|
Дхарма Буддийское сообщество
|
Предыдущая :: Следующая тема |
Автор |
Сообщение |
Вантус заблокирован
Зарегистрирован: 09.09.2008 Суждений: 7953 Откуда: Воронеж
|
№594859Добавлено: Сб 04 Дек 21, 23:13 (3 года тому назад) |
|
|
|
А вот фактические споры были далеки от деклараций.
Это которые? У вас есть записи? Которые сохранились в тибетских пересказах.
Вы ведь не имеете в виду диспуты с воображаемым оппонентом из трактатов? Других-то, почитай, и нет. Ну вот не успели нормальные люди с адвайтистами поспорить. _________________
Два класса столкнулись в последнем бою;
Наш лозунг - Всемирный Советский Союз!
Ответы на этот пост: КИ |
|
Наверх |
|
|
КИ 3Д
Зарегистрирован: 17.02.2005 Суждений: 49291
|
№594860Добавлено: Сб 04 Дек 21, 23:58 (3 года тому назад) |
|
|
|
А вот фактические споры были далеки от деклараций.
Это которые? У вас есть записи? Которые сохранились в тибетских пересказах.
Вы ведь не имеете в виду диспуты с воображаемым оппонентом из трактатов? Других-то, почитай, и нет. Ну вот не успели нормальные люди с адвайтистами поспорить.
Есть такие, которые в форме записанного диспута, они похожи на правду. Там обмен множеством реплик, выглядит скучно. А есть пародии от прасангиков - выглядят как анекдоты. _________________ Буддизм чистой воды
Ответы на этот пост: Горсть листьев |
|
Наверх |
|
|
Горсть листьев Фикус, Историк
Зарегистрирован: 10.09.2010 Суждений: 30625
|
|
Наверх |
|
|
humanist
Зарегистрирован: 04.06.2019 Суждений: 381
|
№611379Добавлено: Сб 08 Окт 22, 00:19 (2 года тому назад) |
|
|
|
Проблема чужого «я» в буддизме школы йогачара (тезисы)
Е.А.Торчинов
6. Трактат Ратнакирти называется «Сантанантара душана», то есть «Опровержение существования других континуумов» и по видимости кажется направленным против тезиса Дхармакирти. Однако, это не так. Дхармакирти доказывал, что множественность сознаний- континуумов существует на уровне относительной истины. Ратнакирти доказывает, что она не существует на уровне абсолютной истины. Для обоснования этого положения Ратнакирти обыгрывает то обстоятельство, что согдасно эпистемологии школы йогачара только чувственное восприятия (пратьякша) единичного (йогачарины – крайние номиналисты) содержит элемент действительного знания, тогда как логический вывод (анумана) имеет отношение только к области условно, или относительно реального, ибо имеет дело с общим (саманья). В непосредственном же опыте чужие сознания для нас – как «рога зайца» или «сын бесплодной женщины». Способствует такой постановке вопроса и йогачаринское педалирование теории мгновенности, объявляющей единственно реальным данное мгновение (свалакшана) и рассматривающей такие понятия, как «вечность» и даже «длительность» в качестве ментальных конструктов (кальпана).
Ох уж этот ратнакирти. Если что-то эмпирически не наблюдается,то ещё рано и весьма опрометчиво делать выводы о том, что на уровне абсолютной истины этого тоже нет.
Отсутствие объекта в прямом эмпирическом восприятии лишь означает, что следует занять позицию агностика в отношении вопроса существования/несуществования объекта наблюдения и на время отложить вопрос в сторону _________________ Ты сам должен прилагать усилия, Татхагаты лишь учителя. Вступившие на путь, медитирующие, освободятся от оков Мары.
Дхаммапада 276
Ответы на этот пост: ТМ |
|
Наверх |
|
|
ТМ
Зарегистрирован: 05.04.2005 Суждений: 13382
|
№611388Добавлено: Сб 08 Окт 22, 01:26 (2 года тому назад) |
|
|
|
Так там ведь не совсем про эмпирику, как я понял.
Чужих умов вы не видите, не слышите и пр. Вы о них только заключаете. Следовательно, когда вы заняты своими внутренними состояниями (випашьяну делаете, например), то о чужих потоках вывод не делаете.
Т.е. в бытовой деятельности, на мирском уровне, - достоверно заключаете о чужой одушевленности. Когда же осуществляете высший смысл\парамартху, рассматриваете свой поток, то не заключаете, потому что предмет другой.
Отличия с адвайтой приводятся такие, что познаются различные формы, но не "единство".
Наверное, у них какая то теория была, что должно быть именно единство какое-то.
Единственное что, в тхеравадинской випассане различения Пути и не-Пути все 4 способа анализа по 31-й локе идут _________________ namaḥ samantabhadrāya samantaspharaṇatviṣe |
|
Наверх |
|
|
Пламен Ph.D., D.Sc.
Зарегистрирован: 03.03.2005 Суждений: 1056
|
№611393Добавлено: Сб 08 Окт 22, 09:08 (2 года тому назад) |
|
|
|
А свалакшана у Торчинова - это "данный момент".
Вы правы. Надо бъло сказать "на данный момент". _________________ सत्यमेव जयते || |
|
Наверх |
|
|
ТМ
Зарегистрирован: 05.04.2005 Суждений: 13382
|
№611430Добавлено: Вс 09 Окт 22, 04:42 (2 года тому назад) |
|
|
|
Проблема чужого «я» в буддизме школы йогачара (тезисы)
Е.А.Торчинов
6. Трактат Ратнакирти называется «Сантанантара душана», то есть «Опровержение существования других континуумов» и по видимости кажется направленным против тезиса Дхармакирти. Однако, это не так. Дхармакирти доказывал, что множественность сознаний- континуумов существует на уровне относительной истины. Ратнакирти доказывает, что она не существует на уровне абсолютной истины. Для обоснования этого положения Ратнакирти обыгрывает то обстоятельство, что согдасно эпистемологии школы йогачара только чувственное восприятия (пратьякша) единичного (йогачарины – крайние номиналисты) содержит элемент действительного знания, тогда как логический вывод (анумана) имеет отношение только к области условно, или относительно реального, ибо имеет дело с общим (саманья). В непосредственном же опыте чужие сознания для нас – как «рога зайца» или «сын бесплодной женщины». Способствует такой постановке вопроса и йогачаринское педалирование теории мгновенности, объявляющей единственно реальным данное мгновение (свалакшана) и рассматривающей такие понятия, как «вечность» и даже «длительность» в качестве ментальных конструктов (кальпана).
Ох уж этот ратнакирти. Если что-то эмпирически не наблюдается,то ещё рано и весьма опрометчиво делать выводы о том, что на уровне абсолютной истины этого тоже нет.
Отсутствие объекта в прямом эмпирическом восприятии лишь означает, что следует занять позицию агностика в отношении вопроса существования/несуществования объекта наблюдения и на время отложить вопрос в сторону
А вас тема не волнует? Она (контекст) ведь задает правильность и неправильность. Скажем, если вам нужно продать дом и у вас 7-мь покупателей, то дом будет один. Если же вы рассматриваете восприятие, то будет 7-мь разных восприятий домов. _________________ namaḥ samantabhadrāya samantaspharaṇatviṣe |
|
Наверх |
|
|
Fritz
Зарегистрирован: 02.11.2006 Суждений: 4456
|
№644835Добавлено: Сб 31 Авг 24, 23:36 (3 мес. назад) Re: Ратнакирти: Опровержение других потоков и солипсизм |
|
|
|
Samtanantaradusana переведена Yuichi Kajiyama.
Процитирую начало (1-2) и конец (3), про сходство с адвайтой.
В чём именно сходство с адвайтой? Какие тезисы у адвайты? (Всё что я понимаю это то что адвайта - это монистическая попытка ухода от противоречивых индуистских дуализмов/плюрализмов, разумеется сходсво с монистическим буддизмом должно быть).
Меня больше удивляет почему автор озаглавил свой перевод как "буддийский солипсизм".
Ratnakirti пишет: In fact, however, your argument falls to the ground, since a (wishful) mind in general is inaccessible in essence.
(That is. to say,) it is bereft of reality like a universal etc.
Ответы на этот пост: ТМ |
|
Наверх |
|
|
ТМ
Зарегистрирован: 05.04.2005 Суждений: 13382
|
№644836Добавлено: Вс 01 Сен 24, 00:38 (3 мес. назад) Re: Ратнакирти: Опровержение других потоков и солипсизм |
|
|
|
Samtanantaradusana переведена Yuichi Kajiyama.
Процитирую начало (1-2) и конец (3), про сходство с адвайтой.
В чём именно сходство с адвайтой? Какие тезисы у адвайты? (Всё что я понимаю это то что адвайта - это монистическая попытка ухода от противоречивых индуистских дуализмов/плюрализмов, разумеется сходсво с монистическим буддизмом должно быть).
Вы адвайтистов встречали в Инете? Вот прямо таких, которые знают философию адвайты, а не мистиков? Я не встречал. Как и самкхьяков, например. Что там у них остается только догадываться или вкатываться в изучение. Но на это нет времени. По возражению понятно, что по их системе должно быть некое единство при познании разных объектов, отсутствующее в буддизме.
Меня больше удивляет почему автор озаглавил свой перевод как "буддийский солипсизм".
Ratnakirti пишет: In fact, however, your argument falls to the ground, since a (wishful) mind in general is inaccessible in essence.
(That is. to say,) it is bereft of reality like a universal etc.
Ну, есть ведь и т.н. "гносеологический солипсизм". Против него то не может быть аргументов. Все, что познается кем-либо познается только и только в его [этого "кем-либо"] познании. _________________ namaḥ samantabhadrāya samantaspharaṇatviṣe |
|
Наверх |
|
|
Fritz
Зарегистрирован: 02.11.2006 Суждений: 4456
|
№644847Добавлено: Пн 02 Сен 24, 03:42 (3 мес. назад) |
|
|
|
Сходу в гугле нашёл вот этот сайт Сильно долго не читал (лень), но такое впечатление, что это действительно буддизм(монизм) в индуистской терминологии и эстетике.
По поводу солипсизма, то тут есть нюанс: ум недоступен. Он недоступен прямо, он только выводится. Насколько я понимаю, ни свой, ни других жс.
Автор же замахнулся на новую разновидность солипсизма - "буддийский солпсизм" и тему не раскрыл, не поговорил о буддийском номинализме, о терминологии Ратнакирти (у Ратнакирти в тексте "существование" это существование вообще или реальное существование универсалии?). Правда, тогда был всего 1965-й год.
И я думаю, аргументов против солипсизма могут наприводить предостаточно все кому не лень. Реалисты скажут вам, что у Васи и Пети "2х2=4" и "трава зелёная" одинаковы и сообщаются им внешними вещами. А их линвистические договорённости есть продукт вот этой вот тождественности. И всё - холивар. |
|
Наверх |
|
|
Твик
Зарегистрирован: 06.01.2013 Суждений: 819 Откуда: New Moscow, Old Russia
|
№644853Добавлено: Пн 02 Сен 24, 13:11 (3 мес. назад) |
|
|
|
Ну адвайта достаточно популярна сейчас на Западе, на том же youtube много видео со всякими "свами", которые с разное степенью компетенции говорят об адвайте. Вот, на мой взгляд, неплохой ролик от монаха адвайты о различиях с буддизмом:
https://www.youtube.com/watch?v=vAZPWu084m4
Конечно буддизм как философия более проработан, а веданта более религиозна, и адвайта в том числе. Но по сути, адвайта ближе к западному мышлению, замешанному на платонизме. |
|
Наверх |
|
|
Тред сейчас никто не читает.
|
|
|
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы
|
За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
|