|
Дхарма Буддийское сообщество
|
Предыдущая :: Следующая тема |
Автор |
Сообщение |
ТМ
Зарегистрирован: 05.04.2005 Суждений: 13650
|
№443867Добавлено: Ср 03 Окт 18, 19:23 (6 лет тому назад) |
|
|
|
Проще понять момент как период между двумя изменениями. Если изменений больше нет - это ниббана. Потому практикуют углубление и расширение момента. Чтобы добиться полной неизменяемости и непрерывности
Не изменений, а страдания. Сотапанна как входит в ниббасамапатти? Он видит животных и понимает, что больше никогда среди них не окажется. Изменений там полно, а страданий уже почти нет.
Или изменений нет в затяжных рупавачарачиттах, а страдание все равно есть. Т.к. "Одним моментом" ничего не рассматривается. Это "настоящий момент" в целях отупления аудитории ввели в нью-эйдже, например.
Не получится просто понять - оно многомерное и основания делений не на западный манер. _________________ namaḥ samantabhadrāya samantaspharaṇatviṣe |
|
Наверх |
|
|
Frithegar заблокирован
Зарегистрирован: 27.04.2015 Суждений: 5882
|
№443868Добавлено: Ср 03 Окт 18, 19:24 (6 лет тому назад) Re: Каждый момент сознания - одна дхарма или совокупность дхарм? |
|
|
|
... но с другой стороны, в вопросе про "знатока" (ведагу) Нагасена объясняет как возникает одна конкретная дхамма посредством однонаправленного внимания через одну определенную жизненную индрию:
"ekaggatā jīvitindriyaṃ manasikāroti evamete dhammā paccayato jāyanti" http://www.tipitaka.org/romn/cscd/s0518m.nrf1.xml
буквально: "однонаправленное внимание через жизненную индрию обусловливает рождение дхаммы. И нет установленной причины для "знатока"" Специально из-за вас, из-за этого фрагмента, посмотрел перевод и полный оригинал.
Ну и ерунду же вы написали. Зачем же так уродовать смысл? Вот есть перевод с параллельным оригиналом. https://www.theravada.su/node/2418
Там говорится о возникновении сознания (винняна) по разным каналам восприятия и совместном возниковении с ним ряда дхамм. "ekaggatā jīvitindriyaṃ manasikāroti" - это окончание этого списка совозникающих с сознанием дхамм, начало вы отрезали.
Первую цитату я затегил как цитату. Что касается этой: "ekaggatā jīvitindriyaṃ manasikāroti evamete dhammā paccayato jāyanti" - смотрите словари. Каждое слово. Я считаю, что это можно так перевести: "однонаправленное внимание через жизненную индрию обусловливает рождение дхаммы"... если вы верите в другие переводы без их проверки ... блажен кто верует. Вопрос приоритетов в выборе объекта веры. Я не критикую другие варианты переводов. Я не противопоставляю себя чтобы возвысится или быть оригинальным. Но если говорить по сути - готов отстаивать правильность своего понимания. Только лишь ради нахождения правильного смысла. Если об этом речь ... С удовольствием признаю свою неправоту, если мне докажут, что я не прав _________________ живите больше
Ответы на этот пост: Wu |
|
Наверх |
|
|
Frithegar заблокирован
Зарегистрирован: 27.04.2015 Суждений: 5882
|
№443869Добавлено: Ср 03 Окт 18, 19:28 (6 лет тому назад) |
|
|
|
этот вариант перевода строго в русле данной темы. Что определенная дхамма рождается при направлении внимания через одну из жизне-индрий. Там Нагасена объясняет на примерах Милинде это с точки зрения Абхидхаммы _________________ живите больше |
|
Наверх |
|
|
Frithegar заблокирован
Зарегистрирован: 27.04.2015 Суждений: 5882
|
№443870Добавлено: Ср 03 Окт 18, 19:40 (6 лет тому назад) Re: Каждый момент сознания - одна дхарма или совокупность дхарм? |
|
|
|
Полный перевод этого отрывка А.Парибком:
Цитата: «Основанное на зрении и зримом, государь, возникает зрительное сознание; с ним совозникают соприкосновение, ощущение, распознавание, побуждение, нацеленность, жизнь-орудие, внимание. Так эти дхармы являются благодаря основанию, а «знаток» представляет собой ничто.
видел, конечно. Он тогда, 30 лет назад, не тщательно и дословно перевел эту фразу: "na hettha vedagū upalabbhati". Как это видно тут, в этой цитате. Очень не просто понять, что имеется в виду. Можно перевести: "нет установленной причины для знатока, который получает " (получает впечатления от восприятий). Имеется в виду, что нет такого отдельного "знатока", который существует отдельно от дхаммы данного момента. Каждое состояние обусловливается предыдущей причиной. Буддийская базовая истина. Но нужно её правильно понять...
перевод: "«знаток» представляет собой ничто" - не совсем правильный перевод, как мне кажется. Не совсем это имелось в виду, как я думаю. Но это, вероятно, ввело в заблуждение несколько поколений наших буддистов. На совести Парибковой это всё. Что "вообще нет нигде никакого "я"" - это и отсюда тоже произрастает. Это убеждение ... Но он готовит новую редакцию этой книги, как сам написал в ФБ. _________________ живите больше |
|
Наверх |
|
|
Ктото
Зарегистрирован: 05.02.2017 Суждений: 7305
|
№443887Добавлено: Ср 03 Окт 18, 20:52 (6 лет тому назад) |
|
|
|
Субъект и объект познания (недвойственные) всегда есть
Насколько я понимаю, выделение в восприятии субъекта и объекта - уже двойственность. _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Ответы на этот пост: Nima, ТМ |
|
Наверх |
|
|
Nima
Зарегистрирован: 25.11.2014 Суждений: 2905
|
№443894Добавлено: Ср 03 Окт 18, 21:16 (6 лет тому назад) |
|
|
|
Субъект и объект познания (недвойственные) всегда есть
Насколько я понимаю, выделение в восприятии субъекта и объекта - уже двойственность.
По поводу субъекта, его наличие признавали пудгалавадины, но не рассматривали его как независящего от скандх, с другой стороны, субъект они считали реальным, а не конвенциональным. |
|
Наверх |
|
|
Алексей_Михайлов заблокирован
Зарегистрирован: 21.04.2015 Суждений: 1111
|
№443914Добавлено: Ср 03 Окт 18, 22:29 (6 лет тому назад) |
|
|
|
Рупа целостно осознается как "Это красный цвет" или как "Это - кассирша" только на 15-ой и 16-ой кшане, а на 17-ой отстает при помощи так называемой чути-читта. Почти все предшествующие 15 читт являются мановиджнянами, за исключением соответствующей панчадваравартана-читты и предвосхищающей читты. А вот манодваравартана-читта, которая абсолютно необходима в процессе познания читт (так как направляет манас на дхарма-дхату) и при помощи которой порождается мановиджняна, сама является мановиджняной.
Два акта в один момент невозможны. Любое намопознание осуществляется в следующий момент. Что невозможно, если согласиться, что все ментальные акты (читты) одной продолжительности. Потому что есть такая вещь как манодваравартана-читта, сознание, которые направляет манас на его непосредственный объект (дхармы), прежде чем осуществилось познание этих дхарм (мановиджняна). Тоесть, ментальные дхармы, которые являются объектами манаса, должны существовать как минимум два момента.
http://dharma.org.ru/board/topic176-90.html
Ответы на этот пост: ТМ |
|
Наверх |
|
|
Ктото
Зарегистрирован: 05.02.2017 Суждений: 7305
|
№443921Добавлено: Ср 03 Окт 18, 23:17 (6 лет тому назад) |
|
|
|
Алексей_Михайлов
Спасибо
Буду потихоньку изучать. _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид." |
|
Наверх |
|
|
Ктото
Зарегистрирован: 05.02.2017 Суждений: 7305
|
№443924Добавлено: Ср 03 Окт 18, 23:33 (6 лет тому назад) |
|
|
|
Ктото
Вопрос можно понять двояко:
Упоминаемое здесь сознание - это либо общий поток сознания, из которого берется момент («срез») и рассматривается на предмет того, какие виды читты и чайтты (псих. факторов) там есть (в виде моментов, конечно, раз рассматривается момент сознания). Тогда обязательно имеется совокупность дхарм (несколько одновременных моментов разновидностей читты и чайтты)
Либо имеется в виду один момент одного вида читты или чайтты (сознания глаза, например, или ощущения). Тогда есть две т. з. - что он далее не разложим, и потому - дхарма, или разложим, но все равно дхарма - по другому критерию.
Спасибо _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид." |
|
Наверх |
|
|
Кира Кирилл
Зарегистрирован: 18.03.2012 Суждений: 10843 Откуда: Москва
|
№443925Добавлено: Ср 03 Окт 18, 23:38 (6 лет тому назад) |
|
|
|
яблоко и фон вокруг состоят из множества цветных точек.
Сначала мы различаем разноцветные точки.
Потом решаем по какому цвету их лучше группировать.
Группируем, допустим, по красному и его оттенкам.
Сгруппировав получаем форму — внутри яблоко, а снаружи — фон.
Если же обратить внимание на более простое — просто точку, то у нее есть лишь цвет, а формы нет. _________________ новичок на форуме, прочитавший несколько книжек
и доверяющий сведениям, изложенным в метафизическом трактате Д.Андреева "Роза Мира" |
|
Наверх |
|
|
Ктото
Зарегистрирован: 05.02.2017 Суждений: 7305
|
№443927Добавлено: Ср 03 Окт 18, 23:48 (6 лет тому назад) |
|
|
|
Думаю, что "одно мгновение - одна дхарма" годится только для описания того, что находится в фокусе внимания, осознается.
Потому что ничто не мешает мозгу на бессознательном уровне одновременно обрабатывать поступающие сигналы от разных органов чувств.
Поэтому подобные абхидхармические описания хороши для практики випассаны - когда внимание (а точнее - направленный с помощью внимания ум) в один момент отслеживает один феномен, в следующий момент - другой феномен и т.д. _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид." |
|
Наверх |
|
|
Ктото
Зарегистрирован: 05.02.2017 Суждений: 7305
|
№443931Добавлено: Чт 04 Окт 18, 00:14 (6 лет тому назад) |
|
|
|
То есть прав чайник2: в зависимости от цели к вопросу можно подходить двояко - и так, что момент сознания - одна дхарма, и так, что момент сознания содержит совокупность дхарм.
В первом случае момент сознания - не составное (относится к парамартха-сатье), во втором случае - составное (относится к самвритти-сатье). _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид." |
|
Наверх |
|
|
ТМ
Зарегистрирован: 05.04.2005 Суждений: 13650
|
№443942Добавлено: Чт 04 Окт 18, 01:35 (6 лет тому назад) |
|
|
|
Субъект и объект познания (недвойственные) всегда есть
Насколько я понимаю, выделение в восприятии субъекта и объекта - уже двойственность.
Недвойственность - это отношение познания и объекта. Они взаимосвязаны. Не один, не два раздельных, а взаимосвязаны. В тхераваде такого слова я совсем не припомню. Они успешно обходятся без него.
Цитата: According to Dharmakīrti, an object of cognition is not external or separate from the act of cognition itself. This is because the object is "necessarily experienced simultaneously with the cognition [itself]" (Pramāṇavārttika 3.387).[4] The view that there is a duality (dvaya) between an object (grāhya) and a subjective cognition (grāhaka) arises out of ignorance.
У Будды, вот, безошибочное познание джней (знаемого) мудростями. Нельзя же сказать, что у него сознание - это познаваемое. Совсем бред получится.
Цитата: Субъе́кт (лат. subjectum «лежащее внизу; находящееся в основе») — носитель деятельности, сознания и познания[1]; индивид, познающий внешний мир (объект) и воздействующий на него в своей практической деятельности; человек или консолидированная группа лиц (напр., научное сообщество), общество, культура или даже человечество в целом, противопоставляемые познаваемым или преобразуемым объектам
Но вот такого точно нет - "носитель сознания" и пр. _________________ namaḥ samantabhadrāya samantaspharaṇatviṣe |
|
Наверх |
|
|
ТМ
Зарегистрирован: 05.04.2005 Суждений: 13650
|
№443944Добавлено: Чт 04 Окт 18, 01:50 (6 лет тому назад) |
|
|
|
Два акта в один момент невозможны. Любое намопознание осуществляется в следующий момент. Что невозможно, если согласиться, что все ментальные акты (читты) одной продолжительности. Потому что есть такая вещь как манодваравартана-читта, сознание, которые направляет манас на его непосредственный объект (дхармы), прежде чем осуществилось познание этих дхарм (мановиджняна). Тоесть, ментальные дхармы, которые являются объектами манаса, должны существовать как минимум два момента.
http://dharma.org.ru/board/topic176-90.html
Это, кстати, один из аргументов, что "прямое познание" имеет значение без ошибок, а не "прямо сейчас". "Прямо сейчас" и реку не увидеть, а вот увидеть реку без ошибок вполне можно, даже если она чуть-чуть изменилась. _________________ namaḥ samantabhadrāya samantaspharaṇatviṣe |
|
Наверх |
|
|
чайник2
Зарегистрирован: 11.09.2008 Суждений: 4047
|
№443956Добавлено: Чт 04 Окт 18, 10:00 (6 лет тому назад) |
|
|
|
ТМ, спасибо
Есть разные кшаны. Она не одна, как у нас "секунда", например. А есть момент читты, момент познания и прочие моменты. В читтакшану ничего не познается, т.к. это деление процесса знания - минимально осмысленного момента. Но и она делится на составляющие на разных уровнях.
Не поняла только, что там может еще дальше делиться в читтакшане.
В Абхидхамме на рождение, пребывание и смерть\джара, стхити, марана. У сарвастивадинов вайбхашиков перед смертью еще идет старение.
Те, кто считает, что кратчайший момент нельзя разделить на эти элементы, говорят, что такой момент начинается (рождается)... и прекращается, но у него невозможно найти (обнаружить) начало (рождение)... и конец (прекращение), поэтому и разделить его нельзя (когда то это здесь обсуждалось).
Те, кто считает, что любой момент можно разделить, видят в этом противоречие: раз начинается (рождается)... и прекращается, то должен быть составным: само обнаружение его начинания и окончания и будет обнаружением его начала и конца.
Ответы на этот пост: ТМ |
|
Наверх |
|
|
|
|
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы
|
За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
|