Буддийские форумы Дхарма
Буддийское сообщество
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи  ГруппыГруппы   КалендарьКалендарь   PeгиcтрaцияPeгиcтрaция 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВхoдВхoд 
 Новые постыНовые посты   За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю 
В этом разделе: За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю   За месяцЗа месяц 

Ратнакирти: Опровержение других потоков и солипсизм

Страницы Пред.  1, 2, 3
 
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Семинар по праманаваде
Предыдущая :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Вантус
заблокирован


Зарегистрирован: 09.09.2008
Суждений: 7953
Откуда: Воронеж

594859СообщениеДобавлено: Сб 04 Дек 21, 23:13 (3 года тому назад)     Ответ с цитатой

Вантус пишет:
Вантус пишет:
А вот фактические споры были далеки от деклараций.

Это которые? У вас есть записи?
Которые сохранились в тибетских пересказах.

Вы ведь не имеете в виду диспуты с воображаемым оппонентом из трактатов?
Других-то, почитай, и нет. Ну вот не успели нормальные люди с адвайтистами поспорить.
_________________

Два класса столкнулись в последнем бою;
Наш лозунг - Всемирный Советский Союз!


Ответы на этот пост: КИ
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 49291

594860СообщениеДобавлено: Сб 04 Дек 21, 23:58 (3 года тому назад)     Ответ с цитатой

Вантус пишет:
Вантус пишет:
Вантус пишет:
А вот фактические споры были далеки от деклараций.

Это которые? У вас есть записи?
Которые сохранились в тибетских пересказах.

Вы ведь не имеете в виду диспуты с воображаемым оппонентом из трактатов?
Других-то, почитай, и нет. Ну вот не успели нормальные люди с адвайтистами поспорить.

Есть такие, которые в форме записанного диспута, они похожи на правду. Там обмен множеством реплик, выглядит скучно. А есть пародии от прасангиков - выглядят как анекдоты.

_________________
Буддизм чистой воды


Ответы на этот пост: Горсть листьев
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30625

594877СообщениеДобавлено: Вс 05 Дек 21, 07:15 (3 года тому назад)     Ответ с цитатой

Вантус пишет:
Вантус пишет:
Вантус пишет:
А вот фактические споры были далеки от деклараций.

Это которые? У вас есть записи?
Которые сохранились в тибетских пересказах.

Вы ведь не имеете в виду диспуты с воображаемым оппонентом из трактатов?
Других-то, почитай, и нет. Ну вот не успели нормальные люди с адвайтистами поспорить.

Есть такие, которые в форме записанного диспута, они похожи на правду. Там обмен множеством реплик, выглядит скучно. А есть пародии от прасангиков - выглядят как анекдоты.
Анекдоты лучше запоминаются. В них зола и соль земли. Smile
_________________
Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
humanist



Зарегистрирован: 04.06.2019
Суждений: 381

611379СообщениеДобавлено: Сб 08 Окт 22, 00:19 (2 года тому назад)     Ответ с цитатой

Парис пишет:
Проблема чужого «я» в буддизме школы йогачара (тезисы)

Е.А.Торчинов

6. Трактат Ратнакирти называется «Сантанантара душана», то есть «Опровержение существования других континуумов» и по видимости кажется направленным против тезиса Дхармакирти. Однако, это не так. Дхармакирти доказывал, что множественность сознаний- континуумов существует на уровне относительной истины. Ратнакирти доказывает, что она не существует на уровне абсолютной истины. Для обоснования этого положения Ратнакирти обыгрывает то обстоятельство, что согдасно эпистемологии школы йогачара только чувственное восприятия (пратьякша) единичного (йогачарины – крайние номиналисты) содержит элемент действительного знания, тогда как логический вывод (анумана) имеет отношение только к области условно, или относительно реального, ибо имеет дело с общим (саманья). В непосредственном же опыте чужие сознания для нас – как «рога зайца» или «сын бесплодной женщины». Способствует такой постановке вопроса и йогачаринское педалирование теории мгновенности, объявляющей единственно реальным данное мгновение (свалакшана) и рассматривающей такие понятия, как «вечность» и даже «длительность» в качестве ментальных конструктов (кальпана).

Ох уж этот ратнакирти. Если что-то эмпирически не наблюдается,то ещё рано и весьма опрометчиво делать выводы о том, что на уровне абсолютной истины этого тоже нет.
Отсутствие объекта в прямом эмпирическом восприятии лишь означает, что следует занять позицию агностика в отношении вопроса существования/несуществования объекта наблюдения и на время отложить вопрос в сторону

_________________
Ты сам должен прилагать усилия, Татхагаты лишь учителя. Вступившие на путь, медитирующие, освободятся от оков Мары.
Дхаммапада 276


Ответы на этот пост: ТМ
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
ТМ



Зарегистрирован: 05.04.2005
Суждений: 13382

611388СообщениеДобавлено: Сб 08 Окт 22, 01:26 (2 года тому назад)     Ответ с цитатой

Так там ведь не совсем про эмпирику, как я понял.

Чужих умов вы не видите, не слышите и пр. Вы о них только заключаете. Следовательно, когда вы заняты своими внутренними состояниями (випашьяну делаете, например), то о чужих потоках вывод не делаете.

Т.е. в бытовой деятельности, на мирском уровне, - достоверно заключаете о чужой одушевленности. Когда же осуществляете высший смысл\парамартху, рассматриваете свой поток, то не заключаете, потому что предмет другой.

Отличия с адвайтой приводятся такие, что познаются различные формы, но не "единство".

Наверное, у них какая то теория была, что должно быть именно единство какое-то.




Единственное что, в тхеравадинской випассане различения Пути и не-Пути все 4 способа анализа по 31-й локе идут Laughing

_________________
namaḥ samantabhadrāya samantaspharaṇatviṣe
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Пламен
Ph.D., D.Sc.


Зарегистрирован: 03.03.2005
Суждений: 1056

611393СообщениеДобавлено: Сб 08 Окт 22, 09:08 (2 года тому назад)     Ответ с цитатой

Горсть листьев пишет:
А свалакшана у Торчинова - это "данный момент".

Вы правы. Надо бъло сказать "на данный момент".

_________________
सत्यमेव जयते ||
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
ТМ



Зарегистрирован: 05.04.2005
Суждений: 13382

611430СообщениеДобавлено: Вс 09 Окт 22, 04:42 (2 года тому назад)     Ответ с цитатой

humanist пишет:
Парис пишет:
Проблема чужого «я» в буддизме школы йогачара (тезисы)

Е.А.Торчинов

6. Трактат Ратнакирти называется «Сантанантара душана», то есть «Опровержение существования других континуумов» и по видимости кажется направленным против тезиса Дхармакирти. Однако, это не так. Дхармакирти доказывал, что множественность сознаний- континуумов существует на уровне относительной истины. Ратнакирти доказывает, что она не существует на уровне абсолютной истины. Для обоснования этого положения Ратнакирти обыгрывает то обстоятельство, что согдасно эпистемологии школы йогачара только чувственное восприятия (пратьякша) единичного (йогачарины – крайние номиналисты) содержит элемент действительного знания, тогда как логический вывод (анумана) имеет отношение только к области условно, или относительно реального, ибо имеет дело с общим (саманья). В непосредственном же опыте чужие сознания для нас – как «рога зайца» или «сын бесплодной женщины». Способствует такой постановке вопроса и йогачаринское педалирование теории мгновенности, объявляющей единственно реальным данное мгновение (свалакшана) и рассматривающей такие понятия, как «вечность» и даже «длительность» в качестве ментальных конструктов (кальпана).

Ох уж этот ратнакирти. Если что-то эмпирически не наблюдается,то ещё рано и весьма опрометчиво делать выводы о том, что на уровне абсолютной истины этого тоже нет.
Отсутствие объекта в прямом эмпирическом восприятии лишь означает, что следует занять позицию агностика в отношении вопроса существования/несуществования объекта наблюдения и на время отложить вопрос в сторону

А вас тема не волнует? Она (контекст) ведь задает правильность и неправильность. Скажем, если вам нужно продать дом и у вас 7-мь покупателей, то дом будет один. Если же вы рассматриваете восприятие, то будет 7-мь разных восприятий домов.

_________________
namaḥ samantabhadrāya samantaspharaṇatviṣe
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Fritz



Зарегистрирован: 02.11.2006
Суждений: 4456

644835СообщениеДобавлено: Сб 31 Авг 24, 23:36 (3 мес. назад)    Re: Ратнакирти: Опровержение других потоков и солипсизм Ответ с цитатой

Samtanantaradusana переведена Yuichi Kajiyama.

Процитирую начало (1-2) и конец (3), про сходство с адвайтой.

В чём именно сходство с адвайтой? Какие тезисы у адвайты? (Всё что я понимаю это то что адвайта - это монистическая попытка ухода от противоречивых индуистских дуализмов/плюрализмов, разумеется сходсво с монистическим буддизмом должно быть).

Меня больше удивляет почему автор озаглавил свой перевод как "буддийский солипсизм".

Ratnakirti пишет:
In fact, however, your argument falls to the ground, since a (wishful) mind in general is inaccessible in essence.

(That is. to say,) it is bereft of reality like a universal etc.


Ответы на этот пост: ТМ
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
ТМ



Зарегистрирован: 05.04.2005
Суждений: 13382

644836СообщениеДобавлено: Вс 01 Сен 24, 00:38 (3 мес. назад)    Re: Ратнакирти: Опровержение других потоков и солипсизм Ответ с цитатой

Fritz пишет:
Samtanantaradusana переведена Yuichi Kajiyama.

Процитирую начало (1-2) и конец (3), про сходство с адвайтой.

В чём именно сходство с адвайтой? Какие тезисы у адвайты? (Всё что я понимаю это то что адвайта - это монистическая попытка ухода от противоречивых индуистских дуализмов/плюрализмов, разумеется сходсво с монистическим буддизмом должно быть).

Вы адвайтистов встречали в Инете? Вот прямо таких, которые знают философию адвайты, а не мистиков? Я не встречал. Как и самкхьяков, например. Что там у них остается только догадываться или вкатываться в изучение. Но на это нет времени. По возражению понятно, что по их системе должно быть некое единство при познании разных объектов, отсутствующее в буддизме.  

Fritz пишет:
Меня больше удивляет почему автор озаглавил свой перевод как "буддийский солипсизм".

Ratnakirti пишет:
In fact, however, your argument falls to the ground, since a (wishful) mind in general is inaccessible in essence.

(That is. to say,) it is bereft of reality like a universal etc.

Ну, есть ведь и т.н. "гносеологический солипсизм". Против него то не может быть аргументов. Все, что познается кем-либо познается только и только в его [этого "кем-либо"] познании.

_________________
namaḥ samantabhadrāya samantaspharaṇatviṣe
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Fritz



Зарегистрирован: 02.11.2006
Суждений: 4456

644847СообщениеДобавлено: Пн 02 Сен 24, 03:42 (3 мес. назад)     Ответ с цитатой

Сходу в гугле нашёл вот этот сайт Сильно долго не читал (лень), но такое впечатление, что это действительно буддизм(монизм) в индуистской терминологии и эстетике.

По поводу солипсизма, то тут есть нюанс: ум недоступен. Он недоступен прямо, он только выводится. Насколько я понимаю, ни свой, ни других жс.

Автор же замахнулся на новую разновидность солипсизма - "буддийский солпсизм" и тему не раскрыл, не поговорил о буддийском номинализме, о терминологии Ратнакирти (у Ратнакирти в тексте "существование" это существование вообще или реальное существование универсалии?). Правда, тогда был всего 1965-й год.

И я думаю, аргументов против солипсизма могут наприводить предостаточно все кому не лень. Реалисты скажут вам, что у Васи и Пети "2х2=4" и "трава зелёная" одинаковы и сообщаются им внешними вещами. А их линвистические договорённости есть продукт вот этой вот тождественности. И всё - холивар.  Very Happy
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Твик



Зарегистрирован: 06.01.2013
Суждений: 819
Откуда: New Moscow, Old Russia

644853СообщениеДобавлено: Пн 02 Сен 24, 13:11 (3 мес. назад)     Ответ с цитатой

Ну адвайта достаточно популярна сейчас на Западе, на том же youtube много видео со всякими "свами", которые с разное степенью компетенции говорят об адвайте. Вот, на мой взгляд, неплохой ролик от монаха адвайты о различиях с буддизмом:
https://www.youtube.com/watch?v=vAZPWu084m4
Конечно буддизм как философия более проработан, а веданта более религиозна, и адвайта в том числе. Но по сути, адвайта ближе к западному мышлению, замешанному на платонизме.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Тред сейчас никто не читает.
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Семинар по праманаваде Часовой пояс: GMT + 4
Страницы Пред.  1, 2, 3
Страница 3 из 3

 
Перейти:  
Вам нельзя начинать темы
Вам нельзя отвечать на сообщения
Вам нельзя редактировать свои сообщения
Вам нельзя удалять свои сообщения
Вам нельзя голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы



За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
0.035 (0.177) u0.017 s0.000, 18 0.019 [256/0]