наверх |
|
|
КИ 3Д
Зарегистрирован: 17.02.2005 Суждений: 49330
|
№612465Добавлено: Сб 29 Окт 22, 14:35 (2 года тому назад) |
|
|
|
Может по форме это выглядит коаном или иной хитрой загадкой. Но по смыслу обычная абхидхарма, никаких парадоксов нет. Такие игры словами (обычно там еще именно они, но это пропадает в переводе) обычны для позднего буддизма, были популярны. Совершенно верно. Так и в коанах - парадоксальность высказывания лишь видимость парадокса. Поэтому коан - "публичное дело" - всегда имеет решение. Это не просто словесная игра. В данном тексте вы это легко увидели, но если воспроизвести лишь последнюю фразу божества, то эта очевидность не столь очевидна, а фраза выглядит загадочно и самопротиворечиво.
Как раз последняя фраза банальна для любого, изучавшего тему. Найратмя. И опять соглашусь. Как и в коане про луну в ведре - поэтично, но с учёной точки зрения довольно банально. А тут не может быть ловушки, что тебе кажется, что понимаешь, а на самом деле не понимаешь?
Вы - в ней. _________________ Буддизм чистой воды
Ответы на этот пост: СлаваА |
|
Наверх |
|
|
СлаваА
Зарегистрирован: 31.10.2017 Суждений: 17830 Откуда: Москва
|
|
Наверх |
|
|
aurum удаленный аккаунт
Зарегистрирован: 10.04.2012 Суждений: 6892
|
№612467Добавлено: Сб 29 Окт 22, 14:39 (2 года тому назад) Re: Прото-коан в индийском тексте |
|
|
|
Намо Буддая
В сутре Шурамгама-самадхи есть такой диалог. В нём участвуют бодхисаттва Дридхамати и дэвапутра, божество Матьябхумика (его полное имя, скорее всего, Буддхаматиябхумика, то есть божество из сонма окружающих Будду, одна из его эманаций).
Разговор идёт о мастерстве Шурамгама-самадхи - искусстве представления и воздействия на умы. Бодхисаттва спрашивает:
- Куда идёт, куда направлено это самадхи?
Божество отвечает - оно направлено на умы и дела людей, но не имеет целью обучение правильным навыкам; оно направлено на место рождения, но не погружено в него (это не этнография и не социология); оно направлено к буддам всех вселенных, но занимается их толкованием (это не теософия и не буддология); оно направлено на звуки и наречия (nirukti), но не занимается грамматикой; оно представляет учение Будды, но не занимается его преподаванием.
Ты спрашиваешь, куда идёт это самадхи? Что ж, я скажу - оно всегда и везде идёт туда, куда идёт Будда.
И вот, далее следует фрагмент диалога, на который я хочу обратить ваше внимание.
Бодхисаттва:
- А куда идут все будды?
Божество:
- Будды - татхагаты, а татхата означает, что они никуда не идут.
Бодхисаттва:
- Но разве будды не идут в нирвану?
Божество:
- Все дхармы (татхата) уже в нирване (атьянта-ниврита); поэтому татхатагаты не идут в нирвану. Почему так? Потому, что сама природа нирваны такова - никто не идёт в нирвану.
Последняя реплика - практически коан. Хотя далее эта тема в диалоге имеет некоторое развитие, но максимальная образная ёмкость выражена именно здесь. Далее в диалоге присутствует лишь беглое упоминание одной из главных концепций праджняпарамиты, звучащей ранее в сутре - дхармы не возникают и не прекращаются, они лишь обнаруживаются или не обнаруживаются, подобно пространству (которое всегда есть, но не всегда присутствует в уме - так я понимаю эту метафору).
Не согласен про последнюю реплику. Коан не предполагает "отгадки" в теле самого коана. А тут есть "потому, что...", значит это уже скорее притча с поучением, чем коан.
Ответы на этот пост: Горсть листьев |
|
Наверх |
|
|
СлаваА
Зарегистрирован: 31.10.2017 Суждений: 17830 Откуда: Москва
|
№612472Добавлено: Сб 29 Окт 22, 14:53 (2 года тому назад) |
|
|
|
Может по форме это выглядит коаном или иной хитрой загадкой. Но по смыслу обычная абхидхарма, никаких парадоксов нет. Такие игры словами (обычно там еще именно они, но это пропадает в переводе) обычны для позднего буддизма, были популярны. Совершенно верно. Так и в коанах - парадоксальность высказывания лишь видимость парадокса. Поэтому коан - "публичное дело" - всегда имеет решение. Это не просто словесная игра. В данном тексте вы это легко увидели, но если воспроизвести лишь последнюю фразу божества, то эта очевидность не столь очевидна, а фраза выглядит загадочно и самопротиворечиво.
Как раз последняя фраза банальна для любого, изучавшего тему. Найратмя. И опять соглашусь. Как и в коане про луну в ведре - поэтично, но с учёной точки зрения довольно банально. А тут не может быть ловушки, что тебе кажется, что понимаешь, а на самом деле не понимаешь?
Вы - в ней. Почему я, а не Вы? _________________ Практикую интегральную йогу Шри Ауробиндо, интересуюсь буддизмом. Очень нравится как учит буддизму Далай Лама и его общественная деятельность.
Ответы на этот пост: 4eJIOBEK |
|
Наверх |
|
|
ТМ
Зарегистрирован: 05.04.2005 Суждений: 13416
|
№612473Добавлено: Сб 29 Окт 22, 15:19 (2 года тому назад) |
|
|
|
Почитайте, плз, на предмет того, про кого эта сутра (бодхисаттвы 10 бхуми и татхагаты). Понятно, что они уже никуда не идут потому что давно пришли. Просто говорить такое мимокроку относительно его состояния в лучшем случае бессмысленно. Получится очередной «изначально просветленный» _________________ namaḥ samantabhadrāya samantaspharaṇatviṣe
Ответы на этот пост: СлаваА, Горсть листьев |
|
Наверх |
|
|
Тред сейчас никто не читает.
|
|
|
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы
|
За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
|