Буддийские форумы Дхарма
Буддийское сообщество
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи  ГруппыГруппы   КалендарьКалендарь   PeгиcтрaцияPeгиcтрaция 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВхoдВхoд 
 Новые постыНовые посты   За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю 
В этом разделе: За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю   За месяцЗа месяц 

Вопрос про ведану-тришну-упадану-бхаву

Страницы 1, 2  След.
 
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Буддистская философия
Предыдущая :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Кира
Кирилл


Зарегистрирован: 18.03.2012
Суждений: 10764
Откуда: Москва

594235СообщениеДобавлено: Пт 19 Ноя 21, 01:36 (3 года тому назад)    Вопрос про ведану-тришну-упадану-бхаву Ответ с цитатой

Добрый день, уважаемые участники.

Как мы знаем, в 12пс есть последовательность: ведана-тришна-упадана-бхава.

Хотелось бы уточнить, как понимать этот отрезок 12пс на примере: ребёнок съел шоколадку, она ему понравилась, ребенок выполняет действие по добыванию новой шоколадки.

Вот ниже я написал два варианта понимания этого отрезка. Подскажите, какой из них более правильный, или может правильный какой-то другой вариант.


Вариант 1
Ведана) ребенок чувствует приятное после съедения шоколадки
Тришна) ребенок хочет повторить приятное (именно приятное, а не шоколадку)
Упадана) посредством своих действий сознание ребенка сосредотачивается именно на шоколадке, полагая ее источником приятного (и, может быть даже трансцендирует шоколадку).
Бхава) ребенок выполняет действия по добыванию шоколада


Или Вариант 2
Ведана) как и в Варианте1
Тришна) ребенок хочет повторить поедание шоколадки (т.е. объект «шоколадка» уже вычислен)
Упадана) ребенок выполняет действия по добыванию шоколада
Бхава) из таких предыдущих упадан и состоит наше бытие

_________________
новичок на форуме, прочитавший несколько книжек
и доверяющий сведениям, изложенным в метафизическом трактате Д.Андреева "Роза Мира"


Ответы на этот пост: HazelPerez, чайник2
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30625

594249СообщениеДобавлено: Пт 19 Ноя 21, 10:19 (3 года тому назад)     Ответ с цитатой

Оба норм, если надо объяснить вашему психологическому ребёнку, почему шоколад - это не самое главное в жизни. Smile
_________________
Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Кира
Кирилл


Зарегистрирован: 18.03.2012
Суждений: 10764
Откуда: Москва

594289СообщениеДобавлено: Пт 19 Ноя 21, 20:35 (3 года тому назад)     Ответ с цитатой

Мне вот более правильным кажется Вариант1

И еще конечно интересно, подразумевается ли в упадане трансцендирование объектов ?

_________________
новичок на форуме, прочитавший несколько книжек
и доверяющий сведениям, изложенным в метафизическом трактате Д.Андреева "Роза Мира"
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30625

594292СообщениеДобавлено: Пт 19 Ноя 21, 21:11 (3 года тому назад)     Ответ с цитатой

А в чём между вашими вариантами принципиальная разница?
_________________
Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Кира
Кирилл


Зарегистрирован: 18.03.2012
Суждений: 10764
Откуда: Москва

594296СообщениеДобавлено: Пт 19 Ноя 21, 21:45 (3 года тому назад)     Ответ с цитатой

Вариант1 более «развернутый».

Ну и интересно конечно, как основатели буддизма считали - к чему жажда - к «приятному» или уже к самому объекту ?

_________________
новичок на форуме, прочитавший несколько книжек
и доверяющий сведениям, изложенным в метафизическом трактате Д.Андреева "Роза Мира"


Ответы на этот пост: СлаваА
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
СлаваА



Зарегистрирован: 31.10.2017
Суждений: 17830
Откуда: Москва

594297СообщениеДобавлено: Пт 19 Ноя 21, 21:57 (3 года тому назад)     Ответ с цитатой

Кира пишет:
Вариант1 более «развернутый».

Ну и интересно конечно, как основатели буддизма считали - к чему жажда - к «приятному» или уже к самому объекту ?
Жажда к приятной ведане. Не к объектам. Объектов как таковых в буддизме и нет.
_________________
Практикую интегральную йогу Шри Ауробиндо, интересуюсь буддизмом. Очень нравится как учит буддизму Далай Лама и его общественная деятельность.


Ответы на этот пост: Кира
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Кира
Кирилл


Зарегистрирован: 18.03.2012
Суждений: 10764
Откуда: Москва

594298СообщениеДобавлено: Пт 19 Ноя 21, 22:04 (3 года тому назад)     Ответ с цитатой

СлаваА пишет:
Кира пишет:
Вариант1 более «развернутый».

Ну и интересно конечно, как основатели буддизма считали - к чему жажда - к «приятному» или уже к самому объекту ?
Жажда к приятной ведане. Не к объектам. Объектов как таковых в буддизме и нет.

Мне тоже так подумалось.

А упадана к чему - к «приятному» или уже к объекту ?

_________________
новичок на форуме, прочитавший несколько книжек
и доверяющий сведениям, изложенным в метафизическом трактате Д.Андреева "Роза Мира"


Ответы на этот пост: СлаваА, чайник2, чайник2
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 49291

594299СообщениеДобавлено: Пт 19 Ноя 21, 22:33 (3 года тому назад)     Ответ с цитатой

Ведана всегда с объектом.
_________________
Буддизм чистой воды


Ответы на этот пост: СлаваА
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
СлаваА



Зарегистрирован: 31.10.2017
Суждений: 17830
Откуда: Москва

594301СообщениеДобавлено: Пт 19 Ноя 21, 23:38 (3 года тому назад)     Ответ с цитатой

Кира пишет:
СлаваА пишет:
Кира пишет:
Вариант1 более «развернутый».

Ну и интересно конечно, как основатели буддизма считали - к чему жажда - к «приятному» или уже к самому объекту ?
Жажда к приятной ведане. Не к объектам. Объектов как таковых в буддизме и нет.

Мне тоже так подумалось.

А упадана к чему - к «приятному» или уже к объекту ?
Тут надо определить, что подразумевается под объектом, но вообще в общем случае упадана тоже к "приятному", а не к конкретному "объекту".
_________________
Практикую интегральную йогу Шри Ауробиндо, интересуюсь буддизмом. Очень нравится как учит буддизму Далай Лама и его общественная деятельность.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
СлаваА



Зарегистрирован: 31.10.2017
Суждений: 17830
Откуда: Москва

594302СообщениеДобавлено: Пт 19 Ноя 21, 23:39 (3 года тому назад)     Ответ с цитатой

Ведана всегда с объектом.
Капитан очевидность. Вопрос же не об этом, а о том, что вызывает желание и привязанность.
_________________
Практикую интегральную йогу Шри Ауробиндо, интересуюсь буддизмом. Очень нравится как учит буддизму Далай Лама и его общественная деятельность.


Ответы на этот пост: КИ
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
HazelPerez



Зарегистрирован: 19.11.2021
Суждений: 150

594303СообщениеДобавлено: Пт 19 Ноя 21, 23:45 (3 года тому назад)    Re: Вопрос про ведану-тришну-упадану-бхаву Ответ с цитатой

Кира пишет:
Добрый день, уважаемые участники.

Как мы знаем, в 12пс есть последовательность: ведана-тришна-упадана-бхава.

Хотелось бы уточнить, как понимать этот отрезок 12пс на примере: ребёнок съел шоколадку, она ему понравилась, ребенок выполняет действие по добыванию новой шоколадки.

Вот ниже я написал два варианта понимания этого отрезка. Подскажите, какой из них более правильный, или может правильный какой-то другой вариант.
Ведана - испытываете приятное
Тришна - возникает идея "я есть"
Упадана - Идея "я есть" привязывается к одной из пяти скандх
Бхава - Существуете как "Я есть это (одна из пяти скандх)"


Ответы на этот пост: Кира
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Кира
Кирилл


Зарегистрирован: 18.03.2012
Суждений: 10764
Откуда: Москва

594305СообщениеДобавлено: Сб 20 Ноя 21, 00:29 (3 года тому назад)    Re: Вопрос про ведану-тришну-упадану-бхаву Ответ с цитатой

HazelPerez пишет:
Кира пишет:
Добрый день, уважаемые участники.

Как мы знаем, в 12пс есть последовательность: ведана-тришна-упадана-бхава.

Хотелось бы уточнить, как понимать этот отрезок 12пс на примере: ребёнок съел шоколадку, она ему понравилась, ребенок выполняет действие по добыванию новой шоколадки.

Вот ниже я написал два варианта понимания этого отрезка. Подскажите, какой из них более правильный, или может правильный какой-то другой вариант.
Ведана - испытываете приятное
Тришна - возникает идея "я есть"
Упадана - Идея "я есть" привязывается к одной из пяти скандх
Бхава - Существуете как "Я есть это (одна из пяти скандх)"

А разве не так:

Ведана - испытали приятное или неприятное;
Тришна - жажда к продолжению существования (раз оно приятно) или к прекращению существования (раз оно не приятно);
Упадана - возникновение идеи «я» и желание в первом случае вечности «я», а во втором случае - разрушении, уничтожении «я».
Бхава - жизнь с этими идеями в голове.

А так, как Вы пишете - сначала «я есть», а потом привязка к 1из5скандх - похоже на перепутанную телегу и лошадь.

_________________
новичок на форуме, прочитавший несколько книжек
и доверяющий сведениям, изложенным в метафизическом трактате Д.Андреева "Роза Мира"
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
HazelPerez



Зарегистрирован: 19.11.2021
Суждений: 150

594306СообщениеДобавлено: Сб 20 Ноя 21, 00:34 (3 года тому назад)     Ответ с цитатой

Я читал в суттах ПК, что тришна это идея "я есть" (асми). А затем соответственно идет упадана как саткая-диттхи - "я есть это".
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 49291

594307СообщениеДобавлено: Сб 20 Ноя 21, 00:34 (3 года тому назад)     Ответ с цитатой

СлаваА пишет:
Ведана всегда с объектом.
Капитан очевидность. Вопрос же не об этом, а о том, что вызывает желание и привязанность.

СлаваА пишет:
Объектов как таковых в буддизме и нет.

Объекты, как таковые, в буддизме есть. Ведана всегда с объектом.

_________________
Буддизм чистой воды


Ответы на этот пост: Кира
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
Кира
Кирилл


Зарегистрирован: 18.03.2012
Суждений: 10764
Откуда: Москва

594308СообщениеДобавлено: Сб 20 Ноя 21, 00:44 (3 года тому назад)     Ответ с цитатой

СлаваА пишет:
Ведана всегда с объектом.
Капитан очевидность. Вопрос же не об этом, а о том, что вызывает желание и привязанность.

СлаваА пишет:
Объектов как таковых в буддизме и нет.

Объекты, как таковые, в буддизме есть. Ведана всегда с объектом.


Теперь следует определить группу чувствований и остальные [группы]. Итак,
[группы] чувствований — это ощущение [приятного и т. д.] .
Группа чувствований включает три типа чувствований: приятные, не- приятные и нейтральные. Далее эта группа подразделяется на шесть видов ощущений: ощущения, порождаемые контактом органа зрения и других {органов чувств с соответствующими объектами], и, наконец, ощущения, порождаемые контактом «органа» разума [с его объектами].


Ведана в абхидхармакоше так классифицируется. Это да. Но разве в ней самой подразумевается что-то кроме самого ощущения ?

_________________
новичок на форуме, прочитавший несколько книжек
и доверяющий сведениям, изложенным в метафизическом трактате Д.Андреева "Роза Мира"


Ответы на этот пост: КИ
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Тред сейчас никто не читает.
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Буддистская философия Часовой пояс: GMT + 4
Страницы 1, 2  След.
Страница 1 из 2

 
Перейти:  
Вам нельзя начинать темы
Вам нельзя отвечать на сообщения
Вам нельзя редактировать свои сообщения
Вам нельзя удалять свои сообщения
Вам нельзя голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы



За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
0.033 (0.218) u0.015 s0.001, 18 0.018 [268/0]